Теоретические основы разработки фонда оценочных средств

Под фондом оценочных средств для любого вида контроля, а не только итоговой государственной аттестации выпускников ССУЗов, понимается комплект методических материалов, предназначенный для решения задач соответствия, т. е. установления в ходе испытаний факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовки обучающегося на данном этапе обучения ожидаемому результату (эталону).

Указанное определение, по сути, акцентирует внимание на необходимость контроля качества среднего профессионального образования на всех его этапах от поступления абитуриента в техникум до его окончания.

Фонды оценочных средств разрабатываются по специальности СПО или профессии НПО с учетом особенностей содержания ОПОП СПО или ОПОП НПО, в том числе специфики содержания теоретического и практического обучения.

Основные тезисы формирования Фонда оценочных средств можно сформулировать следующим образом:

– качество подготовки специалиста – это совокупность существенных свойств, определяющих его способность удовлетворять общественные и индивидуальные потребности при постановке и решении профессиональных и социальных задач; мера соответствия достигнутого качества подготовки некоторому эталону;

– эталон – квалификационная характеристика выпускника (сейчас компетентностная), отражающая общественные потребности и предназначение специалиста;

– требования квалификационной характеристики должны быть трансформированы в конкретные результаты обучения каждой дисциплине и каждой форме познавательной деятельности обучающегося;

– контроль и оценку качества образовательного процесса (образовательных услуг) необходимо осуществлять не по абсолютным его результатам, а по отклонению от эталона.

Принципиальное отличие контроля «по отклонениям» от контроля «по результатам» состоит в том, что при контроле «по отклонениям» появляется возможность внести необходимые коррективы сразу же, как только обнаружены отклонения, расцениваемые как способствующие появлению дефектов в подготовке обучающегося. Контроль «по отклонениям», таким образом, является процессом оперативного управления качеством. Этот подход представляется перспективным и в настоящее время.

Мониторинг качества образования охватывает целый спектр образовательной деятельности. Здесь и оценка качества абитуриентов, и оценка качества организации и управления учебным процессом, и оценка качества образовательного процесса и т.д. вплоть до оценки качества нормативно-методической документации. Безусловно, важнейшей составной частью мониторинга качества образования является оценка качества выпускников или, как говорят, «конечного продукта».

Фонд как система

При проектировании любой деятельности в петле качества образования, и в том числе при разработке фонда оценочных средств, мы должны руководствоваться системным подходом. Как и любая система, фонд оценочных средств характеризуется рядом общих признаков.

Целостность и членимость

Это означает, что с одной стороны (для надсистем, где наша система является элементом или подсистемой) фонд − целостное образование. В структуре рабочей программы имеем подсистему – текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины.

Таким образом, для указанной надсистемы − рабочей программы учебной дисциплины фонд является ее подсистемой, в которой должны быть изложены способы и особенности организации оценки подготовки обучающегося.

Отметим также, что сама рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы профессии или специальности. А программа – частью еще большей системы, такой как Комплексная программа развития Колледжа на 2014 – 2017 гг. Условно сказанное можно отобразить на рисунке 1.

Теоретические основы разработки фонда оценочных средств - student2.ru

Рисунок 1. Фонд как составная часть образовательных систем разного уровня и назначения

Связи

В любой системе имеются устойчивые связи между ее элементами и подсистемами, превосходящие по «мощности» связи (инциденции) этих элементов с элементами надсистем.

Упрощенно связи между элементами и подсистемами фонда можно представить рисунком 2. Они определяются:

− содержанием дисциплины по ее разделам и модулям;

− учебно-методическими воззрениями, различием контролирующих материалов по их иерархии (на узнавание, понимание, анализ, синтез, оптимизацию);

− информационной направленностью.

Организация

Данное свойство системы проявляется в снижении степени неопределенности для элемента, который попадает в систему.

Различные виды организации в системе определяются целями, принятыми при синтезе и анализе системы. Если при анализе фонда оценочных средств пользователю наиболее интересна его структура, то будут определены элементы и связи между различными видами фондов, как это показано на рисунке 2.

Теоретические основы разработки фонда оценочных средств - student2.ru

Рисунок 2. Связи между различными подсистемами фонда оценочных средств учебной дисциплины (УД).

Совершенно другой тип организации фонда мы получим, если нужно учесть уровень сложности контролирующих материалов, например, тестовых, входящих в банк тестовых заданий (БТЗ). В этом случае, тестовые задания условно распределяются по трем уровням сложности:

− первый уровень сложности − задания на выявление степени усвоения дидактических единиц дисциплины;

− второй уровень трудности (средний) − задания для выявления степени усвоения разделов (подразделов, тем), развивающих и дополняющих базис учебной дисциплины и ее содержательное ядро;

− третий уровень трудности (задания трудные) − задания на выявление степени усвоения системы знаний, включающий теоретическую и практическую составляющую учебной дисциплины.

Организация фонда с учетом компетентностного подхода может быть акцентирована на выявление соответствия или несоответствия уровня подготовки студента по основным группам компетенций: инструментальным, межличностным, системным, специальным (профессиональным) и др.

Требования к разработке фондов оценочных средств

для осуществления контроля уровня усвоения знаний и освоения умений в ходе изучения учебных дисциплин и междисциплинарных курсов

В состав ФОСов должны входить:

совокупность заданий, предназначенных для предъявления обучающемуся в ходе проверки, а также критерии оценки знаний и умений;

методические материалы, определяющие процедуру проведения проверки.

Создание ФОСов осуществляется поэтапно:

На первом этапе устанавливается полный состав требований к знаниям и умениям обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу согласно требованиям ФГОС (таблица 3/5 ФГОС СПО) (таблица 2 ФГОС НПО).

