Тренируемся писать цифры 1 – 3.
Печатный материал к темам 17 – 19:
П– 17.2 Эталон № 16 «Как писать цифру 1»; эталон № 17 «Как научиться писать цифры».
П– 18.5 Эталон № 18 «Как писать цифру 2».
П– 19.2 Эталон № 19 « Как писать цифру 3».
Печатный материал к теме 20:
П – 20.1 Маршрутный лист.
Цель занятия – тренироваться писать цифры 1 – 3 правильно и красиво по элементам, целиком.
Задания данной темы направлены на повторение эталонов № 10 – 19. Учитель, исходя из особенностей и возможностей своего класса, может сам выбирать задания, которые ему необходимо выполнить с учащимися для тренировки. Для этого он может использовать как страницы прописей части 1 – 2 , так и обычные тетради в клеточку.
Задания учащиеся могут выполнять как фронтально, так в группах или индивидуально.
Содержание и последовательность заданий темы разработано так, что учитель может организовать во второй половине дня занятие-тренинг с учащимися, которым необходимо повторить шаги написания одной из изученных цифр – 1, 2, 3. Для этого учащиеся сначала, выполняя задание № 2, стр. 11 вспоминают точки-опоры цифр 1, 2, 3, обводят и называют элементы цифр, затем в задании № 3, стр. 11 тренируются писать элементы цифр по точкам-опорам, проговаривая вслух, а затем «про себя».
В задании № 4, стр. 12 пишут элементы цифр целиком, проговаривая «про себя». И только потом в задании № 5, стр. 12 пишут цифры 1, 2, 3 по элементам в средних графленых, клетках, затем в средних неграфлёных, и, наконец, в маленьких (тетрадных) клетках, проговаривая вслух, а затем «про себя». А в задании № 6, стр.12 пишут цифры 1. 2, 3 целиком, проговаривая «про себя».
Таким образом, учащиеся имеют возможность пройти все шаги и повторить все действия, которые они выполняли на занятиях при знакомстве с новой цифрой. Тем самым для учащихся, испытывающих трудности в обучении, создаются условия для формирования и закрепления ориентировочной основы действий при обучении письму цифр.
Комментарии к выполнению заданий № 1 – 8, стр. 11 – 13.
Выполнение упражнения № 1, стр.11 позволит ученикам актуализировать понятие точки-опоры ипотренироваться в умении расставлять точки-опоры и продолжать узор по образцу. В целях экономии времени, учитель может предложить учащимся повторить узор только два или три раза. При выполнении этого упражнения учащиеся опираются на эталон № 14 «Как расставить точки-опоры» и эталон № 15 «Как повторить узор».
Учащиеся сначала расставляют точки-опоры, затем продолжают узор. После чего находят в узоре линии, похожие на известные цифры (2 и 3), обводят эти цифры цветным карандашом. Затем проверяют свою работу по образцу для самопроверки. Образец для самопроверки учитель может заранее подготовить на доске или распечатать индивидуальные карточки с образцом для каждого ученика.
Если учитель на данном уроке организует индивидуальную работу, то можно заранее подготовить для каждого ученика маршрутный лист с указанием заданий, которые он будет выполнять в течение занятия.
Тогда каждый ученик сможет результаты выполнения задания заносить в маршрутный лист и в конце занятия на основе результатов выполнения каждого задания и критериев, предложенных учителем, он сможет оценить свою работу на занятии.
Маршрутный лист также можно использовать и при работе в парах или в группах. Тогда маршрутный лист выдается один на группу, и фиксируются общие результаты работы группы.
Задание № 2, стр. 11 направлено на отработку умения расставлять точки-опоры в цифрах и выделять элементы изученных цифр. Данные умения является одними из базовых умений в технологии обучения каллиграфии (ТОК).
Задание № 3 – 4, стр. 11 – 12 позволяют учащимся повторить и отработать написание изученных элементов цифр 1 – 3 в соответствии с ТОК. Данные упражнения могут выполняться как в парах, так индивидуально или фронтально. При этом при необходимости образец проговаривания может напомнить сам учитель или попросить быть ведущим одного из учеников.
