Промышленная безопасность и устранение производственных
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1 Назначение насоса в технологической схеме установки.
1.2 Принцип действия насоса.
1.3 Описание конструкции насоса. Техническая характеристика
1.4 Технические требования к конструкции насоса.
1.5 Выбор конструкционных материалов
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Техническое обслуживание и ремонт насоса.
2.2 Технология ремонта основных деталей и узлов насоса
2.3 Испытание насоса
РАСЧЁТНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Расчет толщины стенки штуцера
3.2 Расчет штока
3.3 Расчет фланцевого соединения
3.4 Расчет стропа.
ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТРАНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ИНЦИДЕНТОВ
4.1 Характеристика видов опасности при эксплуатации и ремонте насоса
4.2 Способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ НАСОСА
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
5.1 Техника безопасности при эксплуатации и ремонте насоса
5.1 Охрана труда
5.2 Отходы при производстве продукции, сточные воды
5.3 Выбросы в атмосферу, методы их утилизации и переработки
Заключение
Литература
Введение
Благодаря простоте и надежности работы, поршневые насосы нашли широкое применение в нефтяной, газовой и нефтехимической отраслях промышленности, все основные технологические процессы которых связаны с перекачкой по трубопроводам различных жидкостей - нефти, нефтепродуктов, сжиженных газов, воды, Глинистых растворов, химических реагентов и др. В бурении нефтяных и газовых скважин, поршневые насосы нашли исключительное применение. Они используются для создания циркуляции глинистого раствора или воды в скважине.
В добыче нефти поршневые насосы используются главным образом для извлечения нефти из скважины, перекачки воды и высоковязкой нефти по трубопроводам, гидравлического разрыва пластов, нагнетания воды в пласт.
Поскольку в нефтяной промышленности нет ни одного участка, где не использовались бы насосы, дальнейшее улучшение их технико-экономических показателей остается основной проблемой нефтяной промышленности. Сохранение при работе высокого коэффициента полезного действия или полное использование установленной мощности рассматриваемых гидравлических машин является одной из важнейших задач обслуживающего персонала. Она может быть выполнена только при хорошем знании теории и правил эксплуатации насосов.
В нефтяной промышленности применяются поршневые прямодействующие насосы, которые работают от силовых паровых цилиндров.
Гидравлический и паровой поршни расположены на одном общем штоке. Прямодействующие насосы значительно проще по конструкции, меньше по габаритным размерам и весу, чем поршневые насосы с кривошипным механизмом, при одинаковой подаче. Подача жидкости прямо действующих насосов более равномерна.
Поршневые прямодействующие насосы выпускаются двух типов — горизонтальные и вертикальные. Первые более просты. Вертикальные занимают меньше места.
Поршневые прямодействующие паровые насосы выполняются одно- и двухцилиндровыми.
Одноцилиндровые насосы состоят из одного парового и одного рабочего цилиндра, поршни которых соединены общим штоком. Парораспределение парового цилиндра осуществляется главным и вспомогательным золотниками.
Двухцилиндровые насосы состоят из двух паровых и двух рабочих (гидравлических) цилиндров. Поршни цилиндров попарно соединены общими штоками. Парораспределение каждого парового цилиндра осуществляется золотником, который получает движение от поршневого штока другой пары цилиндров.
Изобретение насоса относится к глубокой древности. Первый насос для тушения пожаров, который изобрёл древнегреческий механик Ктесибий, был описан в 1 в. до н. э. древнегреческим учёным Героном из Александрии в сочинении «Pneumatica», а затем М. Витрувием в труде «De Architectura». Простейшие деревянные насосы с проходным поршнем для подъёма воды из колодцев, вероятно, применялись ещё раньше. До начала 18 в. поршневые насосы по сравнению с водоподъёмными машинами использовались редко. В дальнейшем в связи с ростом потребностей в воде и необходимостью увеличения высоты её подачи, особенно после появления паровой машины, насосы постепенно стали вытеснять водоподъёмные машины. Требования к ним и условия их применения становились всё более разнообразными, поэтому наряду с поршневыми насосами стали создавать вращательные насосы, а также различные устройства для напорной подачи жидкостей.
