Классификация строительно-монтажных процессов

Техническое нормирование

Техническое нормирование в железнодорожном строительстве заклю­чается в разработке

· технически обоснованных норм затрат труда,

· материалов,

· энергетических ресурсов

· времени использования машин.

Нормы могут создаваться организациями с различной природой соб­ственности, хотя предпочтение отдается государственным органам.

Названные нормы необходимы

· для определения количества рабочих при проектировании технологии и организации строительства,

· при управлении деятельностью строительных организаций и составлении сдельных расценок.

Технически обоснованные прогрессивные нормы сти­мулируют внедрение прогрессивных методов и приемов работ, выпол­няют значительную организующую роль, позволяют организовать контроль за мерой труда и оценить результаты труда рабочих при нормальной его интенсивности.

Организация работ по техническому нормированию в строительстве возложена на Госстрой России,

практическое осуществление разработок ведут

· нормативно-исследовательские станции,

· работники управлений и отделов труда строительных организаций, трестов, акционерных обществ, кооперативов, товариществ с ограниченной ответственностью и т.п.

Нормы должны разрабатываться в следующей последовательности:

- изучение строительного процесса;

- создание нормали;

- расчленение процесса на рабочие приемы и операции;

- проведение нормативных наблюдений;

- обработка результатов наблюдений и проектирование нормы;

- производственное опробование и утверждение норм.

Изучение строительного процесса осуществляется, как правило, на конкретном объекте с выявлением строгой технологической последо­вательности выполнения работ, ознакомлением с технологическими условиями на производство и приемку строительно-монтажных работ.

Необходимо изучить опыт работы передовых рабочих и состояние ма- термально-технического обеспечения работ. Все показатели должны соответствовать современному уровню технической оснащенности и нормальным организационным условиям.

Создание нормали процесса сводится к определению совокупности факторов, определенных на уровне современного развития техники, рациональной организации труда и производства, полного использования рабочего времени.

Нормаль должна содержать следующие факторы:

- требования к качеству работ или готовой строительной продукции;

- характеристики применяемых машин, оснастки, инструмента и инвентаря;

- требования к используемым материалам, конструкциям и деталям;

- описание технологии работ и организации рабочих мест;

- численный состав исполнителей, их профессиональная и квалификационная характеристики;

- распределение работы среди членов звена или бри­гады;

- режим работы и отдыха работающих;

- требования по охране труда и технике безопасности.

Обработка результатов наблюдений и проектирование нормы

Обработка результатов наблюдений и проектиро­вание нормы базируется на средних значениях фактических затрат времени и выработанной продукции, полученных в результате норма­тивных исследований.

В техническом нормировании используются упрощенные способы определения ошибочных значений выборки по коэффициенту разбросанности, определяемому как отношение максимального значения к минимальному. Если отношение крайних значений не превышает 30 %, то выборка считается однородной и все ее данные используются для определения среднего значения. В тех случаях, когда отношение максимального значения к минимальному превышает 30 %, применяются специальные методы проверки экстремальных значений обрабатываемого ряда.

К этим методам относятся проверки по предельному значе­нию, относительной средней квадратической ошибке и т.д.

Достоверность проектируемых норм зависит не только от обработки выборки, но и от числа наблюдений, оставшихся после исключения из ряда экстремальных значений. Очевидно, что увеличение числа наблю­дений повышает точность среднеарифметического значения ряда и при­ближает его к истинному значению, но вызывает повышение трудоем­кости наблюдений и соответственно стоимости разработки норм.

Тарифное нормирование

Заработная плата является денежным выражением части общественного продукта, поступающего в личное пользование трудящихся, и мощным рычагом воздействия на работающих.

Для развития строительного производства используется как государствен­ное стимулирование, так и стимулирование труда, осуществляемое стро­ительной организацией.

Главная задача тарифного нормирования — правильная, научно обо­снованная организация заработной платы, которая заключается в оценке и оплате различных видов труда в зависимости от условий его осуще­ствления, количественных и качественных показателей.

Основным содержанием тарифного нормирования является тариф­ная система, включающая в себя

· тарифную сетку,

· тарифные ставки,

· тарифно-квалификационный справочник

· различные поправочные коэффициенты (районные, профессиональные и т.п.).

Тарифная сетка — это шкала, устанавливающая определенное число разрядов и соответствующее им число тарифных коэффициентов, ко­торые показывают, во сколько раз оплата труда по более высокому раз­ряду выше оплаты по первому разряду. Тарифная сетка предоставляет возможность дифференцированно оплачивать труд работников.

