Источник получения и источник отдачи.

Рассмотрим следующие две важнейшие ценностные категории, которые к тому же являются источниками: получение (обозначатся Цп, Цп0, Еп) и отдача (обозначается Цо, Цо0, Ео). Эти 2 источника идут рука об руку и составляют основу человеческих отношений: дружбы, вражды, служения, доминирования… Их формулы отзеркаливают друг друга.

Возьмём уже разобранные чуть ранее мыслеобразы действия, направленного на кого-то другого (Ца), и последствие этого действия в виде изменения состояния этого самого другого (Цэ). Теперь осмыслим действие и последствие как единый скреплённый статусный мыслеобраз, характеризующий вас самих: (Ца → Цэ). Это и есть формула источника отдачи (Цо) – осознание самого себя как влияющего на другое существо. Теперь отзеркалим эту формулу так, чтобы действующим субъектом оказался некто другой (Цэа), а претерпевающим изменения – вы сами (Ц). Получаем формулу: (Цэа → Ц) – этоисточник получения (Цп) – по-прежнему осознание самого себя, но уже как находящегося под влиянием со стороны другого существа.

Механика оценки этих составных мыслеобразов двухэтапная. На текущую ценность итогового мыслеобраза влияет оценка его составных частей. Аспект активки не особо важен, важен лишь рост/поражение целевой ценности (эмпатии в случае отдачи и собственной в случае получения).

Осознаёшь, что твои действия привели к усилению другого:

(Ца → Цэ↑) = высокий Цо

Осознаёшь, что твои действия привели к ослаблению другого:

(Ца → Цэ↓) = низкий Цо

Осознаёшь, что действия другого привели к твоему усилению:

(Цэа → Ц↑) = высокий Цп

Осознаёшь, что действия другого привели к твоему ослаблению:

(Цэа → Ц↓) = низкий Цп

А дальше главное – сравнение текущего коэффициента ценности с эталонным. Выяснение того, насколько текущее положение дел в плане отдачи или получения соответствует вашим ожиданиям и убеждениям. За кого вы себя принимаете в отношениях с тем или иным человеком? За друга? Приятеля? Врага? Или, может быть, нейтрала? За подчинённого или ведущего? За учителя или ученика? За нужного или нуждающегося? А о какого рода влиянии идёт речь? Оно может быть и физическим, и ресурсно-материальным, и организационным, и интеллектуальным… Кстати, концепты так называемых «справедливости», «законности», «морали» и «нравственности» – это тоже весьма забавные частные случаи пресловутых источников получения и отдачи. Только здесь собственные статусы берутся не в отношении кого-то конкретного, а в отношении умозрительного неопределённого круга лиц. Всё это – те или иные регламенты касательно влияния людей друг на друга, «обязательства» и «договоры», пусть даже и негласные, но прекрасно осознаваемые. В общем, всевозможных обстоятельств и статусов множество, и каждому из них соответствуют свои эталонные коэффициенты: Цп0 и Цо0. Ну а дальше идёт уже известное вам сравнение. Если Цп > Цп0, то это рост источника получения (Цп↑). Если Цп < Цп0, то это поражение источника получения (Цп↓). Если Цо > Цо0, то это рост источника отдачи (Цо↑). Если Цо < Цо0, то это поражение в отдаче (Цо↓).

Теперь касательно чувственных доливок, которые делают источники такими важными восприятиями. В растущий источник получения (Цп↑) доливается специфическая радость, которую ещё называют благодарностью. В растущий источник отдачи (Цо↑) доливается не менее весомая радость с оттенком нежности. Всё это очень приятные формации из МЧ с высоким плюсовым зарядом и силой, варьирующейся в большом диапазоне. Что же касается поражённых источников, то эту тему мы рассмотрим гораздо подробнее. И начнём с Цп.

Устранение гнева.

Сфера отношений в нашем мире весьма и весьма проблемна. Всё благодаря завышенным ожиданиям и несуразным убеждениям, на которых эти ожидания базируются. Дело в том, что люди зачастую по наивности своей допускают презумпцию того, как будто бы между ними уже по умолчанию установлена некая договорённость об «общепринятых правилах социального поведения», и считают, что все встречающиеся им персонажи должны эти правила выполнять. А к чему сводятся все эти нормы? К выполнению определённых «обязательств», то есть к банальной помощи и поддержке по установленным правилам или на худой конец – поддержанию нейтралитета. И тогда, при невыполнении оных норм другими людьми (Цэа → Ц↓), вы запросто можете решить, что вам «недодали» – недодали всего того, что они «обязаны» были дать вам «по праву». По какому праву – известно только вам одному, ведь именно вы в это «право» уверовали. Вы заранее позиционируете свой статус как «друга» или «нейтрала» – с довольно высоким Цп0. А потом внезапно узнаёте, что на самом деле нянчиться с вами никто не собирается, а значит, ваш текущий статус (Цп) гораздо ниже – уж никак не «друг». В результате имеем мыслеобраз повреждённого источника (Цп↓), отчего получаем нехилую такую дозу квалифицированного страха, ибо за счёт доливок из МЧ с минусовым зарядом это уже не просто мыслеобраз, а эмоция. И эмоция эта – гнев.

