Проектирование норм времени и затрат труда
Проектирование норм (времени и затрат труда) осуществляется расчетно-исследовательским или расчетно-аналитическим методами.
Первый метод применяется при проектировании норм на основе нормативных наблюдений, а второй — на основе технических данных машин, материалов технической документации и т.д.
При проектировании расчетно-исследовательским методом данные натурных наблюдений при выполнении отдельных элементов определяются как средние величины по всем проведенным замерам, материалы которых предварительно обрабатываются и анализируются. Дальнейшее проектирование норм времени и затрат труда проводится в пять этапов.
1. доработка и совершенствование ранее запроектированной нормали;
2. определение затрат на основную и вспомогательную работу;
3. проектирование затрат на подготовительно-заключительную работу;
4. расчет затрат на регламентированные перерывы;
5. проектирование полных затрат труда или времени.
Проектирование затрат на основную и вспомогательную работы строительно-монтажного процесса начинается с определения размера затрат по каждому элементу рабочего процесса и количества продукции на измеритель элемента за 60 мин. Затем рассчитывается среднее количество продукции в измерителях элемента, приходящееся на 1 чел.-ч, после чего устанавливаются коэффициенты перехода от измерителей элементов к измерителю продукции рабочего процесса в целом. В заключение суммированием затрат по каждому элементу, умноженных на соответствующий переходной коэффициент, получается нормативное значение затрат по основной и вспомогательной работам.
Проектирование затрат на подготовительно-заключительную работу по совершенно новым строительно-монтажным процессам производится по результатам наблюдений точно так же как и проектирование затрат на основную и вспомогательную работы. Однако в подавляющем большинстве случаев норматив затрат на подготовительно-заключительную работу определяется по нормативам или по аналогии с нормативами на работы, близкие по содержанию и исполнению.
Проектирование затрат времени на технологические перерывы, отдых и личные надобности имеет свои особенности. Технологические перерывы появляются при работе нескольких членов звена и являются результатом технологической несогласованности строительно-монтажных процессов, которая проявляется в содержании процессов, а не из-за неудовлетворительной их организации. В индивидуальных процессах технологических перерывов не бывает.
Продолжительность технологических перерывов определяется по результатам наблюдений как средняя арифметическая величина на главный показатель процесса
Технологические перерывы во многих случаях являются временем отдыха работающих. Поэтому в практике технического нормирования распространено положение о возможности учета 50 % времени технологических перерывов на отдых при условии, что на отдых расходуется не менее 5 % времени полных затрат на процесс.
Время на отдых определяется в зависимости от категории тяжести работ на основе табличных нормативов.
Перерывы на личные надобности рабочих обусловлены физиологическими особенностями организма человека и незначительно зависят от тяжести выполняемой работы, вследствие чего они принимаются в размере 5 % основных затрат времени.
При проектировании полной нормы складывают затраты на основные, вспомогательные и подготовительно-заключительные работы, на технологические перерывы и затраты на личные надобности рабочих и отдых.
Производственное опробование и утверждение норм — заключительные работы по разработке норм. Они включают в себя также оформление материалов, которое заключается в представлении проекта норм. В последнем должно содержаться: наименование нормы, ее номер и измеритель продукции; состав и указания по производству работ; состав работающих (профессия, количество, квалификация) и требования к качеству работ; примечания к норме.
Представленный проект норм нуждается в производственном опробовании, которое должно находиться под постоянным контролем руководителей строительной организации, а его ход должен тщательно анализироваться. В опробование входит ознакомление линейного инженерно-технического персонала и рабочих с условиями, обеспечивающими выполнение норм. Кроме того, проводится предварительное обучение рабочих передовым приемам и методам работ в соответствии с нормалью процесса с организацией их показов на рабочих местах. Начало опробования норм определяется отдельным приказом с указанием объектов, бригад и условий экономического стимулирования, особенно в начальный период опробации и внедрения.
Если в процессе апробации выяснится, что частью рабочих новые нормы не выполняются, то производится фотография рабочего дня, на ее основе разрабатываются мероприятия для выполнения норм. В отдельных случаях может потребоваться корректировка норм, и после этого опробование продолжается.
