Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отме­чают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1 - student2.ru

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1 - student2.ru

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Составление рассказа по картине «Белочка» (подготовительная группа)

Обучающие задачи:

  • закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
  • формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;
  • упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление.

Воспитательныезадачи:

  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять за­боту о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
  • воспитывать интерес к природе, к животным.

Наглядныйматериал, картина «Белочка», аудиокассета

«Звуки леса», игрушка-ежик, шишки, желуди, грибы, ягоды ря­бины, сухие листочки. Альбомный лист с пустыми окружностя­ми, чтобы дети их заполняли, составляя рассказ про белочку, и такой же образец — у воспитателя; фломастеры на всех детей..

Предварительнаяработа:

  • чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Белка»;
  • разучивание потешек, считалочек про белку;
  • разучивание стихотворения с одним из детей;
  • рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса»;
  • загадывание загадок про белку и ежа;
  • прослушивание аудиокассеты — музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о том, как не­которые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:

Вот художник так художник — Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот?

Дети. Осень.

Педагог. А вы хотите побывать в лесу? Дети. Хотим.

Педагог. Закройте глазки и представьте, что мы очути­лись в осеннем лесу.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?

Дети. Осень золотая, поздняя, красивая, хмурая, дождли­вая, холодная, сухая.

Педагог. Ой, ребятки, посмотрите: за елочкой спрятался ежик (находит и показывает детям игрушку-ежика), он плачет. Что же с ним случилось? Ежик, почему ты плачешь?

Дальше педагог говорит и за Ежика.

Ежик. Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, корешки, яблоки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой белочке, которую давно не видел. Помогите мне найти белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.

Педагог. Ребятки, поможем Ежику найти белочку?

Дети. Поможем!

Педагог. Давайте возьмем Ежика и пойдем искать бе­лочку, а чтобы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».

Педагог показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Листья сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем педагог поднимает, например, кленовый лис­ток и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся под легкую музыку, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями и всеми листьями вместе.

Педагог. А вот, ребятки, мы и нашли белочку (показы­вает картину). На каком дереве сидит белочка — на листвен­ном или на хвойном? Как вы узнали? Где нашла свой домик белочка? А почему у нее домик так высоко? Что запасла бе­лочка к зиме?

А ты, Ежик, хочешь узнать о жизни белочки?

Ежик. Да!

Педагог. Тогда, Ежик, и вы, ребятки, садитесь на поляну и слушайте.

Дети садятся за столы, на которых лежат схемы-модели и фломастеры.

Педагог. Ежик, сейчас ребятки расскажут тебе про бе­лочку. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-моде­ли, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

В центральном кружочке пишем букву «Б» — почему?

Дети отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б».

Педагог. Белка — это домашнее или дикое животное? Где она живет?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 дерево с дуплом и дом.

Педагог. Как называются детеныши белки? Мама-белка большая, а бельчата?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 маму-белку и бельчонка.

Педагог. Чему учит мама-белка своих бельчат? Приду­маем добрые слова про белку, какая белочка?

Дети описывают белку — без схемы, пишут в кружочке №3 слово «мама».

Педагог. А кто знает врагов белки?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 зубы и ружье.

Педагог. Чем питаются белки?

Дети. Белки питаются грибами, шишками.

Педагог. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.

Дети в кружочке №5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки.

Педагог. Какую пользу приносят белки людям?

Дети отвечают и рисуют в кружочке Мб кисточку, шубу, шапку, хвост-мех (воротник).

Педагог. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?

Дети отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я».

Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про белку?

Составление рассказов детьми.

Ежик. Молодцы, ребятки, теперь я знаю, что моя знако­мая белочка сделала запасы на зиму. Я могу спокойно спать

зиму, а когда наступит весна, мы снова встретимся. А вы, ребятки, помогайте всем животным и птицам выжить в холод­ную зиму. До свидания, спасибо вам, ребятки!

Педагог. Давайте проводим Ежика до норки. Спи, Ежик, до весны, а нам надо вернуться в группу. Закрыли все глазки... На одной ножке покрутились — и в группу возвратились. Вот мы и опять в своей группе. Скажите, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнять? А что легко? А вы запомни­ли врагов белочки?

