Основные реквизиты информации о продовольственных товарах

Товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

Требования к содержанию и способам предоставления информации о товарах установлены соответствующими законами, другими ТНПА на конкретные группы и виды товаров. Право потребителя на информацию о товаре регулируется нормами Закона РБ «О защите прав потребителя». Изготовитель (продавец, упаковщик) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Основные требования, предъявляемые к информации о товарах, заключены в правиле «3Д» (достоверность, достаточность, доступность):

1. Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации (в обратном случае это классифицируется как информационная фальсификация).

2. Достаточностьозначает рациональную информационную насыщенность без излишеств и дублирования.

3. Доступность основана на информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей:

· языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Законе РБ «О защите прав потребителей» указывается, что информация должна доводиться до сведения потребителя на белорусском и/или русском языке и при необходимости на иностранном языке в соответствии с нормами языка, на котором приведена информация. Информация, сообщенная или переданная только на иностранном языке, считается непредоставленной, исключая случаи ее сообщения или передачи на иностранном языке по желанию потребителя;

· понятность – требование, предполагающее предоставление информации с помощью общепринятых и понятных терминов. Например, известны понятия «колбаса», «молоко» и др.;

· востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию.

Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно количества, состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Информация о продуктах должна включать следующие основные реквизиты:

· наименование продукта;

· наименование и местонахождение изготовителя;

· товарный знак (при наличии);

· количество продукта;

· состав продукта (кроме однокомпонентных продуктов);

· пищевая и энергетическая ценность;

· дата изготовления (упаковывания);

· срок годности или хранения;

· условия хранения;

· обозначение ТНПА;

· информация о подтверждении соответствия (при наличии);

· штриховой идентификационный код.

Вопрос 9.

Средства товарной информации

К средствам товарной информации относятся:

· маркировка;

· документы (нормативные, технические и технологические);

· литература (справочная, учебная и научная) и др.

Маркировка

Маркировка – информация, наносимая изготовителем (упаковщиком) на тару, этикетки, ярлыки и т.п. для обеспечения идентификации товаров.

Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная, эмоциональная.

Различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки может быть товар и (или) упаковка и (или) другие носители информации – этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, клейма, штампы и др. Торговая маркировка наносится на носители: ценники, товарные и кассовые чеки.

Этикетка– средство информации об упакованной продукции и ее изготовителе, располагаемое на самой продукции, на листе-вкладыше или на ярлыке, прикрепляемое или прилагаемое к упаковочной единице. Этикетка отличается значительной информационной емкостью.

Этикетка небольших размеров, содержащая дополни­тельные сведения о продукции и расположенная на противоположной стороне от основной этикетки, называется контрэтикеткой.

Кольеретка является разновидностью этикеток, имеющих особую форму, может наклеиваться на горлышко бутылок. Их основное назначение – эстетическое оформление бутылки; кольеретки могут быть с небольшой информацией или без нее.

Листок-вкладыш– это разновидность этикеток, имеющих направленность товарной информации по сообщению кратких сведений о наименовании товара, изготовителе и др. Чаще используют для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках.

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

В зависимости от места нанесения различают клейма и штампы производственные и торговые; от назначения – ветеринарные, товароведные и др. По форме клейма и штампы могут быть округлые, овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные, ромбовидные.

Клеймение применяется для мяса и мясопродуктов. Штампы могут наноситься на донышко металлических консервных банок и металлических крышек стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для молока, соков и других продуктов.

Информационные знаки представляют собой условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. К ним относятся товарные, знаки соответствия, знаки качества, штриховые, компонентные, манипуляционные, экологические знаки.

а) Товарные знаки– это обозначения, позволяющие отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других производителей.

Товарный знак является визитной карточкой предприятия. Товарный знак изготовителя наносится при его наличии после регистрации. В Республике Беларусь оформление заявок на регистрацию товарных знаков осуществляет унитарное предприятие патентных услуг «Белпатентсервис».

В зависимости от объекта информации товарные знаки могут быть фирменные и ассортиментные (видовые и марочные).

б) Знаки соответствия – это обозначения, которые предназначаются для доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о продукции (услугах), системах управления качеством, включая системы менеджмента качества, системы качества на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (далее – системы НАССР), системы управления охраной труда и системы управления окружающей средой, получивших подтверждение соответствия ТНПА.

Нанесенные знаки соответствия должны соответствовать их изображениям, приведенным на сертификатах соответствия, и подтверждать указанные в них сведения.

Знаки соответствия для продукции, как правило, размещаются на сертифицированной продукции вблизи информации об изготовителе, а также могут указываться в товаросопроводительной документации.

