Центры коммерциализации технологий

Центр коммерциализации технологий (ЦКТ) – это организация, которая ориентирована на создание дохода от использования результатов научных исследований, выполняемых в государственных научных организациях и частных компаниях. Этот доход может быть получен от любых коммерческих соглашений, включая: использование прав на интеллектуальную собственность, создание новых основанных на технологиях компаний, исследовательские контракты.

Условно можно выделить два основных направления деятельности ЦКТ:

- оказание консалтинговых услуг в сфере коммерциализации технологий (технологический аудит, патентная поддержка, маркетинговая поддержка, бизнес-планирование, управление инновационными проектами и др.);

- создание и ведение высокотехнологичного бизнеса.

ЦКТ может быть создан на основе любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством страны (в Украине - это Гражданский кодекс Украины). Организационно-правовой формой ЦКТ может быть:

- юридическое лицо - коммерческая организация (общество с ограниченной ответственностью, или закрытое акционерное общество);

- юридическое лицо - некоммерческая организация (фонд, ассоциация, некоммерческое партнерство и др.);

- консорциум – простое товарищество (договор о совместной деятельности без образования юридического лица);

- виртуальный консорциум (не является юридическим лицом, не является хозяйствующим субъектом, его деятельность осуществляется на основе прямых хозяйственных договоров между отдельными юридическими лицами – членами консорциума).

· Бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор) - субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса. Различают субъекты трех типов: бесприбыльные - субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные - частные организации; филиалы высших учебных заведений.

Бизнес инкубатор

Первые прообразы бизнес-инкубаторов появились в Великобритании в середине XX века[2]. Первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова был основан в 1959 году. Джозеф Манкусо купил склад при фабрике в городе Батавия и основал первый инкубатор в Америке — Batavia Industrial Center. Его целью было создание новых рабочих мест в городе с экономической депрессией[3].

В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995—1100, объединённых в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса[2]. Наибольшее число бизнес-инкубаторов было создано в США, чему способствовали необходимость возрождения пришедших в упадок городских центров и регионов, поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах, а также создание привлекательных условий для частных инвесторов[2].

В России бизнес-инкубаторы появились в 1990 году.

По российскому законодательству, бизнес-инкубатор — это «организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей»[4].

Под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путём предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг. Общая площадь нежилых помещений бизнес-инкубатора должна быть не менее 900 кв.м, при этом площадь, предназначенная для размещения субъектов малого предпринимательства, должна составлять не менее 85 % от полезной площади бизнес-инкубатора. Площадь нежилых помещений, предоставленных в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не должна превышать 15 % от площади нежилых помещений бизнес-инкубатора, предназначенной для размещения субъектов малого предпринимательства[5].

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений бизнес-инкубатора;

осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;

почтово-секретарские услуги;

консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учёта, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;

доступ к информационным базам данных.

Бизнес-инкубатор (за исключением бизнес-инкубаторов производственного и агропромышленного назначений) должен соответствовать следующим основным требованиям к техническому оснащению:

наличие не менее 70 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью;

наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;

наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;

наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;

наличие интернет-канала для не менее 80 % рабочих мест бизнес-инкубатора;

наличие оргтехники для коллективного доступа: факс, копировальный аппарат, сканер, цветной принтер, телефонная мини-АТС.

Инжиниринг

Инжиниринг – это область человеческой интеллектуальной деятельности и процесс, задачей которого является проектирование, создание, сооружение, использование, поддержка, переработка или уничтожение концепции, модели, продукта, процесса, системы или технологии для решения конкретных проектных задач.

С моей точки зрения, самыми ключевыми словами данного определения являются (1) «проектирование», потому что именно эта область деятельности является уникальным фундаментом инженерного дела, и (2) «решение конкретных технических задач», потому что инжиниринг является в первую очередь прикладной деятельностью. А как Вы определяете для себя инжиниринг?

Инжиниринг — инженерные консультационные услуги, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса и обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукции.[1][2][3]

К таким услугам относятся[4]:

1. предпроектные - проведение исследований рынка, подготовка технико-экономического обоснования создания производства, инженерные изыскания (топографическая съемка, исследование грунтов, разработка планов развития регионов, транспортной системы и другой инфраструктуры, а также консультации и надзор за проведением данных работ;

2. проектные - подготовка генплана, разработка архитектурного плана, оценка стоимости проекта, расчёт расходов по созданию и эксплуатации объекта, разработка рабочих чертежей, технических спецификаций и другой документации, надзор и консультации по проведению указанных работ;

3. послепроектные - подготовка контрактной документации для производства различных работ, организация торгов при необходимости, авторский надзор за проведением строительных работ, управление строительством, проведение приёмо-сдаточных работ и производственные испытания, составление заключительной строительной и технической документации, подготовка инженерно-технического персонала и другие работы по сдаче и пуску производственного объекта;

4. специальные услуги, обусловленные конкретными условиями создания данного объекта (анализ проблем утилизации отходов, юридические процедуры и др.).