Таким образом, исторически наметились три направления их дальнейшего развития:
- создание поршневых насосов,
- вращательных,
- гидравлических устройств без движущихся рабочих органов.
Подъём в развитии поршневых насосов наблюдался в конце 18 в., когда для их изготовления стали применять металл и использовать привод от паровой машины. С середины 19 в. начали широко внедряться в производство паровые прямодействующие поршневые насосы. К этому периоду относится создание крыльчатых насосов, прообразом которых является поршневой, с кольцевым цилиндром, описанный французским инженером А. Рамелли в 1588 («Le diverse et articiose machine»). Развитие теории поршневых насосов тесно связано с работами отечественных учёных и инженеров (К. Бах, Г. Берг, А. П. Герман, В. Г. Шухов, П. К. Худяков, И. И. Куколевский, А. А. Бурдаков и др.). Достижения в области поршневых насосов были широко использованы также при создании поршневых компрессоров, гидравлических прессов и др. устройств, но сами поршневые насосы начиная с 20-30-х гг. 20 в. стали заметно вытесняться из ряда областей центробежными, роторными и др.
Двухпоршневые паровые двухцилиндровые прямодействующие двойного действия, делятся на горизонтальные "ПДГ" и вертикальные "ПДВ", а по исполнению - на общепромышленные "О", судовые "С" и нефтяные.
Нефтяные насосы в зависимости от назначения изготовляют четырех исполнений: Н, НГ,Г и X.
Насосы общепромышленного назначения предназначены для перекачивания пресной и морской воды, темных нефтепродуктов температурой не выше 105°С, кинематической вязкостью до 800 сСт.
Судовые насосы применяются для перекачивания пресной и морской воды температурой не выше 120°С, а насосы с подачей более 100 м^ч температурой не выше 30°С. Нефтяные насосы предназначены:
Н - для перекачивания нефтепродуктов кинематической вязкостью до 800 сСт, температурой до 220 °С;
НГ - то же. температурой до 400 °С;
Г - для перекачивания сжиженных газов плотностью до 700 кг/м3, температурой до 120°С;
Х-для перекачивания бензольных продуктов, сероуглерода, каменноугольной смолы и других жидкостей, не агрессивных по отношению к чугуну и бронзе, температурой до 120°С.
Поршневые насосы различаются по следующим показателям: 1. по кратности действия(отношение объема жидкости, подаваемого насосом за два хода поршня, к объему, описанному поршнем за один ход):
- простого,
- многократного (двойного, тройного, четверного, дифференциального) действия;
2 По быстроходности - частота вращения вала, или число двойных ходов поршня в секунду:
- тихоходные(<14);
- нормальные(14 — 25);
- быстроходные(25 — 60);
- особо быстроходные(60—130);
3 По давлению нагнетания, МПа:
- низкого(<0,5);
- среднего(0,5—5,0);
- высокого(>5,0);
4 По подаче, м3/ч:
- малой(до 20);
- средней(20—60);
- большой(>60).
5 По роду перекачиваемой жидкости:
- водяные (для пресной и морской воды);
- масляные;
- топливные;
- кислотные
6 По конструктивному исполнению:
- поршневые;
- скальчатые;
- одинарные;
- сдвоенные;
- строенные;
- горизонтальные;
- вертикальные;
- наклонные.
7 По типу привода:
- электрические;
- паровые;
8 По способу соединения с двигателем:
- приводные(редукторные, безредукторные),
- прямодействующие.
К достоинствам поршневых насосов относятся:
- способность самовсасывания («сухого» всасывания);
- возможность достижения высоких давлений;
- способность перекачивания разнообразных жидкостей при различных температурах, в том числе многокомпонентных сред большой вязкости;
- высокий к. п. д.;
- простота конструкции и надежная работа прямодействующих насосов, которые при наличии на судне парового котла не требуют специальных двигателей.
К недостаткам поршневых насосов относятся:
- неравномерность подачи и колебание давления; большие габариты и масса;
- большой расход пара (20--60 кг/ч на 736 Вт) у прямодействующих насосов;
- крайне важность применения воздушных колпаков и контроля работы;
- резкое снижение подачи при работе на жидкостях, отличающихся высоким давлением насыщенных паров.
