Классификация нетрадиционных уроков ( авторыКульневич С. В. и Лакоценина Т. П.)
уроки с изменёнными способами организации | урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча; |
уроки, опирающиеся на фантазию | урок-сказка, урок-творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок — творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок выставка, урок изобретательства, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча; |
уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ | экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), прогулка по стране, проездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов |
уроки с игровой состязательной основой | урок-игра: «Придумай проект», урок-«домино», проверочный кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок типа «Следствие ведут знатоки», урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование; |
уроки, предусматриваемые трансформацию стандартных способов организации | парный опрос, экспресс-опрос, защита оценки, урок- консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, игровое собеседование, ученическая конференция |
По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные и бинарные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
13. Сравните традиционную форму проведения урока и «нестандартный» урок. Опишите плюсы и минусы каждой формы.
Традиционные и нетрадиционные формы обучения на уроке (автор Г.К. Селевко)
Элементы | Традиционный урок | Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа | Субъект – объективные взаимодействия в системе «учитель – ученик» | Субъект – субъектные позиции в системе «учитель – ученик» |
Содержательная часть | ||
Цели | Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами | Развитие личности учащихся |
Содержание учебного материала | Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер | Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
Процессуальная часть | ||
Организация учебного процесса | Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование | |
Методы и формы учебной деятельности школьников | Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение | Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование |
Методы и формы работы учителя | Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников | Игровая (моделирующая), оценочно - дискуссионная, рефлексивная деятельность: «метод прямого доступа», проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала | Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках | Совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
Диагностика учебного процесса | Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся | Учитель – координатор, приоритет, стимулирующий деятельности учителя. Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
14. Раскройте понятия «цель обучения» и «задачи обучения».
Обучение представляет собой управляемый, специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения обучаемых, развитие потенциальных возможностей и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
Цель обучения - это планируемый результат процесса обучения, собственно, то, на что данный процесс направлен.
Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса.
Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.
15. План-конспект и технологическая карта урока.
ПЛАН-КОНСПЕКТ - план (краткое описание этапов урока) конспект (подробное описание деятельности учителя и ученика на каждом из этапов).
План-конспект - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний, он отражает объем и содержания изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, о г контингента учащихся.
Качественно разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку по каждой части урока преподаватель сразу получает информацию о деятельности своей и учащихся;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)
Технология - это четкий ответ на вопросы: что надо делать, как, и в какой момент времени.
Технологическая карта урока - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали этапы урока:
Организационный момент.
Подготовка к активной познавательной деятельности.
Установка познавательной задачи.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний.
Самопроверка знаний.
Итог.
Домашнее задание.
По горизонтали:
Задачи каждого этапа.
Методы.
Формы.
Виды деятельности учащихся.
Единых требований к составлению технологических карт не существует; педагог выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
16. Анализ урока.
1.Общие сведения о занятии:
Ф.И.О. учителя;
Школа, класс;
Количество учащихся по списку;
Количество учащихся, присутствующих на уроке;
День недели, номер занятия по порядку;
Тема занятия.
2.Подготовка к занятию
подготовленность помещения и оборудования;
готовность учителя к занятию: наличие плана-конспекта, дидактических материалов, наглядных пособий и др.;
готовность учащихся к занятию: наличие дежурных, рабочей формы, тетрадей, домашнего задания, необходимого материала для работы на уроке.
3. Анализ целей занятия
правильная постановка и формулировка с учетом требований программы, материально-технических возможностей, подготовленности учителя и учащихся;
умение учителя ясно сформулировать цель занятия для учащихся.
4. Организация занятия
своевременное начало занятия;
четкость структурных элементов занятия;
умение учителя управлять классом, контакт учителя с классом;
активность учащихся;
обеспечение учащихся класса оборудованием и инструментами.
5. Структура занятия
соответствие структуры занятия его целям, обоснование этапов урока и их логическая взаимосвязь;
рациональность структурного построения занятия и целесообразность распределения времени на этапы урока с учетом специфики содержания учебного материала и подготовленности учащихся, достаточно ли было выделено времени для усвоения и закрепления новой учебной информации и трудовых умений.
