Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях

Глазова Ольга Геннадьевна

Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях

Выпускная квалификационная работа по специальности

53.05.01 Искусство концертного исполнительства

(уровень специалитета)

Специализация №5

«Концертные народные инструменты (по видам: гусли)»

Квалификация

Концертный исполнитель. Преподаватель

Форма обучения – очная

Руководитель –

Доцент

Ершова И.Н.

Санкт-Петербург

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….…3

2. Гусли тридцатиструнные - история создания инструмента и особенности конструкции………………………………………………………..8

3. Обзор использования пиццикато на родственных гуслям инструментах…………………………………………………………………….10

4. Краткий обзор описания приема игры пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов………………………………………..13

5. Рекомендации по практическому освоению игрового приема пиццикато на гуслях. Аппликатура……………………………………………15

6. Особенности выбора способов игры пиццикато на примере фрагментов из музыкальных произведений…………............................................................19

7. Упражнения для развития навыка игры пиццикато………..….………23

8. Упражнения для развития беглости пальцев…….…………………....25

9. Заключение……………………………………………………………..…27

10. Список литературы……………………………………….…………...….28

11. Приложение 1…………………………………………………………......30

12. Приложение 2……………………………………………………………..50

Введение

Гусли - древнейший русский народный инструмент. История возникновения инструмента подлинно неизвестна, большинство сведений о бытовании инструмента и примерах игры на нем дошли до нас в виде былин и преданий. Так, например, известный гусляр Садко, игравший для самого царя морского, предположительно имел гусли небольшого размера, с небольшим количеством струн. Напротив, сказитель Боян, как гласит литературный памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве», теоретически играл на многострунном инструменте с большим количеством струн. Оба этих легендарных гусляра представляют собой два полярных образа: первый образ - более радостный, связанный с плясками, песнями, наигрышами, лихой и буйный, простой, возможно, комический. Второй образ - образ тягучий, певучий, драматический, лирический, глубокий и сложный.

Необходимо отметить, что в описаниях процесса игры на гуслях у этих гусляров не отмечено применении медиатора, щепочки, палочки или иного предмета. Следовательно, можно сделать вывод, что гусли поначалу были полностью инструментом для игры пиццикато. Также отметим и то, что гусляры, изображенные на иконах, имеют большие многострунные инструменты, и положения их рук соответствуют положению рук при игре пиццикато, наличия медиаторов или других предметов не засвидетельствовано.

В период самого широкого бытования народных инструментов в России до середины XVI века, гусельная музыка все также делилась на два полярных образа, которые уже начинали конфликтовать. Так, с одной стороны, инструмент использовался для духовной музыки, строгих песнопений, а с другой - для разудалых наигрышей весёлых скоморохов. Доподлинно известно, что в требнике XVII века одним из вопросов для исповеди был вопрос, ходил ли человек слушать гусли бесовские. И в это же время царь Иван Грозный пировал в Потешной Палате под звуки народных инструментов.

Результатом незримого конфликта или случайным стечением обстоятельств стало так называемое "гонение на гусляров", время, начавшееся в 1646 году. Гусли изымали, сжигали. За хранение инструмента могли посадить в острог. Именно этот исторический момент создаёт для инструмента гусли самый туманный и мистический образ. Фактически, инструмент пропадает практически полностью, речь идёт как и о портативных гуслях, как у Садко и Бояна, так и о столообразных щипковых. И только к концу XIX века инструмент гусли был замечен деятелями культуры, Приваловым, Андреевым и т.д., что повлекло за собой реконструкцию инструмента, возрождение интереса к народной культуре и новый уровень музыкального искусства в России.

В конце XIX века - начале XX образы гусляров уже смешиваются, культура гусляра становится более многогранна - гусляр имеет большой репертуар: от лирических былин до народных наигрышей и собственных сочинений. Засвидетельствовано, что в этот период времени на гуслях играют не только пиццикато, но и медиатором, щепочкой, либо совмещают и медиатор в правой руке, а левой рукой заглушают струны и подщипывают нижнюю струну одновременно.

