Классификация нетрадиционных уроков ( авторыКульневич С. В. и Лакоценина Т. П.)

уроки с изменёнными способами организации урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча;
уроки, опирающиеся на фантазию урок-сказка, урок-творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок — творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок выставка, урок изобретательства, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча;
уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), прогулка по стране, проездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов
уроки с игровой состязательной основой урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование;
уроки, предусматриваемые трансформацию стандартных способов организации парный опрос, экспресс-опрос, защита оценки, урок- консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, игровое собеседование, ученическая конференция

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные и бинарные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

13. Сравните традиционную форму проведения урока и «нестандартный» урок. Опишите плюсы и минусы каждой формы.

Традиционные и нетрадиционные формы обучения на уроке (автор Г.К. Селевко)

Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Концептуальная основа Субъект – объективные взаимодействия в системе «учитель – ученик» Субъект – субъектные позиции в системе «учитель – ученик»
Содержательная часть
Цели Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности
Процессуальная часть
Организация учебного процесса Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование  
Методы и формы учебной деятельности школьников Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы учителя Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников Игровая (моделирующая), оценочно - дискуссионная, рефлексивная деятельность: «метод прямого доступа», проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках Совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся Учитель – координатор, приоритет, стимулирующий деятельности учителя. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся


14. Раскройте понятия «цель обучения» и «задачи обучения».

Обучение представляет собой управляемый, специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения обучаемых, развитие потенциальных возможностей и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями

Цель обучения - это планируемый результат процесса обучения, собственно, то, на что данный процесс направлен.

Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

15. План-конспект и технологическая карта урока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ - план (краткое описание этапов урока) конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов).

План-конспект - это отражение творческой мыс­ли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержания изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, о г контингента учащихся.

Качественно разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку по каждой части урока препода­ватель сразу получает информацию о деятельности своей и учащихся;

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)

Технология - это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как, и в какой момент времени.

Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали этапы урока:

Организационный момент.

Подготовка к активной познавательной деятельности.

Установка познавательной задачи.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Закрепление знаний.

Самопроверка знаний.

Итог.

Домашнее задание.

По горизонтали:

Задачи каждого этапа.

Методы.

Формы.

Виды деятельности учащихся.

Единых требований к составлению технологических карт не суще­ствует; педагог выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

16. Анализ урока.

1.Общие сведения о занятии:

Ф.И.О. учителя;

Школа, класс;

Количество учащихся по списку;

Количество учащихся, присутствующих на уроке;

День недели, номер занятия по порядку;

Тема занятия.

2.Подготовка к занятию

подготовленность помещения и оборудования;

готовность учителя к занятию: наличие плана-конспекта, дидактических материалов, наглядных пособий и др.;

готовность учащихся к занятию: наличие дежурных, рабочей формы, тетрадей, домашнего задания, необходимого материала для работы на уроке.

3. Анализ целей занятия

правильная постановка и формулировка с учетом требований программы, материально-технических возможностей, подготовленности учителя и учащихся;

умение учителя ясно сформулировать цель занятия для учащихся.

4. Организация занятия

своевременное начало занятия;

четкость структурных элементов занятия;

умение учителя управлять классом, контакт учителя с классом;

активность учащихся;

обеспечение учащихся класса оборудованием и инструментами.

5. Структура занятия

соответствие структуры занятия его целям, обоснование этапов урока и их логическая взаимосвязь;

рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения времени на этапы урока с учетом специфики содержания учебного материала и подготовленности учащихся, достаточно ли было выделено времени для усвоения и закрепления новой учебной информации и трудовых умений.

6. Содержание занятия, дидактические принципы

тип урока, место урока в системе уроков по теме

соответствие содержания требованиям учебной программы;

наличие в содержании занятия новых понятий, терминов, выводов, обобщений;

логика изучения материала на основе межпредметных связей;

опора на теоретические знаний учащихся в процессе решения практических задач;

научность, доступность, осознанность изложения материала;

реализация в изложении учебного материала основополагающих принципов обучения технологии: политехнизма, соединения обучения с производительным трудом, профессиональной ориентации;

оценка на занятии единства обучения и воспитания учащихся (показывает ли учитель общественную значимость изучаемого материала, практических работ, приучает ли учащихся преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывает ли аккуратность, волю, настойчивость и т.д.)