Поршневые насосы являются основным видом объемных насосов. Отличительные особенности этих насосов: постоянное разобщение напорной и всасывающей областей насоса специальными клапанами; независимость развиваемого наосом напора от величины подачи (напор определяется прочностью деталей насоса и мощностью двигателя); подача жидкости отдельными порциями, зависящими от размеров рабочей части насоса и скорости движения поршня.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Принцип действия насоса
В нефтяной промышленности применяются поршневые прямодействующие насосы, которые работают от силовых паровых цилиндров.
Гидравлический и паровой поршни расположены на одном общем штоке.
Рисунок 3- Схема одноцилиндрового парового прямодействующего насоса
Прямодействующие насосы значительно проще по конструкции, меньше по габаритным размерам и весу, чем поршневые насосы с кривошипным механизмом, при одинаковой подаче. Подача жидкости прямо действующих насосов более равномерна.
Поршневые прямодействующие насосы выпускаются двух типов — горизонтальные и вертикальные. Первые более просты. Вертикальные занимают меньше места.
Поршневые прямодействующие паровые насосы выполняются одно- и двухцилиндровыми.
Рисунок 4- Схема двухступенчатого парового прямодействующего насоса двойного действия
Рисунок 5 – Одноцилиндровый паровой прямодействующий насос
Одноцилиндровые насосы состоят из одного парового и одного рабочего цилиндра, поршни которых соединены общим штоком. Парораспределение парового цилиндра осуществляется главным и вспомогательным золотниками.
Двухцилиндровые насосы состоят из двух паровых и двух рабочих (гидравлических) цилиндров. Поршни цилиндров попарно соединены общими штоками. Парораспределение каждого парового цилиндра осуществляется золотником, который получает движение от поршневого штока другой пары цилиндров.
Паровые прямодействующие насосы могут различаться по развиваемому давлению (низкого и высокого давления), по роду перекачиваемой жидкости (водяные, нефтяные, масляные, бензиновые и др.), а также по назначению (перекачивающие, пожарные, питательные, топливные и др.).
На рисунке 7 изображен паровой прямодействующий двухцилиндровый насос. Он состоит из двух рядом расположенных гидравлических цилиндров и двух таким же образом расположенных паровых цилиндров. Каждый цилиндр двойного действия. Гидравлические и паровые цилиндры выполнены в одной общей отливке.
Гидравлическая часть насоса состоит из двух гидравлических цилиндров, пустотелых поршней — плунжеров и клапанной коробки, расположенной над гидравлическими цилиндрами. Всасывающие клапаны расположены ниже нагнетательных.
Паровая часть насоса состоит, из двух паровых цилиндров, золотниковой коробки, паровых поршней и штоков, общих для паровой и гидравлической частей насоса. Каждый паровой цилиндр снабжен коробчатым плоским золотником, который перемещается по золотниковому зеркалу и управляет при своем движении впуском пара в цилиндры и выпуском его из паровых цилиндров. Золотник приводится в движение от золотникового штока, приводимого в свою очередь в движение через систему рычагов от соседнего цилиндра.
В золотниковой коробке под золотником располагаются два отверстия (крайних) для впуска в цилиндр свежего пара и два отверстия для выпуска из цилиндра отработавшего пара. Пятое (среднее) отверстие соединяется с выхлопной трубой для удаления отработавшего пара.
Золотниковый шток свободно проходит через пружины золотника. Между ребрами золотника с некоторым зазором на золотниковом штоке закреплена гайка. Зазор между ребрами и гайкой предусмотрен для того, чтобы золотник останавливался при перемене хода. Движение золотника и связанного с ним поршня в обратную сторону начнется после некоторой паузы е того момента, когда золотниковая гайка при своем движении упрется о ребро золотника. Клапаны в гидравлической части насоса во время паузы плавно без «стука» опускаются на седла.
Выпуск отработавшего пара прекращается при открытом выпускном канале в результате того, что выпускной канал прикрывается поршнем, не дошедшим до своего крайнего положения. При дальнейшем движении поршня оставшийся между крышкой цилиндра и поршнем отработавший пар подвергается сжатию, вследствие чего давление его возрастает и поршень плавно останавливается в крайнем положении.