Инжиниринговые услуги оказываются специализированными инжиниринговыми компаниями, а также строительными и промышленными компаниями. Если подготовка производственного процесса требует большого разнообразия работ и услуг, входящих в комплекс услуг по созданию производственного объекта, то привлекаются фирмы, специализирующиеся на выполнении определенных видов услуг.

Консалтинг

Консалтинг (консультирование) — деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь системе управления (менеджменту) в достижении заявленных целей.

Единого мнения по поводу происхождения и этимологии термина «кон- салтинг» в научном сообществе нет. Можно рассмотреть несколько версий возникновения термина консалтинг. Так, существует мнение, что «консал- тинг» вышел из латинского языка, в котором есть слово «consultatio» – сове- щание, производное от «consultare» «обсуждать, просить и давать советы» [3]. В свою очередь сторонники версии об ином происхождении термина утвер-

Иными словами: консалтинг — это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности, оказываемое внешними консультантами для решения той или иной проблемы[1]. Консалтинговые компании специализируются по отдельным направлениям деятельности (например, финансовому, кадровому, организационному, стратегическому)[2][3].

Основная задача консалтинга заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических решений с учётом предметной области и проблем клиента.

Управленческий консалтинг – это деятельность, направленная на предоставление квалифи- цированной помощи менеджменту организации-клиента в определе- нии, оценке и решении проблем и / или поиске возможностей для улуч- шения в области управления

Управленческий консалтинг — деятельность, направленная на совершенствование форм управления и ведения бизнеса. Существует множество определений, рассмотрим некоторые из них.

"..любая форма предоставления помощи в отношении содержания, процесса решения или построения задачи (или ряда задач), при которой консультант не выполняет задачу самостоятельно, а только оказывает помощь в ее выполнении"(Фриц Стил).

"Вы выступаете в роли консультанта всякий раз, когда предпринимаете попытку изменить или улучшить ситуацию, но прямой контроль над осуществлением действий по ее изменению или улучшению вам не принадлежит... Большинство сотрудников организации в действительности являются консультантами, даже если официально они так не называются" (Питер Блок).

"управленческое консультирование является набором услуг, оказываемых специально обученными и имеющими соответствующую квалификацию лицами, которые в объективной и независимой манере помогают клиенту выявить и проанализировать проблемы данной организации и рекомендуют решения этих проблем, а также, при необходимости, оказывают помощь в реализации предложенных решений" (Ларри Грейнер и Роберт Метцгер)

"управленческое консультирование заключается в предоставлении независимых рекомендаций и поддержки для клиентов, обладающих руководящими полномочиями, в вопросах, касающихся процесса управления» (Международный совет институтов управленческого консультирования)

Экспертный характер . такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, способствует, развивает, обучает и т.д.[3]. Консультант не принимает решения, он готовит и рассчитывает альтернативы. Вся ответственность за принятие решения ложится на руководителя фирм . Преимущества консультирования ы перед обучением заключаются в конкретн индивидуальном, если о хотите, штучном подходе. Консультант разрабатывает и делает только то, что, по его мнению, необходимо именно этой компании и именно в этой ситуации. Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой управления если НИИ предлагают, как : правило, типовые рекомендации, то консультан по управлению переплетает их со т спецификой компании-клиента. Это важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышающий профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение. Преимущество консультантов по управлению перед управленцами состоит в независимости и непредвзятости взглядов, в более широком кругозоре. Они обладают обширной информацией в самых различных областях управления и хозяйствования (в сил меньшей загруженности у проблемами текущего управления), ориентируются на широкое изучение проблемы и перенос опыта других фирм (в основном это касается внешних консультантов).

В процессе управленческого консалтинга может решаться самый широкий круг задач. По типам решаемых задач управленческий консалтинг может быть (достаточно условно) разделен на:

  • стратегический консалтинг, в ходе которого осуществляется анализ глобального и регионального рынка сырья и готовой продукции, анализ конкурентов, динамики производства и потребления, рассматривается эволюция технологий, строится эффективная бизнес-модель, осуществляется расчет логистики;
  • маркетинговый консалтинг, в ходе которого осуществляется построение эффективной маркетинговой стратегии, разрабатывается программа маркетинга компании, строится система маркетинга как технологии управления рыночным поведением потенциальных и актуальных покупателей;
  • построение эффективной системы управления (распределение функций, полномочий, ответственности, материальных стимулов, построение системы бизнес-процессов, оптимальной системы информационного обмена и документооборота, внедрение системы прогнозирования, планирования и анализа деятельности, построение оптимальной структурно-функциональной схемы);
  • кадровый консалтинг (подбор кадров), построение и развитие корпоративной культуры (конфигурирование системы нематериальных стимулов, привнесение смысла в коллективную деятельность сотрудников компании).