Необходимо также отметить (из устных источников), что "гусляр на деревне считался уважаемым человеком, он музыкой соединял небо и землю, передавал нечто необъяснимое своей игрой". Можно сказать, что гусляр имел какой-то особый духовный опыт, что позволяло ему быть в почете и уважении. Этот аспект образа гусляра дошёл и до наших дней - по личной статистике автора реферата, большинство отзывов в первую очередь сообщают об образе волшебства, связанного с инструментом гусли.

Деятельность Смоленского и Привалова, начавшаяся в конце XIX века, изменила образ гусляра ещё сильнее – была утверждена конструкция инструмента «гусли звончатые», определено количество струн (15шт.), обновлен репертуар: появились новые обработки русских народных песен, были созданы ансамбли гусляров. В это время образ гусляра становится, с одной стороны, подтверждением все ещё существующей народной культуры - с её бряцанием и задорными плясками, а с другой стороны - становится академическим инструментом с новой культурой исполнения и музыкальной выразительности.

С этого времени гусельный мир можно условно разделить на две части - гусли народные, традиционные и гусли академические. Полностью щипковыми остаются только столообразные гусли, с начала XX века используемые в оркестрах русских народных инструментов. На гуслях традиционных и академических играют преимущественно медиатором, щипок используется редко.

Несмотря на то, что тема реферата связана непосредственно с инструментом и приемами игры, следует также отметить, что только с середины XX века в России гусли становятся и женским инструментом, а не абсолютно мужским, как это было раньше во всей гусельной истории.

Воссоздание и усовершенствование гуслей звончатых, произошедшее в конце XIX – начале XX века вывело профессиональное исполнительство на этом инструменте на самый высокий уровень. Появление гусляров на академической сцене утвердило гусли в статусе профессионального инструмента, увлекло композиторов, которые стали писать для гуслей обработки и оригинальные произведения. Заинтересовало слушателей и возобновило интерес к гуслям в широких кругах музыкантов-любителей.

В настоящий момент для поддержания существующего интереса к инструменту необходимы, на взгляд автора, следующие инновации: создание новых оригинальных произведений для гуслей, разработка новых приемов игры, использование инструмента в разных жанрах и стилях, коллаборации с необычными инструментами и поиск современного звучания.

Одним из способов расширения исполнительского арсенала гусляров автор считает необходимым на примере своей исследовательской работы «Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях» акцентировать внимание на новом, авторском подходе к приему игры пиццикато.

Актуальность темы.Из-за отсутствия учебных пособий и научных работ, посвященных теме пиццикато на гуслях и в связи с развитием профессионального исполнительства, повышением уровня гусельного искусства в целом, а также появления многострунного инструмента[1], у автора возникла потребность к созданию нового подхода в методике обучения приема игры пиццикато. Думается, что данная работа в дальнейшем может быть использована как методическая преподавателями игры на гуслях в учебных заведениях, так и любителями игры на гуслях.

Новаторство данной работы заключается в разработке нового подхода к освоению техники исполнения пиццикато на гуслях, в связи с появлением нового многострунного (30 струн) инструмента. Особенности конструкции, натяжение струн, большой диапазон инструмента по-новому раскрывают разнообразные возможности техники игры пиццикато.

Задачи исследования

1. Провести обзор описания приема пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов.

2.Описать возможности усовершенствованной техники игры пиццикато.

3. Привести практические рекомендации и нотные примеры.

Целью исследованияявляется подробное описание приема пиццикато, описание использования техники игры пиццикато на примерах известных произведений, а так же обоснование новаторства автора.

Объектом исследованияявляется методика освоения и совершенствования одного из основных способов звукоизвлечения на гуслях звончатых.

Предметом исследованияявляется прием игры «пиццикато» и оригинальный подход к изучению данного способа.

В качестве материала исследованиявзяты этнографические сборники о многострунных инструментах, статьи о гуслярах, школы игры на гуслях.

Методологическая основа работы - анализ школ игры на гуслях, а именно техники игры пиццикато.

Практическая значимость данной работы:

1. Усовершенствование техники игры пиццикато.

2. Возможность освоения и обучения пиццикато на новом уровне в ДМШ и средних специальных учебных заведениях.