Гнев реализуется через доливку из МЧ. Заряд глубокий минусовой. Энергообеспечение выше среднего, иногда даже очень намного. Доливается только в поражённый источник получения (Цп↓) и представляет собой разновидность квалифицированного страха.

А вот ещё одна чудесная эмоция: ярость. Тоже доливка из МЧ. Но в отличие от гнева заряд у неё плюсовой и высокий. Энергообеспечение высокое и ещё выше, иногда достигающее колоссальных величин. Является разновидностью радости со специфическим страстным оттенком. Доливается только в активные мыслеобразы (Ца↑), особенно в первичные активки из разряда атаки.

Видите ли, какая интересность… одно следует за другим. Это скриптовый механизм, входящий в состав инстинкта убийства. Да-да, таким укомплектовано подсознание каждого участника нашего любимого земного аттракциона, включая вас. Доливка гнева в Цп↓ тут же приводит к активации скрипта: мгновенно появляется ассоциативная связь к мыслеобразам уничтожения потенциальных противников (Ца↑), в которые тут же доливается ярость, собственно, и побуждающая это уничтожение как можно скорее произвести. Руки начинают чесаться.

Гнев и ярость незаслуженно смешивают. По недосмотру, разумеется. А ведь стоило бы отделить мух от котлет. Коктейли, содержащие ту или иную долю этих ингредиентов, широко известны под следующими эмоциональными брендами: обида, осуждение, злость, жажда отмщенья, ненависть, негодование, возмущение, раздражение, презрение… Наша задача та же что и всегда: минимизировать страх и максимизировать радость. То есть процент гнева должен быть сведён к нулю, против радостной ярости же мы ничего не имеем. Но вот незадача: именно ярость – ключевой механизм агрессии – генератора тысячи проблем – так что тут уже решайте сами, надо оно вам или нет. Однако не надейтесь, что вы так просто сможете ей противостоять. Ваша воля направлена только на прекращение неприятных формаций восприятия – в данном случае инстинктивного страха и гнева. Но только не на прекращение ярости, ибо она – приятна.

Итак, как будем устранять неприятные доливки гнева? Способ таков: устранить мастерские мыслеобразы поврежденного источника получения (Цп↓) – и тогда гневу просто некуда будет доливаться, после чего он исчезнет (а вслед за ним исчезнет и ярость как решающий мотиватор к агрессивным действиям). Логические связки тут очень простые. Некто не дал вам того, что вы рассчитывали от него получить? Или же оппонент и вовсе атакует вас? Так или иначе, статус недополучившего собирается в момент (Цп↓). Наша цель – избавиться от подобных мыслей. Как этого добиться? Вариантов будет много.

Вариант №1. Инстинктивный естественный путь – месть. Инстинкт убийства со своей яростью активируется неспроста. Раз уж он так рьяно активируется, посмотрим, что будет если пройтись этим путём – путём ответного уничижения оппонента.

Главное, что есть в мести – её вкус. И во вкусе этом присутствует ещё один интересный компонент – ещё одна доливка из МЧ. Приятная – с плюсовым зарядом. Явно не гнев, но уже и не ярость. Возникает именно при успешном свершении мести или же от предвкушения такого свершения. В то же время её восприятие не является простым освобождением от гнева (которое идёт как побочный эффект). Что же это за доливка такая, и главное – что это за мыслеобраз такой, куда она доливается? Выясним это, проследив всю ассоциативную цепь мстителя. И, надо заметить, в этот раз она будет весьма замысловата.

