Порядок технического обслуживания и ремонта средств неразрушающего контроля
7.1. Устанавливают следующие виды технического обслуживания и ремонта средств НК:
а) ежесменное техническое обслуживание (выполняет, соответственно, оператор дефектоскопной тележки или наладчик контрольно-измерительных вагонов);
б) периодическое техническое обслуживание (выполняет наладчик контрольно-измерительных вагонов, для дефектоскопов сплошного контроля – выполняет наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов совместно с операторами, закрепленными за данным дефектоскопом);
в) текущий ремонт в объеме ТР-1, ТР-2, ТР-3.
7.2. Ежесменное техническое обслуживание средств НК проводят работники соответствующих подразделений НК. Данный вид обслуживания включает следующие работы:
проверку целостности корпусов составных частей дефектоскопической аппаратуры;
проверку надёжности заземления дефектоскопов и оборудования с напряжением питающей сети 220 В и более;
проверку целостности изоляции, соединительных кабелей, протекторов ПЭП и надёжности соединения кабелей;
проверку исправности контрольно-измерительных приборов, переключателей, тумблеров, световых и звуковых индикаторов;
внешний осмотр настроечных (стандартных) образцов;
настройку дефектоскопической аппаратуры с применением настроечных (стандартных) образцов;
очистку оборудования.
7.3. Периодическое техническое обслуживание средств НК выполняют по утвержденному графику, составленному в соответствии с требованиями эксплуатационных документов средств НК. Обслуживание средств НК по разработанным документированным процедурам проводит работник, ответственный за техническое состояние средств НК.
7.4. Двухниточные и однониточные дефектоскопы сплошного контроля, а также дефектоскопы для локального контроля в сроки, установленные РЭ, должны проходить техническое обслуживание, плановый ремонт и ведомственную метрологическую калибровку (поверку) в соответствии с утвержденными правилами проведения ремонта и поверки.
Порядок проведения технического обслуживания для дефектоскопов определяется ТИ 07.139-2014, правилами ремонта ультразвуковых дефектоскопов, а также РЭ дефектоскопов.
7.5. Мобильные средства НК и съемные дефектоскопы должны проходить проверку работоспособности дефектоскопической аппаратуры в соответствии с ТИ 07.139-2014.
7.6. Результаты периодического технического обслуживания средств НК регистрируют в формуляре средства НК.
7.7. В случае обнаружения неисправностей средств НК, влияющих на достоверность НК и безопасность работ, проведение НК запрещается до устранения выявленных неисправностей.
7.8. Специалист, проводивший техническое обслуживание и выявивший неисправность средства НК, должен сообщить об этом своему непосредственному начальнику.
7.9. Техническое обслуживание дефектоскопного оборудования вагона-дефектоскопа должно проводиться в установленные РЭ вагона-дефектоскопа сроки и в необходимом объеме.
7.10. Планово-предупредительный ремонт и ведомственная метрологическая калибровка дефектоскопного оборудования должны проводиться в соответствии с действующими нормами и правилами проведения ремонта и калибровки.
7.11. Техническое обслуживание и ремонт вагонной части, а также подвагонных ходовых тележек вагона-дефектоскопа должны производиться в соответствии с приказом МПС России от 4 апреля 1997 г. № 9Ц «О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов».
Требования к персоналу, выполняющему неразрушающий контроль
8.1. Персонал НК должен соответствовать следующим требованиям:
иметь уровень и профиль образования, соответствующие требованиям к профессиональному образованию работников ОАО «РЖД», установленные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКТ), Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕКТС), профессиональными стандартами (при наличии);
быть обученным по программам профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации по вопросам неразрушающего контроля рельсов, сварных стыков и элементов стрелочных переводов и другим вопросам неразрушающего контроля.
8.2. Повышение квалификации персонала НК должно проводиться с отрывом от производства по программам, утвержденным ОАО «РЖД», в образовательных организациях железнодорожного транспорта или других образовательных учреждениях, в том числе негосударственных.
При планировании обучения персонала НК необходимо соблюдать периодичность прохождения курсов повышения квалификации, установленную нормативными документами ОАО «РЖД»:
для рабочих должностей – один раз в три года в соответствии с Положением об организации профессионального обучения в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 17 апреля 2013 г. № 907р;
для руководителей и специалистов – не реже одного раза в пять лет в соответствии с Положением о дополнительном профессиональном и бизнес-образовании руководителей и специалистов холдинга «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 16 января 2012 г. № 42р.
