Правила неразрушающего контроля рельсов

Дефектоскопной автомотрисой

Область применения

1.1. Настоящие Правила распространяются на сплошной НК рельсов ультразвуковой или совмещенной дефектоскопной автомотрисой.

1.2. Контролю подлежат рельсы типа Р50, Р65, Р75, размеры, материал и состав которых соответствуют ГОСТ Р 51685-2013.

1.3. Настоящие Правила устанавливают:

а) порядок применения НК;

б) перечень необходимых средств, материалов и инструмента;

в) порядок подготовки дефектоскопной автомотрисы к контролю и проведение контроля;

г) требования к оформлению результатов контроля и оценке качества рельсов по результатам контроля;

д) требования по безопасности при проведении НК.

Общие положения

2.1. НК рельсов дефектоскопной автомотрисой применяют для выявления дефектов следующих кодов (Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 23 октября 2014 г. № 2499р, Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 16 августа 2012 г. № 1653р): 20.1-2, 21.1-2, 22.1-2, 24.1-2, 25.1-2, 26.3-4, 27.3-4, 30.1-2, 31.1-2, 33.1, 38.1, 50.1-2, 53.1, 55.1-2, 56.3-4, 57.3-4, 66.3-4, 67.3-4, 69.1-2, 70.1-2, 71.1-2, 72.1-2, 73.1, 74.1-2, 75.1-2, 76.3-4, 77.3-4, 79.1-2, 99.1-4 в эксплуатируемых рельсах и элементах стрелочных переводов.

Размеры и местоположение выявляемых дефектов каждым методом НК указываются в РЭ дефектоскопной автомотрисы.

2.2. НК рельсов дефектоскопной автомотрисой осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком проверки рельсов, который рассчитывается по Методике определения периодичности при комплексной проверке рельсов в пути (приложение № 1 к Положению о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»).

2.3. НК рельсов дефектоскопной автомотрисой осуществляется основной схемой прозвучивания, приведенной в ТИ или РЭ дефектоскопной автомотрисы.

2.4. При большом выходе ОДР определенного кода на конкретном участке пути, например, при наличии большого числа рельсов со смененным рабочим кантом, при проходе вагона, имеющего колесо с ползуном, на данном участке пути начальником (мастером) участка диагностики пути, по согласованию с центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, может назначаться проезд дефектоскопной автомотрисы со специализированной схемой прозвучивания, предназначенной для выявления дефектов конкретного кода.

2.5. Расшифровка результатов контроля должна проводиться в течение одних суток после окончания контроля.

2.6. Ответственность за организацию НК рельсов дефектоскопной автомотрисой возлагается на начальника дефектоскопной автомотрисы.

Оборудование, материалы и вспомогательные приспособления

3.1. Для сплошного НК рельсов дефектоскопная автомотриса должна соответствовать требованиям пунктов 6 и 7 Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД» и иметь комплектацию в соответствии с РЭ дефектоскопной автомотрисы.

3.2. В комплект оборудования и материалов, необходимых для проведения НК рельсов дефектоскопной автомотрисой также входят:

а) дефектоскоп вторичного УЗК, соответствующий требованиям пункта 6 Положения о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД» и укомплектованный в соответствии с РЭ дефектоскопа. Дефектоскоп должен позволять включать ПЭП по совмещенной и раздельной схемам включения и иметь дисплей, реализующий А-развертку;

б) ПЭП П121-2,5-50, П112-2,5, П121-2,5-70, П121-2,5-45 (или П121-2,5-42);

в) сигнальные принадлежности: красный и желтый флажки (2 комплекта), петарды (12 шт.), духовой рожок;

г) инструмент (молоток, металлическая линейка, штангенциркуль с колумбусом, рулетка, зеркало, лупа, кисточка, ветошь, набор отверток и гаечных ключей, щетка, плоскогубцы, фонарик);

д) краска масляная белая;

и) контактирующая жидкость;

к) масло минеральное для вторичного контроля дефектных сечений.

Подготовка к контролю

4.1. Для контроля отдельных участков дефектоскопной автомотрисе в графике движения поездов должно быть предусмотрено предоставление специальных технологических окон или отдельных ниток графика.

4.2. В день, предшествующий проверке рельсов, персоналу дефектоскопной автомотрисы необходимо провести все регламентные работы по подготовке и настройке оборудования в соответствии с требованиями ТИ или РЭ дефектоскопной автомотрисы, а именно:

а) провести внешний осмотр дефектоскопического оборудования и устранить выявленные неисправности;

б) проверить работоспособность ПЭП и техническое состояние соединительных кабелей; устранить выявленные неисправности;

в) смонтировать ПЭП в акустические блоки;

г) провести поканальную проверку (настройку) основных параметров контроля, т.е. проверить (настроить) значения параметров контроля (угол ввода, мертвую зону, условную (или эквивалентную) чувствительность) для каждого ПЭП в соответствии с РЭ автомотрисы;

д) записать в рабочий журнал результаты настройки (проверки) основных параметров контроля;

е) установить лыжу с акустическими блоками в искательную систему автомотрисы;

ж) произвести регулировку положения следящих и искательной систем;

з) проверить давление в пневматических камерах прижатия следящих лыж;

и) произвести заправку водой бака для контактирующей жидкости;

к) проверить состояние катушек электромагнитов, соединительных проводов, искательных катушек и устранить выявленные неисправности.

4.3. Проверку (настройку) основных параметров необходимо производить при температуре близкой к температуре контроля.

4.4. Для настройки чувствительности в случае расположения лыжи с акустическими блоками в салоне дефектоскопной автомотрисы, необходимо использовать соединительный кабель, такой же длины, как и кабель между дефектоскопической аппаратурой и подвагонной частью искательной системы.

4.5. Перед проведением контроля дефектоскопной автомотрисой представитель участка диагностики пути предоставляет руководителю смены дефектоскопной автомотрисы копию ведомости ДР, находящихся на проверяемом участке пути и копию ведомости предыдущего проезда мобильного средства НК с отметками о проведенном вторичном контроле, подписанную начальником ПЧ.

Наши рекомендации