Условия эффективности применения
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ.
Экономический эффект от внедрения новых средств технического диагностирования следует определять по "Методике определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений" (1977 г.), ГОСТ 20779-81 "Экономическая эффективность стандартизации. Методы определения. Основные положения".
Использование диагностической информации исключает затраты на преждевременную профилактику и текущий, ремонт автомобилей, обусловленный пропуском отказов. Уровень снижения затрат при планово-предупредительном ТО за счет диагностирования в большой степени зависит от коэффициента вариации ресурса автомобилей L, стоимости аварийного ремонта с, стоимости профилактических d и диагностических сд работ.
Эффективность применения диагностирования при различном сочетании перечисленных факторов показана на номограмме (рис. 4.5), которая построена из условия, что суммарные удельные затраты на ремонт, предупредительное обслуживание и диагностирование не превышают суммарных удельных затрат на ремонт и предупредительное обслуживание без диагностирования:
где qД и q – вероятности аварийных отказов, соответственно, при обслуживании с диагностированием и без диагностирования;
LфактД , LРфакт -средние фактические (средневзвешенные) пробеги до восстановления, соответственно, при обслуживании с диагностированием и без диагностирования;
пД - среднее число проверок до восстановления.
Из номограммы видно, что чем выше коэффициент вариации ресурса, а, следовательно, и вероятности пропуска отказов данного агрегата при регламентном обслуживании, и чем выше затраты на устранение этих отказов, тем более эффективно применение диагностирования.
Рис. 4.5 – Номограмма предельной стоимости диагностирования
СпрД при различных величинах коэффициентов вариации υ ресурса объекта и различных относительных затратах к на ремонт;
где d – стоимость предупредительного ремонта (профилактики);
с – стоимость ремонта при пропуске отказа.
Пользуясь номограммой, можно определить для заданных условий предельную стоимость диагностирования СпрД того или иного механизма, при превышении которой становится выгоднее применять принудительную профилактику без диагностирования.
Расчеты показывают, что при существующих значениях с, d и сд затраты на ТО и ремонт автомобилей могут быть снижены за счет применения диагностирования на 10–25 %.
Кроме снижения затрат на ТО и ТР автомобилей, эффект от применения диагностики, т. е. от индивидуальной оценки технического состояния и свойств автомобилей, может быть получен в результате более полного использования ресурсов работоспособности их агрегатов и механизмов путем более точного информационного обеспечения планирования и организации таких мероприятий как ремонт, снабжение, экономия топлива, безопасность движения автомобилей и др.
Из этого следует, что диагностика автомобилей является одним из основных факторов обеспечения прогрессивных технологических процессов ТО и ТР, направленных на реализацию многочисленных внутрихозяйственных резервов, за счет всестороннего использования индивидуальных возможностей и свойств автомобилей.