После перерыва в практической работе более шести месяцев также необходимо направлять на курсы повышения квалификации.
8.3. Подтверждение необходимого уровня теоретической и практической подготовки, опыта, компетентности специалиста, т.е. его профессиональных знаний, навыков, мастерства, и предоставления права на выполнение работ по одному или нескольким видам (методам) НК осуществляется в соответствии с установленным в ОАО «РЖД» порядке.
8.4. Персонал НК должен выполнять должностные обязанности в соответствии с требованиями, указанными в ЕКС, ЕТКС и профессиональных стандартах (при наличии).
8.5. Персонал, выполняющий НК, должен быть сертифицирован в соответствии с ПР 32.113-98 на II или III уровень квалификации по акустическому (ультразвуковому) виду НК. Допускается выполнение НК эксплуатируемых рельсов персоналом, использующим съемные средства НК, а также персоналом мобильных средств НК (за исключением руководителей мобильных средств НК – начальников и их заместителей), не сертифицированным по ПР 32.113-98.
8.6. Для установления технической компетенции подразделений (лабораторий) НК (мобильных средств НК, участка диагностики пути, группы НК в РСП) рекомендуется проведение их аккредитации в соответствии с ПР 32.151-2000.
Требования к регистрации результатов НК
9.1. Результаты НК рельсов регистрируют в учетных формах, утвержденных Центральной дирекцией инфраструктуры. При использовании микропроцессорных приборов результаты НК должны быть занесены в компьютерные базы данных.
9.2. Результаты НК должны регистрироваться при проведении всех видов НК.
9.3. Ответственность за регистрацию результатов НК и достоверность сведений несут специалисты, проводившие контроль.
9.4. Журналы должны иметь сквозную нумерацию страниц, быть прошнурованы и скреплены подписью руководителя подразделения НК.
9.5. Журналы должны регистрироваться в подразделении НК при их выдаче и сдаче. Каждый журнал должен иметь регистрационный номер по подразделению НК.
9.6. Изменения в действующие формы журналов должны вноситься в установленном порядке.
9.7. Исправления в журналах учёта результатов НК должны быть подписаны лицом, внесшим изменения, с указанием даты. Исправления должны вноситься красными чернилами.
9.8. Исправления в журналы учёта результатов НК могут вноситься руководителем подразделения НК и оператором, непосредственно проводившим НК.
Требования безопасности
10.1. Все виды работ по НК должны проводиться с соблюдением действующих правил охраны труда, промышленной санитарии, электро- и пожарной безопасности.
10.2. К проведению НК допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, профессиональное обучение, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний по охране труда, безопасным методам и приёмам работы.
10.3. Все работы по обслуживанию и эксплуатации дефектоскопов и других средств НК должны выполняться с соблюдением требований охраны труда, установленных в документах по эксплуатации на эти средства, а также в соответствующих правилах и инструкциях по охране труда, действующих в путевом хозяйстве ОАО «РЖД».
10.4. Санитарные правила для вагонов-дефектоскопов и участков диагностики пути должны соответствовать СП 2.5.1335-03.
10.5. Общие требования к производственному оборудованию – по ГОСТ 12.2.003-91.
10.6. Оборудование рабочих мест дефектоскопами, вспомогательными устройствами и механизмами и их обслуживание должны осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 12.1.019-2009, ГОСТ 12.2.007.0-75 и ПOT PM-016-2001.
10.7. Переносные электрические светильники должны иметь напряжение питания не более 36 В.
10.8. Размещение, хранение, транспортирование и использование вспомогательных материалов, и отходов производства должны проводиться с соблюдением требований защиты от пожаров по ГОСТ 12.1.004-91.
10.9. На каждом рабочем месте должна находиться Инструкция по охране труда, утверждённая по установленной форме.
10.10. Подъёмно-транспортные механизмы должны удовлетворять требованиям ПБ 10-382-00.
10.11. Уровень шума на рабочих местах не должен превышать нормы, установленные ГОСТ 12.1.003-83 для производственных помещений.
10.12. Требования к допустимому содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны, к температуре, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне участков НК – по ГОСТ 12.1.005-88.
10.13. Требования к вентиляционным системам – по ГОСТ 12.4.021-75.
10.14. Требования к защите от воздействия постоянных магнитных полей должны соответствовать Предельно-допустимым уровням воздействия постоянных магнитных полей при работе с магнитными устройствами и магнитными материалами.
