EDA-проектирование электронных устройств
EDA (Electronic Design Automation,автоматизация проектирования электроники) – комплекс программных средств и библиотек стандартных элементов, обеспечивающий автоматизацию разработки электронных устройств, в первую очередь создания микросхем и печатных плат. Наиболее распространенными в России являются пакеты Pcad и Oread.
EDA-системы позволяют начать разработку с создания непосредственно принципиальной электрической схемы проектируемого устройства с использованием базы радиоэлектронных компонентов, промоделировать ее работу в различных режимах. Затем эта схема преобразуется в заготовку проектируемой печатной платы с различной степенью автоматизации. Современные программные пакеты позволяют выполнить автоматическую расстановку элементов и автоматически развести дорожки на чертеже многослойной печатной платы, соединяя тем самым выводы радиоэлектронных компонентов в соответствии с принципиальной схемой.
Типичный состав EDA-комплекса:
o редактор принципиальных электрических схем;
o библиотека стандартных электронных компонент;
o редактор печатных плат;
o встроенные модули симуляции принципиальных схем и печатных плат;
o трансляторы данных;
o вспомогательные утилиты.
Лекция 12
Модуль создания принципиальных схем представляет собой специализированный графический редактор, обеспечивающий выбор электронных компонент из библиотеки, размещение их на схеме и соединение линиями-проводниками. Электрические схемы выполняются без соблюдения масштаба. Реальное расположение компонентов на монтажно-коммутационном поле не учитывается при рисовании электрических схем. В первую очередь рисунок схемы должен обеспечить компактность и ясность при чтении ее деталей. На электрической схеме изображаются символы компонентов, электрические связи между ними, текстовая информация, таблицы, буквенно-цифровые обозначения и основные надписи на форматке схемы. Поставляемые вместе с системой библиотеки электронных компонент обеспечивают как их графическое изображение на схеме, так и моделирование логики и электронных параметров.
Пример создания принципиальной схемы показан на рис. 7.5.
Редактор печатных плат используется для размещения компонентов непосредственно на монтажно-коммутационном поле, а также и для ручной, интерактивной или автоматической трассировки проводников. В интерактивном режиме курсором отмечаются начало и конец сегмента проводника, который сразу же трассируется с учетом препятствий. При этом соблюдаются все ограничения на проведение трассы, установленные пользователем.
Пример создания печатной платы показан на рис. 7.6.
Рис. 7.5 Редактор принципиальных электрических схем
Рис. 7.6. Редактор печатных плат
Благодаря ассоциативному сопряжению с модулем создания принципиальных схем редактор печатных плат может автоматически составить список соединений схемы и перенести на поле печатной платы изображения корпусов компонентов с указанием линий электрических соединений между их выводами. Затем вычерчивается контур платы, на нем размещаются компоненты и, наконец, производится трассировка проводников.
Важной компонентой современных редакторов печатных плат являются модули автоматической трассировки проводников. Автотрассировщики вызываются из управляющей оболочки редактора печатных плат, в котором производится настройка стратегии трассировки. Информацию об особенностях трассировки отдельных цепей можно с помощью стандартных атрибутов ввести на этапах создания принципиальной схемы или печатной платы.
Вспомогательные утилиты используются для перенумерации компонентов, создания отчетов в требуемом формате, автоматического создания компонент, расчета паразитных параметров печатных плат, оформления конструкторской документации, размещения на чертежах схем или печатных плат различных диаграмм и таблиц, составления различных списков и отчетов, которые динамически обновляются, таблиц сверловки, данных о структуре платы, технологической и учетной информации, размещения на чертежах схем списков соединений, выводов подключения питания и другой текстовой информации.
Важнейшим элементом EDA-системы являются трансляторы данных, обеспечивающих обмен проектной информацией с другими электронными САПР либо с MCAD-системами для окончательной конструктивной компоновки электронных блоков в составе машиностроительных конструкций. В последнем случае транслятор создает трехмерную сборку в формате MCAD, состоящую из печатной платы и элементов. Возможно и решение обратной задачи – сохранение модели MCAD в формате EDA CAD. Эту возможность удобно использовать в тех случаях, когда габариты печатной платы зависят от формы и размера корпуса прибора или отсека оборудования, в котором эта печатная плата будет эксплуатироваться.
Развитием технологии трансляторов между EDA- и MCAD-системами является мехатроника – система средств совместного проектирования и моделирования узлов точной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающими проектирование и производство качественно новых модулей, машин и систем с интеллектуальным управлением их функциональными движениями.
