Вода в жизни человека. Вода в жизни растений (1 ч)
Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями.
Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: рассада.
Изделие: «Проращивание семян»
Питьевая вода (1 ч)
Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде (1 ч)
Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека.
Проект «Речной флот»
Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота. Создание фигуры цилиндрической формы из бумаги.
Исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приёмами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов.
Понятие: оригами.
Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Человек и воздух (3 ч)
Использование ветра (1 ч)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу.
Понятие: флюгер.
Изделие: «Вертушка»
Полёты птиц (1 ч)
Знакомство с видами птиц.
Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: мозаика.
Изделие: «Попугай»
Полёты человека (1 ч)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятие: летательный аппарат.
Изделия: «Самолёт», «Парашют»
Человек и информация (3ч)
Способы общения (1 ч)
Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо»
Важные телефонные номера. Правила движения (1 ч)
Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое отображение.
Изделие: «Важные телефонные номера»
Компьютер (1 ч)
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером.
Понятия: компьютер, Интернет
Класс
Как работать с учебником (1 час) Здравствуй, дорогой друг.
Знакомство с учебником и раб.тетрадью, усл.обозн-ми, критериями оценки по разным основаниям.
Материалы и инструменты.
Рубрика «Вопросы юного технолога»
Человек и земля(23 часа)
Земледелие (1 час)
Деят-ть человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в дом.условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений. Понятие: земледелие.
Профессии: садовод, овощевод.
Практич. работа: выращивание лука.
Посуда (4 часа)
Изделие: «Корзина с цветами»
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление ее при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь
Изделие: «Семейка грибов на поляне». Закрепление приемов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием прир.мат-лов.
Практич.работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Изделие: «Игрушка из теста».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и с пластилином. Знак-во с профессиями пекаря, кондитера, инструментами. Нац. блюда, изготовленные из теста.
Профессия: пекарь, кондитер.
Понятия: тестопластика.
Проект «Праздничный стол». Изготовление изделий из пластичных материалов(по выбору учителя). Сравнение свойств соленого теста, глины, пластилина(внешне, состав, приемы работы, применение). Анализ формы и вида изделия, опред-е послед-ти вып-я работы.
Народные промыслы (5 часов)
Изделие: «Золотая хохлома». Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объемное изделие.
Техника: папье-маше, грунтовка.
Понятия: народно-прикладное искусство, орнамент.
Изделие: «Городецкая роспись»
Особенности народного промысла «Городецкая роспись». Особ-ти создания городецкой росписи. Понятия: имитация, роспись. Подмалевок.
Изделие «Дымковская игрушка»
Особенности нар. промысла «Дымковская игрушка». Особ-ти создания дымк.игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самост-е составление плана работы по изготовлению изделий.
Изделие: «Матрешка». История матрешки. Работа резника по дереву и игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись. Лакировка). Разные способы росписи матрешек: семеновская, вятская, загорская(сергиево-посадская) порлхово-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия по заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея
Профессия: игрушечник, резчик по дереву.
Изделие: пейзаж «Деревня».
Выполнения деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематич.композицию. Прием получения новых оттенков пластилина.
Понятия: рельеф, пейзаж.
Домашние животные и птицы (3 часа)
Изделие: «Лошадка».
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадью. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Профессии: животновод, коневод, конюх.
Понятия:лицевая сторона, изнаночная сторона.
Практич.работа: «Домашние животные»
Изделия, «курочка из крупы», «цыпленок», «петушок» (по выбору учителя). Аппликация из природного материала. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена. Свойства природных материалов и приемы работы с этими материалами. Прием нанесения разметки при помощи кальки. Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Проект «Деревенский двор»
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составлении е плана работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
Изготовление объемных изделий на основе развертки.
Понятие: развертка.
Новый год (1 час).
Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц». История возникновения елочных игрушек и традиции празднования нового года.
Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художеств.труд.
Строительство (1 час)
Изделия: «Изба» или «Крепость».