10.15. Требования к защите от воздействия магнитных полей промышленной частоты должны соответствовать СанП и Н 2.4.723-98.
10.16. Параметры ультразвука, воздействующего на оператора, должны соответствовать ГОСТ 12.1.006-84.
10.17. Отходы производства в виде отработанных дефектоскопических материалов подлежат удалению в установленные сборники или уничтожению.
10.18. Ветошь должна храниться в специальных металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками. Использованную ветошь необходимо собирать в металлический ящик с крышкой и отправлять на утилизацию.
Приложение № 1
к Положению о системе неразрушающего контроля рельсов и эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии в путевом хозяйстве железных дорог ОАО «РЖД»
Методика определения периодичности при комплексной проверке рельсов в пути
Подготовка к расчету периодичности контроля
1.1. Расчет периодичности контроля выполняется с учетом:
а) среднего значения выхода остродефектных рельсов (ОДР) на 1 км;
б) пропущенного тоннажа;
в) наибольшей установленной скорости движения пассажирских и грузовых поездов;
г) грузонапряженности на участке контроля;
д) протяженности участка контроля.
1.2. При расчете периодичности контроля используются данные следующих учетных форм:
журнал учета покилометрового выхода ОДР по участкам контроля;
журнал замены ОДР по ПЧ.
1.3. Для создания базы данных, анализа и расчета периодичности контроля рельсов, а также ее корректировки необходимо ежемесячно вести учет ОДР и изломов рельсов по форме ПУ-2А.
1.4. Работу по сбору статистических данных выхода ОДР выполняют участки диагностики пути ПЧ совместно с Техническими отделами ПЧ. Проведение расчета периодичности контроля рельсов возлагается на начальника (мастера) участка диагностики пути ПЧ. При необходимости, начальник ПЧ в зависимости от местных условий подготавливает предложения по изменению числа проверок рельсов, согласовывает их с центром диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры и представляет их для утверждения в Службе пути.
1.5. Уложенные в путь новые рельсы после их обкатки или шлифовки и устранения следов заводского проката на поверхности катания подлежат входному сплошному НК.
1.6. Контроль электроконтактных сварных стыков рельсов выполняют в соответствии с СТО РЖД 1.11.003-2009, алюминотермитных сварных стыков рельсов – в соответствии с ТИ 07.96-2011 и ТИ 07.149-2015, сварные стыки элементов стрелочных переводов – в соответствии с ТИ 07.129-2013.
После укладки плетей необходимо выполнить входной контроль сварных стыков в течение 10 суток с момента укладки, на скоростных участках – в течение 3 суток с момента укладки.
Электроконтактные сварные стыки, изготовленные в полевых условиях, подлежат приемочному контролю до открытия движения поездов.
Алюминотермитные сварные стыки подлежат приемочному контролю в течении 24 часов с момента выполнения сварочных работ.
Эксплуатационный контроль сварных стыков рельсов, уложенных в главные пути, выполняют не реже одного раза в год в первые два года после укладки, далее контроль выполняют не реже одного раза в три года (на скоростных участках – не реже одного раза в два года).
На малоинтенсивных участках пути и приемоотправочных путях эксплуатационный контроль сварных стыков рельсов выполняют в течение первого года после укладки, далее контроль не выполняют.
Сварные стыки элементов стрелочных переводов проверяют с периодичностью проверки сварных стыков рельсов, установленной для путей на которых они расположены.
При обнаружении в одной плети двух и более ОДР в зоне сварных стыков необходимо назначить однократную досрочную проверку сварных стыков данной плети при наступлении температуры окружающей среды выше плюс 5 ºС.
1.7. Приемоотправочные пути, примыкающие к главным и предназначенные для безостановочного пропуска поездов, проверяют с той же периодичностью, что и главные пути, но не более 1 раза в месяц. Остальные приемоотправочные пути проверяют не реже 1 раза в квартал.
1.8. Стрелочные переводы и съезды, лежащие на главных и приемоотправочных путях, примыкающих к главным путям, проверяют с периодичностью, установленной для этих путей.
1.9. Ходовые, соединительные пути и стрелочные переводы, расположенные на них, их ограничивающие и предназначенные для пропуска организованных поездов, проверяют с периодичностью 2 раза в год.
1.10. Остальные пути, съезды и стрелочные переводы контролю средствами дефектоскопии не подлежат.
1.11. Равномерные интервалы контроля рельсов должны соблюдаться отдельно по мобильным средствам контроля и отдельно по съемным средствам сплошного контроля.