Тренируемся писать цифры 1 – 6.

Печатный материал к темам 17,18, 19, 21, 23, 25 :

П– 17.2 Эталон № 16 «Как писать цифру 1».

П– 18.5 Эталон № 18 «Как писать цифру 2».

П– 19.2 Эталон № 19 « Как писать цифру 3».

П– 21.3 Эталон № 21 « Как писать цифру 4».

П– 23.3 Эталон № 23 «Как писать цифру 5».

П– 25.3 Эталон № 25 «Как писать цифру 6».

Печатный материал к теме 26:

П– 26.1 Маршрутный лист «Учимся писать цифры 1 – 6».

Цель занятий: тренироваться писать цифры 1 – 6 правильно и красиво, проговаривая по элементам, вслух, а затем «про себя».

Работа над заданиями данной темы организуется по аналогии с темой 24 «Тренируемся писать цифры 1 – 5». Также учитель может использовать задания № 1 – 14 данной темы по своему усмотрению, исходя из особенностей и возможностей своего класса. При этом важно учитывать возрастные особенности первоклассников и организовывать выполнение упражнений в игровой форме.

Задания № 1 – 5, стр. 30 направлены на отработку умение писать правильно и красиво цифру 6. Выполняя данные упражнения, учащиеся еще раз проходят шаги написания цифры 6 – сначала отмечают точки-опоры цифры 6 и называют их место расположения, затем называют элементы цифры 6 и тренируются их писать, и, наконец, тренируются писать саму цифру 6 сначала по элементам, проговаривая вслух, потом целиком, проговаривая «про себя».

Задания № 6 – 11, стр. 31 – 32 направлены повторение и тренировку письма всех изученных цифр 1 – 6 правильно и красиво. Выполнение данных упражнений можно распределить на несколько занятий. В упражнении № 6, стр. 31 надо расставить точки-опоры в изученных цифрах, обвести разным цветом элементы цифр и назвать эти элементы. Это упражнение лучше выполнить в парах, а проверку организовать фронтально, проговаривая элементы каждой цифры «по цепочке». Например, «Цифра 1 – ее элементы: « стрела» и «копье». «Цифра 2 – ее элементы: «шапочка», «лебедь», «волна» и т. д.

В задании № 7, стр. 31учащиеся называют представленный элемент, называют его и дописывают соответствующую цифру.

Примерный образец выполнения упражнения № 7, стр. 31.

Элемент «волна» – цифра 2; элемент «стрела» – цифра 1; элемент «локоток» – цифра 4; элемент «часть локотка» – цифра 5; элемент «клювик» – цифра 3; элемент «месяц» – цифра 5; элемент «лебедь» – цифра 2; элемент «клюшка сверху» – цифра 6; элемент «шапочка» – цифра 2 или 3; элементы «часть локотка» и «гамачок» – цифра 5; элемент «луна» – цифра 6; элемент «копье» – цифра 1.

Другим вариантом выполнения данного упражнения может быть организация игры «Угадай цифру». Учитель называет или показывает элемент, а учащиеся показывают карточку с соответствующей цифрой, элемент которой показал или назвал учитель или кто-либо из учеников. Учитель может использовать для игры элементы цифр, которые готовил для игры «Составь цифру».

В задании № 8 – 9, стр. 31 предполагается письмо всех изученных цифр по элементам и целиком в разных типах клеток.

Задания № 10 – 11, стр. 32 являются дополнительными и направлены также на формирование у первоклассников умения писать изученные цифры правильно и красиво.

Игру «Телефон» в задании № 11, стр. 32 можно проводить как часть занятия, так и как отдельное занятие. При этом можно проводить игру можно не только в парах, но и фронтально.

Вариант проведения игры в «Телефон» вместе со всеми учениками класса.

Учитель сообщает учащимся, что сегодня они будут повторять написание изученных цифр по элементам, а поможет им в этом игра «Телефон». А наш телефон будет с « громкой связью», поэтому мы сможем играть всем классом. Один ученик будет в роли «автора», а остальные ученики в роли «понимающих». Автор должен будет выбрать одну из изученных цифр, продиктовать понимающим по элементам, записывая сам в клетках левого столбика под словами «Я рисую и диктую».