Задание № 5 – 6, стр.12 помогут учащимся потренироваться в отработке написания цифр 1 – 3 по элементам и целиком в разных видах клеток – средних графленых, средних неграфленых, маленьких тетрадных клетках.
В задании № 7, стр. 13 предлагаются восемь строк с разными видами закономерностей написания цифр. Для выполнения задания учащиеся могут выбрать строки по своему усмотрению, исходя из своих затруднений в написании цифр или своего интереса. При этом сначала надо определить закономерность в написании цифр, а затем писать цифры, опираясь на предлагаемый образец.
Предлагаемые закономерности в задании № 7:
а) пишем цифру 1: в каждой клетке три раза – 111, затем клетка пропускается и снова пишем цифру 1 три раза, т. е. цифра 1 написана тройками через клеточку;
б) пишем цифру 2: сначала пишем один раз – 2, клетку пропускаем, и пишем без пропусков два раза – 22, затем снова один раз, клетку пропускаем, пишем два раза и так до конца строки;
в) пишем цифру 3: сначала два раза – 33, клетку пропускаем и пишем один раз – 3, клетку пропускаем и снова пишем один раз, затем два раза;
г) пишем цифры 1, 2, 3: пишем без пропусков подряд цифры 123, затем клетку пропускаем и снова пишем цифры подряд;
д) пишем цифры 1, 2: сначала пишем без пропусков подряд цифры 12, затем клетку пропускаем, меняем цифры местами и пишем цифры 21, клетку пропускаем, снова меняем цифры местами и пишем 21 и так далее;
е) пишем цифры 2, 3: сначала пишем без пропусков подряд цифры 23, затем клетку пропускаем, меняем цифры местами и пишем цифры 32, клетку пропускаем, снова меняем цифры местами и пишем 23 и так далее;
ж) пишем цифры 1, 3: сначала пишем без пропусков подряд цифры 13, затем клетку пропускаем, меняем цифры местами и пишем цифры 31, клетку пропускаем, снова меняем цифры местами и пишем 13 и так далее;
з) пишем цифры 1, 2, 3: пишем в каждой клетке цифры – 231, затем клетку пропускаем и снова пишем эти же цифры – 231, клетку пропускаем и продолжаем записывать эти же цифры.
Если кто-то из первоклассников захочет назвать числа, которые получаются при записи закономерностей, то учителю следует похвалить ученика и обратить внимание, что на уроках математики все ученики обязательно научатся читать, записывать такие числа и даже решать примеры и задачи с данными числами.
В задании № 8, стр. 13 предлагается задание для игры в «Телефон». Игра проводится с опорой на эталоны № 16, 18, 19 и помогает учащимся в игровой форме вспомнить проговаривание написания цифр 1, 2, 3 и потренироваться писать эти цифры по элементам. Перед игрой необходимо еще раз вспомнить правила игры в «Телефон».[4] Дидактическую игру «Телефон» можно организовать во внеурочное время или предложить учащимся по желанию поиграть дома со своими близкими.
В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали еще один шаг на пути к правильному и красивому письму цифр – сегодня они вспомнили и потренировались писать цифры 1, 2,3 правильно и красиво.
Если учитель на занятии использовал Маршрутный лист, тогда каждый ученик может увидеть свои результаты и назвать свои затруднения.
Примерный вариант диалога:
- Посмотрите в свой Маршрутный лист. Сколько вы поставили себе плюсов?
- Сколько поставили знаков вопроса? В каких заданиях у вас были затруднения? Почему?
- Смогли ли вы преодолеть затруднение?
- Над чем вам еще надо потрудиться?
- Оцените свою работу на уроке с помощью оценочной линеечки Госпожи Каллиграфии. Если у вас все плюсы, нарисуйте клеточку выше середины линеечки, если есть 1 или 2 знака вопроса – на середине линеечки, а если больше двух знаков вопроса – нарисуйте клеточку ниже середины линеечки. А насколько ниже, решите сами.
