Итак, мы сказали, что принцип бесконфликтности обеспечивает поистине полное расслабление. Почему? Что вызывает напряжения ума и тела?
Ученик: Конфликты?
Конфликты. Тохей-сэнсей сказал, что конфликты существуют в относительном мире. Такой мир полон конфликтов. Тогда задам вопрос: нужно ли допускать в себе напряжения при проявлении конфликта?
Ученик: По всей видимости, нет, но мы допускаем.
Вот именно. Мы, как правило, допускаем напряжения и обвиняем во всем конфликт. Но, на самом деле, напряжения появляются потому, что мы пытаемся бороться с конфликтом. А борьба возникает из-за того, что мы воспринимаем окружающих как некие объекты. И, конечно же, не следует забывать о том, что четыре основных принципа позволяют нам достичь состояния единения души и тела, неразделения, единства. В конечном итоге, наши занятия направлены на то, чтобы стать едиными, признать, что мы едины со вселенной.
При этом одно только понимание не принесет нам никакой пользы. Необходимо воплотить понимание на практике. И лучшего времени, чем сейчас, для этого не найти. Поэтому мы всегда воплощаем этот принцип в каждый момент времени. Как же мы достигаем бесконфликтности? Если мы не хотим бороться, нам лучше не рассматривать предмет, событие или человека как нечто отдельное от нас, так? Ведь если мы будем отделять себя от окружающего мира, нам придется бороться. Такая практика является вполне эмпирической. Она не умозрительна. Цель ее не состоит в том, чтобы умом увидеть некое волшебство в своих отношениях с миром: «Да, я вдруг увидел, что мы едины». На словах это звучит хорошо, но на практике не дает результатов.
Не следует забывать, что четыре основных принципа описывают одно и то же. Иногда их даже трудно соблюдать по отдельности. Лично мне гораздо проще понять методику расслабления через сосредоточение на единой точке в нижней части живота. Такое расслабление непостижимо умом, оно подразумевает неразделение, отсутствие противопоставления себя и объектов окружающего мира. При этом мы не смотрим на других как на некий отдельный от нас объект. Это великая философия. Но воплотить ее на практике может быть очень непросто. Однако удерживать внимание в единой точке очень просто. Мы работаем над этим принципом в течение многих лет, и весь предыдущий месяц он являлся основной темой наших занятий. Даже находясь в эпицентре самого яростного конфликта, мы можем погрузить внимание в единую точку. Это знакомое всем нам упражнение. Стоит нам сосредоточиться на единой точке, как мы достигаем полного расслабления. Вес перемещается вниз. Внимание и Ки расширяются, а не остаются внутри нас.
У кого-нибудь еще есть вопросы о принципе полного расслабления? Может, кто-нибудь хочет высказаться?
Ученик: Сэнсей, если мы не отделяем себя от всего и вся, то как быть при виде человека, который борется? Надо ли присоединиться к этой борьбе? В смысле, надо просто сохранять спокойствие и не мешать такому человеку бороться, или как? Я пока не научился не отделять себя от окружающего мира. Я хочу сказать: если вы видите, как он там борется, как достичь с ним единства?
В такой ситуации всегда полезно обратиться к примеру додзё. Поэтому мы и занимаемся айкидо. В додзё принципы находят свое физическое выражение. Я задам тебе такой вопрос: если кто-то борется и пытается удержать тебя за запястье, как с ним лучше поступить? Следует ли с ним бороться?
Ученик: Нет, сэнсей.
А что ты тогда делаешь, если не борешься?
Ученик: Расслабляюсь и перехватываю инициативу.
Конечно. Хорошо. Человек по своей природе не любит страдать в одиночку. Когда ваш противник или, если угодно, ваш напарник борется, он хочет, чтобы и вы боролись. В этом-то все и дело. Они пытаются спровоцировать конфликт. Так ведь? Именно это и происходит. У вас не получится нейтрализовать эту негативную энергию, если вы будете с ней бороться. Мы знаем, что это бесперспективно, и, тем не менее, можем раз за разом повторять эту ошибку. В додзё мы четко и ясно усваиваем то, что, отвечая борьбой на борьбу, состязательством на состязательство, агрессией на агрессию и вообще как-либо сопротивляясь, мы лишь подливаем масло в огонь и усугубляем страдания.
Ключевым моментом в айкидо является способность сохранять достаточное спокойствие и присутствие духа даже тогда, когда вокруг все рушится, когда окружающие находятся в состоянии яростной борьбы, испытывают гнев и разочарование. С этим ничего не поделаешь. Я хочу сказать, что мы учим иным способам противодействия определенным движениям, но ключом ко всем этим приемам является не столько сами движения, сколько способность сохранять спокойствие, удерживать внимание в единой точке, пока мы двигаемся. Так? В повседневной жизни вам никто заранее не скажет: «Когда он сделает так, поступай так». Нет. «Когда он скажет тебе что-нибудь в гневе, ответь ему так-то и так-то. Это отличный прием в данном случае». Нет. На самом деле, нам часто даже нечего ответить. На самом деле, зачастую даже лучше ничего не отвечать. Но сам ты этого заранее не знаешь, и никто не сможет заранее предугадать ход событий. Мы ждем, как будет развиваться ситуация, и, если нам удается сохранять спокойствие в каждый момент времени, то у нас больше возможностей поступить наиболее эффективно, проявить участие и поддержать окружающих правильно подобранными словами или верными поступками. Это может привести к определенным результатам, а может и не привести. Ключевой момент заключается в том, чтобы быть здесь и сейчас.
Я понятно объяснил?
Ученик: Да, сэнсей.
Ученик: Сэнсей, скажите, прав я или нет, когда связываю вовлечение и невовлечение в ситуацию с тем, что нам нравится или не нравится? Как преодолеть свои симпатии и антипатии, как они влияют на способность сосредотачиваться в единой точке? Как наши пристрастия влияют на способность полностью расслабиться, стать единым со вселенной? Или никак не влияют?
Можно пример?
Ученик: Ну, возьмем, например, работу. Допустим, вам дают задание, которое вы считаете несправедливым, и вам совсем не нравится эта ситуация, но задание все равно придется выполнить.
Потому что это работа.
Ученик: Ну да. Может, вы и не должны выполнять эту работу. Вы можете возмутиться и все такое. В вас говорит чувство несправедливости и возмущение. Ситуация вас не устраивает. Вы уверены в своей правоте и считаете, что кто-то другой ошибается.