Упражнение 3. «Сотрясение воздуха»
Ведущий говорит участникам: «Опишите "сильным" языком то, что сейчас произойдет…» Далее, обращаясь к кому-либо из участников группы (тем, кто понял суть предыдущего упражнения), говорит примерно следующее: «Татьяна Николаевна (Екатерина Александровна), вы глупый человек (плохой учитель, плохая мать, неряшливая женщина)», — любую глупость, которую в другой обстановке можно принять за оскорбление.
Участник, к которому обращается ведущий, должен сказать, что произошло на самом деле, что он чувствовал. Ведущий отмечает момент выбора объяснения и анализирует связь выбранного «рассказа» с переживанием от происходящего. Важно поздравить участников упражнения и сказать примерно следующее:
«В эти тридцать секунд вы были внутренне свободным человеком. Я вам завидую! Как вам это понравилось?» Можно написать на доске: «Словесное оскорбление — это всего лишь сотрясение воздуха».
Рекомендации ведущему
Вы можете провести свободную дискуссию по данной теме, если хорошо владеете предметом, в частности, вам придется отстаивать свою точку зрения в споре с представителями традиционно культурологического подхода: «В культуре ЭТО принято считать оскорблением, я культурный человек, следовательно, я оскорблен».
Выберите какого-нибудь ученика и опишите его «плохое» поведение «сильным» языком, избегая «рассказов».
Обсуждение итогов
Все участники обсуждают, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Выполнить шаги №1 и №2 Школьного плана действий для четырех учеников с разными мотивами «плохого» поведения.
Рекомендации ведущему
Если вы чувствуете потребность в этом, проведите после этой встречи дополнительное занятие по теме: «Я-слушания» (см.: Кривцова, Мухаматулина, 2004).
Занятие 3. Избегание неуспеха. Поддержка как профессионально важный навык педагога
Цели работы
- 1. Показать участникам отличия поддерживающей стратегии отношения к ребенку от оценочной стратегии «красного карандаша».
- 2. Показать разнообразные виды поддержки, их сильные стороны и ограничения.
Материалы
На занятии ведущему понадобятся плакаты: «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?», «Три способа испортить ребенка». Также необходимо подготовить медаль «За самую полезную ошибку».
Упражнение на разогрев
Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я…(говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.
Дискуссия на тему
Прежде чем приступить к обсуждению домашнего задания продемонстрируйте и прокомментируйте участникам группы плакаты «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?» и «Три способа испортить ребенка».
Сколько поддержки нужно?
Привлечение внимания х 1
Власть х 10
Месть х 100
Избегание неудачи х 1000
Три способа «испортить» ребенка
Мы балуем ребенка, когда
- видим, что он ведет себя «плохо», безответственно, и не реагируем подходящим образом;
- делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам;
- «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.
Рекомендации ведущему
При проведении дискуссии постарайтесь, чтобы группа обсудила следующие вопросы:
- Чем поддержка отличается от положительной оценки?
- Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
- Почему поддержка повышает самоуважение и является «единственным средством вернуть мотивацию»?
- Почему иногда бывает трудно поддержать человека?
- В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки?
- Почему положительная оценка иногда может обидеть, а поддержка — нет?
- Почему поддержка — это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
- Назовите составляющие поддержки.
- Чем одобрение отличается от уважения (признания)?
- Как вы относитесь к тому, что изображено на плакате «Сколько поддержки нужно?»?
- Что вызывает у вас сомнения?
- Приведите примеры из собственного педагогического опыта.
Дискуссия на данную тему может получиться достаточно острой и интересной, если вы позволите высказаться тем членам группы, которые имеют отрицательный опыт оказания поддержки. Их точка зрения сводится к следующему: хорошие отношения с ребенком обязательно приводят к тому, что он «садится вам на шею». Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:
- «хорошее отношение» — это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
- поддержка не работает без «твердости» — разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка, а «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
- если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ученика.
Обсуждение обычно приводит к соглашению спорящих сторон, когда участники дискуссии понимают, что поддержки много не бывает, бывает мало «твердости». Обратите внимание участников на то, что важно поддерживать ребенка «подходящим образом», то есть профессионально, а не «как получится». Скажите участникам, что этот тренинг и посвящен тому, чтобы научить их реагировать «подходящим образом» на неподходящее поведение, поддерживая при этом и правильное, «хорошее» поведение.