Рекомендации по практическому освоению игрового приема пиццикато на гуслях. Аппликатура

По опыту автора, данный прием прост в изучении и легко осваивается любителями и учащимися ДМШ. Возраст исполнителя значения не имеет – способ доступен и взрослому, и ребенку – лишь с индивидуальной разницей в количестве времени освоения приема и развитии пальцевой техники. Данный прием игры можно успешно исполнять всеми десятью пальцами.

Постановка исполнительского аппарата при игре пиццикато на гуслях. Способы игры пиццикато.

Посадка и положение инструмента.

Посадка исполнителя при игре пиццикато ничем не отличается от игры медиатором. Инструмент держат на коленях, с небольшим наклоном к корпусу играющего. Пиццикато может исполняться левой и правой рукой. Но не рекомендуется частое применение пиццикато мизинцами из-за малой подвижности мизинцев (на каждой кисти рук приходится по одному сухожилию на два пальца – безымянный и мизинец).

Постановка исполнительского аппарата.

Самым важным аспектом в игре пиццикато является правильное положение предплечий, запястий и кистей рук. При игре пиццикато не допускается опора правой руки на инструмент, только касание. В левой руке – допускается и опора на инструмент, и касание инструмента. Это связано с основными приемами игры на инструменте и определенными функциями, относящимися чаще всего к конкретной руке (левая рука обычно играет гармонические фигурации, бас-аккорд, находится в позиции или в выборке; правая чаще всего играет мелодический голос, верхние голоса в аккордовой фактуре, либо извлекает звук медиатором).

Локти гусляра должны находиться выше запястий, а запястья выше кистей рук. Кисти рук до локтевых суставов находятся на одной линии. Относительно струн кисти должны находиться под углом (условно) 45 градусов, также над струнами они должны быть подняты под таким же углом, слегка опираясь на струны подушечками пальцев. Проверить верную постановку кистей рук можно следующим способом: поставить третий и четвертый пальцы на две любые соседние струны и сильно нажать – полосы на подушечках пальцев, ненадолго оставшиеся от нажатия, должны быть под углом (условно) 45 градусов относительно линии края ногтей.

При игре не допускается поворота кистей в сторону от линии предплечья (наружу или внутрь) во избежание мышечных зажимов и для максимальной подвижности пальцев при игре. Пальцы рук округлые, не выпрямлены, кисти не зажаты. После касания кисти рук не поднимаются вверх от гуслей перпендикулярно верхней деке. Наилучший звук пиццикато извлекается на середине струны. От силы касания зависит громкость звука и продолжительность биения струны. На начальном этапе осваивания пиццикато необходимо следить за ровным звучанием, без акцентов.

Касание струны происходит параллельно струнам – не «из инструмента» вверх, перпендикулярно верхней деке, а в сторону, к соседней по ходу движения пальца струне. Если щипок нужен без опоры, «в воздух», - то, относительно плоскости струн, палец исполняет щипок под углом (условно) 45 градусов от струны.

Щипок струны на гуслях (для 5х, 4х, 3х и 2х пальцев[9]) выполняется двумя способами:

апояндо[10] - с опорой на соседнюю струну. Подробное описание движения: щипок (с замахом или без), остановка на соседней по ходу щипка струне, снятие напряжение с пальца (возврат пальца в более расслабленное состояние) через подъем вверх от струн.

тирандо - без опоры на соседнюю струну, палец щиплет струну «в воздух». Подробное описание движения: щипок (с замахом или без), снятие напряжение с пальца (возврат пальца в более расслабленное состояние) через подъем вверх от струн.

Отдельная важная деталь, о которой нужно упомянуть особо – движение большим пальцем после извлечения звука приемом тирандо. Щипок производится подушечкой большого пальца, палец прямой, в фалангах не согнут. Анатомически большие пальцы расположены таким образом, что предполагает несколько вариантов остановки движений после щипка струны.

Первый вариант – арфовое «отыгрывание»[11] - без опоры на соседнюю струну, палец щиплет струну «в воздух». Подробное описание движения; щипок (с замахом или без), движение в ладонь (по направлению к мизинцу), снятие напряжение с пальца (возврат пальца в более расслабленное состояние) через возвращение в исходное состояние.

