Глава ii. электронная торговля в различных сферах деятельности. интернет-трейдинг.

Проникновение электронной торговли в различные сферы деятельности

Электронная торговля не является новым явлением. В целом электронная торговля может быть определена как осуществление сделок (т.е. покупка и продажа товаров и услуг или переговоры относительно покупки и продажи) с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети. На протяжении многих лет компании обменивались деловой информацией с помощью различных сетей связи, но все они были частными сетями. Интернет дал возможность внедрить электронную торговлю в комплексную сеть коммерческой деятельности, осуществляемой в мировом масштабе между постоянно увеличивающимся количеством участников (как корпоративных, так и частных лиц, известных и неизвестных).

Для традиционной электронной торговли сеть является средством передачи данных; для электронной торговли через Интернет, сеть является рынком осуществления сделок.

Электронная торговля не ограничивается сферой бизнеса. Она также существенно меняет порядок осуществления государством своих функций. Во многих странах на протяжении нескольких лет была разрешена подача налоговых деклараций через Интернет, но лишь совсем недавно власти существенно увеличили использование Интернета для ведения диалога со своими гражданами, а также для увеличения объема услуг и информации, предоставляемых им через Интернет. Спонтанное формирование групп по интересам среди пользователей Интернета сократило разрыв между производителем и потребителем, повысив тем самым эффективность экономики. Для Интернета не существует границ; он обеспечивает возможность общения и деловых контактов для людей в любой точке мира, где есть доступ к сети.

Согласно результатам широкомасштабного исследования, проведенного в США Университетом штата Техас и компанией "Cisco Systems Inc." только в 2012 г. объем оборота в сфере деятельности, связанной с Интернетом, составил 507 млрд. долларов США, кроме того эта сфера обеспечила рабочие места для 2,3 млн. американцев. Это исследование подтверждает, что, в то время как Интернет-экономика в США выросла на 68 % в период с первого квартала 2011 г. по первый квартал 2012 г., сумма электронных сделок увеличилась за тот же период на 127 %.

Формы электронной торговли

Экономическая деятельность, осуществляемая через Интернет, в основном можно классифицировать по четырем направлениям:

"Предприятие - Предприятие" (B2B),

"Предприятие - Потребитель" (В2С),

"Потребитель - Потребитель" (С2С)

"Потребитель-Предприятие" (С2В).

Такая систематизация позволяет более точно оценить преимущества и сложности электронной торговли для адекватной реакции.

Понятие интернет-трейдинга

Благодаря Интернет-технологиям приобретение ценных бумаг, признанное во всем мире наилучшим способом вложения свободного капитала, доступно сегодня всем желающим. В считанные секунды можно сформировать инвестиционный портфель, а затем управлять активами, получая без промедления всю необходимую информацию (котировки, анализ, прогнозы) в любой точке земного шара. Спрос на интерактивную торговлю акциями, опционами, фьючерсами растет с каждым днем. Все больше банков и брокерских компаний осваивают новое перспективное направление своей деятельности. Трейдинг в сети привлекает потенциального инвестора, прежде всего внешней простотой совершения сделок и низкими тарифами на услуги онлайн-брокеров. При этом, так же, как и в реальности, инвестор может воспользоваться полнофункциональным сервисом (full service brokerage), всецело полагаясь на квалифицированные консультации брокера, или дисконтным сервисом (discount brokerage), когда вся ответственность за принятие торгового решения перекладывается на плечи инвестора.

Главная особенность Интернет-трейдинга — простота совершения операций. Это позволяет привлечь к работе на фондовом рынке абсолютно новые слои инвесторов (в основном частных и мелких инвесторов), которых пугала сложная процедура работы с брокером и которые не представляли большого интереса для брокера, как клиенты, из-за высоких издержек на их обслуживание. По существующим оценкам брокерские компании, не использующие технологии Интернет-трейдинга, не в состоянии эффективно обслуживать инвесторов, располагающих суммой до $15000.

Именно реальная возможность резко повысить оборот за счет увеличения количества клиентов при незначительном увеличении расходов на их обслуживание стимулирует практически все крупные и средние российские брокерские компании заявлять о намерении в ближайшее время предлагать услуги Интернет-трейдинга для своих клиентов. Эти надежды вполне обоснованы. Например, инвестиционная компания "Алор-инвест", которая недавно подвела итоги полугода реальной работы своих клиентов через Интернет, за время эксплуатации системы переместилась по объему оборотов в секции фондового рынка ММВБ с 20-го на 3-е место.

В компании "Тройка-Диалог" полагают, что уже сейчас более 1000 ее клиентов могли бы переключиться на торговлю через Интернет.

По оценкам инвестиционной компании "Атон" в России есть несколько миллионов человек, готовых вложить в ценные бумаги до $1000, эффективно обслуживать которых можно будет только через Интернет.

Последнее совещание по проблемам Интернет-трейдинга, которое проходило на ММВБ, собрало более 170 человек из 120 организаций. Это показывает беспрецедентный интерес к данному вопросу со стороны участников фондового рынка.

