Технологии выращивания растений и ухода за животными.
Выращивание растений:
Место человека в окружающей среде. Зависимость человека от природы. Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, родного края, села; нормах экологической этики; трудовых традициях агротехнической деятельности людей. Первоначальные представления о многообразии растений, условиях роста, пользе, которую приносят человеку. Виды растений: дикорастущие и культурные растения. Декоративные, овощные и плодово-ягодные культуры. Их назначение, места выращивания. Виды декоративных, овощных и плодово-ягодных растений. Распространенные сорта овощных и плодово-ягодных культур. Их общие и отличительные признаки. Названия наиболее широко распространенных культурных растений, выращиваемых в родном краю. Условия роста растений (качество почвы, климат). Общие представления о размножении растений в дикой природе. Необходимость бережного отношения к природе, как источнику сырьевых ресурсов и необходимому условию существования человека. Возможности личного участия в экологических инициативах. Цели выращивания и способы использования культурных растений человеком. Необходимость и способы обработки съедобных частей растений перед употреблением в пищу (в домашних условиях). Профессии растениеводства: ученые-селекционеры, агрономы, труженики садов, огородов и полей (хлеборобы, овощеводы,
цветоводы, садоводы, огородники). Первоначальные представления о целях и сущности их труда. Первоначальные представления об агротехнике декоративных, овощных и плодово-ягодных культур.
Сроки жизни растений. Особенности выращивания однолетних, двулетних и многолетних культур. Условия роста. Значение удобрений для развития растений. Сроки внесения удобрений в почву. Сроки посева или посадки, всхода ростков, созревания и сбора урожая и семян. Сезонные работы в цветнике, в огороде, в саду. Особенности, способы и посильные приемы выращивания культурных растений: в цветнике, в огороде, в саду и в домашних условиях. Садовый инвентарь. Его применение в саду, в огороде, в цветнике. Назначение, безопасность и приемы работы.
Инструменты, применяемые при выращивании растений в домашних условиях.
Их назначение, применение. Безопасность и приемы работы.
Способы размножения и приемы выращивания культурных растений: из семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми, кусочками стебля и листа), всходов, выгонки зелени корнеплодов и лука, укоренения черенков, пересадки, высаживания рассады в открытый грунт, сбора урожая и семян.
Требования растений к условиям их выращивания: Глубина заделки семян, ростков, частей растений, используемых для их размножения. Расстояния между растениями при посадке на грядку и в специальной таре. Требования к таре для выращивания рассады и взрослых растений. Необходимость обеспечения дренажа, проветривания помещения, поддержания влажности почвы и воздуха. Признаки недостатка или избытка воды, света, влажности воздуха, нарушения температурного режима. Условия хранения семян и корнеплодов. Приемы подготовки почвы, подготовки семян к посеву, посева семян, прореживания и пикировки всходов, разметки почвы для высадки растений, высаживания рассады в открытый грунт, и в специальную тару. Приемы ухода за растениями: полив, прополка, окучивание, рыхление почвы, опрыскивание домашних растений водой из пульверизатора.
Наблюдения за ростом, контроль и оценка результатов работы. Презентация выращенных растений.
Уход за животными:
Первоначальные представления о многообразии животного мира родного края, страны планеты. Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к животным в культуре народов России, нормах экологической этики; трудовых традициях животноводства.
Виды животных: Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которых опасно содержать дома. Места обитания, условия жизни, особенности поведения и питания.
Первоначальные представления о пользе, которую домашние животные приносят людям; способах использования продуктов животноводства человеком; условиях содержания и способах ухода за домашними животными; профессиях и мастерах животноводства в сельском хозяйстве. Названия домашних животных, виды экзотических животных живого уголка, их повадки, требуемые условия жизни. Условия содержания животных в неволе, особенности кормления и ухода за домашними животными родного села и экзотическими животными живого уголка школы. Ответственность за домашних питомцев.
В результате изучения раздела учащиеся научатся:
— различать виды культурных растений по внешним признакам и назначению, определять место их выращивания человеком (цветник, огород, сад, поле);
— называть исходное сырьё;
— называть этапы выращивания культурных растений из семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми, кусочками стебля и листа);
— выполнять приемы выращивания растений в изученном объеме;
— выбирать способ ухода за растением, исходя из сигналов, подаваемых растениями на основе наблюдений за ними;
— наблюдать за поведением домашних и экзотических животных, кормить, ухаживать за животными живого уголка;
— рассказывать о своих домашних питомцах.