Пример установления состава требований к знаниям и умениям по дисциплине «Экономика организации» (ФГОС СПО по специальности 32.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»):

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность организации, как основного звена экономики отраслей;

- основные принципы построения экономической системы организации;

- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;

- методы оценки эффективности их использования;

- организацию производственного и технологического процессов;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономики ресурсов, энергосберегающие технологии;

- механизмы ценообразования;

- формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять организационно-правовые формы организаций;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

На втором этапе формируется содержание измерительных материалов: на основе примерных программ учебных дисциплин, профессиональных модулей (в части междисциплинарных курсов) выделяются разделы или темы учебной дисциплины, междисциплинарного курса, непосредственно формирующие в ходе подготовки обучающихся соответствующее знание или умение, определенные на первом этапе.

Причем разделы и темы могут быть достаточными для формирования соответствующих знаний или умений, а могут иметь только статус необходимых, т.е. формирующих данные знания и умения, только в совокупности с другими разделами и темами учебных дисциплин, междисциплинарных курсов.

Пример формирования содержания измерительных материалов (примерная программа по учебной дисциплине «Экономика организации» по специальности СПО 32.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»).

Знать Содержание учебного материала
Сущность организации, как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации. Организация: понятие и классификация. Организационно-правовые формы организаций. Объединения организаций.
Принципы и методы управления основными и оборотными средствами; методы оценки эффективности их использования. Понятие, состав и структура основных фондов. Оценка и износ основных фондов. Амортизация основных фондов. Оценка наличия, состояния и движения основных фондов. Воспроизводство основных фондов. Нематериальные активы. Показатели эффективности использования основных фондов. Пути их повышения. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования. Кругооборот оборотных средств. Материальные ресурсы: понятие и показатели их использования. Нормирование оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.
Организацию производственного и технологического процессов. Характеристика производственного процесса. Производственная структура организации. Формы организации производства, Производственный цикл. Сущность и этапы технической подготовки производственного процесса.
Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования.   Основной капитал и его роль в производстве. Оборотный капитал. Персонал организации: понятие, классификация. Движение кадров. Нормирование труда. Производительность труда. Понятие, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации. Финансовый план.
Способы экономики ресурсов, энергосберегающие технологии. Капитальные вложения и их эффективность. Инновационная деятельность организации. Инвестиционная деятельности организации. Экономическая эффективность капитальных вложений. Лизинг- капиталосберегающая форма инвестиций.
Механизмы ценообразования. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования.
Формы оплаты труда. Сущность и принципы оплаты труда. Тарифная система и ее элементы. Формы и системы оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда. Планирование годового фонда заработной платы организации.
Основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета. Издержки производства. Понятие расходов организации, их состав. Понятие себестоимости продукции, ее виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Управление издержками в организации. Цена и ценообразование. Понятие, функции, виды цен. Классификация цен. Порядок ценообразования. Прибыль и рентабельность. Понятие доходов организации, их состав. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды.
Уметь Содержание учебного материла
Определять организационно-правовые формы организаций. Организация: понятие и классификация. Организационно-правовые формы организаций. Объединения организаций.
Находить и использовать необходимую экономическую информацию. Самостоятельная работа обучающихся : работа с конспектами и литературой по разделам программы.
Определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации. Понятие, состав и структура основных фондов. Оборотные средства: понятие, состав, структура, источники формирования Персонал организации: понятие, классификация. Движение кадров. Понятие, функции, классификация финансов. Финансовые ресурсы организации.
Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации. Смета затрат на производство продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Порядок ценообразования. Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды.

Третий этап.

Для каждых выделенных разделов и тем формулируется контрольный вопрос (задание), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения обучающимся учебного материала раздела или темы и, следовательно, о соответствии обучающегося тому или иному предъявляемому требованию к знаниям и умениям.

На базе одного раздела или темы могут быть сформулированы несколько вопросов или на базе нескольких разделов и тем – один вопрос.

Примерами содержания заданий для проверки освоения умения «Рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации» могут быть:

рассчитать сметы затрат на производство.

рассчитать себестоимость единицы продукции.

рассчитать оптовые и розничные цены одного изделия.

рассчитать плановую прибыль организации.

рассчитать рентабельность активов (производства), текущих издержек (продукции) и продаж.

Четвертый этап.

На этом этапе устанавливаются критерии (критерий), по которым можно судить о соответствии или несоответствии обучающегося требованиям к результатам освоения дисциплины, междисциплинарного курса в соответствии с ФГОС.

Пятый этап.

На этом этапе разрабатываются методические материалы, определяющие процедуру проведения проверки результатов освоения обучающимися дисциплины, междисциплинарного курса в соответствии с ФГОС, т.е. соответствующих умений и знаний.

Вывод:Информационные потоки в наше время просто огромны и их обработка и дальнейшая апробация весьма затруднительны без особых знаний, что, кстати, может привести к нежелательным последствиям. Данная Глава была посвящена информационным вопросам об информационной компетенции и фонда оценочных средств. При этом подробно анализировалось множество логических и методических противоречий. Однако, имею в виду методические неточности, можно откорректировать и ввести дополнительные разъяснения, уточнения, добавления и т.д. и ввести свой фонд оценочных средств.

Кратко резюмируем все вышесказанное. В настоящей главе были детально проанализированы такие понятия как "информационная компетентность", "фонд оценочных средств", "компетенция". Разъяснены такая тема как «информация».

В Главе 1 был обсужден истинный смысл фонда оценочных средств информационной компетентности, который можно и нужно систематически вводить в образовательные процессы.

Итоговый вывод Главы 1 заключается в необходимости разработки различных ФОС и КОС, работы с информационно-потоковыми связями. Главе 2 будут затронуты данные вопросы.


Наши рекомендации