Понимающие, должны слушать автора и записывать соответствующую цифру в клетках правого столбика под словами «Мне диктуют, я рисую».

Затем автор называет цифру, которую он продиктовал, ученики, у которых ответ совпал, поднимаю руку, а у кого цифра не совпала, пишут рядом названную цифру.

Потом автором становится другой ученик и игра продолжается.

Выполнение заданий № 12 – 14, стр. 33. мы предлагаем организовать на отдельном занятии и построить данное занятие в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, на основе базовой структуры урока рефлексии.

Тогда для самостоятельной работы учащимся предлагается задание № 13, стр. 33, в котором они пишут правильно и красиво по две цифры 6 в средних графленых клетках, средних неграфленых клетках и в маленьких клетках. Затем сравнивают свой результат с эталоном № 25 «Как писать цифру 6» и фиксируют рядом в квадрате результат. Если четыре и больше указанных цифр совпадает с эталоном написания цифры 6, значит, ученик ставит себе в квадрате знак «+», если правильно написанных цифр меньше трех, то ученик ставит себе в квадрате знак «?».

Такая проверка позволит каждому ученику самостоятельно зафиксировать свои затруднения – определить, какие цифры у них еще не получаются при написании, и поставить свою личностно значимую цель. Например, научиться писать цифру 6 правильно и красиво в маленьких клетках.

Далее, учащиеся, которые зафиксировали свои затруднения, работают в этом же упражнении – тренируются писать цифру 6 в тех клетках, в которых у них пока не получается писать правильно и красиво.

А учащиеся, у которых нет затруднений, могут выполнить задание № 12, стр. 33 и задание № 14, стр. 33 или же учитель может предложить задания по своему усмотрению.

В задании № 12, стр. 33 учащиеся находят в рисунках «спрятавшиеся» цифры (яблоко – цифра 5; торт – цифра 4; дедушка с усами – цифра 3) и записывают соответствующую цифру рядом с рисунком в средней графлёной и маленькой клетках.

В задании № 14. стр. 33, первоклассники учатся разгадывать ребусы.

Слова, зашифрованные в ребусах.

рОДИНка, ТРИкотаж, сТРИжка, оПЯТЬ.

ТЕМА 27.

Учимся писать цифру 7.

Печатный материал:

П – 27.1 Ребус.

П – 27.2 Карточки с изображением волны и карандашика.

П– 27.3 Эталон № 26 « Элементы цифр», эталон № 27 «Как писать цифру 7».

Цель занятия – выделить точки – опоры для написания цифры 7, определить новые элементы – «волна сверху», и «карандашика»; научиться писать, проговаривая, данные элементы; учиться писать цифру 7, проговаривая по элементам и целиком в разных видах клеток.

7 К Зотмерь,1 К З отрежь. отрежь.
На этапе мотивации учитель предлагает учащимся разгадать ребус ( П – 27.1).

- Расшифруйте пословицу. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

- Как эта пословица вам будет помогать сегодня на занятии? (При письме цифр не надо торопиться, надо внимательно смотреть, где ставить точки-опоры.)

- Какое число встречается в пословице? (Число 7.)

- Какие пословицы или поговорки знаете вы с числом 7? (Семь бед – один ответ. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут и другие.)

- Какой цифрой обозначается число 7 на письме? (Цифрой 7.)

- Попробуйте написать цифру 7 правильно и красиво.

- Поднимите руку, у кого не получилось написать цифру 7 правильно и красиво. В чем ваше затруднение? (Я пока не могу написать цифру 7 правильно и красиво.)

- Поднимите руку, кто считает, что написал цифру 7 правильно и красиво. Можете ли вы обосновать? В чем ваше затруднение? (Я пока не могу обосновать, что я написал цифру 7 правильно и красиво.)

- Почему вы не смогли написать и обосновать, что правильно написали цифру 7? (У нас нет эталона «Как правильно и красиво писать цифру 7».)