Второй вариант –«остановка об указательный палец» - без опоры на соседнюю струну. Подробное описание движения: щипок (с замахом или без), остановка за счет прижима к указательному пальцу без ухода в ладонь.

Выбор отыгрывания большим пальцем зависит от скорости и фактуры произведения, а также необходимого качества звука: апояндо дает более плотный, объемный звук; тирандо – более прозрачный, полетный звук.

Аппликатура.

Аппликатура – «способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на муз инструментах, а также обозначение этого способа и последовательности пальцев в нотах».[12]

В учебных пособиях по игре на гуслях и во всех изданных сборниках произведений,[13] отсутствует данный термин. До сих пор не принято указывать аппликатуру в произведениях для гуслей. Это располагает к своеобразной свободе исполнения, но и чревато возникновением трудностей при неправильном выборе последовательности пальцев.

Наличие условных обозначений аппликатуры для пиццикато в нотах для гуслей следует признать очень важным фактором не только на начальных этапах освоения инструмента в рамках учебного процесса, но и для нотной записи современных произведений, а также в редакциях «классических» произведений для гуслей при переиздании сборников и отдельных пьес.

Таким образом (для левой и для правой руки одинаково), мизинец обозначается цифрой 5, безымянный – 4, средний – 3, указательный – 2, большой палец – 1. Также возможен вариант обозначения большого пальца – б.п., что принято в аппликатуре для балалайки[14], а на гуслях может выражать особую степень нажатия на струну во время исполнения мелодического голоса.

Особенности выбора способов игры пиццикато на примере фрагментов из музыкальных произведений

1. Выбор способов исполнения пиццикато на примере отрывков из обработки русской народной песни «Ходила младешенька по борочку» В.Городовской. Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях - student2.ru Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях - student2.ru

В данном примере присутствует обозначение приема «щипком» и отсутствует наименование вида щипка, а также аппликатура. В цифре 5 игра щипком только подразумевается, исходя из наличия верхнего и нижнего голосов. Таким образом, свобода выбора вида щипка и аппликатуры максимально широка. Выбор щипка зависит от характера и темпа произведения, выбор аппликатуры зависит от вида выбранного щипка.

Для первого отрывка характерен медленный темп. Во втором фрагменте темп быстрый. Но, несмотря на разный темп, наиболее рациональным решением будет использование приема апояндо для обоих отрывков, так как в первом отрывке прием прозвучит полнозвучно и органично вместе с тремоло правой рукой, а во втором отрывке в темпе «Быстро» использование апояндо избавит от мышечных зажатий.

Для сохранения плавности, объемного звука и минимуме возможных различий между силой нажатия разных пальцев можно использовать только 2 и 3 пальцы, либо 2 и 4, либо 4 и 3. В поступенном движении терций направление вверх позволяет не делать замах перед каждым щипком, так как после каждого щипка пальцы уже находятся на нужных струнах.

Следует помнить, что разучивание произведений в медленном темпе требует сразу использования выбранного вида щипка для последующего успешного наращивания скорости исполнения.

2. Выбор способов исполнения пиццикато на примере отрывка из пьесы К. Шаханова «Колыбельная».

Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях - student2.ru

Рассмотрим данный отрывок для разбора аппликатуры и приемов игры. Темп не обозначен. Первые четыре такта обозначены, как пицц. пр., но не указана аппликатура и прием игры (тирандо, апояндо, тирандо б.п, апояндо б.п.). С пятого по восьмой такт появляется второй голос в виде аккордовой фактуры, но не указано, что использовать – медиатор или пиццикато. Направление движения вверх в этих тактах может предполагать как арпеджиато правой рукой при левой руке в позиции, так и арпеджиато пальцами левой руки с ведущим голосом в правой руке. В девятом такте сохраняется один голос, и, хотя мелодия предполагает продолжение игры пицц.пр., отсутствие обозначения может запутать и легко можно сыграть девятый такт пицц.л.р. Десятый такт – med. Начиная с одиннадцатого такта – двуголосие, пиццикато обеими руками, верхний голос – мелодия. Не указана аппликатура для пицц.л.р. и для пицц.пр. с тринадцатого такта.

