Лучший путь преодоления конфликта.

Лучший путь преодоления конфликта.

Это выражение касается именно конфликта психологической несовместимости. Рассогласованность на первых двух уровнях (психофизиологическом и психологическом) порождает не самые болезненные конфликты. Гораздо серьезнее дела обстоят на ролевом уровне совместимости (или несовместимости)

Конфликт «ролевых ожиданий».Здесь все гораздо сложнее. Мы ожидаем от себя и от других определенного поведения в социальной роли. У каждого из нас есть определенный набор ролевых ожиданий. Независимо от наших желаний и нежеланий, они закладываются в нашу память. Дело в том, что мы привыкаем к определенному отношению к нам, определенному стилю поведения наших близких. Независимо от того, какие чувства это доставляет: радость или переживания. Привычка – это стереотип нашей реакции. А стереотипы, как известно, экономят нашу энергию. Поэтому набор ролевых ожиданий можно назвать привычным ожиданием. Привычки трудно менять, особенно если они не осознаются.

«Корень зла», как видим, примитивен. Но чем более он примитивен, тем сложнее от него избавиться. Все мы знаем, как сложно избавиться от сорняков.

Львиная доля наших ролевых ожиданий –

Самые настоящие сорняки

Эти сорные ожидания прорастают в нашем сознании, пускают корни и наделяют другого человека несуществующими качествами, заставляя ожидать то, что он не может дать.

Руководитель может ожидать ответственности, безропотности, качественной работы за минимальную плату. Сотрудник ожидает, что за этот объем работ ему будут платить большую зарплату или выдавать премию. Налицо - конфликт ожиданий. На ожиданиях бизнес не сделаешь. От таких ожиданий сразу не избавишься. Нужна прополка. Начнем прямо сейчас.

Упражнение 1. Чтобы описать ролевой конфликт, заполните таблицу.

Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек) Что я от него ожидаю? Что он или она должны делать в своей роли?   В какой мере удовлетворяются мои ожидания (оцените от 1 до 5)? Почему, из-за чего мои ожидания не удовлетворены  
         
       
       

Такую работу необходимо проводить регулярно для профилактики ролевых конфликтов.

Упражнение 2. Чтобы управлять ролевым конфликтом, заполните следующую таблицу.

Человек (сотрудник, партнер, коллега, близкий человек)   Моя гипотеза о том, откуда у меня это ролевое ожидание   За что я его могу поблагодарить (от мелочи до крупного)?   Какую помощь я могу оказать этому человеку, чтобы удовлетворить свои ролевые ожидания?
         
         
       


Самое главное в ролевом конфликте – помнить, что все обвинения в ваш адрес – это информация о ролевых ожиданиях партнера

Как отличить информационные сообщения от ролевых ожиданий? Никак. Лучше научиться обвинения принимать как информационные сообщения.

Каждое обвинение – не более чем сообщение. Это информация.

Нужно реагировать не на эмоцию, а на информацию.

Начальник ждет от подчиненного исполнительности и инициативы. А тот думает: «инициатива наказуема» и бездействует. Руководителю нужно научиться договариваться «на берегу» обо всех нюансах желаемого производственного поведения. Четко продумать инструкции. А подчиненному – четко изложить свои соображения и ожидания прежде, чем начнет действовать.

Совместимость на социальном уровне.

КОНФЛИКТ «ПРАВДЫ»

Проявляется в утаивании, искажении или переизбытке информации. Вообще, манипуляция с информацией практически всегда приводит к «конфликту правды».

Для профилактики конфликта правды необходимо четко понимать, кому и что говорить.

1. Получив неоднозначную, противоречивую или конфликтную информацию, сделайте глубокий вдох и выдох. Возможно, то, чего вы боялись, уже произошло, и этого не исправишь. Сохраняйте присутствие духа.

2. Постарайтесь найти возможность проверить информацию из других источников. Проанализируйте сходство и расхождение в информации.

3. Помните, что чувства в «конфликте правды» опасны. Не поддавайтесь пока чувствам. Не принимайте серьезных решений, руководствуясь чувствами.

Отреагируйте чувства в безопасной обстановке, ТОЛЬКО в отсутствии того человека, который вызвал конфликт, принес информацию.

4. Продумайте содержание дезинформации для вашего оппонента и собственную стратегию поведения. Возможно, вам лучше скрыть то, что вы знаете правду, и понаблюдать за оппонентом.