Дети. Враги белочки — хищники, охотники. Педагог. Правильно, молодцы! А сейчас пойдем гулять, возьмем хлеб — покормим птиц.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1 - student2.ru

Рассказ «Белочка»

Белочка — дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик — дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.

Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый.

Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, соби­рать корм и делать запасы на зиму.

У белок есть враги. Главный враг — куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди — охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.

Главный корм белок — семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).

Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизы­вая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, же­луди и ягоды.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и вареж­ки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравится белка, потому что она быстрая и ловкая.

Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца — знай: весна у крыльца» (подготовительная группа)

Обучающие задачи:

  • закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;
  • формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;
  • упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление. Воспитательныезадачи:
  • воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил куль­туры поведения.

Наглядныйматериал, картина «Скворцы», аудиокассета «Го­лоса птиц», маски-ободки черного цвета — с черными клювика­ми для девочек, с желтыми клювиками для мальчиков. Маска скворчихи для воспитателя, игрушка-кошка, игрушка-скворец (или вырезанный из картона). Листочки с пустыми окружностя­ми, чтобы дети их заполняли, составляя схемы-модели, на всех детей и для воспитателя, фломастеры — на всех детей. Малень­кая картинка «Скворец и скворечник». Разные кормушки для птиц, слою «школа» на бумаге (висит на стене с начала занятия).

Предварительнаяработа:

  • чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы»;
  • разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
  • разучивание стихотворения с одним из детей;
  • рассматривание открыток, книг, альбома «Перелетные птицы»;
  • загадывание загадок о птицах;
  • рисование и лепка птиц;
  • прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о весне, о пере­летных птицах. Послушайте стихотворение о весне.

Взгляните, как стало красиво вокруг: Уже зеленеют деревья и луг. Пришла к нам веселая гостья весна, И все пробудилось от зимнего сна.

Закройте глазки и представьте, что мы очутились в лесу. Звучит фонограмма «голоса птиц». Педагог. О чем поют птицы? Чему они радуются? Дети. Птицы поют о весне, они радуются солнышку, теплу. Педагог достает игрушку-скворца и далее говорит за него. Педагог. Ой, посмотрите, к нам залетел Скворец, но он такой печальный, грустный. Что с ним случилось?

Скворец говорит, что он прилетел с юга и не может найти свой домик- скворечник — забыл, какой он. Нашел Скворец маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.

Педагог показывает детям кормушку из коробки.

Педагог. Давайте, ребятки, поможем Скворцу и расска­жем, почему птицам нельзя жить в домике из коробки.

Дети. Домик из коробки может промочить дождь.

Педагог. Ав каком домике лучше жить?

Дети. Лучше жить в домике-скворечнике из дерева.

Педагог. А почему?

Дети. Такой домик прочнее.

Педагог. Тебе, Скворец, нужно найти вот такой домик- скворечник.

Педагог показывает картинку «Скворец и скворечник».

Скворец. Ребятки, какие вы умные: теперь я знаю, что мне нужно искать деревянный домик-скворечник. Спасибо вам, я полетел.

Педагог. Я очень рада, что вы правильно рассказали Скворцу, какой нужно ему искать домик. Ребятки, а вы хотите узнать о жизни скворцов?

Дети. Хотим.

Педагог. Давайте превратимся в маленьких скворчат! Нужно сказать слова:

Я на ножке покручусь —

И в скворчонка превращусь!

Дети кружатся на одной ноге, надевают маски скворчат: с чер­ными клювиками — девочки, с желтыми клювиками — мальчики.

Педагог. Дважды покружилась — и в маму-скворчиху превратилась!

Педагог надевает маску скворчихи.

Педагог. Теперь я мама-скворчиха, а вы — мои детки- скворчата. Сегодня я вас буду учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки. Давайте поиграем в игру «Птички и кот».

В одной стороне группы — «птички», в другой (в домике) — «кот», роль которого играет ребенок.

Педагог. Птички вылетают из гнезда!

Дети начинают бегать в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые показывает педагог.

«Кот» ловит «птичек», которые бегут к своей «маме». Не пой­мав никого, «кот» возвращается в домик. Игра повторяется 2раза.

Педагог. Скворчата! Возвращаемся в гнездо. Поиграли немного, а сейчас отправляемся в лесную школу.

«Дети-скворчата» идут за «мамой-скворчихой» и садятся за столы, на которых листы для создания схем-моделей и фломас­теры.