Название пьесы «Колыбельная» предполагает спокойное, легатное, тихое движение, небыстрый темп, отсутствие яркой, контрастной динамики, выразительное ведение мелодии большими, длинными фразами.

Учитывая все вышесказанное, первые четыре такта автор данного реферата предлагает играть апояндо б.п., так как игра одним пальцем в небыстром темпе соберет все внимание исполнителя на выслушивание мотивов и фраз, а опора на струны после щипков позволит сохранять устойчивое состояние пальцев на струнах для наиболее легатного соединения звуков друг с другом. В ином случае, тирандо б.п. будет не так плотно и связно соединять звуки. Безусловно, на практике имеют место быть все варианты извлечения звука.

Для тактов с пятого по восьмой включительно наиболее органично и полнозвучно прозвучит пицц.л.р. приемом тирандо; в седьмом такте аккорд на первую долю следует разложить на две руки во избежание нерационального скачка левой рукой.

Девятый такт гармонично будет играть, используя пицц.пр. Аккорд на вторую долю можно совершить как щипком правой руки, так и одновременным щипком левой и правой рук, где верхний голос останется Пицц.пр. с приемом апояндо б.п.

Начиная с одиннадцатого такта для левой руки характерно постоянное чередование звуков на протяжении всей пьесы. Выбор приема может осуществляться исходя из предпочтений исполнителя, но следует помнить, что прием тирандо будет звучать менее плотно.

Учитывая вариант автора реферата можно сделать вывод, что для ведения мелодии пицц.пр. с первого по девятый такт включительно используется только большой палец правой руки; аккорды арпеджиато с пятого такта исполняются левой рукой – 4,3,2 и 1м пальцами, в седьмом такте аккорд на первую долю раскладывается на обе руки – 4,3,2 и 1 пальцы левой, 3, 2 и 1 правой. Начиная с одиннадцатого такта и в продолжение всей пьесы – левая рука играет пиццикато 4,3,2, и 1-м пальцами.

Заключение

Самобытность гусельного пиццикато можно считать неоспоримой, в первую очередь, из-за положения инструмента при игре. Однако, в полной мере на раскрытие отличий пиццикато на гуслях от пиццикато на других многострунных инструментах могут потребоваться годы изучения и соответствующие возможности – мастер-классы, поездки на конкурсы, концертные выступления и т.п.

Совершенствовать пиццикато необходимо посредством создания оригинальных пьес, общения с исполнителями и педагогами на других многострунных безгрифных инструментах, развития мастерства исполнителей на гуслях и мастерства изготовления гуслей.

Актуальность темы данного реферата подтверждается отсутствием учебных пособий и научных работ, посвященных теме пиццикато на гуслях.

Постановка исполнительского аппарата при игре пиццикато освоена автором на гуслях звончатых и на тридцати струнных гуслях. Такая же постановка рук требовательна к исполнителю на гуслях звончатых или любых других «портативных» гуслях. Упражнения для развития техники и упражнения для развития беглости пальцев предлагаются также для инструмента с большим диапазоном, однако могут быть изменены для диапазона на имеющемся инструменте.

Данный реферат поможет существенно расширить круг имеющихся приемов игры, облегчить доступность освоения гуслей – в первую очередь, это затрагивает преподавателей игры на гуслях в ДМШ. Также это дает возможность композиторам более широко использовать этот прием игры для сочинения оригинальных гусельных произведений.

Современный подход к гуслям, учитывающий опыт прошлого, позволяет успешно пропагандировать инструмент и его возможности, а также развивает его исполнительские возможности.

Список использованной литературы

1. Акулович В.И. «Крестный отец» гусляров России ХХ века Н.И. Привалов и его роль в формировании сольного и ансамблевого концертного исполнительства на гуслях // приложение к журналу «Народник». – М.: Музыка, 2013. – С. 28-48.

2. Глазова О.Г. Сборник нот для гуслей и арфы. – СПб., 2014.

3. Городовская В.Н. Сочинения и обработки для звончатых гуслей и фортепиано. – М., 2001.

4. Дулова В.Г. Искусство игры на арфе. – М., 1973.