Во-первых, мститель пытается убедить себя в том, что он не является недополучившим. Почему? Потому что, отомстив, он сводит с противником счёты. Предполагается, что противник недодал вам чего-то (или попросту «атаковал» вас) не просто так, а с целью приобретения собственной выгоды (Цэа → Цэ↑). Тогда, если вы теперь своей ответной атакой повредите ему, сведя его халявно обретённую выгоду к нулю, то вы воспримете этот свой акт не просто как нападение (Ца → Цэ↓), но как воздаяние, последствие предыдущей атаки противника. В результате его атака и последствие этой атаки в виде потерь от вашего возмездия (Цэа → Цэ↑ → Цэ↓) воспримутся вами как единый активный мыслеобраз в поражённом аспекте – как неуспешная проваленная атака (Цэа↓). И пофигу, что этот финт осмысляется задним числом. Главное, что раз атака противника провалена (он ведь рассчитывал навариться на ней, а в итоге нарвался на вашу ответку и потерял), то и итоговый мыслеобраз поражения источника получения будет полностью или частично аннулирован (Цэа↓ → Ц↓). То есть понесённый вами урон всё ещё детектируется (Ц↓), но воспринимается по большей части как полученный стихийно, а не адресно – статуса недополучившего (Цп↓) уже не возникает, так как вы с противником теперь «квиты». Ну а раз Цп↓ больше не складывается (или складывается уже не так хорошо), то и доливки гнева существенно сокращаются, а то и вовсе прекращаются. Этот ассоциативный алгоритм держится на соплях и притянут за уши чуть менее, чем полностью. Однако он действительно освобождает от гнева, причём работает даже при пассивной мести, когда противник получает урон со стороны. Но мы так и не ответили на вопрос о природе той «сладкой» доливки, что возникает именно при свершении активной мести, поэтому продолжаем копать дальше.

Противник, получая повреждения, позволяет вам уничтожать его, тем самым делая ваши атаки успешными. А поскольку благодаря инстинктивной сверхприятной ярости, доливающейся в атаку (Ца↑), ваши атаки воспринимаются за весьма весомую собственную ценность, то выходит что противник оказывает вам услугу, делая эти ваши атаки успешными лишь только одним фактом получения от них урона. И вот здесь наступает ключевой момент. Это его получение урона воспринимается не само по себе, но как последствие нанесённой ранее по вам атаки (Цэа). В результате та атака и теперешнее получение вреда из-за вашей ответной атаки будет воспринято как единый активный мыслеобраз (Цэа). И тут же за ним следом идёт последствие в виде вашей удовлетворённой яростной жажды убийства. В итоге таким вот нестандартным путём складывается формула оказания услуги: (Цэа → Ц↑) – а это уже растущий источник получения. Причём не просто Цп↑, а источник получения в своём активном аспекте (Цпа↑) – ведь вы восприняли это как свой собственный акт становления «получателем» – становления тем, кто «выбивает из оппонента долг, вынуждая его платить по счетам своей кровью». Именно сюда, в Цпа↑ и доливается эта специфическая доливка, делающая месть такой вкусной. Переводя на русский язык, её можно обозначить как «извращённо-садистская благодарность противнику за то, что он сдох, разрешив вам его порешить». Но повторюсь, заряд у неё плюсовой, и это сразу 2 источника в аспекте роста (тут вам и источник получения, и источник воли), потому Цпа↑ является сверхсильным мотиватором и великолепной разновидностью радости, к которой мы так стремимся. Позже вы узнаете, что мыслеобразы по формуле Цпа являются одной из главных составных частей концепта доминирования. Так что, если всё вышеописанное сформулировать одним предложением, то придёт такое понимание: успешное отмщение врагу ассоциируется с вашей над ним властью. А это одна из самых мощных социальных ценностей.

Однако эта бочка мёда не обошлась без своей ложки дёгтя. Хотя будет ли уместным в случае мести называть её последствия всего лишь «ложкой»? Неудачно исполненная месть (то есть почти любая) оставляет за собой отвратное послевкусие, состоящее как минимум из 4 сортов дерьма:

Первое: поражённая эмпатия – тот, кому ты отомстил, получил урон, и ты это пронаблюдал, получив неприятную доливку сострадания (Цэ↓).

Второе, вытекающее из первого: поражённый источник отдачи – именно твои действия привели к ослаблению другого. Осознал это, получил неприятную доливку вины (Цо↓).

Третье: осознание угрозы новой ответной атаки и её последствий (Ц↓). Может усугубиться инстинктивным страхом и тревожностью (Цж↓).

И четвёртое, самое отвратительное и весомое: остаточный недоустранённый по несовершенному алгоритму мести гнев, по-прежнему доливающийся в поражённый источник получения (Цп↓). Это из серии «если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь у тебя бентли, то всё равно в детстве у тебя не было велосипеда». Если над тобой надругались, но ты успешно отомстил, то над тобой всё равно уже надругались. Ты помнишь.