Когда один из паровых цилиндров вместе со своим гидравлическим цилиндром находятся в одном из крайних положений, другая пара цилиндров находится в среднем положении. Это позволяет осуществить пуск насоса при любом положении поршней открытием вентиля на паровпускной трубе.
Эксплуатация насосных установок охватывает следующие операции: подготовку к пуску и остановку насосов, уход за работающими машинами, определение неполадок и способы их устранения.
Для наблюдения за работой насосов на всасывающей стороне насоса устанавливается вакуумметр, а на нагнетательной — манометр. Насосы допускаются в эксплуатацию после тщательной их проверки.
При работе насоса движущийся золотник открывает канал с одной стороны парового цилиндра и одновременно паровыпускной канал с противоположной стороны этого же цилиндра, т.е. выпускает рабочий пар в одну из полостей, одновременно соединяя противоположную полость цилиндра с выхлопом. Например, при движении золотника вправо рабочий пар по входному каналу поступает в полость парового цилиндра, создает давление на паровой поршень и перемещает его вправо. В это время отработавший пар из второй полости отводится в полость отработавшего пара и дальше в трубопровод. Одновременно с движением парового поршня начинает двигаться и жестко связанный с ним гидравлический поршень, который, перемещаясь, создает в одной полости давление, а в другой полости - разрежение. Жидкость, переходя через нижний клапан из всасывающей полости, заполняет полость её. В это же время жидкость вытесняется поршнем через верхний клапан в нагнетательную полость и дальше в трубопровод. При обратном ходе поршня рабочий пар поступает в полость парового цилиндра, а отработавший пар отводится из полости, а в гидравлическом цилиндре создается давление а во второй разрежение.
1.3 Описание конструкции насоса. Технические характеристики
Кривошипный механизм и маховик у парового насоса отсутствуют. Паровой и водяной цилиндры расположены на одной оси, поршни их соединены общим штоком и движутся с постоянной скоростью почти на всей длине хода под действием давления пара, неизменным в течение всего хода; отсечки пара, расширения его и пр., как это имеет место у обычных паровых машин, здесь нет.
Гидравлическая часть насоса состоит из блока гидравлических цилиндров, отлитых вместе с клапанной коробкой. Поршни гидравлических цилиндров перемещаются во втулках, запрессованных в блок гидроцилиндров, и уплотняются кольцами. Направление поршней осуществляется грундбуксами, запрессованными в крышки гидравлических цилиндров. К блоку гидроцилиндров закреплены два башмака, служащие опорами насоса.
Рабочие камеры имеют всасывающие и нагнетательные тарельчатые клапаны. В насосах с подачей до 100 м3/ч клапаны расположены вертикально, а с подачей более 100 м3/ч — горизонтально. Крепление седел осуществляется нажимными винтами. Клапаны, направляемые втулками, приживаются к седлам пружинами. Для слива жидкости после остановки насоса в нижней части каждого цилиндра предусмотрена сливная пробка
Паровой цилиндр должен иметь лишь парораспределительное устройство для изменения направления движения пара в цилиндре, т. е. для изменения направления движения поршня.
Горизонтальные насосы марки ПДГ состоят из двух основных частей - паровой и гидравлической, соединенных средником. Насос крепят к фундаменту с помощью опор (лап), расположенных у насосов с подачей до 6 м3/ч на среднике, а у насосов с большей подачей - на блоке паровых цилиндров и гидравлической части.
Основой паровой части являются золотниковая камера и блок паровых цилиндров, в которых перемещаются паровые поршни, закрепленные на штоках. Поршни в цилиндрах, уплотненные кольцами, направляются грундбуксами, установленными в корпусах сальников. Штоки уплотнены термостойкой сальниковой набивкой. Для слива конденсата служат продувные вентили. Впуск рабочего пара в одну из плоскостей парового цилиндра и выпуск отработавшего пара в полость (парораспределение) осуществляется плоскими или круглыми золотниками. Золотники перемещаются штоками, которые при помощи рычажной системы и муфты связаны с поршнями соседних цилиндров.
