Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

   
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, в процентах   Количество обрывов проволок, в процентах от норм, указанных в таблице 1  
     
     
     
     
30 и более    

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного, каната.

8. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рисунок 8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине (последнее обязательно только для канатов ПС, транспортирующих опасные грузы, предназначенных или используемых для подъема людей, а также канатов, работающих с блоками из синтетического материала или блоками из металла с синтетической футеровкой поверхности, контактирующей с канатом).

При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 процентов и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения ПС.

9. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат бракуется и к дальнейшей работе не допускается.

10. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рисунок 9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при 1,08 , где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при 4/3 . Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 .

11. Канаты должны выбраковываться и не допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рисунок 10); выдавливания сердечника (рисунок 11); выдавливания или расслоения прядей (рисунок 12); местного увеличения диаметра каната (рисунок 13); местного уменьшения диаметра каната (рисунок 7); раздавленных участков (рисунок 14); перекручиваний (рисунок 15); заломов (рисунок 16); перегибов (рисунок 17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Рисунок 5. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:

а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40 процентов)

Рисунок 6. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:

а - начальное окисление поверхности; б - общее окисление поверхности; в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия

Рисунок 7. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

Рисунок 8. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

Рисунок 9. Волнистость каната (объяснение в тексте)

Рисунок 10. Корзинообразная деформация

Рисунок 11. Выдавливание сердечника

Рисунок 12. Выдавливание проволок прядей:

а - в одной пряди; б - в нескольких прядях

Рисунок 13. Местное увеличение диаметра каната

Рисунок 14. Раздавливание каната

Рисунок 15. Перекручивание каната

Рисунок 16. Залом каната

Рисунок 17. Перегиб каната

Приложение N 9

к Федеральным нормам и правилам

в области промышленной безопасности

"Правила безопасности опасных

производственных объектов, на которых

используются подъемные сооружения",

утвержденным приказом

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года N 533

Наши рекомендации