Как с учётом всего этого приготовить идеальную месть? Ну, во-первых, для максимально эффективного устранения гнева без остатка она должна быть… горячей. Отхватил люлей – тут же мгновенно контратаковал. Но вот незадача – чем горячее месть, тем больше шанс налажать. Холодная месть повышает шансы на успех атаки, но чем дольше вы будете вынашивать планы, тем дольше будете воспринимать гнев (Цп↓). Кроме того, для того чтобы избавиться от неприятных последствий нанесённого возмездия (Цэ↓ и Цо↓) надо проводить свою атаку исключительно в виде техники доброго удара, что не очень просто. Ну и в довершение ко всему чтобы избавиться от ответной атаки противника, надо или добивать наверняка (добрый удар в таком случае будет весьма затруднителен), или бить из скрытности (тогда никакого безостаточного устранения гнева). Ну или быть неуязвимым суперменом, хотя такому и мстить незачем.

Да, отмщение – способ хоть и рабочий, но дырявый. Только просветлённый мастер сможет мстить с идеально устранённым гневом и нулевыми виной и страхом, нанося оппоненту тактический вред и в то же самое время причиняя стратегическое добро. Неудачная же месть будет вас убивать. И прямо – от ответных атак зашкваренных противников, и косвенно – от накопления гнева, не утихающего до свершения отмщения (а часто – даже и после). Кроме того, с каждым актом мести в вашем подсознании будет всё сильнее закрепляться единственная тактика прохождения подобных ситуаций, когда вы пытаетесь восстановить потерянный Цп↓ атакой, что приведёт к новым потерям, новому гневу и новой мести. Осмысление всех этих факторов в совокупности напрочь отбивает желание идти путём мести. А если и не отбивает, то всё равно приходит осознание, что одной мести, а тем более, неумелой, определённо не достаточно. Придётся использовать более продвинутые варианты.

Фух, с инстинктивным путём разобрались.

Вариант №2. Дипломатический. С источником получения железная логика «потерял – восстанови» не слишком работает, потому что тут основную роль играет чужая воля, а у нас есть только своя. Однако, здесь можно пойти на хитрость, попытавшись этой чужой волей управлять.

Мысленный эксперимент. Вы – маг, способный управлять ходом чужих мыслей, этакий майндконтроллёр. Некто нанёс вам урон, но будете ли вы устранять свой гнев мщением через уничтожение? Конечно нет – зачем вам эти костыли, если можно пойти напрямую и заставить оппонента служить вам, восстановив свой Цп по полной программе? Однако вы не маг. Более того – что делать, если вы не собираетесь идти по классическому сценарию преодоления гнева – не можете или не хотите проводить достойную атаку в ответ, но активность проявить всё же хочется? Можно восстановить свой Цп обходными путями. Какими именно – зависит от вашего гения.

Так или иначе, сподобьте оппонента на примирение и на возмещение причинённого вреда (Цэа↑ → Ц↑). Раз бывший враг переходит к вам в услужение и исполняет вашу волю, то по житейской логике это проканает в деле избавления от зашкварного статуса «недополучившего» не хуже раздачи люлей. Источник получения в данном случае быстро восстановится и даже может выйти в плюс (Цп↑). Главный минус этого способа в его трудновыполнимости. И это не считая медлительности исполнения. Если же вы хотите вообще не зависеть от чужой воли, то придётся выбрать что-то ещё. Например, вместо попыток изменения самой ситуации – менять отношение к ней.

Вариант №3. Просветлённый. Это ретроспективная техника доброго удара, применённая на себя же в контексте техники перепрохождения. Отношения по принципу «учитель-ученик». Ваш оппонент преподнёс вам урок. И уж постарайтесь его усвоить.

По сути это широко известный трюк из разряда «что не убьёт вас – то сделает сильнее». Здесь атакующий или ещё каким-то образом чего-то там недодавший вам оппонент занимает позицию некого испытателя, который помогает своему ученику (вам) под градом атак обрести силу и раскрыть в себе спящий потенциал. Ну не со зла он это. А для вашей же пользы. Сумеете убедить себя в этом – техника сработает, и поражённый Цп↓ с доливающимся в него гневом устранится, а на его место придёт растущий аспект источника получения Цп↑ с доливающейся в него благодарностью за тренировку.