6. Содержание занятия, дидактические принципы
тип урока, место урока в системе уроков по теме
соответствие содержания требованиям учебной программы;
наличие в содержании занятия новых понятий, терминов, выводов, обобщений;
логика изучения материала на основе межпредметных связей;
опора на теоретические знаний учащихся в процессе решения практических задач;
научность, доступность, осознанность изложения материала;
реализация в изложении учебного материала основополагающих принципов обучения технологии: политехнизма, соединения обучения с производительным трудом, профессиональной ориентации;
оценка на занятии единства обучения и воспитания учащихся (показывает ли учитель общественную значимость изучаемого материала, практических работ, приучает ли учащихся преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывает ли аккуратность, волю, настойчивость и т.д.)
7. Оценка оптимальности выбора форм, методов и средств обучения
формы организации деятельности учащихся на занятии (фронтальная, индивидуальная, групповая работа);
методы обучения на уроке; обоснование используемых на занятии методов и средств обучения; проведение инструктажа;
приемы организации осмысленного восприятия учебного материала и развитие познавательной активности и творчества учащихся;
наличие проблемных ситуаций, заданий на анализ, синтез, доказательства, обобщение знаний;
организация самостоятельной работы учащихся на уроке (характер работы, ее посильность, объем, индивидуальность заданий, содержание инструктажа, руководство самостоятельной работой, обучение самоконтролю, организация взаимопроверки и взаимоконтроля);
использование приемов стимулирования и поощрения на занятии.
8. Использование средств наглядности на уроке
назначение, недостаток или избыток;
качество выполнения, педагогическая и методическая ценность;
приемы использования наглядности, ее эффективность в достижении поставленных целей урока;
использование технических средств обучения;
развитие воображения учащихся посредством образной подачи материала;
умение учителя работать с доской.
9. Оценка педагогической техники учителя
активизация учителем деятельности школьников, самостоятельности и творчества;
грамотность речи, правильность изложения и демонстрация учебного материала;
осуществление учителем прямой и обратной связи на занятии (текущая проверка усвоения материала, подвел ли учитель класс к технико-технологическим выводам, активность учащихся при закреплении учебного материала, поощрение учащихся);
использование индивидуального подхода, учет возраста учащихся, их психофизиологических особенностей и уровня подготовленности;
культура речи учителя (темп, дикция, образность, эмоциональность);
стиль и такт учителя, манера общения с учащимися.
10. Анализ познавательной деятельности и поведения учащихся на занятии
познавательная активность на занятии (наличие интереса к теме занятия и к учебному предмету, степень самостоятельности, осмысление знаний и умение применять их на практике);
поведение на уроке (дисциплина, работоспособность, умение переключаться с одного вида работы на другой, общение учащихся с учителем и друг с другом);
сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся на всех этапах занятия;
уровень усвоения технико-технологических знаний и практических умений, культура труда учащихся;
культура труда, выполнение правил техники безопасности
11. Оценка результативности занятия
какие цели были достигнуты, выполнен ли намеченный план занятия;
уровень знании и умений учащихся – планируемый и достигнутый, характер применения знаний: воспроизведение, применение по образцу, творческое применение;
комментирование результатов деятельности учащихся, объективность оценки труда, обобщение работы класса, выявление характерных ошибок и их анализ;
наиболее положительные моменты занятия;
ошибки и недочеты;
какие изменения следует внести при повторном проведении занятия;
рекомендации учителю технологии, выводы и оценка занятия.
Требования к уроку (воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические).
Воспитательные требования, которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:
- Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;
- Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;
- Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..
Дидактические требования, которые заключаются:
- В реализации принципов обучения;
- В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)
- В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);
Психологические требования. Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.
Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..
Соблюдение правил техники безопасности.
18. Внеурочная деятельность по технологии.
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное,
художественно-эстетическое,
научно-познавательное,
военно-патриотическое,
общественно полезная деятельность,
проектная деятельность.
Внеклассная работа на базе предмета технология решает следующие задачи.
Закрепление, обобщение и расширение знаний и умений полученных уч-ся в процессе обучения технологии
Включение уч-ся в творческую деятельность, на базе производственного труда
Расширение представлений об основах современного производства
Углубленная подготовка к выбору профессии и ее освоение на начальном уровне квалификации.