5. Подумайте над тем, как создать провокационные ситуации с тем, чтобы вывести оппонента на чистую воду оппонента. Важно, чтобы, когда он вам сам скажет правду, вы эмоционально были готовы принять ее.

6. Помните, что близкий непосредственный контакт с оппонентом может пробудить в вас самые противоречивые чувства, и вы рискуете не справиться с собой. Поэтому лучше сохраняйте физическую дистанцию с противоположной стороной.

7. Постарайтесь сосредоточиться на наблюдении за оппонентом, а не на собственной реакции. Воспринимайте случившееся как информацию к размышлению.

Информационный конфликт случается не только из0за сокрытия или искажения информации, но и из-за ее недостатка. Когда у нас мало информации о том, что для нас важно, мы начинаем домысливать. То есть придумывать, доставать недостающую информацию из кладовых своего и чужого жизненного опыта или воображения. Так рождаются сплетни и мифы.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Этот вид конфликта появляется тогда, когда наши интересы начали конкурировать с интересами другой стороны. Испокон веков люди бьются из-за ресурсов: территорий, денег, власти, движимости и недвижимости, поддержки электората, рынков сбыта и пр.

В ситуации «конфликта интересов» важно:

1) четко представлять предмет конфликта: реальный и виртуальный;

2) знать ловушки конфликта;

3) владеть технологией управления конфликтом.

Предмет конфликта —это основа конфликта. Материальное, идеологическое, физическое или духовно-нравственное «яблоко раздора», не дающее конфликтующим жить спокойно. Что люди обычно делят, то и становится предметом конфликта: деньги, сферы влияния, недвижимость, ценные вещи, власть, территория, другие ресурсы. Чем заманчивее «приз», тем больше оснований у конфликтующих сторон биться до последней капли чужой крови.

Чтобы определить предмет конфликта, задайте себе три основных вопроса:

1) За что мы бьемся?

2) Что я хочу получить в результате?

3) Что это мне даст?

Стратегия избегания

Основной тезис этой стратегии — «В Багдаде все спокойно! На самом деле конфликта нет!». Мы всячески демонстрируем оппоненту собственное непонимание его конфликтных намерений. Словами, интонацией, манерой разговора, жестами мы показываем противнику следующее:

· на самом деле проблемы нет;

· если и есть проблема, то она пустяковая;

· это не моя проблема, по крайней мере, для меня — это не проблема;

· это дело не самой первой важности, по крайней мере, для меня;

· не хочу в этом участвовать;

· у меня нет полномочий, это не в моей власти;

· мне кажется, вы строите какую-то непонятную мне игру, а я не хочу проиграть;

· я боюсь неизвестности, поэтому не предпринимаю никаких активных шагов;

· у меня уже была подобная ситуация — она плохо закончилась, поэтому я

больше ничем подобным заниматься не хочу;

· у меня нет ресурсов: денег, времени, персонала, оборудования, энергии;

· зачем «раскачивать лодку»?

· зачем «делать из мухи слона»?

· боюсь, что меня будут прямо связывать с этой проблемой или с участниками

конфликта, а это повредит моему имени (статусу, здоровью и пр.);

· время — лучший врач;

· конфликт неприятен и разрушителен, поэтому давайте от него откажемся в принципе.

Стратегия избегания полезна, когда вы собираете информацию о противнике, сознательно тянете время, собирая собственную армию. Стратегия избегания дает вам психологическую защиту. Но когда конфликтная ситуация начинает представлять реальную угрозу для вас, данная стратегия неэффективна.

Стратегия приспособления

Эту стратегию обычно выбирают, понимая и принимая превосходящую силу противника. Согласно этой стратегии, нам надлежит приспособиться к интересам оппонента, идти на уступки, вплоть до собственной капитуляции. Да, наши интересы существенно страдают или вовсе не удовлетворяются. Чтобы противник выиграл, мы должны проиграть.

Данная стратегия используется в пяти случаях:

1) взвесив все «за» и «против», мы понимаем, что уступки и даже капитуляция, в принципе, не наносят нам большого вреда, не являются с нашей стороны слишком большой жертвой;

2) для нас ценны сами отношения с нашим оппонентом, мы видим их долгосрочную перспективу, хотим избежать нарастания и углубления конфликта, сделать «жест доброй воли» (например, это касается конфликтов внутри семьи);

3) мы видим, что правота действительно на стороне противника;

4) мы хотим заслужить расположение нашего оппонента на будущее, интуитивно уверены в том, что этот человек еще сыграет в нашей жизни свою положительную роль;

5) предмет конфликта для нас не так важен и серьезен, у нас есть более срочные дела и интересы, и мы не хотим тратить время и силы на этот конфликт.