Как ловчее убедить себя в этом? Увидев свою выгоду, разумеется. Это не сложно – в данном случае вторичная выгода самоочевидна: жёстко обращающийся с вами оппонент помогает вам развить собственные ценности из разряда силы, способностей и выживаемости. Неоказание помощи или атака, приведшая к тактическому ослаблению, оказалась ещё и средством для вашего же стратегического усиления (Цэа → Ц↓ → Ц↑↑). А значит, в итоге вами не получено никакого урона, а следовательно, нет и повреждения источника получения. Гнев устранён.

Вариант №4. Отрешённый. То были методы достижения победы в игре в «получателя» по правилам, пусть и с небольшими хитростями. Но есть и принципиально иной путь – выйти из этой игры вообще! Невозможно потерять то, чего не имеете. Включая ваш источник получения, если вы не обременены завышенными ожиданиями на этот счёт.

Избавиться от ожиданий на подтверждение своего статуса получателя нелегко, особенно если он прочно въелся в ваши убеждения, но реально. Разумеется, убеждения эти придётся подрихтовать. А делается это помощью той же техники перезагрузки. По правде говоря, это очевидно: надо просто-напросто избавиться от стереотипа прав и обязанностей. «Никто ничего никому не должен» – идеально подходит к нашему случаю. Да-да, ни вы, ни вам. В конце концов, ещё никто не отменял священную мудрость, разом спасающую от всех проблем: 7 бед – 1 ресет. Если уж вы с кем-то поначалу и недопоняли друг друга – так перезагрузите ваши отношения! Переведите их из одной плоскости в другую.

Пример: вы считали себя «нейтралом», но вдруг вас нагло атаковали. Теперь ваш Цп (я оказался врагом по отношению к агрессору) падает ниже чем Цп0 (хотя должен был быть нейтралом и мирно сосуществовать с ним). Но если перевести ваши отношения с оппонентом из плоскости дружбы или нейтралитета в плоскость вражды, то картина резко изменится: вы по-прежнему терпите простой урон в ходе сражения (Ц↓), но урона ценностям получения уже не получаете, ведь ваш Цп = Цп0. Ваше новое убеждение: я нахожусь в состоянии войны с противником, ну а на войне как на войне. Если вы стали врагом вместо нейтрала, то вам по статусу положено подвергаться атакам, а вашему противнику по статусу положено вас атаковать – и это воспринимается как вполне нормальное явление. В этом случае ваши отношения с противником будут окрашены яростью (в Ца↑), но никак не гнева. Вы гневаетесь, находясь под атаками противников, которые пытаются вас убить? Нет! – потому что знаете, что вы для них – враг. И ожидаете возможной атаки с их стороны. Вот так благодаря адекватным ожиданиям ваш источник получения остаётся неуязвим. Да, остаётся проблема получения обычного урона (Ц↓), но это уже из другой оперы и с этим мы разобрались – техника доброго удара к вашим услугам.

Если же вы воспринимали себя как господина и теперь переводите ваши отношения в плоскость дружбы (удобно, когда оппонент не атакует, а просто перестаёт выполнять ваши требования), то вместо подчинения со стороны оппонента вы теперь будете ожидать возможной добровольной помощи или хотя бы нейтралитета, что наверняка и будет достигнуто. В этом случае Цп также не окажется ниже чем Цп0, и никакого недовольства и обид не возникнет.

Итак, вот основные способы. Выбирайте любой или сразу несколько и устраняйте Цп↓. Вообще, каждый вариант хорош по-своему. Например, в битве прекрасно заходит горячая месть. С дорогими и важными для вас людьми лучше второй способ – договориться мирно. Если ваш источник получения повреждается потому что вас атакуют – хорош третий способ с ретроспективным добрым ударом. А если вам просто недодали каких-то благ, не удовлетворив ваши завышенные ожидания – наилучшим образом сработает техника перезагрузки с приведением этих ожиданий в норму. А сейчас будет ещё ряд менее универсальных, но действенных дополнительных способов.

* В ряде случаев великолепно срабатывает углублённая эмпатия к оппоненту. Она помогает лучше понять мотивы другого человека и открыть истину, что часто никакой атаки в своём исконном значении с его стороны нет – но есть самозащита. При осознании этого стартует автоматическая перезагрузка, поражённый Цп↓ устраняется (формула получателя попросту не складывается), и гневу становится некуда доливаться – он исчезает.