Для работников бюджетной сферы, для оплаты труда рабочих и специалистов строительных организаций правительством установлена 18-разрядная сетка, приведенная ниже.

Тарифные разряды
Тарифный коэффи­циент 1,0 1,04 1,09 1,142 1,268 1,407 1,546 1,699 1,866 2,047
Тарифные разрвды    
Тарифный коэффи­циент 2,242 2,423 2,618 2,813 3,036 3,259 3,51 4,50    

Рабочие строительных специальностей тарифицируются по этой сет­ке с 1-го по 8-й разряды.

Разряд оплаты труда (тарифный разряд) опре­деляет степень квалификации работника, а тарифный коэффициент показывает соотношение между должностными окладами данного и первого разрядов. Например: должностной оклад работника 10-го раз­ряда в 2,047 раза больше оклада работника 1-го разряда.

В некоторых строительных организациях используется шестиразряд­ная сетка со своими тарифными коэффициентами. Это противоречит действующему законодательству.

Тарифные ставки — это принятый в денежной форме размер оплаты труда за единицу рабочего времени с учетом квалификации работника, сложности работы и особенностей ее осуществления. Ставки могут быть часовыми, дневными и месячными (оклады) и выражают абсолютный размер оплаты труда в денежном эквиваленте. Тарифная ставка 1-го раз­ряда является наименьшей. Умножением ее на тарифный коэффициент любого другого разряда определяются ставки всех остальных разрядов.

В строительстве и в ремонтно-строительных организациях определение заработной платы проводится на основании норм времени, выражаемых в человеко-часах, а часовые тарифные ставки являются едиными для работающих сдельно и повременно. На основе тарифных ста­вок определяются сдельные расценки на единицу измерения работ в натуральных показателях (м3, шт., и т.д.). Эти расценки исчисляются умножением тарифной ставки на норму времени.

Ставки бывают индивидуальные и коллективные (средняя тарифная ставка звена, брига­ды и т.д.).

Средняя тарифная ставка определяется как частное отделе­ния суммы тарифных ставок членов звена (бригады) на их численность.

Минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) работни­ка первого разряда устанавливается правительством и периодически пересматривается в зависимости от складывающейся экономической об­становки. Таким образом, наименьшая заработная плата, определенная тарифным разрядом или окладом, гарантирована государством каждому труженику, работающему на условиях найма. В государственных органи­зациях и предприятиях доплаты и премии труженики зарабатывают сами, например, совмещая должности или при условии освоения дополнитель­ных объемов строительно-монтажных работ. В организациях всех форм собственности минимальный размер заработной платы может повышать­ся и дифференцироваться в зависимости от сложности и напряженности труда при наличии средств у предприятий и организаций. Многие акци­онированные и частные строительные организации ввели ставку 1-го разряда, значительно превышающую установленную правительством.

Сдельная форма оплаты

Сдельная форма оплаты труда имеет наибольшее распространение в строительстве, характеризуется большим числом применяемых разно­видностей (систем) и эффективно воздействует на результативность строительной организации при обязательном соблюдении следующих трех условий: наличие хорошо обоснованных, соответствующих мест­ным условиям норм затрат труда и расценок; строгий, объективный учет объемов выполненных работ в натуральных показателях; четкий, рит­мичный пооперационный контроль качества выполняемых строитель­но-монтажных работ.

Прямая сдельная оплата труда сводится к определению заработка работающих в виде суммы заработков по отдельным работам, которые определяются как произведение объема на расценку за единицу рабо­ты. Очевидно, что при данной системе размер заработка прямо пропор­ционален объему выполненных работ. В настоящее время нет никаких ограничений на размер заработной платы.

Прямая сдельная оплата труда может быть:

- индивидуальной

- кол­лективной (звеньевая, бригадная).

Поскольку коллективный труд в транспортном строительстве предопределяется природой транспортных объектов, индивидуальный встречается очень редко.

Характерной особенностью коллективной формы оплаты труда яв­ляется выдача задания на работу целому коллективу (звену, бригаде). Заработок каждого рабочего определяется из заработка коллектива про­порционально отработанному времени, при обязательном учете его ква­лификации (разряда). Кроме того, по решению коллектива при опреде­лении заработной платы каждого члена звена или бригады может ис­пользоваться «коэффициент трудового участия». Его значение, как правило, больше единицы, он является, по существу, дополнительной надбавкой, оценивающей личный трудовой вклад работника в коллек­тивный результат.