Существует ситуация, когда использование стратегии приспособления противопоказано

Стратегия приспособления не применяется, если вы поймали себя на стремлении избавиться от конфликта или желании, чтобы «скорее все закончилось»

Стратегия компромисса

Это стратегия «взаимной уступки». Она выбирается, когда силы сторон примерно одинаковы, и необходимо найти «баланс интересов» на фоне «средней враждебности». Это тонкая и неоднозначная стратегия, требующая определенного мастерства и проявления дипломатичности.

Компромисс не следует считать способом разрешения конфликта. Компромисс — это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы. Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это происходит при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.

Компромисс имеет активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ сторон от активных действий в создавшихся условиях. Пассивный компромисс — это временное перемирие. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых, ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.

Для реализации этой стратегии необходимо создать поле идей, состоящее из уступок, требований и предложений. Чем больше в вашем портфеле будет встречных предложений, тем больше вероятность достижения конструктивного компромисса.

Стратегия сотрудничества

Девиз этой стратегии: «Ты — хорош, и я хорош, мы с тобой уважаемые люди!».

Фундамент этой стратегии — признание ценности наших отношений с оппонентом.

Поэтому мы думаем и о своем и о его благе, принимая тот факт, что наши размышления могут быть ошибочными или неполными. В этом случае мы всегда охотно выслушаем другого.

Бывает, что наш противник демонстрирует стратегию «ложного сотрудничества».

Он декларирует ценность наших отношений и активно навязывает нам свою позицию по принципу «все это для твоего же блага». У нас есть свои представления о собственном благе, которые оппонентом не принимаются. Если вы попали в такую ситуацию — воспринимайте поведение оппонента без оценки, как информацию о его личностных особенностях.

Главное — понимать, что стратегия сотрудничества возможна лишь тогда, когда стороны осознают общность проблемы и кровно заинтересованы в том, чтобы интересы обоих были учтены при решении конфликта.

Упражнение 4

Ответьте себе на несколько вопросов.

1. Какую стратегию я чаще всего применяю?__________________________________________

2. Насколько она обычно оказывается эффективной? Оцените по пятибалльной шкале_____

3. Какие мои сильные стороны проявляются в реализации этой стратегии? (Что у меня получается? Какие способности проявляются? как люди на это реагируют?) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что для меня на данный момент является сложным? Что не получается? Чему не могу противостоять? Что меня расстраивает?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие задачи я ставлю перед собой, чтобы тоньше и грамотнее действовать в ситуации «конфликта интересов»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

лучший путь преодоления конфликта.

Это выражение касается именно конфликта психологической несовместимости. Рассогласованность на первых двух уровнях (психофизиологическом и психологическом) порождает не самые болезненные конфликты. Гораздо серьезнее дела обстоят на ролевом уровне совместимости (или несовместимости)

Конфликт «ролевых ожиданий».Здесь все гораздо сложнее. Мы ожидаем от себя и от других определенного поведения в социальной роли. У каждого из нас есть определенный набор ролевых ожиданий. Независимо от наших желаний и нежеланий, они закладываются в нашу память. Дело в том, что мы привыкаем к определенному отношению к нам, определенному стилю поведения наших близких. Независимо от того, какие чувства это доставляет: радость или переживания. Привычка – это стереотип нашей реакции. А стереотипы, как известно, экономят нашу энергию. Поэтому набор ролевых ожиданий можно назвать привычным ожиданием. Привычки трудно менять, особенно если они не осознаются.

«Корень зла», как видим, примитивен. Но чем более он примитивен, тем сложнее от него избавиться. Все мы знаем, как сложно избавиться от сорняков.

Львиная доля наших ролевых ожиданий –

Самые настоящие сорняки

Эти сорные ожидания прорастают в нашем сознании, пускают корни и наделяют другого человека несуществующими качествами, заставляя ожидать то, что он не может дать.

Руководитель может ожидать ответственности, безропотности, качественной работы за минимальную плату. Сотрудник ожидает, что за этот объем работ ему будут платить большую зарплату или выдавать премию. Налицо - конфликт ожиданий. На ожиданиях бизнес не сделаешь. От таких ожиданий сразу не избавишься. Нужна прополка. Начнем прямо сейчас.

Наши рекомендации