7. Оценка оптимальности выбора форм, методов и средств обучения

формы организации деятельности учащихся на занятии (фронтальная, индивидуальная, групповая работа);

методы обучения на уроке; обоснование используемых на занятии методов и средств обучения; проведение инструктажа;

приемы организации осмысленного восприятия учебного материала и развитие познавательной активности и творчества учащихся;

наличие проблемных ситуаций, заданий на анализ, синтез, доказательства, обобщение знаний;

организация самостоятельной работы учащихся на уроке (характер работы, ее посильность, объем, индивидуальность заданий, содержание инструктажа, руководство самостоятельной работой, обучение самоконтролю, организация взаимопроверки и взаимоконтроля);

использование приемов стимулирования и поощрения на занятии.

8. Использование средств наглядности на уроке

назначение, недостаток или избыток;

качество выполнения, педагогическая и методическая ценность;

приемы использования наглядности, ее эффективность в достижении поставленных целей урока;

использование технических средств обучения;

развитие воображения учащихся посредством образной подачи материала;

умение учителя работать с доской.

9. Оценка педагогической техники учителя

активизация учителем деятельности школьников, самостоятельности и творчества;

грамотность речи, правильность изложения и демонстрация учебного материала;

осуществление учителем прямой и обратной связи на занятии (текущая проверка усвоения материала, подвел ли учитель класс к технико-технологическим выводам, активность учащихся при закреплении учебного материала, поощрение учащихся);

использование индивидуального подхода, учет возраста учащихся, их психофизиологических особенностей и уровня подготовленности;

культура речи учителя (темп, дикция, образность, эмоциональность);

стиль и такт учителя, манера общения с учащимися.

10. Анализ познавательной деятельности и поведения учащихся на занятии

познавательная активность на занятии (наличие интереса к теме занятия и к учебному предмету, степень самостоятельности, осмысление знаний и умение применять их на практике);

поведение на уроке (дисциплина, работоспособность, умение переключаться с одного вида работы на другой, общение учащихся с учителем и друг с другом);

сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся на всех этапах занятия;

уровень усвоения технико-технологических знаний и практических умений, культура труда учащихся;

культура труда, выполнение правил техники безопасности

11. Оценка результативности занятия

какие цели были достигнуты, выполнен ли намеченный план занятия;

уровень знании и умений учащихся – планируемый и достигнутый, характер применения знаний: воспроизведение, применение по образцу, творческое применение;

комментирование результатов деятельности учащихся, объективность оценки труда, обобщение работы класса, выявление характерных ошибок и их анализ;

наиболее положительные моменты занятия;

ошибки и недочеты;

какие изменения следует внести при повторном проведении занятия;

рекомендации учителю технологии, выводы и оценка занятия.

Требования к уроку (воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические).

Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

- Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

- Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

- Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования, которые заключаются:

- В реализации принципов обучения;

- В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

- В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования. Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

18. Внеурочная деятельность по технологии.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно-познавательное,

военно-патриотическое,

общественно полезная деятельность,

проектная деятельность.

Внеклассная работа на базе предмета технология решает следующие задачи.

Закрепление, обобщение и расширение знаний и умений полученных уч-ся в процессе обучения технологии

Включение уч-ся в творческую деятельность, на базе производственного труда

Расширение представлений об основах современного производства

Углубленная подготовка к выбору профессии и ее освоение на начальном уровне квалификации.

К основным принципам, с учетом кт. строится внеклассная работа, относится (кроме общих) следующие специфические принципы:

Добровольность выбора уч-ся форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов

Опора на инициативу уч-ся в создании различных кружков и проведении внеклас. мероприятий

Общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы

Подчинение всех внеклассных занятий общим задачам в учебно-воспитательной работе школы

Планирование внеклассной работы: все внеклассные занятия должны планироваться в начале учебного года. В плане обычно предусматриваются след. вопросы:

Перечень кружков кт. имеются или будут созданы в школе и фамилии их руководителей

Обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями

Расписание занятий каждого кружка с указанием места его работы

График проведения массовых внеклассных мероприятий

Состав участников и ответственные за подготовку и проведение каждого из этих мероприятий

К основным формам внеклассной работы по предмету «технология» относятся следующие:

Кружки

Массовые формы: экскурсии, выставки, встречи с представителями предприятий

Трудовые объединения школьников

Тематические вечера, обсуждение интересных статей, книг, фильмов.