Пример расчета заработной платы, приходящейся каждому члену звена монтажников из общего заработка в сумме 17032 руб., определен­ного по нарядам звена, приводится в таблице

Пример расчета заработной платы  
Фамилия, инициалы Разряд Отработанное время, ч Тарифный коэффициент Приведенные часы Коэффи­циент трудового участия Скоррек­тирован­ное время, ч Заработная плата на один скорректиро­ванный час, руб. Сумма заработной платы за месяц, руб.
Леонидов H.H. 1,91 80,2 1,1 88,24 32,06 2829,0
Сергеев И.Н. 2,16 86,4 ! ,05 90,72 32,06 2908,0
Николаев Н.И. 2,44 101,48 1,2 122,98 32,06 3943,0
Костин П.П. 2,16 86,4 1,05 90,72 32,06 2908,0
Петров П. А.   70,67 И 77,74 32,06 2492,0
Левин А.Ф. 1,69 60,84 1,0 60,84 32,06 1952,0
Итого       531,24   17032,0

При расчете заработной платы в звене или бригаде данные о квали­фикации (разрядах) берутся из приказов по строительной организации, а количество отработанных часов — из табеля учета рабочего времени, который ведет обычно строительный мастер.

Тарифные коэффициен­ты для соответствующего разряда выписываются из тарифной сетки. Произведение отработанных часов на тарифный коэффициент позво­ляет получить по каждому работающему число часов, приведенных к 1 -му разряду.

Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда применяется в тех случаях, когда появляется острая необходимость в ликвидации «узкого места» по какому-то виду работ или в целом по объекту. Существо этой системы заключается в оплате труда по обычным сдельным (неизмен­ным) расценкам той части работ, которая выполняется в пределах уста­новленной нормы (базы), а работы, выполняемые сверх нормы, опла­чиваются по повышенным расценкам. В этом проявляется повышен­ная экономическая заинтересованность работника к максимальному перевыполнению норм выработки. Очевидно, что в сдельно-прогрес­сивной системе оплаты труда содержатся два важнейших элемента, оп­ределяющих прежде всего экономические целесообразность и возмож­ность ее использования. Этими элементами являются: интенсивность и размер увеличения сдельных расценок при перевыполнении исход­ных норм выработки и объективное определение этих норм.

Интенсивность и размер увеличения расценок при «прогрессивке» определяется специальной шкалой коэффициентов, которая содержит обычно две, максимум три ступени изменения расценок. При этом раз­мер увеличения расценок на каждой ступени должен быть достаточно высоким, чтобы создать значительную личную материальную заинте­ресованность работника в перевыполнении норм выработки.

В практике строительства обычно устанавливаются следующие ступени:

- первая — при выполнении установленной нормы на 100—150 % расценки увели­чиваются в 1,5 раза, т.е. на 50 %;

- вторая — при перевыполнении норм от 150—200 % расценки возрастают в 2 раза, т.е. на 100 %.

Объективно определение исходной, базовой нормы для исчисле­ния «прогрессивки» играет особую роль и требует тщательного обо­снования, поскольку она, эта норма, будет определять стремление к повышению производительности труда и будет влиять на снижение себестоимости строительной продукции. Целесообразно, когда это реально возможно, устанавливать исходную базу, сверх которой вы­полненные работы оплачиваются по повышенным процентам в нату­ральных показателях. При этом возможны ситуации, когда на вспо­могательные и сопутствующие работы, например при монтаже строи­тельных конструкций, «прогрессивка» не распространяется. В этом случае часть работ будет оплачиваться по обычным прямым сдельным расценкам, а часть — по повышенным в соответствии с установлен­ной шкалой увеличения расценок. Процент выполнения норм выра­ботки определяется по итогам работы за месяц и только за продук­цию, произведенную в строгом соответствии с установленными тре­бованиями к качеству работ. При определении процента выполнения норм выработки для начисления «прогрессивки» следует строго учи­тывать фактически отработанное время звеном или бригадой. Обыч­но за основу принимается норма рабочих часов по графику месяца, в котором выполняются работы, с добавлением сверхурочных часов, если имела место сверхурочная работа, с учетом сокращения рабочего дня в предпраздничные и предвыходные дни. Из общего фонда вре­мени вычитается: время пребывания работника в командировке и вы­полнения государственных и общественных обязанностей; время пре­бывания в очередных и дополнительных отпусках, как и отпусках без сохранения заработной платы; время болезни в соответствии с листком нетрудоспособности; время отпусков по беременности и родам и т.п. Следует обратить особое внимание, что время внутрисменных просто­ев, несмотря на подтверждение соответствующими актами, не исклю­чается из фактически отработанного времени.