в) Знаки качества наносятся на товары, признанные высококачественными на различных выставках, конкурсах, дегустациях («Товар года», «ГУСТ»).

г) Манипуляционные знаки предназначены для информации о способах обращения с товарами. Они наносятся на транспортную тару или на потребительскую упаковку (Осторожно, хрупкое!; Беречь от влаги; Ограничение температуры; Верх упаковки; Беречь от нагрева; Герметичная упаковка; Нетоксичный материал; Скоропортящийся груз).

д) Компонентные знаки предназначены для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару. Наиболее часто встречаются компонентные знаки, обозначаемые буквой «Е» и цифровым кодом.

е) Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте товара или упаковки (ее получения или утилизации).

Цель экологической маркировки продукции экологическими знаками заключается в предоставлении потребителю проверяемой, точной, не вводящей в заблуждение информации об экологических аспектах продукции, способствующей спросу, и поставке продукции, которая вызывает наименьшее воздействие на окружающую среду.

ж) Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку товаров типографским способом или с помощью приклеивания этикетки или ярлыка. Кодированная в них информация носит коммерческий характер и малодоступна потребителю. Для считывания штриховых кодов применяют стационарные и портативные лазерные сканеры, кассовые сканеры, оснащенные системами считывания ШК, оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов и др.

Документы

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документы относятся к важнейшим средствам при проведении экспертизы и подразделяются на нормативно-технические, технологические и товарно-сопроводительные.

Нормативно-технические документы – документы, содержащие конкретную информацию о характеристиках товара, необходимых для его идентификации в процессе товародвижения, а также правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступные широкому кругу потребителей (пользователей).

Основное назначение этих документов:

· обеспечивают идентификации и прослеживаемости товаров и товарных партий на всех этапах товародвижения, что облегчает работу эксперта, когда при выявлении нестандартных товаров необходимо установить причины возникновения дефектов, а в случае обнаружения критических дефектов и изъять товары конкретной товарной партии;

· содержат общие нормы, правила и характеристики для одноименных объектов экспертизы, которые регламентируются как обязательные или рекомендательные.

К нормативно-техническим документам относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, технические условия, правила и нормы, классификаторы технико-экономической информации.

Технологические документы– документы, содержащие описание рецептур, конструкций, технологических процессов, характерных для разных этапов жизненного цикла продукции.

К технологическим документам, чрезвычайно важным в работе экспертов, относятся производственные рецептуры (РЦ), технологические инструкции (ТИ) по производству продукции, а также инструкции по хранению товаров отдельных групп, инструкции по приемке товаров по количеству и качеству, инструкции по применению норм естественной убыли. Особое место занимают инструкции по проведению экспертизы потребительских товаров.

Технологические документы дополняют и конкретизируют нормативные документы.

Товарно-сопроводительные документы(ТСД). Эксперт при проведении товарной экспертизы изучает и анализирует информацию, содержащуюся во всех товарно-сопроводительных документах:

· количественных (накладных, отвесах, заборных или маршрутных листах);

· качественных (сертификатах соответствия, страны происхождения, гигиенических, фитосанитарных, карантинных, заявлениях-декларациях, удостоверениях о качестве, протоколах испытаний, актах списания);

· расчетных (счетах-фактурах, счетах, чеках);

· комплексных (товарно-транспортных или железнодорожных накладных).

Эксперт может использовать как отдельные товарно-сопроводительные документы, так и их совокупность (массивы), обратив при этом особое внимание на наличие обязательных документов: сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных, при необходимости – удостоверений о качестве, а для импортных товаров – сертификата страны происхождения, справки или ее копии к грузовой таможенной декларации.

Специальная литература

Специальная литература – издания, предназначенные для доведения профессиональной информации до заинтересованных пользователей.

Специальная литература в зависимости от характера информации подразделяется на разновидности: учебная, научная и справочная. Каждый из указанных видов может в полном объеме или частично использоваться в экспертной деятельности.

Учебная литература– издание, основное содержание которого составляет учебная информация с элементами научной и справочной информации. Различают учебники и учебные пособия.

Научная литература– издание, основное содержание которого представлено научной или научно-практической информацией.

Научная литература может быть 4 типов: научные монографии, научно-практические пособия, научные публикации в периодических изданиях, научные отчеты.

Информация, излагаемая в научной литературе, носит для экспертов рекомендательный характер.

Справочная литература– издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавных статей. Содержит основную и дополнительную справочную информацию в определенной области профессиональных знаний. Подразделяется на 5 типов: справочники, словари, энциклопедии, каталоги, указатели.

Вопрос 10.

Наши рекомендации