- Кто хочет рассказать, как он оценил себя, где нарисовал на оценочной линеечке клеточку и почему?
ТЕМА 21.
Учимся писать цифру 4.
Печатный материал к теме 21:
П – 21.1 Карточки с загадкой.
П – 21.2 Карточки с изображением локотка.
П– 21.3 Эталон № 20 «Элементы цифр» и эталон № 21 «Как писать цифру 4».
Цель занятия – выделить точки – опоры для написания цифры 4; определить новый элемент – «локоток»; научиться писать, проговаривая, данный элемент; учиться писать цифру 4, проговаривая по элементам, правильно и красиво.
Также следует отметить, что на данном занятии, в отличие от предыдущих, учащиеся знакомятся с написанием цифры, в которой есть новый для них элемент – «локоток». Следовательно, при планировании занятия учитель должен учитывать, что изучение нового элементов займет дополнительное время на занятии.
Однако, отмечаем еще раз, что учителю не следует сворачивать шаги при изучении написания каждого нового элемента. Напомним еще раз эти шаги:
1) Выделение нового элемента в цифре.
2) Определение, на какой предмет похож данный элемент и согласование его названия.
3) Проговаривание месторасположения точек-опор элемента в рабочих клетках.
4) Письмо элемента по точкам-опорам, проговаривая свои действия вслух (хором, в парах, индивидуально), затем про себя.
5) Письмо элемента целиком.
Приэтом следует еще раз подчеркнуть, что сначала учащиеся учатся писать новый элемент в средних графленых клетках, затем в средних неграфленых клетках и только потом пишут новый элемент в маленьких (тетрадных) клетках.
Именно так и формируется у учащихся ориентировочная основа действий (ООД) в технологии обучения каллиграфии (ТОК). Именно в соответствии с указанными выше шагами и разработаны задания в прописях по каллиграфии.
При знакомстве с написанием цифры 4 на этапе мотивации учитель может прочитать стихотворение о цифре 4 или загадать загадку. Например,
То ли цифра, то ли вилка,
То ли двух дорог развилка.
В ученической тетради
Знаю точно - все ей рады.
- Какую цифру вы будет учиться писать? (4)
- Если вы будете учиться писать новую цифру, то какой эталон вам пригодится сегодня на уроке? («Как научиться писать цифры».)
Учитель отрывает эталон № 17 «Как научиться писать цифры».
- Назовите шаги, которые вы должны выполнить, чтобы научиться писать цифру 4. (Учащиеся называют шаги, при необходимости опираются на эталон)
- Пройти эти шаги вам помогут задания в прописях по каллиграфии цифр. Я предлагаю вам в группах выполнить действия первого шага, выполнив задание № 1, стр. 14 в прописях.
Учащиеся в течение полутора-двух минут работают в группах. Представители групп по очереди называют словами места, где поставили точки-опоры.
Задание № 2, стр. 14 можно выполнить фронтально.
Примерный вариант диалога при работе с заданием № 2, стр. 14.
- Рассмотрите цифру 4 в задании № 2, хлопните в ладоши столько раз, сколько элементов вы видите в этой цифре. (Учащиеся хлопают два раза.)
- Какой элемент вам знаком? (Копье.)
- Назовите место расположения его точек-опор. (Верхняя рабочая клетка, верхний правый угол; нижняя граница, одна третья слева.)
- В каких цифрах этот элемент встречается? (1, 4, 7.)
- Напишите этот элемент столько раз, сколько домиков я нарисовала на доске. (Учитель заранее рисует на доске не более 4 домиков.)
- Посмотрите на новый элемент синего цвета. В какой рабочей клетке он написан (В верхней рабочей клетке.)
- Отметьте точки-опоры синего элемента цифры 4. Назовите место каждой точки. (Верхняя рабочая строка, верхняя граница, одна третья слева; центр большой клетки, верхняя рабочая клетка, нижняя граница, треть справа.)
- Посмотрите на образец написания цифр на доске и скажите, каких цифрах этот новый элемент встречается? (Только в цифре 4.)