Срок, в течение которого действует сдельно-прогрессивная система оплаты труда, определяется в каждом конкретном случае руководите­лем строительной организации, объявляется приказом и заранее дово­дится до сведения всех рабочих, на которых распространяется эта фор­ма оплаты. Главным критерием введения «прогрессивки» является про­изводственная необходимость и экономическая целесообразность.

Мощнейший экономический стимул в виде сдельно-прогрессивной оплаты в практике работы строительных орга­низаций порождает и определенные негативные явления, к числу которых относятся:

— снижение качества строительно-монтажных работ из-за стремле­ния работающих к перевыполнению количественных показателей;

— увеличение расходов, часто довольно большое, на заработную плату и соответствующее возрастание налогов;

— возрастание себестоимости строительной продукции.

Для ликвидации отмеченных недостатков при внедрении сдельно­прогрессивной системы оплаты труда следует строго придерживаться следующих требований:

• строгое обоснование перечня работ, оплачиваемых по данной си­стеме. В первую очередь ее следует распространять на работы, кото­рые создают «узкие места» в технологии строительного производства, то есть тормозят выполнение последующих работ, угрожая вызвать в течение смены простои значительной части рабочих. Произвольное определение работ, на которые распространяется «прогрессивка», не­допустимо;

• строгий учет фактически отработанного времени, исключающий различные искусственные приемы по его сокращению, которое предоп­ределяет необоснованное увеличение расценок;

• необходимость строгого экономического обоснования эффектив­ности введения прогрессивной системы оплаты труда. Это обоснова­ние должно строиться на сопоставлении экономии средств от сокраще­ния условно-постоянной части накладных расходов при снижении про­должительности работ и увеличения средств на оплату труда вследствие введения повышенных расценок. При этом качественно можно учиты­вать предотвращение потенциальных убытков от возможных простоев фронтов работ. По существу это обоснование сводится к определению предельно допустимого увеличения расценок за работы сверх установ­ленной, исходной, нормы выработки.

Сдельно-премиальная система оплаты труда заключается в определе­нии основной заработной платы по прямым сдельным расценкам и до­полнительной оплате в виде премий за определенные конкретные пока­затели в работе.

Этих показателей, в зависимости от конкретных условий работы строительных организаций, может быть довольно много, но их можно с достаточной обоснованностью объединить в три группы:

— показатели, направленные на повышение качества строительно­монтажных работ. В практике строительных организаций выплата пре­мий осуществляется только при оценках «хорошо» и «отлично». Есте­ственно, что размер премиальной доплаты дифференцированно согласо­вывается с оценкой качества работ;

— показатели, направленные на увеличение объема выполняемых строительно-монтажных работ и повышение производительности тру­да строительных рабочих (за выполнение заданий в срок и досрочно вып­лачивается премия или она выплачивается за каждый процент сокра­щения нормативного времени);

— показатели, определяющие экономию строительных материалов, топливно-энергетических ресурсов, норм времени работы строитель­ных машин и т.п.

Строительные организации решают, как правило, многоцелевые за­дачи, ранжирование которых изменяется в зависимости от особеннос­тей строительного производства и временного фактора. Поэтому пока­затели премирования должны в максимальной степени работать на ре­шение приоритетных задач организации в определенный период строительства. Так, например, когда производственная ситуация дик­тует необходимость выполнения и перевыполнения определенных ра­бот в срок и досрочно, премирование следует производить как за вы­полнение норм выработки, так и за их перевыполнение. В тех же случа­ях, когда необходимо строгое выполнение каких-то нормативных показателей и нет необходимости в их перевыполнении или невыпол­нении, премирование должно осуществляться только за выполнение ус­тановленных показателей.

В случаях, когда строительная организация остро заинтересована в экономии материальных ценностей или каких-то ресурсов, то преми­рование должно осуществляться за снижение против плановых норм фактического расхода материалов или ресурсов.

