Проектирование норм времени и затрат труда

Проектирование норм (времени и затрат труда) осуществляется рас­четно-исследовательским или расчетно-аналитическим методами.

Первый метод применяется при проектировании норм на основе нормативных наблюдений, а второй — на основе технических данных машин, материалов технической документации и т.д.

При проектиро­вании расчетно-исследовательским методом данные натурных наблю­дений при выполнении отдельных элементов определяются как сред­ние величины по всем проведенным замерам, материалы которых предварительно обрабатываются и анализируются. Дальнейшее про­ектирование норм времени и затрат труда проводится в пять этапов.

1. доработка и совершенствование ранее запроектиро­ванной нормали;

2. определение затрат на основную и вспо­могательную работу;

3. проектирование затрат на подготови­тельно-заключительную работу;

4. расчет затрат на регла­ментированные перерывы;

5. проектирование полных затрат труда или времени.

Проектирование затрат на основную и вспомога­тельную работы строительно-монтажного процесса начинается с определения размера затрат по каждому элементу рабочего процесса и количества продукции на измеритель элемента за 60 мин. Затем рас­считывается среднее количество продукции в измерителях элемента, приходящееся на 1 чел.-ч, после чего устанавливаются коэффициенты перехода от измерителей элементов к измерителю продукции рабочего процесса в целом. В заключение суммированием затрат по каждому эле­менту, умноженных на соответствующий переходной коэффициент, получается нормативное значение затрат по основной и вспомогатель­ной работам.

Проектирование затрат на подготовительно-зак­лючительную работу по совершенно новым строительно-монтаж­ным процессам производится по результатам наблюдений точно так же как и проектирование затрат на основную и вспомогательную работы. Однако в подавляющем большинстве случаев норматив затрат на под­готовительно-заключительную работу определяется по нормативам или по аналогии с нормативами на работы, близкие по содержанию и ис­полнению.

Проектирование затрат времени на технологические перерывы, отдых и личные надобности имеет свои осо­бенности. Технологические перерывы появляются при работе несколь­ких членов звена и являются результатом технологической несогласован­ности строительно-монтажных процессов, которая проявляется в со­держании процессов, а не из-за неудовлетворительной их организации. В индивидуальных процессах технологических перерывов не бывает.

Продолжительность технологических перерывов определяется по результатам наблюдений как средняя арифметическая величина на глав­ный показатель процесса

Технологические перерывы во многих случаях являются временем отдыха работающих. Поэтому в практике технического нормирования распространено положение о возможности учета 50 % времени техно­логических перерывов на отдых при условии, что на отдых расходуется не менее 5 % времени полных затрат на процесс.

Время на отдых определяется в зависимости от категории тяжести работ на основе табличных нормативов.

Перерывы на личные надобности рабочих обусловлены физиологи­ческими особенностями организма человека и незначительно зависят от тяжести выполняемой работы, вследствие чего они принимаются в размере 5 % основных затрат времени.

При проектировании полной нормы складывают затраты на основ­ные, вспомогательные и подготовительно-заключительные работы, на технологические перерывы и затраты на личные надобности рабочих и отдых.

Производственное опробование и утверждение норм — заключительные работы по разработке норм. Они включают в себя также оформление материалов, которое заключается в представ­лении проекта норм. В последнем должно содержаться: наименование нормы, ее номер и измеритель продукции; состав и указания по произ­водству работ; состав работающих (профессия, количество, квалифи­кация) и требования к качеству работ; примечания к норме.

Представленный проект норм нуждается в производственном опро­бовании, которое должно находиться под постоянным контролем ру­ководителей строительной организации, а его ход должен тщательно анализироваться. В опробование входит ознакомление линейного ин­женерно-технического персонала и рабочих с условиями, обеспечива­ющими выполнение норм. Кроме того, проводится предварительное обучение рабочих передовым приемам и методам работ в соответствии с нормалью процесса с организацией их показов на рабочих местах. Начало опробования норм определяется отдельным приказом с указа­нием объектов, бригад и условий экономического стимулирования, осо­бенно в начальный период опробации и внедрения.