К основным принципам, с учетом кт. строится внеклассная работа, относится (кроме общих) следующие специфические принципы:
Добровольность выбора уч-ся форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов
Опора на инициативу уч-ся в создании различных кружков и проведении внеклас. мероприятий
Общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы
Подчинение всех внеклассных занятий общим задачам в учебно-воспитательной работе школы
Планирование внеклассной работы: все внеклассные занятия должны планироваться в начале учебного года. В плане обычно предусматриваются след. вопросы:
Перечень кружков кт. имеются или будут созданы в школе и фамилии их руководителей
Обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями
Расписание занятий каждого кружка с указанием места его работы
График проведения массовых внеклассных мероприятий
Состав участников и ответственные за подготовку и проведение каждого из этих мероприятий
К основным формам внеклассной работы по предмету «технология» относятся следующие:
Кружки
Массовые формы: экскурсии, выставки, встречи с представителями предприятий
Трудовые объединения школьников
Тематические вечера, обсуждение интересных статей, книг, фильмов.
Все кружки делятся на три группы:
Предметные
Физико-технические
Непредметные
19. Самостоятельная работа обучающихся в системе технологического образования.
Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение учащихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени, чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.
20. Анализ проекта профессионального стандарта учителя.
Необходимость замены устаревших документов объясняется новым стандартом так: «Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени».
Данный проект содержит шесть пунктов и четыре приложения, но уже во введении документа обозначаются основные качества для педагога: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений…». По моему мнению, документ рассматривает данные личностные качества, как профессиональные способности и умения работника.
Основные же требования к педагогу находятся в пункте 4 «Содержание профессионального стандарта педагога». Стоит заметить, что воспитательной работе и развитию уделяется намного больше внимания, чем обучению.
Внимательно прочитав и проанализировав все подпункты содержания, я обнаружила, что одним из главных требований к работе учителя является умение в своей профессиональной деятельности использовать различные, в частности нестандартные, методы (преподавания материала, планирования уроков, оценки знаний, воспитательной работы). Данное требование вызвало резонанс в преподавательской среде, так как в документе не уточняется, что могут представлять собой эти методы.
Что немаловажно, одним из требований к педагогу является умение конструктивно сотрудничать с родителями и другими педагогами.
От педагога также требуются способности к глубокому анализу личности каждого учащегося, осуществление полностью индивидуального развития учащихся, умение отслеживать и контролировать обстановку в классе и предотвращать конфликты и насилие любого (физического, психологического) характера, привитие общеморальных, культурных ценностей и понимания ценности учебного знания.
В критериях воспитательной и развивающей деятельности педагога особое внимание уделяется способности педагога строить свою работу с учётом личностных характеристик, половозрастных, физических особенностей и особенностей развития учеников и принимать каждого ребёнка не зависимо от этих факторов. Стоит заметить, что многие из этих требований неосуществимы для человека без определённых личностных черт.
В разделе «4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)» стандарт заявляет о необходимости личностных качеств для учителя, но, по сути, в этом разделе все они сводятся к профессиональным навыкам.
Вопросы вызывает и размытые формулировки, которые каждый может трактовать по разному.
Например, я уже отмечала выше одну из характеристик педагога, которая дана в Введении: «…готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям…». Но, тогда любое неадекватное действие можно объявить нестандартным?!
Или в разделе 4.3 пункт 9: «Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают». Встаёт вопрос – от кого защитить? Встать на сторону одного ребёнка против других!?
Отдельное приложение посвящено владению ИКТ. Однако конкретного пояснения того, что именно понимается под требуемой ИКТ-компетентностью, нет. Нет даже приблизительного перечня компьютерных программ и приложений, которыми необходимо владеть учителю, не сказано также, каков должен быть уровень владения различными программами и средствами ИКТ.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный стандарт педагога на первое место ставит скорее профессиональные качества учителя, а также не всегда ставит конкретные требования.
21. Использование электронных образовательных ресурсов в обучении технологии.
Демонстрацию изучаемых технич-их объектов, процессов и их изображений можно рассматривать с разных точек зр. С одной стороны это реализация принципа наглядности в обуч-ии. С др. средства наглядности и их примен-ие в уч-ом процессе. С 3-ей cтop., эти демон-ции м/б объ-ом изуч-я, тогда образ этого объекта становится главным источником знаний для уч-ся. В этом случае демонстр-и выступают уже в роли метода обуч-я, кот использ-я в Т очень широко. Наряду со средствами наглядности или нагл, пособиями при обуч-ии Т широко использ-ся ТСО.
ТСО- комплекс технич.устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения уч-ся ЗУН и повышения эффективности работы уч-ля по осуществлению уч. процесса и контролю за его результатом.