При организации премирования не следует стремиться к установ­лению многочисленных показателей премирования, несмотря на вне­шнюю привлекательность такого решения и вполне логичное обо­снование необходимости стимулирования многих направлений в ра­боте строительных организаций. Однако в этом случае складывается ситуация нереальности выполнения всех показателей, а следователь­но, вырисовываются изначально призрачные надежды на возмож­ность получения премии. Целесообразно устанавливать один, два, максимум три показателя премирования и стремиться к тому, чтобы они работали совместно в определенном направлении. Например, часто бывает целесообразно премировать за строгое количественное выполнение производственного задания и за экономию строитель­ных материалов. В тех случаях, когда конкретные условия работы строительной организации требуют улучшения количественных и ка­чественных показателей одновременно, премирование как матери­альный стимул должно производиться только при условии выполне­ния этих двух показателей.

Положение о премировании должно содержать не только количе­ственные показатели и условия премирования, в нем должны обосно­вываться размеры и дифференциация премий в зависимости от конк­ретных реальных условий деятельности организации и размера выпол­нения и перевыполнения установленных показателей. Иначе говоря, в организации должна тщательно и всесторонне обосновываться шкала премирования, которая должна учитывать: важность и значимость ра­бот, выполнение которых стимулируется премией; роль и значение уча­стков, выполняющих эти работы; жесткость норм и возможности их перевыполнения; показатели сложности задания и т.п. Кроме того, в положении должна предусматриваться возможность полного или час­тичного лишения премий работников, допустивших производственные, но не дисциплинарные нарушения в течение периода работы, за кото­рый начисляется премия. Размер начисляемой премии может рассчи­тываться в процентах от стоимости экономии строительных материа­лов или в долях от сдельного заработка.

Эффективность функционирования сдельно-премиальной системы зависит не только от правильного применения общих требований к си­стеме, но и от соблюдения следующих условий:

• наличие хорошо технически обоснованных, прогрессивных, ори­ентированных на передовую технологию производства работ норм рас­ходования строительных материалов и топливно-энергетических ресур­сов, строго обоснованных, жестких сроков выполнения основных и вспомогательных строительных работ, других лимитов по установлен­ным показателям премирования, наряду со строгим систематическим, точным учетом выполнения введенных показателей;

• нецелесообразность введения множества показателей премирова­ния, установление одного-двух важнейших показателей, определяющих заинтересованность работника, звена или бригады в выполнении зада­ния на смену, декаду или месяц;

• обязательное экономическое обоснование целесообразности вве­дения сдельно-премиальной системы оплаты труда, обеспечение незна­чительного возрастания себестоимости строительства за счет примене­ния премиальных доплат к заработной плате. Желательно, чтобы раз­мер этих доплат не превышал реальной экономии средств от применения сдельно-премиальной оплаты труда.

Сдельная аккордная система оплаты труда заключается в определе­нии заработной платы не на отдельные разновидности работ, а сразу на некоторый комплекс работ, например на все строительные работы по возведению небольшого по объему здания, на комплекс работ по соору­жению водопропускных труб на линии от станции А до станции Б и т.п.

Аккордное задание устанавливается, как правило, для звена или брига­ды не только по комплексу работ, но и по отдельным их видам, этапам и пусковому комплексу. Аккордные задания, выдаваемые звену, бри­гаде или рабочему, содержат следующие данные: сроки начала и окон­чания всех работ или работ определенного вида; нормативные затра­ты труда и размер заработной платы, полагающиеся за выполнение аккордного задания; требования к качеству продукции. Затраты труда и размер заработной платы определяются на основании калькуляций, составленных на укрупненные показатели по нормам и расценкам, ис­пользуемым в прямой сдельной системе. В последние годы получило широкое распространение, преимущественно в акционированных строительных организациях, установление параметров аккордного за­дания по размеру прямых сметных затрат на задание, вид работ и их сочетание. Размер основной, а в некоторых случаях полной, заработ­ной платы определяется по сметной выборке с понижающим коэф­фициентом от 0,85 до 0,99. Это довольно хороший прием, позволяю­щий четко контролировать соблюдение сметной себестоимости объек­та или вида работ. Часто такое определение размера заработной платы включается в трудовое соглашение, особенно при привлечении вре­менного персонала рабочих.