Например, движение поршня правого цилиндра через рычажную систему и щток золотника передается золотнику, регулирующему впуск и выпуск пара в левом цилиндре.
Смазка насоса — паровыми масленками, установленными на паровой части. Гидравлическая часть насосов состоит из блока гидравлических цилиндров и камеры клапанов, отлитой заодно с корпусом (блоком) гидравлических цилиндров, в которые запрессованы втулки из антифрикационного материала. Во втулках перемещаются гидравлические поршни, неподвижно закрепленные на штоках. Поршни, уплотненные во втулках кольцами, направляются грундбуксами, установленными в корпусах сальников. Штоки уплотнены специальной сальниковой набивкой, стойкой к воде и нефтепродуктам.
Полости гидравлических цилиндров отделены от нагнетательной и всасывающей полостей тарельчатыми клапанами. Для слива жидкости после остановки насоса в нижней части каждого цилиндра предусмотрены сливные пробки.
Насос состоит из цилиндра 1, поршня 2, плотно пригнанного к стенкам цилиндра и движущегося возвратно-поступательно, и двух регулирующих клапанов - всасывающего 8 и нагнетательного 6. Снизу к корпусу присоединен всасывающий трубопровод с приемной сеткой, предохраняющей насос от попадания в него посторонних предметов.
В насосах двойного действия обе стороны поршня являются рабочими. Цилиндры таких насосов имеют четыре клапана. В рассматриваемых насосах всасывание и нагнетание жидкости происходит при каждом ходе поршня. Двухцилиндровые насосы двойного действия составляются из двух одноцилиндровых насосов двойного действия, включенных в общую всасывающую и нагнетательную линии.
Техническая характеристика
Подача, м3/час | |
Давление на выходе насоса, кгс/см2 | |
Мощность двигателя, кВт | 0,25 |
Частота вращения, об/мин | |
Исполнения | Д(К)14(24)А(В) |
Условное обозначение насоса марки ПДГ: П — прямодействующий, Д — двухпоршневой, Г — горизонтальный, в числителе — производительность, в знаменателе — давление на выходе из насоса, буквы после дроби - модернизация, после тире — исполнение. Минимальная масса 110, максимальная -- 4700 кг.
1.4Технические требования к конструкции
Место установки насоса должно быть удобным для обслуживания при эксплуатации и ремонте, соответствовать строительным нормам и требованиям техники безопасности и промышленной санитарии.
Всасывающий и напорный трубопроводы должны иметь собственные опоры, исключающие передачу усилий на патрубки и опорные лапы насоса.
Для предупреждения поломки насоса на пусконаладочный период во всасывающий трубопровод надо установить сетчатый фильтр. Фильтр имеет форму усеченного конуса, свободное проходное сечение которого должно в 3-4 раза больше площади сечения всасывающего трубопровода. Всасывающий трубопровод должен быть по возможности коротким и прямым с уклоном (8-10 мм на 1 м длины) в сторону насоса.
При присоединении к насосу трубопровода большего диаметра, чем диаметр патрубками и трубопроводом устанавливается конический переход.
При необходимости прогрева (охлаждения) перед пуском и в случаях, предусмотренных требованиями технологического режима, устанавливаются обводные линии. На вех обводных трубопроводах должна установлена трубопроводная арматура. На всасывающем и нагнетательном трубопроводах должны быть установлены задвижки, а также штуцеры для контроля параметров работы насоса. На напорном трубопроводе должен быть установлен обратный клапан.
Контрольно- измерительные приборы должны иметь на шкалах отметку предельно-допустимых значений, выполненных красной чертой.
Корпуса электрических контрольно-измерительных приборов должны быть заземлены.
Вращающиеся наружные части насоса, передаточные механизмы (муфты, плоскоременные и клиноременные передачи) должны иметь ограждения по ГОСТ 12.2.062.
Конструкция соединений деталей насоса, находящихся под давлением, должна исключать возможность прорыва уплотнений или раскрытия стыка.
Материал деталей насоса при рабочей температуре должен исключать возможность накопления статического электричества. Защита от накопления статического электричества должна выполняться в соответствии с «Правилами защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности» и ГОСТ 12.4.124.