Понять суть управленческого консалтинга помогают роли консультанта, отражающие его действия в отношениях с руководителями, которым оказывается помощь. Шейн, Эдгар считает, что для эффективного консультирования специалисту необходимо переключаться с одной роли на другие по мере изменения и/или понимания ситуации, для чего он должен видеть разницу между отдельными видами действий:

Консалтинг (от англ. consulting) - услуги, консультации, осуществляемые специализированными консалтинговыми компаниями для производителей, продавцов, покупателей и включающее в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей. Консалтинговые компании могут по заказу клиентов проводить исследование рынков товаров, ноу-хау, лицензий, а также разрабатывать маркетинговые программы, проводить оценку условий экспортно-импортных операций и т.д. Вместе с тем, даже такое обширное определение, встречающееся в подавляющем большинстве специализированной литературы по консалтингу, можно несколько расширить.

По своей сути консалтинг - это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной. Условно это направление консультационных услуг можно назвать "социальным консалтингом". Данное направление консалтинга достаточно развито в западных странах, где привлечение консультантов по любым вопросам является нормой. В России "социальный консалтинг" практически не развит, в силу разных причин и, в первую очередь, молодости рынка консультационных услуг в целом. В международной практике принято выделять три вида консультационных услуг: процессный, или проектный, экспертный и обучающий (таблица №1).

Процессный Экспертный Обучающий
Особенности процессного или проектного консалтинга заключаются в совместной работе консультанта с персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации процессов в компании, необходимых для достижения конкретных целей. Этот вид консультационных услуг подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению после проведения диагностики в компании-заказчике. При этом роль клиента сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией (доступе к ней) для оценки ситуации. При обучающем консалтинге роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической или (и) практической информации в форме семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.

В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут применяться комбинации этих трех методов.

"Продаю и говорю" - организация определяет потребность и ищет консультанта, способного снабдить ее информацией или необходимыми услугами. Нанятый консультант выступает в роли эксперта по удовлетворению запроса, сформулированного менеджментом компании.

"Врач-пациент" - консультант приглашается для выявления организационных областей, в которых функционирование происходит не так, как надо. Возможен вариант, когда компания нанимает специалиста по реализации какой-то программы (всеобщего управления качеством, реинжиниринг и т.д.), но в этой модели консультант-врач сам "ставит диагноз, прописывает лекарство и управляет лечением".

«делаем вместе» установление между консультантом и клиентом таких отношений, которые увеличивают способности организации к обучению, как этого хочет сам клиент. Вместо того, чтобы давать советы и ставить диагнозы консультант учит компанию самостоятельно удовлетворять потребности.

Подходы к управленческому консалтингу[править | править вики-текст]

В процессе работы со специалистами и управленцами консультируемой организации управленческие консультанты используют два принципиально отличающихся подхода: рекомендательный и социально-инжиниринговый.

Рекомендательный подход состоит в разработке тщательных и профессиональных рекомендаций, которые стали результатом работы экспертов, вовлеченных в консалтинговый проект.

Социально-инжиниринговый подход предполагает использование социальных технологий, суть которых — в вовлечении управленцев и специалистов консультируемой компании в процесс консалтинга, в конструирование будущего устройства компании, её системы управления, структурно-функциональной схемы, системы бизнес-процессов и т. д. Вовлечение персонала компании в процесс формирования будущего позволяет решить множество проблем, связанных с лояльностью сотрудников к предложенным изменениям. Сотрудники, принявшие участие в формировании будущего своей компании, охотно соглашаются с необходимостью перемен, и активно участвуют в формировании новой системы управления.

При этом наиболее острые и принципиальные позиционные конфликты оказывается возможным разрешить как раз на стадии консалтингового проекта, ещё до начала внедрения. Таким образом, использование социальных технологий существенно повышает внедряемость рекомендаций консультантов. Социальные технологии — это способы формирования команд исполнителей и управленцев, которые могут осуществлять коллективную деятельность с заранее заданным уровнем эффективности. Одна из форм социальных технологий — рефлексивная игра.

В решении текущих рабочих задач статус советника может быть ограниченным или абсолютным: от анализа причин и поиска решений до возможности влиять на решение или участвовать в его принятии и реализации.

На него может возлагаться обзор ситуации в целом или разработка детального, конкретного, измеримого, согласованного, реалистичного и ограниченного по времени плана действий. Иногда обстановка может потребовать от консультанта личного присутствия непосредственно на объекте, например при ведении переговоров и заключении соглашения. При непосредственном присутствии на объекте ситуация изучается на месте с применением "живого моделирования" и многодневных стратегических сессий, во время которых разработка и внедрение управленческих решений происходит при прямом взаимодействии с персоналом компании. Формирование проекта изменений в таком формате автоматически способствует его внедрению и оптимизации.

Наши рекомендации