В практике транспортного строительства встречаются случаи исполь­зования сдельной аккордно-премиальной, а иногда аккордно-прогрес- сивной систем оплаты труда. Из их названия следует, что в своей сущ­ности они являются комбинацией соответственно сдельно-аккордной и сдельно-премиальной систем, а также сдельно-аккордной и сдельно­прогрессивной систем. В этих случаях соблюдаются требования и пра­вила, изложенные в соответствующих параграфах.

Аккордные системы оплаты труда являются действенным и эффек­тивным средством организации труда и заработной платы в строитель­стве. Они хорошо стимулируют внедрение новшеств в организации строительства, в технологии строительного производства и организа­ции труда. Кроме того, аккордные системы существенно снижают по­тери рабочего времени и обеспечивают повышение производительно­сти труда рабочих.

Косвенно-сдельная оплата труда в своем существе сводится к со­зданию заинтересованности вспомогательных и обслуживающих работ­ников в увеличении сменной выработки, а следовательно, в росте объе­ма выполненных работ. Необходимость в такой заинтересованности возникает тогда, когда основные рабочие получают оплату в зависимо­сти от объема выполненных работ, а вспомогательный и обслуживаю­щий персонал (электрики, слесари, транспортные рабочие и т.д.) полу­чает оплату за отработанное время и фактически не имеет материаль­ной заинтересованности в увеличении выполненных работ.

Складывается ситуация, обуславливающая взаимные претензии, иногда необоснованные, создается напряженная психологическая об­становка, возникает нервозность. Все это пагубно влияет на произво­дительность труда, а иногда делает невозможной совместную работу. Оздоровление таких ситуаций достигается введением косвенно-сдель­ной оплаты труда, когда обслуживающие и вспомогательные рабочие получают заработную плату в зависимости от количества и качества выполненных работ рабочими основных подразделений. Поскольку вспомогательные рабочие в транспортном строительстве обслужива­ют, как правило, несколько коллективных рабочих мест, имеющих раз­личные производственные здания, то косвенные расценки следует оп­ределять дифференцированно по каждому рабочему месту в отдель­ности (по объекту обслуживания). Для этого по опыту работы или данным экспертных оценок следует определить долю рабочего смен­ного времени, которое тратится вспомогательными рабочими на каж­дый объект обслуживания, а число этих объектов определяется нор­мой обслуживания.

В соответствии с долей затраченного времени определяется часть дневной тарифной ставки вспомогательного рабочего, которая должна выплачиваться ему при условии выполнения основными рабочими днев­ного задания (в шт., м, м2 и т.д.). Тогда косвенная сдельная расценка будет определяться как частное отделения соответствующей части та­рифной ставки на норму выработки в натуральных измерителях по дан­ному объекту. Такие расценки определяются по всем объектам, кото­рые обслуживают вспомогательные рабочие.

Общий сдельный заработок за расчетный период определяется сум­мированием произведений из соответствующей косвенной расценки на объем фактически выполненных работ по каждому объекту, обслужи­ваемому вспомогательными рабочими. Правильность выполненных расчетов контролируется равенством сдельной заработной платы раз­меру тарифной ставки вспомогательного рабочего при выполнении ос­новными рабочими нормативного задания на 100 %.

Если вспомогательные рабочие в соответствии с установленной нор­мой обслуживают один объект, то косвенная сдельная ставка на единицу измерения определяется делением суммы тарифных ставок на норматив­ную выработку. В этом случае косвенную расценку можно приплюсовы­вать к прямой сдельной расценке, по ней определять заработную плату за расчетный период и включать в состав звена или бригады основных и вспомогательных рабочих на абсолютно равноправных условиях.

В некоторых случаях сдельная косвенная оплата труда осуществляет­ся не по косвенной сдельной расценке за единицу измерения продук­ции, а по величине, равной 0,01 месячной тарифной ставки, при условии выработки нормативного числа часов. Если последнее условие не соблю­дается, тогда берется 0,01 заработка по тарифу за фактически отработан­ное время в расчетном периоде. Тогда заработок по косвенно-сдельной оплате будет определяться умножением 0,01 заработка по тарифу на сред­ний процент выполнения норм выработки по обслуживаемым объектам. Одновременно следует заметить, что такой подход к оплате труда по кос­венно-сдельной форме не всегда приводит к ожидаемому расчетному ре­зультату. Нередки случаи, когда он приводит к увеличению себестоимос­ти строительства вследствие необоснованных переплат по заработной плате. Это обуславливается низким качеством норм выработки, которые легко, без должной трудовой напряженности перевыполняются рабочи­ми, занятыми на выполнении основных строительных работ.

