МАКС-2017: прощание с Жуковским

На МАКС-2017 был подписан только один твердый контракт на 16 МС-21

13-й Международный авиасалон МАКС-2017, по всей видимости, останется в памяти участников и зрителей как последний авиасалон на летном поле в Жуковском — через два года он должен переехать на военный аэродром в Кубинку. На фоне операции ВКС России в Сирии интерес иностранцев к российской боевой авиации вырос, чего нельзя сказать о гражданской. Для МС-21 и SSJ 100 российский смотр стал парадом рамочных контрактов.

Покупатели надежды

Несмотря на физическое отсутствие на выставке первого МС-21, который сейчас проходит программу заводских летных испытаний в Иркутске, именно этот лайнер стал главным персонажем деловой программы авиасалона.

Так, за три дня ряды первых эксплуатантов нового российского ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного самолета пополнили еще несколько отечественных авиакомпаний, но твердый контракт на него был подписан только один: Red Wings заключила со своей материнской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» договор операционного лизинга на 12 лет на 16 МС-21 с поставкой в 2019–2022 годах.

Все остальные контракты по новому самолету на МАКСе были рамочными. Соглашение о намерениях по операционному лизингу на 12 лет на 15 лайнеров МС-21-300 «Ильюшин Финанс Ко.» подписала с отечественной «ВИМ-Авиа». Условия твердого контракта стороны намерены согласовать до конца года. Рамочные соглашения об операционном лизинге с «Ильюшин Финанс Ко.» подписали также авиакомпании АЛРОСА и «Саратовские авиалинии». В обоих случаях речь идет о шести самолетах МС-21-300 на срок до 12 лет с поставками в 2022–2025 годах.

Соглашение о намерениях на приобретение трех МС-21-300 подписала авиакомпания «Ангара» с корпорацией «Иркут» (поставщик нового самолета, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).

Примерно через месяц корпорация планирует подписать крупный твердый контракт с «Аэрофлотом», который станет крупнейшим заказчиком нового самолета.

Ранее глава ОАК Юрий Слюсарь отмечал, что речь идет о поставке 50 самолетов МС-21.

«Иркут» планирует с 2020 года ежегодно производить по 20 МС-21, а с 2023 года нарастить темп производства до 70 машин в год.

SSJ 100 ищет хозяев

Региональный ближнемагистральный Sukhoi SuperJet 100 — первый гражданский самолет современной России — в отличие от своего «младшего брата» на МАКС-2017 прилетел. В первый день авиасалона макет модифицированной для спортивных команд версии лайнера даже показали президенту РФ Владимиру Путину. Глава ОАК Юрий Слюсарь высказал мнение, что этот продукт будет востребован на рынке, а чуть позже предложил SSJ 100 Министерству обороны на замену транспортным Ту-134 и Ан-148.

«Мы продолжаем оставаться в роли оптимистов и считаем, что парк из, если не ошибаюсь, 30 машин Ту-134 можно вполне заменить «Суперджетом»... Мы надеемся, что сможем эту тему довести. Пока диалог идет непросто», — сказал Слюсарь.

Готовность купить еще десять Sukhoi SuperJet 100 подтвердила, по словам главы ОАК, и мексиканская авиакомпания Interjet — первый и основной зарубежный эксплуатант таких самолетов. Сейчас в парке мексиканского перевозчика 22 SSJ-100, а руководство Interjet готово расширить его до 40 единиц, заверил Слюсарь.

На МАКСе рамочное соглашение с ГСС на поставку еще четырех SSJ 100 подписала и новая авиакомпания «Азимут», созданная для перевозок на юге России. Ранее «Азимут» заключила рамочное соглашение с ГТЛК на поставку 12 самолетов Sukhoi Superjet 100 в 2017–2020 годах. В Росавиации уточнили, что новый авиаперевозчик к осени может получить сертификат эксплуатанта.

Однако твердый договор на SSJ 100, так же как и по МС-21, был только один — это запланированный договор «Аэрофлота» с «ВЭБ-лизинг» и ОАК на передачу в 12-летний лизинг еще 20 самолетов. В ВЭБе уточнили, что сумма сделки составляет $702 млн. До конца года «Аэрофлот» получит двенадцать SSJ 100, а до июля 2018 года — еще восемь.

Финансовый вопрос

Банки в этом году были самыми желанными гостями авиасалона. В павильонах и на деловых площадках было немало представителей Внешэкономбанка, Сбербанка, ВТБ, Новикомбанка.

На МАКСе ГТЛК также подписала соглашение с Газпромбанком о намерениях по увеличению лимита синдицированной кредитной линии на покупку SSJ 100 на 13,1 млрд руб., до 43,1 млрд руб.

