Эволюция понятий «технология» и «техника»
Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г, по другим - 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г с выходом первой части учебника по химической технологии И. А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В. И. Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г) и учебника П. А. Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г) он утверждается в химии как специальный термин.
В остальных отраслях практической деятельности людей и науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».
Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII - начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией».
Тогда термина техника еще не было, его заменяли «орудия» и «принадлежности». Точного времени проникновения в Россию термина «техника» не установлено. Например, в работе П. К. Энгельмейера появление данного термина в России зафиксировано 1862 г.
Термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области.
В 40-е - 50-е годы текущего столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.
Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия - явление вполне обоснованные. Термин же «техника» не выделен, по существу он растворился в первом.
В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них - объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая - диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:
при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;
для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;
субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;
содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.
Периоды развития понятий «техника» и «технология»
Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».
(начало XIX в. - третья четверть XIX в.)
Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.
(третья четверть XIX в. - конец XIX в.)
Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.
(конец XIX в. - первая четверть XX в.)
Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.
(вторая четверть XX в.)
Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.
(третья четверть XX в.)
Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней (описательная, инструктивная, контрольная и т. д.). Сделана попытка сформулировать предмет теоретической технологии: «…наука, изучающая процессы целенаправленного преобразования форм существования материи…».
(последняя четверть XX в.)
Дальнейшая дифференциация технологии, становление и развитие ее теоретической части. Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.
Виды технологии
На всех иерархических уровнях организации технология делится на практическую (объективную), научную и теоретическую (субъективные). С практической технологией непосредственно связана научная, а с научной - теоретическая.
Практическая технология
Практическая технология - это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т. д.
Задачи действующей технологии меняются от условий ее функционирования. К основным задачам в области материального производства относят: изыскание и реализацию средств интенсификации технологических процессов; контроль технолог средств производства, изменение условий производства; подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.
Характерными признаками объективной, действующей технологии являются: динамизм, конкретность, материальная обусловленность и логичность (строгая последовательность действий, операций, движений).
Динамизм технологии
Динамизм технологии отражает выполнение каких-либо процессов, движений, действий, промежуточные состояния которых можно изобразить в виде условных обозначений, рисунков, схем, чертежей, а полностью - с помощью современных технических средств (телевидения либо словесного описания). Это могут быть производственные процессы (как получить химическое волокно), физиологические (как сделать прическу), управленческие или инструктивные (как обработать информацию и принять решение), а также творческие (как получить новые технологии).
Эти процессы совершаются при обязательном участии человека благодаря его творчеству и труду. Простыми моментами процесса труда являются: целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. На данной триаде основаны все виды деятельности, любая технология и любое производство. Два других элемента производительных сил - предметы и средства труда, совокупность которых называют средствами производства. Предметы труда - все то, на что он направлен. Сами по себе они не создают динамики, а выступают лишь как материальные носители целенаправленных воздействий, в результате чего они либо перемещаются в пространстве, либо переходят из одного состояния в другое, либо изменяют свою структуру, превращаясь постепенно в потребительную стоимость или товар.
Соединение труда с его предметом и составляет содержание технологического процесса преобразования последнего в готовую продукцию, суть взаимодействия человека с природой.
Чтобы получить результат своей деятельности, человек должен знать законы, по которым происходит изменение предмета труда, и умело пользоваться ими (практическая технология). Раньше эти законы познавались непосредственно трудом, приобретением опыта, передававшимся из поколения в поколение. Такая форма оставалась основной в отдельных областях искусства. В сфере же материального производства положение резко изменилось. Предметы труда выступают здесь как своеобразное звено связи науки и производства. При этом большую роль играют средства труда (техника), позволяющие резко увеличить возможности человека благодаря использованию законов природы. Достигнутый уровень их развития избавил людей от непосредственного воздействия на предмет труда. Человек стал лишь управлять сложными машинами. Поэтому современная технология, абстрагируясь от конкретного и коллективного труда, изучает взаимодействие средств производства в процессе целенаправленной деятельности человека. Именно абстрагирование от конкретного труда позволило выделить технологию в самостоятельную научную дисциплину.