После опробования и освоения норм рабочими издается приказ по утверждению норм и их использованию при производстве строительно-монтажных работ.
Тарифное нормирование
Заработная плата является денежным выражением части общественного продукта, поступающего в личное пользование трудящихся, и мощным рычагом воздействия на работающих.
Для развития строительного производства используется как государственное стимулирование, так и стимулирование труда, осуществляемое строительной организацией.
Главная задача тарифного нормирования — правильная, научно обоснованная организация заработной платы, которая заключается в оценке и оплате различных видов труда в зависимости от условий его осуществления, количественных и качественных показателей.
Основным содержанием тарифного нормирования является тарифная система, включающая в себя
· тарифную сетку,
· тарифные ставки,
· тарифно-квалификационный справочник
· различные поправочные коэффициенты (районные, профессиональные и т.п.).
Тарифная сетка — это шкала, устанавливающая определенное число разрядов и соответствующее им число тарифных коэффициентов, которые показывают, во сколько раз оплата труда по более высокому разряду выше оплаты по первому разряду. Тарифная сетка предоставляет возможность дифференцированно оплачивать труд работников.
Для работников бюджетной сферы, для оплаты труда рабочих и специалистов строительных организаций правительством установлена 18-разрядная сетка, приведенная ниже.
Тарифные разряды | ||||||||||
Тарифный коэффициент | 1,0 | 1,04 | 1,09 | 1,142 | 1,268 | 1,407 | 1,546 | 1,699 | 1,866 | 2,047 |
Тарифные разрвды | ||||||||||
Тарифный коэффициент | 2,242 | 2,423 | 2,618 | 2,813 | 3,036 | 3,259 | 3,51 | 4,50 |
Рабочие строительных специальностей тарифицируются по этой сетке с 1-го по 8-й разряды.
Разряд оплаты труда (тарифный разряд) определяет степень квалификации работника, а тарифный коэффициент показывает соотношение между должностными окладами данного и первого разрядов. Например: должностной оклад работника 10-го разряда в 2,047 раза больше оклада работника 1-го разряда.
В некоторых строительных организациях используется шестиразрядная сетка со своими тарифными коэффициентами. Это противоречит действующему законодательству.
Тарифные ставки — это принятый в денежной форме размер оплаты труда за единицу рабочего времени с учетом квалификации работника, сложности работы и особенностей ее осуществления. Ставки могут быть часовыми, дневными и месячными (оклады) и выражают абсолютный размер оплаты труда в денежном эквиваленте. Тарифная ставка 1-го разряда является наименьшей. Умножением ее на тарифный коэффициент любого другого разряда определяются ставки всех остальных разрядов.
В строительстве и в ремонтно-строительных организациях определение заработной платы проводится на основании норм времени, выражаемых в человеко-часах, а часовые тарифные ставки являются едиными для работающих сдельно и повременно. На основе тарифных ставок определяются сдельные расценки на единицу измерения работ в натуральных показателях (м3, шт., и т.д.). Эти расценки исчисляются умножением тарифной ставки на норму времени.
Ставки бывают индивидуальные и коллективные (средняя тарифная ставка звена, бригады и т.д.).
Средняя тарифная ставка определяется как частное отделения суммы тарифных ставок членов звена (бригады) на их численность.
Минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) работника первого разряда устанавливается правительством и периодически пересматривается в зависимости от складывающейся экономической обстановки. Таким образом, наименьшая заработная плата, определенная тарифным разрядом или окладом, гарантирована государством каждому труженику, работающему на условиях найма. В государственных организациях и предприятиях доплаты и премии труженики зарабатывают сами, например, совмещая должности или при условии освоения дополнительных объемов строительно-монтажных работ. В организациях всех форм собственности минимальный размер заработной платы может повышаться и дифференцироваться в зависимости от сложности и напряженности труда при наличии средств у предприятий и организаций. Многие акционированные и частные строительные организации ввели ставку 1-го разряда, значительно превышающую установленную правительством.