- Покажите с помощью руки этот элемент. Можно сказать, что этот элемент похож на локоток? (Да.)
- Нарисуйте в учебном пособии в задании № 2, на что похож этот элемент и назовите этот элемент. (Учащиеся предлагают свои варианты.)
Учитель может продемонстрировать рисунок локотка(П – 21.2)и предложить вариант названия элемента «локотка». После согласования нового элемента «локоток» учащиеся сравнивают свой вывод с эталоном, который учитель открывает на доске (П– 21.3), приклеивают эталон-наклейку в задание № 3, стр. 14.
Чтобы запомнить название нового элемента, повторяют название элемента вслух, одновременно показывая пальчиком на схеме в эталоне в упражнении № 3, стр. 4.
Задания № 4 – 5, стр. 14 предлагаются для формирования у первоклассников умения писать элемент «локоток». Образец проговаривания написания элемента «шапочка» дан в задании № 4.
Сначала учащиеся, тренируются писать элемент «локоток» в средних графленых, а затем средних неграфлёных клетках, проговаривая места расположения точек-опор сначала хором вместе с учителем, затем самостоятельно.
- Теперь вы умеете писать оба элемента цифры 4 и можете выполнить третий шаг научиться писать цифру 4.
Выполняя задание № 6, стр. 15, учащиеся составляют цифру 4 из элементов «локоток» и «копье» и пишут ее в большой графленой клетке в прописях в упражнении № 6, проговаривая названия элементов: «Сначала пишу элемент «локоток», затем пишу элемент «копье».
Учитель открывает на доске эталон № 21 «Как писать цифру 4», а учащиеся вклеивают эталон в прописи, в упражнение № 7, стр. 15, затем показывают на схеме в эталоне и проговаривают вслух, как писать цифру 4.
Задания № 8 – 11, стр. 16 направлены на формирование у учащихся умения писать цифру 4.
Выполняя задание № 8, стр. 16 учащиеся на первой строке учатся писать цифру 4 по элементам в средних графленых клетках, на второй строке – в средних неграфленых и, наконец, на третьей строке – в маленьких тетрадных клетках. При этом учащиеся сначала пишут, проговаривая вслух, а потом, проговаривая «про себя».
В задании № 9, стр. 16 учащиеся тренируются писать цифру 4 целиком, проговаривая про себя в разных типах клеток.
Обращаем внимание, что учащимся не обязательно прописывать все цифры до конца строки. Главное, чтобы ученик проговорил и написал цифры правильно и красиво.
Учащиеся уже не раз выполняли задания, аналогичные заданию № 10, стр. 16. Поэтому на его выполнение отводится не более одной минуты. Учащиеся подчеркивают цифры, в которых встречаются элементы «локоток» и «копье». Элемент «локоток» встречается только в цифре 4, а элемент «копье» – в цифрах 1, 4, 7.
Задание № 11, стр. 16 можно использовать для самостоятельной работы с самопроверкой. При этом сначала надо разобрать с первоклассниками, какая закономерность представлена в упражнении (цифра 4 записана два раза подряд, через клеточку, т.е. парами) и, как они будут продолжать писать строку.
- Напишите пять пар цифры 4, проверьте себя по образцу, подчеркните правильные и красивые цифры.
Примерный вариант диалога после выполнения самостоятельной работы.
- Поднимите руку те, кто подчеркнул все пять пар цифр 4.
- Кто подчеркнул не все цифры? Что нужно сделать, чтобы все цифры получались правильными и красивыми? (Надо тренироваться.)
- Молодцы. Вы действуете, как настоящие ученики. Я уверена, что у вас все получится.
Задание № 12, стр. 16 является дополнительным и выполняется учащимися по желанию при наличии свободного времени. Учащиеся уже встречались с аналогичными заданиями, поэтому выполнение данного упражнения не вызовет у них затруднений.
В заключение занятия учащиеся отмечают, что они сделали еще один шаг на пути к правильному и красивому письму цифр – сегодня они узнали, как писать цифру 4 правильно и красиво, и научились писать цифру 4 по элементам и целиком.
ТЕМА 22.