* Сподобьте оппонента на матч-реванш и победите в нём. Создайте новую аналогичную предыдущей ситуацию, в которой противник так же вас атакует, и пройдите её победно, успешно защитившись. «Ударили по одной щеке – подставь другую». Вот только не давай по ней ударить. Победив в этой мини-игре или хотя бы сведя её ничье, вы сможете провести некое подобие техники перепрохождения и пересмотреть итоги предыдущего «раунда» и всей «игры» в контексте текущей победы. Не дав противнику совершить успешную атаку, вы избавитесь и от своего статуса «отхватившего люлей», то есть поражённый Цп↓ восстановится до нормы.

* Переманите противника на свою сторону, сделав его своим союзником по более стратегическому направлению совместной деятельности. При этом весь нанесённый вам урон воспринимается как «френдлифаер» – издержки сосуществования с этим «неудобным союзником», ценность которого их перекрывает. Такой урон не вызывает гнева и не требует отмщения. То есть по сути вы выполняете разновидность техники обмена. Это трудный путь. Прокатит далеко не со всеми.

* Ещё одна разновидность техники доброго удара, применённой на себя, но с нюансом. Если не можете найти вторичную выгоду – вспомните о самой-самой первичной. Радость не от результата, а от процесса. Ведь ты не гневаешься, когда терпишь урон от противников в игре! И при этом не потому что осознаёшь, что качнёшься и победишь. Но потому как понимаешь, что без противников нет и самой игры. Здесь получение атаки от врага – осознаётся не как Цп↓, но как рост ценности самой игры (Ц↑, Ца↑ и даже Цп↑) – ведь ты получаешь от него игровой опыт. И при этом и сам можешь атаковать его с полной яростью, но вообще без гнева.

А хотите ещё забавный способ? Вот вам, на десерт. В чём смысл фразы «бьёт значит любит»? Значит хочет тебя перевоспитать, потому что ему на тебя не плевать. Ассоциативная цепь примерно такова: если кто-то меня атакует – значит пытается меня изменить так, чтобы ему было удобно – так чтобы моё существование приносило ему радость – а значит он пытается развить мои способности к отдаче, что является само по себе моей самостоятельной ценностью – значит он помогает мне усилить мои же ценности – значит, находясь под его атаками, я получаю помощь. Источник получения собран! Формула: Цп↓ → (Цэа↑ → Цо↑) → Цп↑. Вот такой вот трешовый мазохистский способ, по совместительству являющийся одним из оттенков серого. Я, конечно, рекомендовал бы пользоваться четырьмя основными способами, но мало ли что.

Устранение вины.

Эта статья будет короткой, так как во многом повторяет предыдущую. Если вы научились устранять поражения источника получения, то с поражённым источником отдачи у вас не возникнет никаких проблем. Ну и наоборот – освоил устранение Цо↓ – значит не имеешь проблем с Цп↓.

«Я не оказал ему достаточной помощи (Ца↓ → Цэ↓), значит я ненужный (Цо↓)». «Я нанёс ему вред (Ца → Цэ↓), значит я плохой (Цо↓)». Знакомы подобные мысли? Ну так получите и распишитесь – эмоция вины. Формула у неё стандартная: в поражённый источник отдачи (Цо↓) доливается крайне неприятная формация восприятия из МЧ с глубоким минусовым зарядом и значительными энерговложениями.

Хотите избавиться от доливок вины – устраните мысли на тему своего повреждённого статуса отдающего (Цо↓). 3 основных способа.

1) Очевидный. В восстановительные активки, направленные на помощь другим (Ца↑), может доливаться аналог ярости для атакующих активок. Эта доливка тоже приятная, с плюсовым зарядом, но имеет другой окрас и куда меньшую интенсивность. Я бы назвал её милостью. Вот она-то и мотивирует вас пойти по очевидному пути восполнения вреда. Быстро загладив причинённый ущерб сверх нанесённого (Ца↑ → Цэ↑), вы восстановите свой источник отдачи до нормы, а может даже и выше (Цо↑) и устраните тем самым вину.

2) Добрый удар + техника перепрохождения. Логика: «нанесённый урон – это средство для стратегического усиления пострадавшим тех же ценностей, что он потерял». Своей атакой вы обеспечиваете другому человеку испытание, пройдя которое, он может себя развить. И, успешно пройдя это испытание в уме за него по алгоритму эмпатии, вы сможете действительно убедить себя в правдивости этой логики. Пересмотрев ситуацию в этом ключе, вы избавляетесь от неприятных вины и сострадания, а в случае особого успеха даже почувствуете радость за усиление другого (Цэ↑) и за успешно помогающего себя (Цо↑). Но будьте осторожны. Если с устранением Цп↓ по алгоритму ретроспективного доброго удара обмануть себя было крайне затруднительно, то здесь – гораздо проще. Используйте тест: если не можешь применить добрый удар в аналогичной ситуации на себя и избавиться от гнева – значит не сможешь применить добрый удар, атакуя другого без повреждения Цо.