Геоинформационные системы
Геоинформационные системы (ГИС) предназначены для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных географических данных и связанной с ними информации. Инструменты ГИС обеспечивают систематизированное хранение, поиск, анализ и редактирование цифровых карт, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов, расположение транспортных коммуникаций и т. п. ГИС включают в себя системы управления базами данных, сопряженные с редакторами растровой (например, аэрофотоснимков) и векторной (карты высот, коммуникаций, планов населенных пунктов) графики и аналитических средств. ГИС широко применяются в различных отраслях, в том числе напрямую не связанных с проектированием: картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, строительстве, управлении транспортом и т. п.
Отраслевая ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами. Среди них – инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений. Интегрированные ГИС совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интегрированной среде.
Наибольшее распространение получили так называемые масштабно-независимые ГИС, основанные на множественных представлениях пространственных объектов, и обеспечивают графическое или картографическое воспроизведение данных в любом из выбранных масштабов, на основе единого набора данных с наибольшим пространственным разрешением.
В практике проектирования ГИС получили широкое распространение в строительстве, проектировании дорожных сетей, магистральных трубопроводов и линий электропередач. Пример использования систем ГИС показан на рис. 7.7.
Рис. 7.7. Совмещенная векторная карта дорожных коммуникаций и данных аэрофотосъемки
CAE – инженерные расчеты
CAE (англ. Computer-Aided Engineering) – это разнообразные программные продукты, обеспечивающие выполнение инженерных расчетов и физически подобной симуляции функционирования проектируемых изделий, проверки их работоспособности, прогнозирования длительности жизненного цикла, определения рабочих характеристик на этапе проектирования до изготовления опытных образцов и их испытаний, оптимизации этих характеристик. Расчетная часть пакетов чаще всего основана на численных методах решения дифференциальных уравнений: методе конечных элементов, конечных объемов, конечных разностей и т. д. Это обусловлено тем, что расчетные системы, построенные на основе численных методов, в отличие от аналитических, практически не зависят от геометрической конфигурации анализируемого изделия.
Отдельно стоит выделить системы симуляции и моделирования сложных технологических процессов, таких как литье металлов и пластмасс, штамповка, химическое фрезерование и т. д. Особенностью подобных расчетов является совместное решение задач, описывающих различные физические процессы – гидродинамические течения, отверждение, теплоперенос, химические реакции полимеризации и прочее.
Наряду с расчетом конструкций компьютерное моделирование и симуляция могут использоваться и для оптимизации проектов. Оптимизацию можно проводить для задач статики, устойчивости, установившихся и неустановившихся динамических переходных процессов, собственных частот и форм колебаний, акустики и аэроупругости. Все это делается одновременно, путем вариации параметров формы, размеров и других свойств проектируемого изделия. Эффективные алгоритмы оптимизации обрабатывают любое количество проектных параметров и ограничений. Вес, напряжения, перемещения, собственные частоты и многие другие характеристики могут рассматриваться либо в качестве целевых функций проекта (в этом случае их можно минимизировать или максимизировать), либо в качестве ограничений. Алгоритмы анализа чувствительности позволяют исследовать влияние различных параметров на поведение целевой функции и управлять процессом поиска оптимального решения. Кроме того, компьютерное моделирование применяется для планирования экспериментов (определение мест расположения датчиков) и оценки полноты полученных экспериментальных данных.
Таким образом, численное моделирование задач прочности существенно экономит время, ресурсы, позволяет сократить объемы натурных испытаний, а также более тщательно оптимизировать конструкции.
Метод конечных элементов
Метод конечных элементов (МКЭ, Finite Elements Method, FEM) – наиболее распространенный численный метод решения задач прикладной механики, в первую очередь прочностных расчетов, механики деформируемого твердого тела, теплообмена. Суть метода заключается в том, что расчетная область разбивается на плоские или объемные, в зависимости от решаемой задачи, подобласти с элементарной геометрией (чаще всего методом триангуляции), для которых записаны простейшие системы дифференциальных уравнений. Каждая такая подобласть является конечным элементом, имеющим свой порядковый номер. Общие вершины конечных элементов называются узлами, которые также нумеруются. Кинематические граничные условия задаются в узлах на границе. Нагрузки на границе заменяются сосредоточенными силами в узлах, связь конечных элементов между собой осуществляется также в узлах. Процесс вычисления сводится к решению полученной системы элементарных дифференциальных уравнений.
Рис. 8.1 иллюстрирует прочностной расчет детали, выполняемый методом конечных элементов.