- Какую цель вы поставите перед собой. (Узнать, как правильно и красиво писать цифру 7, а потом научиться писать цифру 7.)

- Как вы узнавали правильное написание цифры 6, я вам показывала или вы открывали сами? (Мы открывали сами.)

- Можете ли вы сами узнать, как правильно и красиво писать цифру 7? (Да.)

- Что вам поможет? (Эталон «Как научиться писать цифры» и задания в прописях.)

Далее учитель может организовать парную или групповую работу, или же провести открытие фронтально, используя описанный ниже диалог.

Примерный вариант диалога при открытии нового знания.

- В учебном пособии в задании № 1, стр. 34 рассмотрите цифру 7 и расставьте точки-опоры. Покажите на пальчиках, сколько точек-опор вы выделили. (Четыре точки-опоры.)

- Назови место расположения каждой точки-опоры в верхней рабочей клетке. (Левая граница, середина; верхняя граница, треть слева; верхний правый угол.)

- Назовите место расположения точек в нижней рабочей клетке. (Нижняя граница, одна третья слева.)

- Что вы будете делать дальше? (Выделять элементы цифры 7.)

- В учебном пособии в задании № 2стр. 34, рассмотрите элементы цифры 7. Найдите и обведите желтым карандашом знакомый вам элемент. Назовите этот элемент. (Копье.)

- Обведите элемент в верхней рабочей строке зеленым карандашом, а второй новый элемент синим карандашом. На какие предметы похожи эти элементы? Нарисуйте в задании № 2 б), стр.34.

Учитель показывает карточкис изображением волны сверху и карандашика (П – 27.2) и предлагает назвать эти элементы «волна сверху» и «карандашик».

Затем он открывает эталон № 26 «Элементы цифр» на доске, а учащиеся вклеивают эталон в прописи в задание № 3, стр. 34.

Далее в заданиях № 4 – 6, стр. 35 первоклассники учатся писать элементы «волна сверху» и «карандашик», проговаривая название места расположения точек-опор вслух и «про себя». Образцы проговаривания элементов даны в прописях.

Сначала образец проговаривания дает учитель или кто-либо из подготовленных учащихся, затем педагог предлагает быть «ведущим» ученикам по очереди, а затем проговорить друг другу в паре. Количество цифр, которое надо написать, определяет учитель или сами ученики. Всю строку писать до конца не обязательно.

- Вы научились писать элементы цифры 7, что будете делать дальше? (Составим из элементов 7 и будем учиться писать.)

- Какой элемент будете сначала? (Элемент «волна сверху».)

- Какой следующий элемент? (Элементы «копье» и «карандашик».)

- Напишите цифру 7 в задании № 7, стр. 35 в большой клетке, проговаривая по элементам хором вслух.

Учитель открывает на доске эталон № 25 «Как писать цифру 7», а учащиеся вклеивают эталон в прописи в задание № 8, стр.36 и, показывая пальчиком по схеме эталона, проговаривают хором вслух по элементам письмо цифры 7.

Задания № 9 – 12, стр. 36 предлагаются для формирования умения учащихся писать цифру 7 правильно и красиво в разных видах клеток, сначала по элементам, а затем целиком. Учитель использует данные упражнения по своему усмотрению, исходя из возможностей и особенностей своего класса. Подчеркнем только, что на занятии важно выделить время для самостоятельной работы с самопроверкой, предложив учащимся самостоятельно, проговаривая «про себя», написать цифру 7 три раза правильно и красиво. Затем проверить по образцу, и поставить знак «плюс», если цифра написана правильно и красиво.

Следует отметить, что, если учитель работает в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон и ведет надпредметный курс «Мир деятельности», то к этому времени учащиеся уже осознанно выполняют самостоятельную работу, спокойно относятся к затруднению, как помощнику в учебе[6].

В заключение занятия ученики делают вывод, что они сделали еще один важный шаг в умении писать цифры правильно и красиво. Теперь они знают, как писать цифру 7 правильно и красиво.

ТЕМА 28.

Наши рекомендации