Тип, конструкция и материалы уплотнения подвижных элементов насоса выбираются разработчиком насоса в зависимости от зоны установки насоса и свойств перекачиваемой жидкости. Допускается применение уплотнений в сочетании с системой охлаждения, обеспечивающей температуру жидкости в зоне уплотнения, соответствующую термостойкости уплотнений.
При работе на нефтепродуктах вторичные уплотнения должны быть коррозионно и термостойкими при максимальной температуре перекачиваемой жидкости.
Применение затворной (промывочной) жидкости или газа не должно нарушать нормальной работы насоса.
При перекачивании вредных жидкостей классов опасности 2, 3 и 4 конструкция уплотнения должна предусматривать подвод затворной (промывочной) жидкости или газа, а на месте эксплуатации должен быть организован сбор, отвод и обезвреживание утечки перекачиваемой жидкости, а также затворной жидкости или газа.
Шумовая и вибрационная характеристики насоса должны соответствовать требованием нормативной документации на конкретные типы насосов и должны быть приведены в эксплуатационной документации.
Требования безопасности по перемещению, упаковке и хранению насосов в процессе изготовления, монтажа и эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.010, ГОСТ 12.3.020 и эксплуатационной документации на конкретные типы насосов.
В подвижных соединениях, сообщающихся с атмосферой, между подвижными и неподвижными деталями зазор, предусмотренный конструкторской документацией, не должен уменьшаться в процессе эксплуатации.
Трубопроводы
Трубопроводы (всасывающий и нагнетательный) должны иметь самостоятельные опоры, исключающие передачу всяких усилий на насос. На всех горячих трубопроводах должны быть установлены компенсаторы. Во избежание возникновения воздушных мешков во всасывающем трубопроводе, последний должен быть коротким и прямым с уклоном от насоса к емкости, питающей насос. Высота всасывания насоса Hs (положительное значение –вакуум, отрицательное значение – подпор) должна находиться в соответствии с гарантированными данными технических характеристик завода- изготовителя.На всасывающем трубопроводе следует установить фильтр. Живое сечение фильтра должно быть в 3-4 раза больше сечения всасывающего трубопровода.
Для изменения перепада давления через фильтр необходимо установить два манометра.
Увеличение разности давления в показаниях манометров до и после фильтра указывает, что фильтр забит и требует чистки. На напорном трубопроводе устанавливается обратный клапан и задвижка. Обратный клапан устанавливается между задвижкой и насосом.
4 Дополнительные трубопроводы
Каждый насос имеет свою схему подключения вспомогательных трубопроводов для охлаждения и смазки, которой следует руководствоваться при монтаже насоса.
1 Трубопровод для охлаждения корпуса сальника имеет давление воды
р = 1,5…2,0 кг/см2 =0,15…0,2МПа
2 Трубопровод для охлаждения корпусов подшипников имеет давление воды
р = 1,5…2,0 кг/см2=0,15…0,2МПа.
3 Гибкий металлический шланг для подвода для подвода воды к нажимным втулкам сальников – давление воды р до 0,5 кг/см2=0,05 МПа
4 Трубопровод для подачи масла к фонарю сальника насоса – давление уплотнительной жидкости, подаваемой в сальник:
Минимум Ро+ (0,05…0,15), МПа
Максимум Ро+ ½ Р + (0,05…0,15), МПа
5 На каждом трубопроводе, подводящем масло и воду, должны быть установлены вентили и манометры согласно схеме подключения.
6 Для воды на выходе необходимо установить визуальный контроль ( в виде воронки) для наблюдения за температурой и количеством проходящей воды.
7 Циркуляция масла наблюдается по манометру, находящемуся на отводной линии и регулируется вентилем.
Байпас (обводная линия)
При закрытой задвижке на напорной линии, а также в случае работы насоса при малых производительностях (вследствие низкого к.п.д. насоса в этих режимах работы) перекачиваемая жидкость нагревается. Поэтому для предотвращения нагрева и испарения жидкости рекомендуется устанавливать байпас. При помощи байпаса можно перевести жидкость из насоса обратно в приемную емкость. Подключение байпаса может производиться вручную или автоматически. Во избежание вибрации и заеданий насоса байпас должен быть подключен в момент пуска насоса (при закрытой задвижке), а также при работе насоса при малой производительности.