Косвенно-сдельная система должна применяться только в отноше­нии тех вспомогательных рабочих, от труда которых непосредственно зависят темп и интенсивность выполнения основных работ. При этом следует устанавливать косвенно-сдельные расценки на единицу изме­рения работ в натуральном виде, а заработок обслуживающих рабочих должен зависеть от выполнения основными рабочими производствен­ных заданий.

Повременная форма оплаты

Повременная форма оплаты труда характеризуется определением за­работка рабочего за фактически отработанное время и исчисляется ум­ножением этого времени на размер тарифной ставки соответствующе­го разряда. Если отработанное время берется в часах, то соответственно используется часовая тарифная ставка и т.д.

Данная форма оплаты труда в транспортном строительстве исполь­зуется только тогда, когда невозможно учесть выполненную работу в натуральных единицах (например, дежурство на объекте) или когда ра­бота плохо поддается учету и нормированию. Кроме того, повременная оплата труда используется в тех случаях, когда требуется достижение высокого качества работ, а перевод на сдельную оплату труда может повлечь за собой снижение качества работ. В транспортном строитель­стве повременно оплачивается труд рабочих, занятых на техническом обслуживании строительных машин и механизмов, на пусконаладоч­ных и экспериментальных работах.

Повременно-премиальная система. В целях дополнительного материального стимулирования работников в транспортном строительстве применяется повременно-премиальная система оплаты труда, которая сводится к простой повременной оплате за отработанное время и дополнительным вьшлатам в виде премий за опре­деленные количественные и (или) качественные показатели (результатов) работы. При повременной оплате труда необходим тщательный учет рабо­чего времени. Для рабочих, занятых на работах, где невозможно по усло­виям производства выдержать установленную ежедневную продолжитель­ность рабочего времени, вводится суммированный учет этого времени за рассматриваемый период (день, месяц, квартал). При этом норма рабочих часов определяется умножением числа рабочих дней в рассматриваемом периоде на продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе за вычетом сокращения рабочих дней в предпраздничные и пред­выходные дни. Если в транспортной строительной организации принят суммированный учет рабочего времени, например при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, то размер месячной заработной платы работника определяется месячной тарифной ставкой или окладом в месяц.

В соответствии со ст. 80 КЗоТ в строительных организациях может быть установлен один из следующих видов оплаты труда:

- по тарифным ставкам,

- в соответствии с должностными окладами (в соответствии со штатным расписанием)

- по бестарифной системе.

Техническое нормирование

Техническое нормирование в железнодорожном строительстве заклю­чается в разработке

· технически обоснованных норм затрат труда,

· материалов,

· энергетических ресурсов

· времени использования машин.

Нормы могут создаваться организациями с различной природой соб­ственности, хотя предпочтение отдается государственным органам.

Названные нормы необходимы

· для определения количества рабочих при проектировании технологии и организации строительства,

· при управлении деятельностью строительных организаций и составлении сдельных расценок.

Технически обоснованные прогрессивные нормы сти­мулируют внедрение прогрессивных методов и приемов работ, выпол­няют значительную организующую роль, позволяют организовать контроль за мерой труда и оценить результаты труда рабочих при нормальной его интенсивности.

Организация работ по техническому нормированию в строительстве возложена на Госстрой России,

практическое осуществление разработок ведут

· нормативно-исследовательские станции,

· работники управлений и отделов труда строительных организаций, трестов, акционерных обществ, кооперативов, товариществ с ограниченной ответственностью и т.п.

Нормы должны разрабатываться в следующей последовательности:

- изучение строительного процесса;

- создание нормали;

- расчленение процесса на рабочие приемы и операции;

- проведение нормативных наблюдений;

- обработка результатов наблюдений и проектирование нормы;

- производственное опробование и утверждение норм.

Изучение строительного процесса осуществляется, как правило, на конкретном объекте с выявлением строгой технологической последо­вательности выполнения работ, ознакомлением с технологическими условиями на производство и приемку строительно-монтажных работ.

Необходимо изучить опыт работы передовых рабочих и состояние ма- термально-технического обеспечения работ. Все показатели должны соответствовать современному уровню технической оснащенности и нормальным организационным условиям.

Создание нормали процесса сводится к определению совокупности факторов, определенных на уровне современного развития техники, рациональной организации труда и прои<

Наши рекомендации