ОАК подписала соглашение о партнерстве с Новикомбанком, который, в частности, финансировал программу SSJ 100. «Иркут» подписал соглашение о развитии сотрудничества по проекту МС-21 со Сбербанком — основным финансовым партнером по разработке и производству нового гражданского самолета.

Кроме того, на специальной сессии вице-президент ОАК по экономике и финансам Алексей Демидов рассказал банкам о новых мерах по улучшению послепродажного обслуживания Sukhoi Superjet и о перспективах комплексного финансирования поставок самолетов МС-21.

Совместно искать эксплуатантов для модернизированного турбовинтового Ил-114 договорились АО «Гражданские самолеты Сухого» и ГТЛК. Стороны подписали соглашение о намерениях, предусматривающее поставку до 50 воздушных судов Ил-114-300. В будущем они намерены прорабатывать вопросы финансирования, сроков поставок, порядка ценообразования и оплаты.

Оборона на экспорт

Пока производители гражданских самолетов искали деньги и покупателей среди российских участников МАКСа, «Рособоронэкспорт» провело переговоры с 50 иностранными делегациями, в результате которых было подписано 15 контрактов и соглашений о сотрудничестве. Ряд переговоров было решено продолжить на форуме «Армия 2017», который через месяц пройдет в Кубинке.

Холдинг «Вертолеты России» (входит в состав ГК «Ростех») сообщил о заключении в рамках МАКС-2017 трех контрактов с компанией United Helicopters International Group, по которым китайским эксплуатантам в 2017–2018 годах будут поставлены десять вертолетов, в том числе пять легких вертолетов «Ансат» в медицинской комплектации, три Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС.

Кроме того, с китайской стороной был подписал договор на четыре вертолетных двигателя ВК-2500, которые могут быть установлены на вертолеты Ми-17.

Иран приобрел зенитные ракетные системы С-300, сообщил на брифинге заместитель министра обороны страны генерал Абдулкарим Банитараф. Iran Aviation Industries Organization в ходе МАКС-2017 заключила с российскими партнерами несколько контрактов на поставку запчастей для гражданских вертолетов Ми-8 и Ми-17.

На авиасалоне в Жуковском также было подписано соглашение об основных принципах взаимодействия и сотрудничества в отношении третьих стран между российской ОАК и белорусским 558-м Авиационным ремонтным заводом, на котором уже освоена модернизация самолетов Су-22, Су-25, Су-27 (Су-30), МиГ-29, вертолетов Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35).

Глава делегации «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин сообщил журналистам, что

в этом году авиация в экспорте продукции военного назначения госкомпании превысит 50%, а основными импортерами станут страны Ближнего Востока и АТР.

По его словам, интерес к российской боевой авиации резко возрос с началом операции ВКС России в Сирии. Наибольшим спросом у иностранных заказчиков пользуются самолеты Су-30, Су-35, а также вертолеты Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-17.

13-й и последний

13-й Международный авиасалон МАКС-2017, по всей видимости, останется в памяти участников и зрителей как последний авиасалон на летном поле ЛИИ им. Громова.

С просьбой сохранить МАКС в Жуковском к президенту РФ Владимиру Путину обратились летчики-испытатели, которые базируются на этом аэродроме, отмечая, что здесь достаточная по площади территория, развитая инфраструктура и должный уровень безопасности.

«Злые языки утверждают, что это у нас последний МАКС в Жуковском. Мы обращение от летчиков-испытателей передали Дмитрию Олеговичу [вице-премьеру Рогозину]. Если будет возможность, хотелось бы, чтобы посмотрели», — сказал один из них президенту.

Позже самые страшные предчувствия подтвердились.

«Думаю, это последний МАКС в Жуковском,» — сказал журналистам генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. По всей видимости, салон 2019 года пройдет уже в Кубинке.

Там, по словам Чемезова, будут построены шале, увеличена взлетно-посадочная полоса. Выставочный комплекс в Кубинке уже и так есть.

Многие участники салона эту идею не одобряют: за 25 лет здесь создана вся необходимая инфраструктура, вложено немало средств, МАКС в Жуковском стал уже мировым брендом. «Представьте: в условиях санкций авиасалон переносится на военный аэродром, вполне предсказуемо, что некоторые компании могут отказаться от участия в нем», — сказал «Газете.Ru» один из участников.

С пятницы авиасалон МАКС открыт для всех желающих. По оценкам компании – организатора аэровыставки, в этом году МАКС посетят боле 400 тыс. человек. В дни массовых посещений выставка будет работать с 10.00 до 18.00, а программа демонстрационных полетов будет расширена, пилотажные группы будут подниматься в небо с 11.00 до 17.00. Синоптики прогнозируют в выходные теплую ясную погоду, небольшой дождь возможен в воскресенье.

https://www.gazeta.ru/business/2017/07/21/10797938.shtml#page5

Наши рекомендации