Упражнение 3. «Сотрясение воздуха»

Ведущий говорит участникам: «Опишите "сильным" языком то, что сейчас произойдет…» Далее, обращаясь к кому-либо из участников группы (тем, кто понял суть предыдущего упражнения), говорит примерно следующее: «Татьяна Николаевна (Екатерина Александровна), вы глупый человек (плохой учитель, плохая мать, неряшливая женщина)», — любую глупость, которую в другой обстановке можно принять за оскорбление.

Участник, к которому обращается ведущий, должен сказать, что произошло на самом деле, что он чувствовал. Ведущий отмечает момент выбора объяснения и анализирует связь выбранного «рассказа» с переживанием от происходящего. Важно поздравить участников упражнения и сказать примерно следующее:

«В эти тридцать секунд вы были внутренне свободным человеком. Я вам завидую! Как вам это понравилось?» Можно написать на доске: «Словесное оскорбление — это всего лишь сотрясение воздуха».

Рекомендации ведущему

Вы можете провести свободную дискуссию по данной теме, если хорошо владеете предметом, в частности, вам придется отстаивать свою точку зрения в споре с представителями традиционно культурологического подхода: «В культуре ЭТО принято считать оскорблением, я культурный человек, следовательно, я оскорблен».

Выберите какого-нибудь ученика и опишите его «плохое» поведение «сильным» языком, избегая «рассказов».

Обсуждение итогов

Все участники обсуждают, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Выполнить шаги №1 и №2 Школьного плана действий для четырех учеников с разными мотивами «плохого» поведения.

Рекомендации ведущему

Если вы чувствуете потребность в этом, проведите после этой встречи дополнительное занятие по теме: «Я-слушания» (см.: Кривцова, Мухаматулина, 2004).

Занятие 3. Избегание неуспеха. Поддержка как профессионально важный навык педагога

Цели работы

  • 1. Показать участникам отличия поддерживающей стратегии отношения к ребенку от оценочной стратегии «красного карандаша».
  • 2. Показать разнообразные виды поддержки, их сильные стороны и ограничения.

Материалы

На занятии ведущему понадобятся плакаты: «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?», «Три способа испортить ребенка». Также необходимо подготовить медаль «За самую полезную ошибку».

Упражнение на разогрев

Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я…(говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.

Дискуссия на тему

Прежде чем приступить к обсуждению домашнего задания продемонстрируйте и прокомментируйте участникам группы плакаты «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?» и «Три способа испортить ребенка».

Упражнение 3. «Сотрясение воздуха» - student2.ru

Сколько поддержки нужно?

Привлечение внимания х 1

Власть х 10

Месть х 100

Избегание неудачи х 1000

Три способа «испортить» ребенка

Мы балуем ребенка, когда

  • видим, что он ведет себя «плохо», безответственно, и не реагируем подходящим образом;
  • делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам;
  • «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.

Рекомендации ведущему

При проведении дискуссии постарайтесь, чтобы группа обсудила следующие вопросы:

  • Чем поддержка отличается от положительной оценки?
  • Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
  • Почему поддержка повышает самоуважение и является «единственным средством вернуть мотивацию»?
  • Почему иногда бывает трудно поддержать человека?
  • В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки?
  • Почему положительная оценка иногда может обидеть, а поддержка — нет?
  • Почему поддержка — это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
  • Назовите составляющие поддержки.
  • Чем одобрение отличается от уважения (признания)?
  • Как вы относитесь к тому, что изображено на плакате «Сколько поддержки нужно?»?
  • Что вызывает у вас сомнения?
  • Приведите примеры из собственного педагогического опыта.

Дискуссия на данную тему может получиться достаточно острой и интересной, если вы позволите высказаться тем членам группы, которые имеют отрицательный опыт оказания поддержки. Их точка зрения сводится к следующему: хорошие отношения с ребенком обязательно приводят к тому, что он «садится вам на шею». Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:



  • «хорошее отношение» — это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
  • поддержка не работает без «твердости» — разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка, а «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
  • если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ученика.

Обсуждение обычно приводит к соглашению спорящих сторон, когда участники дискуссии понимают, что поддержки много не бывает, бывает мало «твердости». Обратите внимание участников на то, что важно поддерживать ребенка «подходящим образом», то есть профессионально, а не «как получится». Скажите участникам, что этот тренинг и посвящен тому, чтобы научить их реагировать «подходящим образом» на неподходящее поведение, поддерживая при этом и правильное, «хорошее» поведение.

Наши рекомендации