Конкретность технологии
Конкретность технологии отражается в целенаправленности ее процессов к достижению определенного результата. Полезность вещи, свойство предмета удовлетворять какую-нибудь потребность человека называется потребительной стоимостью, а если она предназначена для обмена на рынке - товаром.
Технология интересуется товарами или потребительными стоимостями с позиции конкретизации поставленной задачи и уточнения технологических процессов, так как образ конечной продукции диктует их вид, ее необходимые средства производства и квалификацию исполнителя. Если пренебречь конкретизацией потребительных стоимостей, получим абстрактную, или теоретическую, технологию.
Материальная обусловленность технологии
Конкретность тесно связана с материальной обусловленностью технологии, которая предполагает наличие трех компонентом объективного мира: предметов труда, средств труда и самого труда. Современные масштабы этих компонентов таковы, что требуют строгого контроля как внутренних процессов, так и внешнего взаимодействия с природой.
Современная научная технология призвана не просто изучать и проектировать производственные системы, а реализовывать из них наиболее эффективные или обеспечить новые воздействия на предметы труда, которые бы значительно превосходили существующие по производительности, скорости, безопасности и экономичности.
Внешняя материальная обусловленность предполагает экономическую и экологическую сбалансированность производства с окружающей средой.
Следовательно, современная научная технология должна не только выбирать и проектировать наиболее эффективные процессы создания потребительных стоимостей, но и обосновывать сбалансированность производства с окружающей средой.
Логичность технологии
Логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) технологии - это упорядоченность во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, их полная взаимоувязка по всем параметрам (производительность, скорость и т. д.). Логичность обычно отрабатывается длительное время опытным путем, практикой, испытанием и проверкой как отдельных процессов, так и их совокупности в реальных условиях производства и окружающей среды. В этом случае вырабатываются также необходимые навыки у исполнителей, требования к производственному процессу, соблюдению правил техники безопасности и т. д. Все это необходимо для достижения главной цели - получения товара (потребительной стоимости) того вида и тех свойств и качеств, которые необходимы потребителю.
Научная технология
Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения - процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей. В области материального производства ее задачи следующие: изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукцию или товары; изыскание прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их проверка; разработка мероприятий по защите природы; выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практической технологии.
Теоретическая технология
Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет ее исследования - процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека. Основные задачи: познание законов взаимодействия человека с природой; изучение возможностей и условий практического применения познанных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов.
Основная проблема теоретической технологии относится к развитию системы «человек-природа». Она заключается в том, чтобы разработать стратегию и тактику оптимального развития человеческой цивилизации на ближайшую перспективу. Главным критерием и одновременно ограничивающим условием при решении основной проблемы должно быть выполнение требования о недопустимости перерастания отношений между противоположностями в антагонистические (например, противоречия между природой и техникой, между человеком и природой и др.). С основной проблемой связано много других проблем, таких как специализация и интеграция, систематизация процессов и их форм, классификация наук, естественных и технологических процессов.
Статус технологии
Статус технологии можно определит следующим образом: практическая технология, представляющая существо процессов взаимодействия человека с природой, основу его жизнедеятельности и опыта, есть объективная реальность и критерий истины в познании природы. Она является предметом исследования многих наук, в том числе научной технологии, изучающей технологические процессы сами по себе, и теоретической, изучающей диалектику технологии и общие процессы, свойственные многим видам человеческой деятельности. В этом отражена субъективная сторона технологии, ее научный статус.
Общетеоретический, или общенаучный, ее статус заключает в том, что практика человека является критерием истины в познании природы, отражает естественные процессы, или объективные законы развития последней.
Общественный статус технологии определяется ее значимостью в жизни человека и влиянием на формы производства, тесной взаимосвязью с потребительными стоимостями, отношениями между людьми в процессе общественного производства, а также своей целесообразностью.