5. Евтушенко Ю.Т. Практический курс игры на гуслях звончатых. – М.: Музыка, 1989.

6. Ершова И.Н. Основные приемы игры на гуслях звончатых // Гусли. Альманах для концертных исполнителей и педагогов. – Псков.: Издательство Псковского Областного центра народного творчества, 2000 . – С. 7-15.

7. Жук Л.Я. Искусство игры на гуслях. Учебно-методическое пособие / РАМ им. Гнесиных. – М., 1998.

8. Жук Л.Я. Искусство игры на многострунных безгрифных инструментах. Учебно-методическое пособие / РАМ им. Гнесиных. – М., 2007.

9. Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ / РАМ им. Гнесиных – М., 2008.

10. Круглов В. Искусство игры на домре. – М., 2001.

11. Локшин Д.Б. Пьесы и обработки для гуслей / Сост. Л.А. Басурманова. – М., 2008.

12. Мехнецов А.М. Русские традиционные наигрыши на гуслях (в записях из Новгородской и Псковской областей) / Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова / ред. Г.В.Лобкова, сост., авт. Нотаций и примеч. К.А.Мехнецова. – СПб. – М., 2009.

13. Музыкальные инструменты мира / Пер. с англ. Т.В.Лихач; Худ. Обл. М.В.Драко. – Ми.; ООО «Попурри», 2001.

14. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990.

15. Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.

16. Парфенов Н. Техника игры на арфе. Метод проф. А.И.Слепушкина. – М.: государственное издание Музыкальный сектор, 1928.

17. Привалов Н.И. Музыкально-этнографические исследования. Избранные труды 1903-1915гг. – СПб.: Союз художников, 2015.

18. Тихова А.В. Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь, творчество, наследие мастера. – СПб.: информационно-издательское агентство «ЛИК», 1999.

19. Шаханов К.А. Школа игры на гуслях. – СПб., 2000.

20. Шаханов К.А. Приемы специального звукоизвлечения в современной исполнительской практике гусляров, Альманах «Гусли», Псков, 2000.

21. Нотный репертуар гусляра. Пьесы, произведения, обработки. / Ю. Шишаков, Е.Панченко, В.Курченко, К.Шаханов, В.Тихов, Д.Локшин, В.Маляров, О.Глазова, А.Шалов, В.Городовская, Т.Барканова, Б.Кравченко и др.

22. Baltian kantelekansat. / kanteleen kielin – työryhmä: Kari Dahlblom, Leena Häkkinen, Matti Kontio ya Timo Väänänen. – Maanite, Sibelius-Akatemia, 2013.

[1] Гусли тридцатиструнные, автор – мастер Теплов А.Н., идея – Глазова О.Г., С-Пб., 2012.

[2] Интернет-журнал Folk-raider, 2017, март

[3] Музыкальные инструменты мира / Пер. с англ. Т.В.Лихач; Худ. Обл. М.В.Драко. – Ми.; ООО «Попурри», 2001. – С. 222-223.

[4] Понятие «многострунные гусли» не употребляется по отношению к гуслям звончатым в этнографических статьях, учебных изданиях и в лексике гусляров. Таким образом, любые гусли с количеством струн от 18ти могут называться многострунными.

[5] По причине экспериментальности инструмента и растущему навыку пиццикато в связи с большой практикой игры на тридцати струнных гуслях, автору реферата необходимо время от времени повышать общий уровень натяжения струн.

[6] Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1990.

[7] Круглов В. Искусство игры на домре. – М., 2001. - С. 12-17.

[8] Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004. С. 6-7.

[9] Для обозначения аппликатуры пальцев автор предлагает обозначения из школ игры на арфе и на гуслях, напр.: Парфенов. «Школа игры на арфе. Метод проф. А.И. Слепушкина», где принято (для левой руки и для правой однозначно): «Первый, так называемый, большой палец; <.. > второй, указательный; третий палец <…> Четвертый палец, <…> пятый палец, мизинец»

[10] Принято заимствование терминов из школ игры на гитаре. В изданных школах игры на гуслях различие не указано.

