Формирование умения дифференцировать понятия: одежда, головной убор, обувь у детей с особенностями развития.

Пальчиковый игротренинг «Одежда»

Цель:развитие мелкой моторики рук

Я одежду надеваю (Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)

И ее вам называю: (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим.)

Майка, брюки, а еще(Поочередно соединять пальцы правой руки с большим.)

Свитер, шарфик и пальто. (Поочередно соединять пальцы левой руки с большим .)

Чтение стихотворений и беседа по их содержанию.

Цель: познакомить детей с тем, что вещи, которые люди носят, делятся на одежду, обувь, головные уборы

Оборудование:предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов

Ход беседы:Почитайте ребенку зарифмованные тексты и задайте несколько вопросов по их содержанию, с той целью, чтобы ребенок закрепил такие понятия, как « одежда», «обувь», «головной убор» .

1.Куртки, брюки, пальто и штаны,

Платья, юбки человеку нужны.

Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название это запомнить придется.

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Согревает в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше одежда,

Содержать ее нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

Вопросы:

Что такое одежда?

Какие предметы одежды ты запомнил из текста. Какие знаешь еще?( показ предметных картинок с изображением одежды )

Для чего человеку нужна одежда?

2.Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков — пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Вопросы:

Что такое головной убор?(Вещи, служащие одеждой для головы.)

Какие головные уборы ты знаешь?( показ предметных картинок с изображением головных уборов )

Для чего нужны человеку головные уборы?

3.Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она..

Обувь всякая важна.

Вопросы:

Что такое обувь?(Изделие, которое носят на ногах.)

Для чего нужна обувь человеку?

Какую обувь еще ты можешь назвать?( показ предметных картинок с изображением обуви )

Предложите ребенку рассмотреть одежду, обувь, головной убор на предметных картинках и попросите его назвать их части.

Рубашка:рукава, воротник, пуговицы, манжеты.

Брюки:пояс, штанина, карманы.

Туфля:подошва, каблук, пятка, мысок.

Шляпа : головка ,поля.

Игра « Чего не хватает?»

Цель:закрепить умения различать понятия « одежда», «обувь», «головной убор»;закрепить умение называть детали одежды , обуви, головного убора.

Оборудование: предметные картинки

Вы показываете предметную картинку, закрывая какую-либо деталь. Ребенок комментирует:

«У футболки не хватает рукава».

«У туфли не хватает каблука».

«У брюк не хватает штанины».

«У рубашки не хватает манжета».

« У шляпы не хватает полей».

«У куртки не хватает пуговицы».

«У свитера не хватает воротника».

«У брюк не хватает пояса».

« У панамки не хватает головки».

« У сапога не хватает подошвы».

Итог занятия

Похвалите ребенка за его старания.

Разъяснение связи между одеждой и временами года детям с отклонениями в развитии

Пальчиковый игротренинг« Магазин одежды»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Открываем магазин,( соединить ладони, круговые движения в

противоположные стороны)

Протираем пыль с витрин.(ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону

другой и наоборот)

В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по

тыльной стороне другой)

Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх-

вниз по ладони другой руки)

ребенок называет различную одежду

Магазин теперь закроем,(фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по

центру другой ладони)

Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами

указательного и среднего пальцев другой

руки)

Потрудились мы на «пять» — (потираем ладони)

Пальцы могут отдыхать. ( поглаживаем каждый палец)

Игра « Покупки »

Цель:закрепить знания о видах одежды, обуви и головных уборов;

Оборудование:3 маленьких пакета, разрезные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов

Ход игры :

Возьмите 3 три пакета: одежда, обувь, головные уборы и попросите ребенка разложить по пакетам вещи, правильно называя их. Ребенок должен рассуждать так:«Я взял (а) кофту. Кофта – это одежда. Я её положу в средний пакет »; «Я взял(а) туфли. Туфли – это обувь. Я их положу в первый пакет »и т.д.

Наши рекомендации