Все кружки делятся на три группы:

Предметные

Физико-технические

Непредметные

19. Самостоятельная работа обучающихся в системе технологического образования.

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение учащихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

20. Анализ проекта профессионального стандарта учителя.

Необходимость замены устаревших документов объясняется новым стандартом так: «Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени».

Данный проект содержит шесть пунктов и четыре приложения, но уже во введении документа обозначаются основные качества для педагога: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений…». По моему мнению, документ рассматривает данные личностные качества, как профессиональные способности и умения работника.

Основные же требования к педагогу находятся в пункте 4 «Содержание профессионального стандарта педагога». Стоит заметить, что воспитательной работе и развитию уделяется намного больше внимания, чем обучению.

Внимательно прочитав и проанализировав все подпункты содержания, я обнаружила, что одним из главных требований к работе учителя является умение в своей профессиональной деятельности использовать различные, в частности нестандартные, методы (преподавания материала, планирования уроков, оценки знаний, воспитательной работы). Данное требование вызвало резонанс в преподавательской среде, так как в документе не уточняется, что могут представлять собой эти методы.

Что немаловажно, одним из требований к педагогу является умение конструктивно сотрудничать с родителями и другими педагогами.

От педагога также требуются способности к глубокому анализу личности каждого учащегося, осуществление полностью индивидуального развития учащихся, умение отслеживать и контролировать обстановку в классе и предотвращать конфликты и насилие любого (физического, психологического) характера, привитие общеморальных, культурных ценностей и понимания ценности учебного знания.

В критериях воспитательной и развивающей деятельности педагога особое внимание уделяется способности педагога строить свою работу с учётом личностных характеристик, половозрастных, физических особенностей и особенностей развития учеников и принимать каждого ребёнка не зависимо от этих факторов. Стоит заметить, что многие из этих требований неосуществимы для человека без определённых личностных черт.

В разделе «4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)» стандарт заявляет о необходимости личностных качеств для учителя, но, по сути, в этом разделе все они сводятся к профессиональным навыкам.

Вопросы вызывает и размытые формулировки, которые каждый может трактовать по разному.

Например, я уже отмечала выше одну из характеристик педагога, которая дана в Введении: «…готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям…». Но, тогда любое неадекватное действие можно объявить нестандартным?!

Или в разделе 4.3 пункт 9: «Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают». Встаёт вопрос – от кого защитить? Встать на сторону одного ребёнка против других!?

Отдельное приложение посвящено владению ИКТ. Однако конкретного пояснения того, что именно понимается под требуемой ИКТ-компетентностью, нет. Нет даже приблизительного перечня компьютерных программ и приложений, которыми необходимо владеть учителю, не сказано также, каков должен быть уровень владения различными программами и средствами ИКТ.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный стандарт педагога на первое место ставит скорее профессиональные качества учителя, а также не всегда ставит конкретные требования.

21. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении технологии.

Демонстрацию изучаемых технич-их объектов, процессов и их изображений можно рассматривать с разных точек зр. С одной стороны это реализация принципа наглядности в обуч-ии. С др. средства наглядности и их примен-ие в уч-ом процессе. С 3-ей cтop., эти демон-ции м/б объ-ом изуч-я, тогда образ этого объекта становится главным источником знаний для уч-ся. В этом случае демонстр-и выступают уже в роли метода обуч-я, кот использ-я в Т очень широко. Наряду со средствами наглядности или нагл, пособиями при обуч-ии Т широко использ-ся ТСО.

ТСО- комплекс технич.устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения уч-ся ЗУН и повышения эффективности работы уч-ля по осуществлению уч. процесса и контролю за его результатом.

К ТСО относятся уч. кино, телевидение, звукотехника, визуальные технич-ие устрой-ва, сред-ва программированного обуч-я и контроля, тренажеры, а также различ-я электоронно-вычислит-я техника и др.техич. устр-ва. Применение ТСО способствует прежде всего лучшей реализации принципа наглядности в обучении Т. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.