[11] Термин употребляется в лексике арфистов. См.: Дулова В.Г. Искусство игры на арфе. – М., 1973.; Парфенов Н. Техника игры на арфе. Метод проф. А.И.Слепушкина. – М.: государственное издание Музыкальный сектор, 1928.

[12] В. Круглов – Искусство игры на домре. – М., 2001. - С. 12-17.

[13] Кроме сборника Д.Б. Локшин. Пьесы и обработки для гуслей / Сост. Л.А. Басурманова. – М., 2008.

[14] Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.

Глазова Ольга Геннадьевна

Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях

Выпускная квалификационная работа по специальности

53.05.01 Искусство концертного исполнительства

(уровень специалитета)

Специализация №5

«Концертные народные инструменты (по видам: гусли)»

Квалификация

Концертный исполнитель. Преподаватель

Форма обучения – очная

Руководитель –

Доцент

Ершова И.Н.

Санкт-Петербург

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….…3

2. Гусли тридцатиструнные - история создания инструмента и особенности конструкции………………………………………………………..8

3. Обзор использования пиццикато на родственных гуслям инструментах…………………………………………………………………….10

4. Краткий обзор описания приема игры пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов………………………………………..13

5. Рекомендации по практическому освоению игрового приема пиццикато на гуслях. Аппликатура……………………………………………15

6. Особенности выбора способов игры пиццикато на примере фрагментов из музыкальных произведений…………............................................................19

7. Упражнения для развития навыка игры пиццикато………..….………23

8. Упражнения для развития беглости пальцев…….…………………....25

9. Заключение……………………………………………………………..…27

10. Список литературы……………………………………….…………...….28

11. Приложение 1…………………………………………………………......30

12. Приложение 2……………………………………………………………..50

Введение

Гусли - древнейший русский народный инструмент. История возникновения инструмента подлинно неизвестна, большинство сведений о бытовании инструмента и примерах игры на нем дошли до нас в виде былин и преданий. Так, например, известный гусляр Садко, игравший для самого царя морского, предположительно имел гусли небольшого размера, с небольшим количеством струн. Напротив, сказитель Боян, как гласит литературный памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве», теоретически играл на многострунном инструменте с большим количеством струн. Оба этих легендарных гусляра представляют собой два полярных образа: первый образ - более радостный, связанный с плясками, песнями, наигрышами, лихой и буйный, простой, возможно, комический. Второй образ - образ тягучий, певучий, драматический, лирический, глубокий и сложный.

Необходимо отметить, что в описаниях процесса игры на гуслях у этих гусляров не отмечено применении медиатора, щепочки, палочки или иного предмета. Следовательно, можно сделать вывод, что гусли поначалу были полностью инструментом для игры пиццикато. Также отметим и то, что гусляры, изображенные на иконах, имеют большие многострунные инструменты, и положения их рук соответствуют положению рук при игре пиццикато, наличия медиаторов или других предметов не засвидетельствовано.

В период самого широкого бытования народных инструментов в России до середины XVI века, гусельная музыка все также делилась на два полярных образа, которые уже начинали конфликтовать. Так, с одной стороны, инструмент использовался для духовной музыки, строгих песнопений, а с другой - для разудалых наигрышей весёлых скоморохов. Доподлинно известно, что в требнике XVII века одним из вопросов для исповеди был вопрос, ходил ли человек слушать гусли бесовские. И в это же время царь Иван Грозный пировал в Потешной Палате под звуки народных инструментов.

Результатом незримого конфликта или случайным стечением обстоятельств стало так называемое "гонение на гусляров", время, начавшееся в 1646 году. Гусли изымали, сжигали. За хранение инструмента могли посадить в острог. Именно этот исторический момент создаёт для инструмента гусли самый туманный и мистический образ. Фактически, инструмент пропадает практически полностью, речь идёт как и о портативных гуслях, как у Садко и Бояна, так и о столообразных щипковых. И только к концу XIX века инструмент гусли был замечен деятелями культуры, Приваловым, Андреевым и т.д., что повлекло за собой реконструкцию инструмента, возрождение интереса к народной культуре и новый уровень музыкального искусства в России.