К ТСО относятся уч. кино, телевидение, звукотехника, визуальные технич-ие устрой-ва, сред-ва программированного обуч-я и контроля, тренажеры, а также различ-я электоронно-вычислит-я техника и др.техич. устр-ва. Применение ТСО способствует прежде всего лучшей реализации принципа наглядности в обучении Т. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.
Одна из дидактических особенностей ТСО - информационная насыщенность.
Они передают уч-ю информа-ю за более короткий промеж, времени, чем это можно сделать ч/з устное изложение уч. матер-ла уч-ем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие уч. мат-ла. уч-ся. Незаменима роль ТСО в образном представлении уч-ся длительных и широких производствен-х процессов (показ уч кино произ-го процесса на промыш-ом предпр-ии) С помощью уч. кино и ТВ можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению(средствами мультипликации можно показать движение электронов в проводнике).В обучении Т при формиров-ии практических У и Нов играют большую роль тренажеры (для формир-ния начальных У и Нов в управлении автомобилем используется спец (тренажер).В настоящее время и в перспективе особо значимую роль играет в обучении Т эл. вычислит, техника. Она выступает не только как средство обуч-я, но и как объект изучения уч-ся. Применение при обучении Т ЭВТ создаст -возможность накопления в значительных объемах текстовой аудиовизу-ой уч-ой и справоч-й информации. С помощью компьютеров можно создать такие уч. ситуации, когда уч-ик будет сам составлять прикладные программы и вводить их в машину, работать с этими программами, использовать информ-ю из компьютерного банка данных.
К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:
- Видеопроекторы;
- Экраны больших размеров;
- Персональный компьютер;
- Видеокамеру; видеомагнитофон и др..
22. Использование метода проектов на уроке технологии.
Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.
Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.
Назначение: проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.
К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:
проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:
поиск и анализ темы проекта
сбор и изучение необходимой информации
изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального
планирование технологического процесса
разработка конструкторской и технологической документации
технологический этап:
выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов
выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий
текущий контроль качества выполнения технологических операций
соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда
внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления
заключительный этап:
контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания
мини маркетинговое исследование
анализ общих результатов работы над тв. проектом
подготовка и защита проекта перед группой уч-ся
Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:
Требования к подбору проектных заданий:
соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся
создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности
учет материально-технических условий обучения
обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:
постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека
помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта
оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом
анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом
Некоторые методологические приемы применения метода проектов:
создание банка идей проектов
создание банка самих проектов
оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.
23. Использование портфолио на уроке технологии.
В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.
Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.
Портфолио – такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.
Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.
Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:
Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.
Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.
Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных достижений.
Структура «Портфолио самоопределения»:
1. Памятка для учащегося.
1) Что даёт работа по формированию портфолио.
2) Как надо работать, формируя портфолио.
2. Компоненты портфолио.
Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».
1) «Могу» – тесты и методики для изучения индивидуально-типологических особенностей личности.
– анкета для определения типа нервной системы;
– тест Айзенка;
– методика выявления стержневых черт характера;
– анкета самооценки учащихся,
– методика и оценка коммуникативных и организаторских склонностей.
2) «Хочу» – тесты и методики, направленные на выявления интересов личности.
– опросник по Е.А. Климову;
– методика Е.А.Климова «Определение будущей профессии»;
– ориентировочно-диагностическая анкета интересов;
– методика по определению потребностей личности,
– методика выявления и оценки профессиональной направленности «НИН».
3) «Надо» – формирование профессионального портрета, анализ соотношения своих возможностей и способностей, определение дальнейшего маршрута действий для построения профессиограммы.
– анализ успеваемости по предметам, выбранным для изучения на профильном уровне;
– сводная таблица.
3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».
– тесты, по проверке уровня усвоения основных понятий курса;
– мини-проекты.
Практическая значимость. Разработанная модель расширяет возможности использования метода «портфолио» в педагогической практике.
Предложенные методические рекомендации по реализации метода портфолио со школьниками, разработанная структура учебного портфолио могут быть использованы в качестве дидактического инструментария при организации индивидуального образовательного маршрута ребенка, активизации учебной деятельности школьников.
Использование «Портфолио самоопределения» можно считать вектором современного подхода к обучению старшеклассников, который имеет практическую деятельностную направленность, ориентирован на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в сознание. Портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования.
24. Технологическая подготовка школьников в системе дополнительного образования.
Основное и дополнительное образование в настоящий момент рассматривается как «равноправные сферы общего обра<