Педагог. Дорогие скворчата! Сегодня в нашей школе урок. Назовите перелетных птиц.

Дети. Скворцы, ласточки...

Педагог. А почему у вас клювики разного цвета?

Дети. У девочек-скворчат клювики черные, а у мальчи- ков-скворчат — желтые.

Педагог. Я предлагаю вам составить рассказ о птицах. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-модели, кото­рые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

А кто у вас папа?

Дети. Наш папа — скворец.

Педагог вывешивает картину «Скворцы». Дети пишут букву «С» в центральном кружочке.

Педагог. Когда прилетают скворцы?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 солнышко, ручей­ки, проталинки.

Педагог. Как выглядит скворец, какой он?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 знак «?»

Педагог. Где устраивают свои гнезда скворцы? И как они их утепляют?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник.

Педагог. Как поет скворушка? На пение каких птиц похожа его песенка?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки..

Педагог. Какие скворчихи-мамы? Чему учит мама- скворчиха своих птенчиков?

Дети. Скворчихи очень хорошие мамы, они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками, учат их летать, узнавать сигнал опасности.

Педагог. Правильно. За сутки скворец и скворчиха при­летают к гнезду почти двести раз, и каждый раз приносят своим птенцам еду. Мама-скворчиха учит своих скворчат до­бывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя.

Дети пишут в кружочке №5 слово «мама».

Педагог. Какую пользу приносят скворцы людям?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №6 контур дерева, землю, внизу точками изображают насекомых.

Педагог. А что полезного вы сделали для птиц?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №7 букву «Я» или свое лицо.

Педагог. Какие вы знаете поговорки, народные приметы о птицах?

Дети рассказывают поговорки и приметы.

Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про птиц?

Составление рассказов детьми.

Педагог. Ребята, смотрите, прилетел Скворец.

Скворец. Я летел мимо и решил спросить: что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнить? А что легко? Как назы­вается домик для скворцов? А для чего всем нужна школа?

Дети рассказывают.

Педагог. Молодцы, ребятки, сейчас я знаю, чем зани­маются в школе, и постараюсь рассказать своим скворчатам об этом. А еще я хочу сказать «спасибо». Я нашел домик- скворечник для семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел вперед, а вы догоняйте меня.

Скворец «улетает».

Педагог. Мы много узнали о птицах. Мне было легко с вами заниматься. Давайте обратно превратимся в ребяток. Для этого нужно сказать слова:

На одной ножке покрутились —

И в ребяток превратились!

Раз, два, три, четыре, пять — воспитатель я опять!

Все крутятся на одной ножке и снимают маски. Педагог. А сейчас пора идти гулять и вешать кормушки для птиц.

Дети берут кормушки и идут гулять.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1 - student2.ru

Скворцы

Скворцы прилетают ранней весной из теплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляют­ся первые проталины, везде текут ручейки.

Скворец — красивая крупная птица. Все тело покрыто пе­рьями черного цвета с зеленым отливом. У скворцов прямой длинный клюв: черный — у мамы-скворчихи, а у папы-скворца — ярко-желтый. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.

Они устраивают свои гнезда в скворечниках и дуплян­ках, где выводят птенцов-скворчат.

Утепляют свои гнезда сухими травинками, пухом, перышками, мехом, тканью, прутиками.

Скворушка очень любит петь, его песенка звонкая, краси­вая. Она похожа на пение других птиц: ласточки, иволги, жа­воронка.

Скворчихи — очень хорошие мамы. Они высиживают яич­ки, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошка­ми. Учит их летать, узнавать сигнал опасности, прятаться от холода и дождя.

Скворцы помогают человеку: они уничтожают насекомых и гусениц — вредителей полей и огородов.

Когда становится холодно, скворцы собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны.

Зимой я делаю кормушки для птиц. Подкармливаю их зер­ном, семечками и хлебными крошками.

Папа-скворец

Я люблю своего папу-скворца. У него красивые черные перышки с зеленым отливом. Прямой длинный клюв желтого цвета. Люди его называют ласково — скворушка. Папа очень любит петь утром и вечером. Его песенка звонкая, радостная. Она похожа на пение других птиц: ласточки, жаворонка. Когда я вырасту, то буду петь как папа.

Наши рекомендации