Метаморфозы технологии
Развитие технологии в любой сфере человеческой деятельности (материальная, социальная и духовная) сопровождается соответствующим прогрессом техники при взаимных переходах их друг в друга (метаморфозы).
Первая метаморфоза технологии: естественная технология, развивающаяся спонтанно, превратилась в гомотехнологию, развивающуюся сознательно, целенаправленно. Иначе говоря, человеческая технология (гомотехнология) возникла из естественной и основывается на ней. Следовательно, неисчерпаемым источником развития человеческой технологии была и остается природа. Причины же ее возникновения - в информационной насыщенности определенного вида материи и изменение внешних условий ее существования.
Сначала подражание природе носило нерегулярный характер, а подражательная технология была уделом отдельных индивидов, которые быстро развивались физически и умственно, передавая эти способности по наследству и путем обучения молодых особей. В этот период почти вся технология была ручной: элементарные жилища в виде гнезд, постель и одежда из листьев. По мере познания природы все это усложнялось, требуя более длительного обучения.
Появление элементарных орудий труда расширило познание природы. Технология усложнилась, требуя вначале коллективных усилий, затем привлечения животных, других природных сил. Это требовало развития различных приспособлений в сочетании с инструментами. Стали развиваться орудия труда, выросло вооружение технологии. С этого момента началась ее специализация: отдельные операции и движения стали переходить в устройства и приспособления. Так возникла техника. Произошла вторая метаморфоза технологии - переход части процессов в технические устройства. Технология здесь стала функционированием данных устройств: мельницы, паруса и т. д.
Все эти устройства и приспособления требовали управления со стороны человека. Увеличение энергетического оснащения техники вызвало механизацию процессов управления орудиями труда. Появилась более сложная по сравнению с прежней техника. Отдельные машины объединяются в комплексы, затем в агрегаты и автоматы. Технология превратилась как бы в функциональный придаток техники. Это третья метаморфоза технологии (автотехнология), которая многими специалистами, историками и философами принята за истину в последней инстанции. При этом на первый план выдвигаются сама техника и технический процесс и убирается с поля зрения человеческий опыт (технология).
Четвертая метаморфоза технологии.
В генетическом коде живых организмов сосредоточена та информация, в соответствии с которой развивается определенная особь того или иного вида и класса. К генетическому коду природа пришла спонтанно. Приходится только удивляться, насколько генетический код по своим размерам меньше той технической документации, которая сегодня сопровождает, например, производство автомобиля. Это свидетельствует о чрезвычайном отставании человеческих достижений от достижений спонтанно развивающейся природы. Нам нужно еще долго учиться у нее, чтобы немного приблизиться в подобным результатам.
Наиболее близка к решению задачи саморазмножения прецезионная технология, занимающаяся созданием микроэлектронных схем на кристаллах (микроэлектроника). Большие перспективы открываются с использованием достижений микробиологии, жидких кристаллов и голографии. Все это можно назвать предпосылками четвертой метаморфозы технологии, в результате которой в технику должны перейти и процессы размножения технологии. Это станет возможным только после полной расшифровки миссии генов и освоения синтеза белка. Четвертая метаморфоза наступит за пределами XX в., где-то в 2080 г. и будет продолжаться не менее 150 лет, пока не охватит основную часть материального производства. Параллельно будет происходить культурная революция. Поэтому данный период можно именовать биотронно-культурной революцией.
Пятая метаморфоза технологии, очевидно, произойдет где-то в 2180–2230 гг. в результате передачи интеллектуальных способностей человека технике, основанной на биосинтезах, биотронном производстве. Это период можно назвать биоинтеллектуальной революцией, которая охватит основные области человеческой деятельности, освободив его от забот о материальном производстве.
Шестая метаморфоза технологии будет сопровождаться ускорением естественных процессов, что приведет к полицивилизации и освоению Солнечной системы (начало XXV).
Сроки наступления метаморфоз технологии должны быть уточнены комплексными исследованиями с применением глобального моделирования естественных, социальных процессов и техногенеза.