В конце XIX века - начале XX образы гусляров уже смешиваются, культура гусляра становится более многогранна - гусляр имеет большой репертуар: от лирических былин до народных наигрышей и собственных сочинений. Засвидетельствовано, что в этот период времени на гуслях играют не только пиццикато, но и медиатором, щепочкой, либо совмещают и медиатор в правой руке, а левой рукой заглушают струны и подщипывают нижнюю струну одновременно.

Необходимо также отметить (из устных источников), что "гусляр на деревне считался уважаемым человеком, он музыкой соединял небо и землю, передавал нечто необъяснимое своей игрой". Можно сказать, что гусляр имел какой-то особый духовный опыт, что позволяло ему быть в почете и уважении. Этот аспект образа гусляра дошёл и до наших дней - по личной статистике автора реферата, большинство отзывов в первую очередь сообщают об образе волшебства, связанного с инструментом гусли.

Деятельность Смоленского и Привалова, начавшаяся в конце XIX века, изменила образ гусляра ещё сильнее – была утверждена конструкция инструмента «гусли звончатые», определено количество струн (15шт.), обновлен репертуар: появились новые обработки русских народных песен, были созданы ансамбли гусляров. В это время образ гусляра становится, с одной стороны, подтверждением все ещё существующей народной культуры - с её бряцанием и задорными плясками, а с другой стороны - становится академическим инструментом с новой культурой исполнения и музыкальной выразительности.

С этого времени гусельный мир можно условно разделить на две части - гусли народные, традиционные и гусли академические. Полностью щипковыми остаются только столообразные гусли, с начала XX века используемые в оркестрах русских народных инструментов. На гуслях традиционных и академических играют преимущественно медиатором, щипок используется редко.

Несмотря на то, что тема реферата связана непосредственно с инструментом и приемами игры, следует также отметить, что только с середины XX века в России гусли становятся и женским инструментом, а не абсолютно мужским, как это было раньше во всей гусельной истории.

Воссоздание и усовершенствование гуслей звончатых, произошедшее в конце XIX – начале XX века вывело профессиональное исполнительство на этом инструменте на самый высокий уровень. Появление гусляров на академической сцене утвердило гусли в статусе профессионального инструмента, увлекло композиторов, которые стали писать для гуслей обработки и оригинальные произведения. Заинтересовало слушателей и возобновило интерес к гуслям в широких кругах музыкантов-любителей.

В настоящий момент для поддержания существующего интереса к инструменту необходимы, на взгляд автора, следующие инновации: создание новых оригинальных произведений для гуслей, разработка новых приемов игры, использование инструмента в разных жанрах и стилях, коллаборации с необычными инструментами и поиск современного звучания.

Одним из способов расширения исполнительского арсенала гусляров автор считает необходимым на примере своей исследовательской работы «Пиццикато как один из основных способов звукоизвлечения на гуслях» акцентировать внимание на новом, авторском подходе к приему игры пиццикато.

Актуальность темы.Из-за отсутствия учебных пособий и научных работ, посвященных теме пиццикато на гуслях и в связи с развитием профессионального исполнительства, повышением уровня гусельного искусства в целом, а также появления многострунного инструмента[1], у автора возникла потребность к созданию нового подхода в методике обучения приема игры пиццикато. Думается, что данная работа в дальнейшем может быть использована как методическая преподавателями игры на гуслях в учебных заведениях, так и любителями игры на гуслях.

Новаторство данной работы заключается в разработке нового подхода к освоению техники исполнения пиццикато на гуслях, в связи с появлением нового многострунного (30 струн) инструмента. Особенности конструкции, натяжение струн, большой диапазон инструмента по-новому раскрывают разнообразные возможности техники игры пиццикато.

Задачи исследования

1. Провести обзор описания приема пиццикато в печатных учебных пособиях для народных инструментов.

2.Описать возможности усовершенствованной техники игры пиццикато.

3. Привести практические рекомендации и нотные примеры.

Целью исследованияявляется подробное описание приема пиццикато, описание использования техники игры пиццикато на примерах известных произведений, а так же обоснование новаторства автора.

Объектом исследованияявляется методика освоения и совершенствования одного из основных способов звукоизвлечения на гуслях звончатых.

Предметом исследованияявляется прием игры «пиццикато»

Наши рекомендации