В отличие от рынка ценных бумаг, где для получения ощутимой прибыли требуется немалый начальный капитал и длительный срок, валютный рынок (FOREX) дает шанс многомиллионной армии мелких и средних инвесторов. Минимальный страховой депозит, возможность использования "кредитного плеча", динамичность рынка позволяют рассчитывать на быстрый и крупный выигрыш. Вместе с тем необходимо постоянно отдавать себе отчет в том, что высокая доходность операций на фондовом и валютном рынках сопряжена со столь же высоким риском потерять все. Поэтому в процессе постижения премудростей интернет-трейдинга очень часто вы будете встречать предупреждение о том, что спекулятивные финансовые рынки нельзя рассматривать в качестве объекта для приложения последних сбережений.

Немаловажным является и правильный выбор рыночного посредника. Сегодня, когда конкуренция среди интернет-брокеров многократно выросла, а активность инвесторов существенно упала, инвестиционные компании делают все возможное, чтобы создать своим клиентам наиболее благоприятные условия работы на фондовом рынке.

Фондовый рынок России.

Возможность осуществлять процесс торговли ценными бумагами через интернет (Интернет-трейдинг), кардинально изменившая не только технологию работы на фондовых рынках Запада, но и сам фондовый рынок, теперь появилась и в России.

В последнее время рынок услуг Интернет-трейдинга переживает бурный рост. Многие рассматривают его в качестве основного пути расширения масштабов фондового рынка и привлечения к работе на нем региональных инвесторов. В развитии этого направления заинтересованы все категории участников рынка: организаторы торгов (биржи), брокеры, инвесторы, сервисные и технологические компании.

Рынок Интернет-трейдинга отметил первые шесть месяцев своего существования в России. Какова же текущая ситуация на этом рынке? Каковы перспективы, и с какими проблемами могут столкнуться работающие здесь компании?

Не только на Западе, но и в России все больше профессиональных участников фондового рынка (банков и брокерских компаний) осваивают новое перспективное направление развития брокерских услуг.

Безусловно, в 2012 году наблюдается более умеренный рост числа интернет-брокеров, чем в прошлом году, однако теперь рост рынка интернет-трейдинга характеризуется не только количественным увеличением предложения на рынке. Растет качество услуг, прежде всего за счет расширения перечня доступах клиентам операций и сервисов.

Современные системы интернет-трейдинга, помимо стандартных возможностей получения котировочной информации, простой аналитики и выполнения заказов на покупку и продажу акций, все чаще комплектуются такими возможностями, как встроенный технический анализ, экспорт информации в специальные программы анализа данных, маржинальное кредитование, автоматизация торговых и бухгалтерских операций, расчетные операции, онлайн-консультации со специалистами.

Примечательно, что, проявляя активность в области интернет-трейдинга, российские банки (составляющие половину отечественных интернет-брокеров) наглядно демонстрируют изменение стратегических установок кредитных организаций, происходящее в настоящее время. Не секрет, что интернет-трейдинг ориентирован, прежде всего, на массового частного инвестора, располагающего относительно небольшим капиталом. И, несмотря на то, что в России тот сегмент инвесторов еще далеко не массовый, интерес к нему со стороны банков свидетельствует об их готовности бороться за это перспективное направление.

Системы Интернет-трейдинга в России стали появляться после создания на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) шлюза, позволяющего подключать к торговому комплексу ММВБ брокерские системы сбора клиентских заявок. В настоящее время практически закончены работы по созданию аналогичного шлюза в Российскую торговую систему (РТС) для передачи заявок в систему гарантированных котировок (СГК).

О работах, связанных с организацией доступа систем Интернет-трейдинга в свои торговые системы, объявили также Московская фондовая биржа (МФБ), Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ) и фондовая биржа "Санкт-Петербург".

Представители бирж считают, что торговые системы готовы к той дополнительной нагрузке, которую принесут брокерские Интернет-системы. А эта нагрузка может быть весьма значительной. В том случае, если шлюзы установят у себя 20 брокеров и у каждого будет, хотя бы по 50 инвесторов (а такое количество наверняка появится уже в ближайшие месяцы), это фактически будет означать появление дополнительно 1000 торговых мест, что сравнимо с тем количеством клиентов, которое биржи имеют сейчас. В то же время затраты на повышение "запаса прочности" быстро окупятся.

По словам Генерального директора ММВБ, А.В. Захарова к концу года число брокерских компаний, предоставляющих своим клиентам услуги Интернет-трейдинга достигнет 100. ММВБ приняла решение выделить для брокерских компаний бесплатно 90 экземпляров программы-шлюза в торговую систему, выкупив их у фирмы производителя. Таким образом, инвестиции ММВБ составят 450000 долларов США. За счет этих инвестиций биржа рассчитывает существенно увеличить объем торгов.

Уже сейчас 24 компании-брокера, использующие Интернет-трейдинг, занимают 41% в общем обороте фондовой секции ММВБ.

Наши рекомендации