Разгрузочный трубопровод.
Разгрузочный трубопровод, находящийся перед сальником высокого давления, обязательно должен быть подключен к всасывающему патрубку насоса.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Возможные неисправности и их устранение. Содержание работ по видам ремонта
Эксплуатация поршневых насосов. Перед пуском необходимо залить рабочие камеры насоса перекачиваемой жидкостью, проверить состояние системы смазки, открыть задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах. Если имеется байпас, то задвижку на напорном трубопроводе закрывают, а на байпасе открывают. После пуска насоса постепенно закрывают задвижку на байпасе и открывают на напорном трубопроводе. В случае паровых прямодействующих насосов, кроме того, должны быть открыты краны на паровыпускной трубе и продуты паровые цилиндры. Нарушение нормальной работы поршневых насосов проявляется в падении производительности и развиваемого напора. Причиной этого может быть износ гильзы цилиндра, поршня или поршневых колец. Поломка поршневых колец может разрушить цилиндр, клапанную коробку и разгерметизировать его заклинивание поломанных колец между гильзой и поршнем может привести к обрыву штока или поломке привода. Поломки клапанов или седел приводит к резкому падению параметров работы насоса и создает р6альную опасность. Поэтому обслуживающий персонал должен регулярно «прослушивать» работу клапанов и по характерному стуку определять их состояние: стук должен быть мягким и плавным; усиление стука говорит о разрегулированности подъема клапанов и о необходимости их ревизии. В результате ослабления крепежных болтов возможны пропуски в местах сопряжения с корпусом цилиндровых и клапанных крышек. Устранить эти дефекты можно только после остановки насоса и снятия давления в цилиндре и в клапанной коробке. Штоки гидравлических цилиндров имеют сальниковые уплотнения, набивку сальников периодически подтягивают без лишних усилий, чтобы избежать повышения трения сальника о шток. После остановки насоса закрывают задвижки на выпускном и всасывающем трубопроводах. Закрывают паровыпускной вентиль паровых насосов и продувают паровой цилиндр. Во время работы насоса необходимо следить за показаниями манометров, вакуумметров и других измерительных приборов. Периодически необходимо проверять плотность сальников и гидравлической части насоса. Обслуживающий персонал обязан хорошо знать и выполнять правила и инструкции по эксплуатации, подготовки насосов к ремонту, а также пуска их после ремонта. Отремонтированный насос обкатывают, постепенно наращивая нагрузку, для проверки герметичности, исправности работы систем охлаждения, смазки и т.д. Прямодействующие паровые поршневые насосы являются более надёжными насосами. Паровой поршневой прямодействующий насос приводится в работу при помощи пара, поступающего в приводные камеры поршневого типа. Насос выпускается двухцилиндровым. Поршни работают в обратных фазах, что позволяет получить в сети более равномерную подачу. Насосы имеют регулируемую подачу, которая варьируется в спектре от 25 до 100 % от номинальной величины средством дросселирования напора пара на входе и, подходящим, конфигурацией числа двойных ходов Эксплуатация насосных установок охватывает следующие операции: - подготовку к пуску и остановку насосов, уход за работающими машинами; - определение неполадок и способы их устранения. Для наблюдения за работой насосов на всасывающей стороне насоса устанавливается вакуумметр, а на нагнетательной - манометр. Насосы допускаются в эксплуатацию после тщательной их проверки. Перед пуском насоса в работу каждый вновь устанавливаемый или пускаемый после длительной остановки насос подвергается внимательному внутреннему и наружному осмотру. При, наружном осмотре проверяется состояние трубопроводов и их соединений, крепление всех фланцевых соединений гидравлической части насоса, затяжка фундаментных болтов. Для внутреннего осмотра снимаются соответствующие крышки, и проверяется исправность сальников, плунжеров и штоков. Проверяется затяжка пальцев крейцкопфов, шатунных болтов, шпилек коренных подшипников и болтов. Проверяется состояние клапанов. Необходимо также удостовериться в отсутствии в цилиндрах посторонних предметов. Для обеспечения бесперебойной работы насос должен находиться под постоянным наблюдением при квалифицированном