Особенности проведения занятий с фехтовальщиками юношеского возраста

Программы юношеских спортивных школ предусматривают три возрастные группы: младший возраст (13—14 лет), средний (15—16 лет) и старший возраст (17—18 лет).

Очень многое зависит от первого впечатления, произведен­ного на новичков тренером и построением занятий. Они долж­ны импонировать занимающимся, привлекать их, вызывать желание подражания и стремление к регулярным занятиям. Первые уроки могут быть весьма мало насыщены фехтованием, о котором даются только самые элементарные представления. Главный акцент делается на упражнения общеразвивающего и игрового характера, которые должны заинтересовать новичка и позволить преподавателю ознакомиться с ним. Вообще на за­нятиях с младшей группой юношей и девушек не следует фор­сировать обучение фехтованию

. Основной метод обучения — парные упражнения.

По сравнению со взрослыми и старшими юношами большее место в занятиях с фехтовальщиками младшего возраста зани­мают упражнения под команду. На первых порах это связано с неспособностью занимающихся сохранять дисциплину и со­знательно добиваться полноценного эффекта в выполнении за­даний. По мере роста сознательности и организованности доминирующее значение приобретут и самостоятельные парные упражнения и взаимоуроки (рис. 233).

особенности проведения занятий с фехтовальщиками юношеского возраста - student2.ru

Важно добиться сознательного выполнения роли обслужи­вающего партнера, что вначале достигается с трудом. Для этого нужно поручать наблюдение и помощь партнеру, чтобы повысить интерес и ответственность не только за свои действия, но и партнера.

Главной задачей должно являться привитие правильных навыков о основных приемах без большой требовательности к точности выполнения и (быстроте действий. Особое значение имеет соблюдение принципа доступности и постепенности.

У юных фехтовальщиков всегда ярко выражается стремле­ние к самому бою, на которой они «срываются» при малейшем ослаблении внимания преподавателя. Вместе с тем это есте­ственное стремление нужно удовлетворять во избежание сни­жения интереса и эмоционального тонуса. Давать легкие бое­вые задания на проведение учебных боев можно и нужно, но при этом необходимо обусловливать их соблюдением правиль­ной техники фехтования. Например, при ведении боя можно не засчитывать уколы, искажающие технику, при проявлении не­нужного азарта можно наказывать отстранением от боя на 2—3 мин. и т. п.

. Длительность занятий на протяжении первых 2 месяцев не должна превышать полутора часа, и только потом постепенно она доводится до двух часов.

Большое значение имеют упражнения, направленные на правильное физическое развитие и на корригирование асиммет­ричности фехтовальных движений и положений. Здесь следует неукоснительно применять систематические упражнения в лево­сторонней стойке (для левшей – в правосторонней), уделяя им на протя­жении всего обучения не менее 40% времени. Во всех упражне­ниях должно быть обращено постоянное внимание на воспита­ние правильной осанки, что является непременным условием для нормальной работы внутренних органов.

Нет необходимости задерживать естественное стремление к радости спортивной борьбы при условии соответственного контроля со стороны врача и тренера. Нельзя забывать, что этому возрасту еще не под силу длительные и мощные напря­жения, а способности к проявлению выносливости еще только начинают развиваться. Это объясняется еще не полной коор­динацией функциональных возможностей разных систем орга­низма, и в частности некоторым отставанием в развитии сер­дечно-сосудистой системы.

. Нельзя чрезмерно форсировать спортивную подготовку и стремиться к преждевременному достижению высоких результатов. Это бу­дет отрицательно оказываться на дальнейшем физическом ро­сте и может оставить отрицательные следы в нервной и других системах организма. В ряде случаев следует прибегать к так называемому восстановительному отдыху в продолжение 6—8 дней.

Такой отдых предотвращает переутомление юношей, веду­щих круглогодичную тренировку по фехтованию и участвующих в. ряде соревнований.

Следует правильно решить вопрос о частоте тренировочных занятий. Некоторые научные данные свидетельствуют о необ­ходимости перерыва между занятиями по фехтованию при нор­мальной нагрузке в них не менее чем на 24 часа, а при усилен­ных тренировках и соревнованиях не менее чем на 48 часов.

Эти данные вполне соответствуют и нашим наблюдениям над восстановительным периодом в процессе тренировок и после соревнований для среднего и старшего возрастов. Наиболее правильными будут трехразовые тренировки в неделю с обяза­тельными перерывами между ними.

Занятия с юношами и девушками старшего возраста. При правильной предварительной работе в предшествующих возраст­ных категориях и планомерной систематической тренировке в фехтовании и других видах спорта юноши и девушки 17—18 лет показывают себя способными к высоким тренировочным на­грузкам и большим напряжениям в соревнованиях и в ряде случаев, с разрешения врача, могут участвовать уже в сорев­нованиях со взрослыми спортсменами. Однако этот возраст является еще только переходным к категории взрослых, и не случайно, в международных соревнованиях для молодежи уста­навливается возрастной щенз до 21 года. В этом имеется опре­деленный смысл, так как только к этому возрасту заканчива­ются основные процессы формирования организма и достигается нормальная уравновешенность нервных процессов. Привлекая 17—18-летних спортсменов к соревнованиям для ускорения достижения высоких спортивных результатов, не следует забы­вать о еще неполной устойчивости психики, чем в значительной мере объясняется неровность в спортивных выступлениях, ког­да наряду с очень высокими результатами наблюдаются спады и неудачи.

В физическом, нравственном развитии юношей и девушек имеются весьма существенные отличия, которые необходимо учитывать, чтобы не нарушать важнейшего положения об инди­видуальном подходе к занимающимся. Большинство будет при­ближаться к взрослым спортсменам, но некоторые могут расти медленнее и стоять по своему физическому развитию рядом с 15—16-летними. Ясно, что подход к ним должен быть совер­шенно другой, особенно в смысле регламентации и (применения средств и методов тренировки. В остальном методика трени­ровки фехтовальщиков старшего юношеского возраста бази­руется на общих для всех принципах.

Наши рекомендации