Особ-ти деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слова «родина, родной». Конструкция русской избы(венец, наличник, причелина).Инструменты и мат-лы, используемые при сроит.избы.
Вып-е работы в технике полуобъемная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объема, скручивание деталей с помощью карандаша. Или работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной скорлупы, особенности работы с ней. Профессии: плотник. Понятия: кракле, венец, наличник, причелина.
В доме (4 часа)
Изделие: «Домовой» Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новыми инструментами – циркулем.Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие циркуль.
Практич.работа: «Наш дом»
Проект: «Убранство избы»
Изделие: «Русская печь»
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы ее использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Сам-е составление плана изготовления изделия по иллюстрации.
Профессии: печник, истопник.
Понятия: утварь, лежанка, устье, шесток.
Изделие: «коврик». Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Структура ткани, переплетение нитей. Изготовление модели ковра способом переплетения полосок бумаги.
Понятия: переплетение, основа, уток.
Изделие: «Стол и скамья».
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкция стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы». Создание и оформление композиции «Убранство избы».
Народный костюм (4 часа).
Нац. костюм и особ-ти его украшения. Нац. костюмы разных народов и региона проживания. Соотнесение мат-лов с природными особ-ми региона. Виды, св-ва и состав тканей. Виды волокон.
Изделие «Русская красавица».
Внешние признаки тканей из натур. волокон. работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в 3 нити.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение.
Изделие: «Костюм для Ани и Вани»
Создание нац.костюма (ж.и м.). Элементы их костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с пом.технологич.карты. Знак-во с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Изделие: «Кошелек».
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безоп.при работе с иглой. Орг-я раб.места при шитье.
Изделия: «Тамбурные стежки», «Салфетки».
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Мат-лы, инструменты и приспособления для вып.вышивки. Технология вып-я тамбурного стежка.
Понятия: пяльцы.
Профессии: пряха, вышивальщица.
Человек и вода (3 часа)
Рыболовство(3 часа)
Изделие композиция «Золотая рыбка».
Вода и ее роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособление для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение мат-лов на рабочем месте.
Профессия: рыболов.
Изделие: «Русалка».
Полуобъёмная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми мат-ми. Знак-во со сказочными морскими персонажами. Использование литер.текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена
Проект «Аквариум».
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды рыбок. Композиция из прир.мат-лов. Соотнесение формы, цвета и фактуры прир. Мат-лов с реальными объектами.
Понятие: аквариум
Изделие «аквариум»
Человек и воздух (3 часа)
Использование ветра (1 час)
Изделие: «Ветряная мельница»
Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Сам-е составление плана изгот-я изделия.
Понятие: мельница
Профессия: мельник.
Изделие: «Флюгер».
Флюгер, его назначение, конструктивные особ-ти, использование. Новый вид мат-ла –фольга. Свойства фольги. Использование фольги.
Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: фольга, флюгер
Птица счастья (1 час)
Изделие: «Птица счастья»
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой-сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Понятия: оберег, оригами.
Человек и информация (3 часа)
Книгопечатание(1 час)
Изделие: «Книжка-ширма».
История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке.
Понятия: книгопечатание, книжка-ширма.
Поиск информации в Интернете (2 часа)
Практич. работа : «Ищем информацию в Интернете». Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск инф. об УМК «Перспектива».
Понятия: компьютер, Интернет, набор текста
Заключительный урок (2 часа)
Выбор лучших работ.
Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий.
Класс
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником”. Путешествуем по городу (1 ч).
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий.
Маршрут экскурсии по городу. деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Человек и земля (21 ч)
Архитектура (1 ч).
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом.
Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа.
Изделие: «Дом»
Городские постройки (1 ч).
Название городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание), Правила безопасной работы с плоскогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Изделие: «Телебашня»
Парк (1ч).
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.
Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Изделие: «Городской парк»
Проект «Детская площадка» (2ч).
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнения всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»