обслуживании. В зависимости от условий эксплуатации, характера нагрузки, чистоты перекачиваемой жидкости и качества смазки устанавливаются сроки текущих и капитальных ремонтов насоса. Эксплуатация поршневых насосов и уход за ними определяются конкретными инструкциями, составленными с учетом особенностей оборудований его назначения и местных условий. Инструкции по эксплуатации поршневых насосов включают в себя правила обслуживания (пуск, наблюдение во времени и остановка) и ремонта. Механик и обслуживающий персонал установки осуществляет контроль за состоянием оборудования посредством определения: - вибрационного состояния отдельных узлов и агрегата в целом (для агрегатов, оснащенных системой виброконтроля); - температуры нагрева подшипниковых и других углов, состояния сма- зочных материалов; характерных шумов, определяющих наличие неисправностей; - производительности, создаваемого напора и других параметров, характеризующих надежность и экономическую работу оборудования. Результаты технического обслуживания и периодических обследований, возникающие дефекты и неисправности, фиксируются обслуживающим персоналом установки и специалистами технической диагностики в сменном журнале установки (объекта) в журнале выявленных дефектов. В журнале выявленных дефектов фиксируется решение, принятое на устранение дефектов и неисправностей, отметки об устранении дефектов и неисправностей. Периодичность виброизмерений при эксплуатации агрегатов по системе ТО по фактическому состоянию устанавливается в соответствии с графиком виброобследования. Пуск насоса: Подготовка к пуску: По вахтовому журналу смотрим причину последней остановки насоса Проверить герметичность все болтовых соединений на насосной установке Проверить крепление к фундаменту Проверить положение нажимных втулок сальников (не должно быть перекоса) Убрать посторонние предметы от насоса Заполнить паровые масленки маслом Смазать валики механизма парораспределения ручной масленкой Смазать участки штоков, работающих в сальниках Открыть вентиль на нагнетательном и всасывающем трубопроводах Открыть вентиль подачи охлаждающей воды на корпус сальника гидравлической машины Открыть вентиль на трубопроводе мятого (отработанного) пара Открыть продувные вентили паровых цилиндров Приоткрыть вентиль острого (рабочего) пара, так чтобы поршни не двигались Проверить наличие манометров на приемной и напорной линиях Открыть краны до манометров Доложить руководству о готовности насоса к пуску Пуск насоса: Получить у старшего оператора разрешение на пуск насоса Открыть вентиль острого (рабочего) пара так, чтобы поршни начали двигаться без рывков и очень медленно (16-32 ходов в минуту) У насоса с паровым приводом приоткрыть вентиль на паровыпускном трубопроводе. Продувочные краны паровых цилиндров насоса держать открытыми до тех пор, пока через них не прекратится выбрасывание конденсата и не пойдет сухой пар. После прогрева паровых цилиндров продувочные краны закрывают. Регулируя степень открытия вентиля свежего пара, доводят число двойных ходов до заданного. Сделать запись в журнале машиниста о результатах осмотра и пуска насоса Прикрыть продувочные краники После того, как насос начал работать, продувочные краники закрыть полностью Включить в работу паровую масленку (открыть вентиль, соединяющий масленку с паровым цилиндром) Записать в вахтовый журнал время пуска насоса Остановка насоса: Получить у старшего оператора разрешение на остановку насоса Закрыть задвижку на линии входа острого (рабочего) пара в золотниковую коробку Закрыть задвижку на линии входа мятого (отработанного) пара из золотниковой коробки Закрыть задвижку на всасывающем трубопроводе гидравлической машины Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе гидравлической машины Закрыть вентиль подачи охлаждающей воды на корпус сальника гидравлической машины Закрыть кран паровой масленки (подача масла в паровой цилиндр) Закрыть краны перед манометрами Записать в вахтовый журнал время остановки насос. Перед пуском необходимо: - убрать с насосного агрегата и вокруг него посторонние предметы, снять заглушки на трубопроводах обвязки насоса; - проверить герметичность разъемных соединений насоса и трубопроводов, а также уплотнений подвижных узлов; - проверить готовность к работе смазочной системы, подать масло Наши рекомендации
|