Если в процессе апробации выяснится, что частью рабочих новые нормы не выполняются, то производится фотография рабочего дня, на ее основе разрабатываются мероприятия для выполнения норм. В от­дельных случаях может потребоваться корректировка норм, и после это­го опробование продолжается.

После опробования и освоения норм рабочими издается приказ по утверждению норм и их использованию при производстве строительно-монтажных работ.

Тарифное нормирование

Заработная плата является денежным выражением части общественного продукта, поступающего в личное пользование трудящихся, и мощным рычагом воздействия на работающих.

Для развития строительного производства используется как государствен­ное стимулирование, так и стимулирование труда, осуществляемое стро­ительной организацией.

Главная задача тарифного нормирования — правильная, научно обо­снованная организация заработной платы, которая заключается в оценке и оплате различных видов труда в зависимости от условий его осуще­ствления, количественных и качественных показателей.

Основным содержанием тарифного нормирования является тариф­ная система, включающая в себя

· тарифную сетку,

· тарифные ставки,

· тарифно-квалификационный справочник

· различные поправочные коэффициенты (районные, профессиональные и т.п.).

Тарифная сетка — это шкала, устанавливающая определенное число разрядов и соответствующее им число тарифных коэффициентов, ко­торые показывают, во сколько раз оплата труда по более высокому раз­ряду выше оплаты по первому разряду. Тарифная сетка предоставляет возможность дифференцированно оплачивать труд работников.

Для работников бюджетной сферы, для оплаты труда рабочих и специалистов строительных организаций правительством установлена 18-разрядная сетка, приведенная ниже.

Тарифные разряды
Тарифный коэффи­циент 1,0 1,04 1,09 1,142 1,268 1,407 1,546 1,699 1,866 2,047
Тарифные разрвды    
Тарифный коэффи­циент 2,242 2,423 2,618 2,813 3,036 3,259 3,51 4,50    

Рабочие строительных специальностей тарифицируются по этой сет­ке с 1-го по 8-й разряды.

Разряд оплаты труда (тарифный разряд) опре­деляет степень квалификации работника, а тарифный коэффициент показывает соотношение между должностными окладами данного и первого разрядов. Например: должностной оклад работника 10-го раз­ряда в 2,047 раза больше оклада работника 1-го разряда.

В некоторых строительных организациях используется шестиразряд­ная сетка со своими тарифными коэффициентами. Это противоречит действующему законодательству.

Тарифные ставки — это принятый в денежной форме размер оплаты труда за единицу рабочего времени с учетом квалификации работника, сложности работы и особенностей ее осуществления. Ставки могут быть часовыми, дневными и месячными (оклады) и выражают абсолютный размер оплаты труда в денежном эквиваленте. Тарифная ставка 1-го раз­ряда является наименьшей. Умножением ее на тарифный коэффициент любого другого разряда определяются ставки всех остальных разрядов.

В строительстве и в ремонтно-строительных организациях определение заработной платы проводится на основании норм времени, выражаемых в человеко-часах, а часовые тарифные ставки являются едиными для работающих сдельно и повременно. На основе тарифных ста­вок определяются сдельные расценки на единицу измерения работ в натуральных показателях (м3, шт., и т.д.). Эти расценки исчисляются умножением тарифной ставки на норму времени.

Ставки бывают индивидуальные и коллективные (средняя тарифная ставка звена, брига­ды и т.д.).

Средняя тарифная ставка определяется как частное отделе­ния суммы тарифных ставок членов звена (бригады) на их численность.

Минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) работни­ка первого разряда устанавливается правительством и периодически пересматривается в зависимости от складывающейся экономической об­становки. Таким образом, наименьшая заработная плата, определенная тарифным разрядом или окладом, гарантирована государством каждому труженику, работающему на условиях найма. В государственных органи­зациях и предприятиях доплаты и премии труженики зарабатывают сами, например, совмещая должности или при условии освоения дополнитель­ных объемов строительно-монтажных работ. В организациях всех форм собственности минимальный размер заработной платы может повышать­ся и дифференцироваться в зависимости от сложности и напряженности труда при наличии средств у предприятий и организаций. Многие акци­онированные и частные строительные организации ввели ставку 1-го разряда, значительно превышающую установленную правительством.

Наши рекомендации