3) Техника перезагрузки. Вы всё ещё не усвоили, что никто никому ничего не должен? Или быть может вы применяете это убеждение однобоко – только для себя в отношении других людей, но не для других людей по отношению к вам? Тогда велик риск самообмана. Проведите тот же самый тест для выяснения правды.

Цп и Цо коррелируют друг с другом. Недорабатываете на одном фронте, не будучи в силах устранить гнев, – значит в аналогичной отзеркаленной ситуации получите проблемы с виной. И наоборот: не научившись устранять Цо↓ с доливками вины, вы не избавитесь от многих Цп↓ с доливками гнева. Тема отношений масштабная, и нелепых убеждений, сопровождающих эти отношения, много. Вам предстоит большая работа.

Источник превосходства.

Мы дошли до ключевого момента в теме социальных ценностей. Ценности из разряда превосходства, которые встречаются чуть ли не каждый раз, когда на сцене появляется другой персонаж. А зачастую – даже когда и не появляется. Источник превосходства очень похож на чистую самооценку, но не является ей. Это разные способы мыслеобразования – и их очень важно различать. Но обо всё по порядку…

Игра в превосходство восходит к фундаментальным алгоритмам психики. Суть этой игры проста: если есть две разные вещи, то их сравнение неизбежно. Цель сравнения очевидна: выяснить, что из этих двух лучше – для того чтобы уделить больше внимания лучшему (Е↑) и отвергнуть худшее (Е↓). Однако не путайте это с базовым алгоритмом автоматической оценки, когда 2 коэффициента ценности (Ц и Ц0) сравниваются между собой чтобы определить заряд мыслеобраза. Речь идёт о сравнении осознаваемом. Сейчас я покажу, каким образом простейший алгоритм оценки эволюционирует до источника превосходства.

Я
Кружки – мыслеобразы в восприятии. Квадраты – эталонные концепты из подсознания, не отрисовываются в восприятии.   1) Элементарный мыслеобраз и его автоматическая оценка. 2) Простейший мыслеобраз чистой самооценки. Зелёный круг – образ-активатор из разряда «Я», который нужен для скрепления всего сложносоставного мыслеобраза воедино. Жёлтый – образ качества, которым вы обладаете (Ц). Оценка данного качества происходит автоматически через сравнение с эталоном (Ц0). 3) Простейший пример чистой самооценки через осознанное сравнение качества, которым вы обладаете (Ц), с некоторым другим фоновым качеством (Ф). Таким образом, оцениваемое качество Ц рассматривается не само по себе, а относительно другого качества (на его фоне). При этом эталон (Ц0) для итоговой автоматической оценки сложного мыслеобраза берётся также относительно того же самого фонового качества (Ф). 4) Простейший пример источника превосходства. Возьмём за основу мыслеобраз чистой самооценки с осознанным сравнением и заменим образ фонового качества на свой аналог, но по алгоритму эмпатии (Фэ). Обычно этот образ активируется аналогом образа «Я» по алгоритму эмпатии (голубой круг Э). Теперь ваше качество (Ц) рассматривается на фоне аналогичного качества, которым обладает кто-то другой (Фэ). А для итоговой автоматической оценки берётся эталон (Ц0) на фоне того же самого чужого качества (Фэ). Всю левую часть можно обозначить: Цс. Всю правую: Цс0. Если Цс > Цс0, то получим Цс↑. Если Цс < Цс0, то получим Цс↓.   Жёлтое поле включает в себя все мыслеобразы, вместе образующие наблюдаемую шкалу оценивания. Пытаясь описать это восприятие, вы скажете, что сравниваете Ц с Ф (или Ц с Фэ). Но на самом деле в подсознании вычисляется сравнение обоих качеств в совокупности с таким же совокупным эталоном.
Ц
 
Ц0
Я
Ц
Ц0
Я
Ц
Ф
Я
Ц0
Ф
Я
Ц
Фэ
Я
Ц0
Фэ
Э
Э
 

Обозначать источник превосходства я буду через индекс «с»: Цс, Цс0, Ес. Почему именно «с»? Ну, во-первых, индекс «п» уже застолблён, а во-вторых, обратите внимание на то, что источник превосходства – это по сути социально-статусные ценности, образованные через сравнение.