Рис. 8.1 Схема перехода от твердотельной модели к расчетной сетке
Лекция 13
Современные системы автоматизации инженерных расчетов, как правило, применяются совместно с CAD-системами, зачастую просто интегрированы в них. Таким образом, инженер может оперативно провести проверочные расчеты непосредственно в процессе создания конструкции и при необходимости изменить ее так, чтобы удовлетворить требованиям работоспособности. Например, ANSYS, одна из первых программ конечноэлементного расчета, интегрирована в программный комплекс CATIA. Использование этой программы проиллюстрировано на рис. 8.2.
Существенным достоинством расчетных систем перед проверочными натурными испытаниями является возможность определения элементов не только с недостаточной прочностью, но и с избыточной. Это позволяет оптимизировать геометрию деталей с целью снижения их массы, что особенно критично, например, в авиакосмической отрасли, двигателестроении.
Расчетные системы позволяют «заглянуть» внутрь детали, что практически невозможно при натурных прочностных испытаниях, получить исчерпывающую картину распределения любых параметров: деформаций, напряжений, температурных полей и т. д. Что немаловажно – расчет может быть произведен не только для статического нагружения, но и в динамике, в сопряжении с кинематическим расчетом. Современные расчетные системы обеспечивают комплексный анализ характеристик конструкций, включая расчет напряженно-деформированного состояния, собственных частот и форм колебаний, анализ устойчивости, решение задач теплопередачи, исследование установившихся и неустановившихся процессов, акустических явлений, нелинейных статических процессов, нелинейных динамических переходных процессов, расчет критических частот и вибраций роторных машин, анализ частотных характеристик при воздействии случайных нагрузок. Предусмотрена возможность моделирования практически всех типов материалов, включая композитные и эластичные.
На рис. 8.3 показано моделирование повреждений легкового автомобиля в результате удара, производимое методом конечных элементов.
Моделирование кинематики
Пространственные механизмы являются важной составляющей современной техники и производственных технологий, например шасси самолетов и автомобилей, механизация крыла и механизмы управления самолетов, промышленные роботы-манипуляторы последовательной и параллельной структуры, стрелковое оружие, бытовая техника и т. д. Так как конструирование сложных механизмов осуществляется с использованием MCAD-систем, то логичным стало использование полученных геометрических моделей для моделирования и анализа их движения. Проектирование кинематики отличается высокой геометрической сложностью и в существенной степени определяет качество конечного продукта, стоимость его изготовления и эксплуатации. В 70-80-е годы, в период активного развития рабочих станций и их применения для проектирования изделий машиностроения, появились первые системы для динамического и кинематического анализа пространственных механизмов, такие как ADAMS, ANSYS Mechanical, COSMOS Motion и др. К настоящему времени эти системы получили признание специалистов и вошли в повседневную практику работы сотен тысяч инженеров.
Рис. 8.2 Анализ напряженно-деформированного состояния детали в системе ANSYS, интегрированной в CATIA
Рис. 8.3 Моделирование аварийного удара автомобиля
Инженерные системы моделирования кинематики обеспечивают возможность решения как прямых, так и обратных задач. Прямая задача (см. рис. 8.4) заключается в том, чтобы по известным усилиям и другим характеристикам приводов (пневмо-и гидроцилиндров, электродвигателей и т. п.) определить скорости и траектории движения всех элементов, составляющих механизм. При решении обратной (см. рис. 8.5 ,часто употребляется термин инверсная)задачи – напротив, по известной или заданной траектории и скорости перемещения одного из звеньев (как правило, конечного) требуется определить траектории остальных звеньев, силы, действующие на них, и, соответственно, требуемые силовые и скоростные характеристики приводов.
Рис. 8.4 Моделирование прямой задачи кинематики в CATIA
Еще одной важной задачей, решаемой в кинематических расчетных системах, является определение работоспособности механизмов: отсутствие заклиниваний, предупреждение нежелательных касаний и столкновений элементов механизма, вписывание механизма в заданные габариты.
И наконец, моделирование кинематики обеспечивает решение задач не только анализа механизмов, но и их синтеза. По заданной траектории и циклограмме работы механизма можно рассчитать форму кулачков, направляющих, требуемые размеры звеньев рычажных механизмов, параметры зубчатых колес и т. п. Пример подобного расчета показан на рис. 8.6.
Результаты таких вычислений могут быть использованы как эскизы для построения твердотельных моделей деталей с наперед заданной точностью.
Рис. 8.5 Решение обратной задачи кинематики в КОМПАС 3D
Рис. 8.6. Построение геометрии кулачка по заданной траектории в COSMOS Motion