Одна из дидактических особенностей ТСО - информационная насыщенность.

Они передают уч-ю информа-ю за более короткий промеж, времени, чем это можно сделать ч/з устное изложение уч. матер-ла уч-ем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие уч. мат-ла. уч-ся. Незаменима роль ТСО в образном представлении уч-ся длительных и широких производствен-х процессов (показ уч кино произ-го процесса на промыш-ом предпр-ии) С помощью уч. кино и ТВ можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению(средствами мультипликации можно показать движение электронов в проводнике).В обучении Т при формиров-ии практических У и Нов играют большую роль тренажеры (для формир-ния начальных У и Нов в управлении автомобилем используется спец (тренажер).В настоящее время и в перспективе особо значимую роль играет в обучении Т эл. вычислит, техника. Она выступает не только как средство обуч-я, но и как объект изучения уч-ся. Применение при обучении Т ЭВТ создаст -возможность накопления в значительных объемах текстовой аудиовизу-ой уч-ой и справоч-й информации. С помощью компьютеров можно создать такие уч. ситуации, когда уч-ик будет сам составлять прикладные программы и вводить их в машину, работать с этими программами, использовать информ-ю из компьютерного банка данных.

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

- Видеопроекторы;

- Экраны больших размеров;

- Персональный компьютер;

- Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

22. Использование метода проектов на уроке технологии.

Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.

Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.

Назначение: проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.

К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:

проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:

поиск и анализ темы проекта

сбор и изучение необходимой информации

изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального

планирование технологического процесса

разработка конструкторской и технологической документации

технологический этап:

выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов

выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий

текущий контроль качества выполнения технологических операций

соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда

внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления

заключительный этап:

контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания

мини маркетинговое исследование

анализ общих результатов работы над тв. проектом

подготовка и защита проекта перед группой уч-ся

Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:

Требования к подбору проектных заданий:

соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся

создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности

учет материально-технических условий обучения

обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда

Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:

постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека

помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта

оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом

анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом

Некоторые методологические приемы применения метода проектов:

создание банка идей проектов

создание банка самих проектов

оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.

23. Использование портфолио на уроке технологии.

В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.

Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.

Портфолио – такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.

Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.

Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:

Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.

Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.

Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных достижений.

Структура «Портфолио самоопределения»:

1. Памятка для учащегося.

1) Что даёт работа по формированию портфолио.

2) Как надо работать, формируя портфолио.

2. Компоненты портфолио.

Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».

1) «Могу» – тесты и методики для изучения индивидуально-типологических особенностей личности.

– анкета для определения типа нервной системы;

– тест Айзенка;

– методика выявления стержневых черт характера;

– анкета самооценки учащихся,

– методика и оценка коммуникативных и организаторских склонностей.

2) «Хочу» – тесты и методики, направленные на выявления интересов личности.

– опросник по Е.А. Климову;

– методика Е.А.Климова «Определение будущей профессии»;

– ориентировочно-диагностическая анкета интересов;

– методика по определению потребностей личности,

– методика выявления и оценки профессиональной направленности «НИН».

3) «Надо» – формирование профессионального портрета, анализ соотношения своих возможностей и способностей, определение дальнейшего маршрута действий для построения профессиограммы.

– анализ успеваемости по предметам, выбранным для изучения на профильном уровне;

– сводная таблица.

3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».

– тесты, по проверке уровня усвоения основных понятий курса;

– мини-проекты.

Практическая значимость. Разработанная модель расширяет возможности использования метода «портфолио» в педагогической практике.

Предложенные методические рекомендации по реализации метода портфолио со школьниками, разработанная структура учебного портфолио могут быть использованы в качестве дидактического инструментария при организации индивидуального образовательного маршрута ребенка, активизации учебной деятельности школьников.

Использование «Портфолио самоопределения» можно считать вектором современного подхода к обучению старшеклассников, который имеет практическую деятельностную направленность, ориентирован на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в сознание. Портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования.

24. Технологическая подготовка школьников в системе дополнительного образования.

Основное и дополнительное образование в настоящий момент рассматривается как «равноправные сферы общего обра<

Наши рекомендации