Как видим из схемы, если в алгоритм чистой самооценки добавить элемент эмпатии и провести линии сравнения между собой и кем-то другим, то мы получим собранный источник превосходства – самооценку, но уже не чистую, а обусловленную сравнением себя с другими людьми. Лучше ли я другого человека или хуже? Мысли о собственном величии на фоне кого-то другого – это растущий аспект превосходства (Цс↑). Мысли о собственном ничтожестве на фоне кого-то другого – это поражённый аспект (Цс↓). Откуда берётся Цс0? Не тупо копируется со статуса другого (Цэ), как можно было подумать, а берётся из ожиданий и привычных притязаний по поводу собственного статуса относительно этого другого.

Учтите, что этот пресловутый «другой» может быть не так уж и прост. Мыслеобразы превосходства можно собрать, проводя линии сравнения как между собой и неким конкретным человеком, так и между собой и некой абстракцией другого человека. Эта абстракция – суть примерное среднее значение некоторого качества среди определённого (или даже неопределённого) множества людей. А то и вовсе абстрактное значение качества среди абстрактного же множества людей. Хоть подобные концепции и полностью состоят из дорисовок, они всё же весьма и весьма популярны в нашем обществе. Лишь бы с кем-нибудь себя сравнить, а уж с кем – найдётся, даже если этот кто-то насквозь придуман.

Ключевой особенностью источников является обилие доливок. Так, в растущий аспект Цс↑ доливается радостная гордость, больше известная как чсв – формация восприятия из МЧ с высоким плюсовым зарядом и энергией, варьирующейся в большом диапазоне. Очень приятная. И очень просто получаемая: достаточно мимолётно подумать о любом качестве, в котором вы лучше других – и чсв будет почёсано. Но если ваши ожидания о занимаемом вами высоком месте на пьедестале не оправдались, то ваша ценность превосходства терпит урон (Цс↓), а вы получаете весомый шанс словить другую доливку – восприятие из МЧ с глубоким минусовым зарядом и довольно высоким энергообеспечением. Зависть. «Я хуже другого, хотя должен быть лучше или хотя бы наравне». Знакомый ход мысли? Эта крайне неприятная штука доливается только в Цс↓, так что если вы хотите устранить её, то вам придётся работать именно со своей самооценкой по алгоритму превосходства. Чем мы и займёмся.

Устранение зависти.

Итак. Чтобы устранить квалифицированный страх в виде зависти – надо устранить мыслеобраз на тему Цс↓. Как это сделать? Вот 4 пути: два прямых и два обходных.

Прямые пути очевидны. Можно прокачаться самому (Ц↑ → Цс↑), а можно унизить других (Цэ↓ → Цс↑). Первый путь очень хорош, самоусиление всегда идёт вам на пользу – как в сингле, так и в мультиплеере. И это как раз тот случай, когда успех в одиночной игре способен полностью предопределить успех в игре социальной.

Если же начать подавлять других (Ца↑ → Цэ↓), чтобы воссиять на их заниженном фоне, то страх потери превосходства (Цс↓) действительно уменьшится, а в случае особого упорства даже может появиться чсвшная радость (Цс↑), но это ненадолго – для продолжения банкета вам придётся использовать агрессивные методы вновь и вновь. Что даст вам гарантию получения всех проблем, вытекающих из отношений вражды, плюс напрочь порушенные ценности эмпатии (Цэ↓), что в свою очередь через алгоритм эмпатического резонанса похерит уже вашу собственную чистую самооценку (Цэ↓ → Ц↓) – то, ради чего игра в превосходство и задумывалась. То есть в итоге вы останетесь в большом убытке. Поэтому трижды подумайте, надо ли оно вам, когда в следующий раз соберётесь выискивать и накручивать всевозможные недостатки других игроков и с упоением мешать их с грязью.

Теперь обходные пути. Первый метод направлен не на победу в игре в превосходство, а на то, чтобы обойти эту игру стороной, и он уже прекрасно известен вам. Поражённый источник превосходства приводится в норму влёт проведением техники перезагрузки. Логика по типу «мы все тут живём в одном мире и играем в равных условиях, а потому неплохо бы мне занять строчку в ТОП-10» сыграет с вами злую шутку. У каждого своё предназначение, своя судьба, свои возможности, сильные и слабые стороны, свои таланты, свои уязвимости и свои ценности. Поработайте над своими убеждениями таким образом, чтобы избавиться от завышенных ожиданий по поводу своего превосходства. Этот путь избавит вас как от зависти, так и от высоких амбиций на поприще достижения высот чсв. Приемлем <

Наши рекомендации