Убеждения. Картина мира. Доказательство и вера.

«Кто мы такие?» «Что мы здесь делаем?» «Откуда пришли и куда идём?» Ваши ответы на эти вопросы формируют костяк вашей картины мира – комплекса убеждений по наиболее фундаментальным явлениям, обладающим наибольшей стойкостью. А какова природа и принцип построения самих убеждений?

Ранее мы говорили о жизненных ценностях и их динамике, делая акцент на текущем коэффициенте ценности программы восприятия. Но для оценки нужен и второй коэффициент – эталонный. Так вот, убеждения – основные поставщики Ц0 для большинства жизненных ценностей. От чего зависит рост (Ц↑) или поражение (Ц↓) жизненной ценности? От того, какой коэффициент окажется выше – Ц или Ц0. Текущий Ц берётся по текущему состоянию восприятий, а что же эталонный? Упрощённо говоря, Ц0 берётся либо из краткосрочной памяти при осмыслении недавнего значения некоторой ценности, чтобы понять её динамику (особенно это актуально для первичных ценностей), либо из долгосрочной – что по сути и является апелляцией к своим убеждениям (особо актуально для сложных ценностей Ц3-5). Так что именно от убеждений зависит примерно четверть вашего успеха в деле управления эмоциями, а следовательно, и увеличения счастья, и устранения страданий. Поэтому так важно хорошенько с ними поработать, создав по-настоящему сильную и полную картину мира. По ходу пьесы я ещё буду давать много инструкций по работе с ними. Это одно из приоритетных направлений саморазвития.

Как простые мыслеобразы приобретают свойство убеждений – способность быть поставщиком эталонных коэффициентов ценности? Для этого есть два основных пути: доказательство и вера. Вера – путь прямой и простой. Вам нужно всего-то: взять любую мысль с потолка, оградить её от коллизионных мыслей-конкурентов, побольше думать о ней и поменьше о них – и вуаля! – вот вы уже и уверовали в нужную идею, ибо она – незыблема. После множественных повторений одного мыслеобраза срабатывает специальный скрипт из модуля ума, что приводит к запечатлению данного мыслеобраза и перевод его в разряд убеждений. Теперь этот образ с лёгкостью активируется ассоциативными связями по многочисленным путям, сам по себе он эмоционально нейтрален (его текущий и эталонный коэффициенты ценности равны: Ц = Ц0), но зато теперь этот образ будет приниматься за норму, преобразовываясь в Ц0 для однородных ценностей каждый раз, когда какая-нибудь из них всплывёт в восприятии. Ещё раз: повторение → привыкание → уверование.

Забавно, но процесс доказывания делает с идеей то же самое, только более хитро-вывернутым образом – путём приплетения к нужной идее идей-аргументов с привелегированным статусом. По сути, доказательство является ни чем иным как способом поверить в придуманную идею. Поверить при помощи увязывания идеи причинно-следственными ассоциативными связями с исходными аргументами и аксиомами. При этом сами исходные аргументы и аксиомы применяются лишь только потому, что они уже находятся в разряде уверованных убеждений. А почему в них уверовали? Потому что те слишком часто повторялись. На опыте ли, по зомбоящику ли, а может просто раз за разом прокручивались в собственных мыслях после встречи с пиздоболом-харизматиком? Это уже вопрос десятый. Но фишка в том, что такой расклад не сможет продолжаться вечно. В всех случаях череда повторений в один прекрасный день будет прервана, вера утратится, и идея потеряет свою привлекательность. И да, вы можете не дожидаться этого момента, а оптимизировать свои убеждения самостоятельно.

Однако работа с убеждениями сильно осложняется побочными явлениями в виде доливок из МЧ. Дело в том, что многие простые убеждения, а также все убеждения, входящие в вашу картину мира, являются очень весомыми самостоятельными ценностями. Накрутка ценности того или иного убеждения происходит, во-первых, из-за ассоциативной связки картины мира с источником жизни. Ассоциативная цепь выглядит примерно так: «Я живу в определённом известном мне мире с хорошо изученными ситуациями и сценариями (убеждение как статусная ценность), а значит я могу наилучшим образом проходить эти ситуации и даже ими управлять (ресурс), а значит мои шансы на получение базовых приятных ощущений и движений повышаются (источник жизни)». В случае подтверждения и укрепления такого убеждения наступает приятное доливочное довольство: Ц↑ → Цр↑ → Цж↑. А в случае крушения манямирка – самый настоящий баттхёрт: Ц↓ → Цр↓ → Цж↓.

И во-вторых, для менее важных убеждений тоже задействуется подобная цепь: «Я знаю, что некоторое явление имеет место быть (убеждение), а значит мои способности быть правым и делать верные предсказания на высоте (ресурс), значит опять же я имею высокие шансы на получение приятных ощущений и успешное совершение действий (источник жизни)». Теперь речь идёт не просто о неких абстрактных убеждениях, от которых вам ни жарко, ни холодно, а о немаловажной ценности правоты (Цр), которая никак не останется без внимания. Результат закономерен: укрепление в правоте – радость, крушение – страх.

Разумеется, все эти факторы делают закоренелые убеждения ещё более устойчивыми, и изменить их становится всё труднее. А изменять их стоит. Правота и связанные с ней побочные ценности – хорошо, но не главное. А главное, ради чего стоит работать с убеждениями – это возможности по управлению Ц0. В следующих главах я подробно расскажу о техниках этого управления.

Наши рекомендации