В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались.
Нейл Армстронг с помощью двигателей системы ориентации совершил полный поворот лунного модуля вокруг вертикальной оси.
Майкл Коллинз визуально осмотрел его и сообщил, что опоры посадочной ступени раскрылись нормально.
Когда связь с Землёй восстановилась, Нейл Армстронг доложил в ЦУП в Хьюстоне о расстыковке.
Майкл Коллинз отвёл «Колумбию» на расстояние около 1300 м.
В конце 13-го витка, над обратной стороной Луны, на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля.
«Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км.
Он летел опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности.
Нейл Армстронг заметил, что один из ориентиров, кратер Маскелайн W, они пролетели примерно на 3 секунды раньше, чем предполагалось.
Это означало, что они сядут дальше расчётной точки.
В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения (примерно в 400 км к востоку от запланированного района посадки) был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения.
Примерно через 4 минуты после этого «Орёл» был повёрнут по крену на 180°, иллюминаторами вверх, Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин почти прямо перед собой увидели Землю.
Такой поворот был необходим по двум причинам: чтобы посадочный радар смог захватить поверхность и чтобы на завершающем этапе посадки, когда корабль развернётся в вертикальное положение, астронавты могли видеть район, куда садятся.
Почти сразу после этого сработала аварийная сигнализация бортового компьютера, о чём Нейл Армстронг доложил в ЦУП.
Лунный модуль в этот момент находился на высоте 10 200 м.
Из Хьюстона ответили, что всё выглядит нормально.
Такая нештатная ситуация астронавтами на Земле не отрабатывалась.
Сигнал тревоги был вызван перегруженностью бортового компьютера, в который помимо навигационных данных поступала ненужная в тот момент информация от радара встречи с командно-служебным модулем (переключатель радара был поставлен Нейлом Армстронгом в такое положение примерно за 3 минуты до первого тревожного сигнала).
Всего за время посадки сигнализация срабатывала 5 раз, что сильно отвлекало внимание астронавтов.
Определяющим в принятии решения ЦУПа о продолжении посадки стало слово специалиста по навигационным системам лунного модуля Стива Бэйлза, который посчитал, что перегруженность компьютера не поставит посадку под угрозу.
Через восемь с половиной минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км, начался этап приближения к точке посадки, бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию.
«Орёл» начал медленно поворачиваться в вертикальное положение.
На высоте 1,5 км при скорости снижения 30,5 м/с Нейл Армстронг на некоторое время отключил автоматический режим, чтобы сделать пробную корректировку ориентации, всё работало нормально.
Нейлу Армстронгу следовало сделать этот тест чуть раньше, чтобы в те мгновения заниматься уже исключительно визуальным поиском подходящей площадки для посадки.