В результате изучения раздела обучающиеся получат возможность научиться:
— проявлять свою любовь к природе, к домашним животным и растениям в участии в экологических инициативах и в труде по уходу за своими питомцами;
— учитывать условия роста растений при выборе способов и мест их выращивания;
— самостоятельно выращивать декоративные, овощные и плодово-ягодные растения, культивируемые в родном краю из: семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми, кусочками стебля и листа);
— находить информацию об условиях роста растений, особенностях их выращивания, понимать терминологию, выполнять необходимые приемы по описанию технологии выращивания растений;
— соотносить свои возможности в обеспечении требуемых условий роста растений, выбирать из знакомых подходящие приемы выращивания растений и применять их в новых условиях;
— узнавать наиболее распространенные растения по внешним признакам, определять их названия, опираясь на иллюстрации в учебнике, справочниках, энциклопедиях;
— различать диких, домашних и экзотических животных, рассказывать об условиях их жизни;
— находить и передавать информацию об интересующих животных и растениях.
Информационные технологии.
Целостное представление о мире информации и его значении в жизни человека и общества. Понятие об информации, ее назначение, применение, значение в жизни человека. Виды информации по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая) и каналы восприятия их человеком. Источники информации и способы получения информации из окружающего мира, создания и передачи информации в повседневной жизни.
Общение — как средство обмена информацией. Виды общения (монолог, диалог, устное, письменное, с помощью мимики и жестов) и способы передачи информации между людьми (без слов, устно, письменно). Их применение в решении информационных задач курса и в повседневной жизни. Представление об информационных технологиях, как о технологиях создания, обработки, хранения и передачи информации.
Получатели информации. Средства создания, обработки, хранения и передачи информации. Использование технических средств для работы с информацией в повседневной жизни. Средства создания письменной информации: Ручные инструменты (Ручка, карандаши, фломастеры, краски и кисти и др.). Технические средства (фотоаппарат, сотовый телефон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер).
Виды информации по форме представления (текстовая, графическая, числовая, звуковая).
Первоначальные представления о хранении информации. Носители информации (биологические, материальные, электронные). Их отличия, назначение, надежность. Ценностное отношение к личной информации. Примеры использования в конкретных знакомых учащимся ситуациях.
Сведения из истории информационных технологий. Известные имена и основные даты возникновения и развития ИКТ. Профессия программист и пользователи компьютерных программ. Суть их деятельности.
Применение информационных технологий на уроках технологии. Примеры создания моделей информационных объектов в виде текстов, графических изображений, схем, чертежей, таблиц, последовательностей и других. Средства поиска и получения необходимой информации (общение со взрослыми, учебник, библиотеки, интернет). Правила пользования и культура поведения в библиотеке. Компьютерные программы, полезные для решения общеучебных и технологических задач (текстовый и графический редактор, тренажер клавиатуры, браузер, электронная почта). Их возможности, общие принципы работы с ними и области их применения. Алгоритм представления и критерии оценки созданных ребенком информационных объектов.
В результате изучения раздела обучающиеся научатся:
— ориентироваться в многообразии источников информации, в способах ее восприятия;
— приводить примеры: источников информации, носителей информации, работы с информацией, средств создания и передачи разных видов информации, способов поиска и получения информации, технических устройств для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, магнитофон, компьютер);
— выбирать из освоенных и называть средства создания и передачи разных видов информации;
— рассказывать ооб исторических фактах возникновения и развития информационных технологий;
— осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, в словарях, в справочниках;
— создавать информационные объекты в виде таблиц, схем, рисунков, информационных текстов, систематизированных информационных тетрадей;
— оценивать собственные информационные объекты и созданные одноклассниками по заданным критериям, находить достоинства созданных объектов;
— выделять эстетические и функциональные достоинства своих и чужих информационных объектов.
В результате изучения раздела обучающиеся получат возможность научиться:
— сравнивать и выбирать наиболее подходящие способы создания информации для передачи сведений в повседневной жизни, в учебной деятельности, в решении практических задач курса «Технология»;
— использовать различные способы поиска сбора, обработки ,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Технология»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Содержание курса «Технология»
Содержание курса представлено пятью разделами: вводный курс — «Технология в жизни человека», который имеет интегрирующее значение и 4 укрупнённых раздела практико-ориентированного содержания по четырём технологическим направлениям:
1. «Технологии самообслуживания и ведения домашнего хозяйства» (технологии услуг),
2. «Технологии изготовления изделий» (технологии материального производства),
3. «Технологии выращивания растений и ухода за животными» (биотехнологии),
Информационные технологии».
Таким образом, каждый раздел программы представляет собой относительно независимую, завершённую часть содержания технологической подготовки обучающихся, объективно отличающуюся своими технологическими закономерностями, обусловливающими особые возможности реализации целей, задач технологического образования, и содержанием интеллектуально-практической деятельности обучающихся.
Каждый год обучения в предметной области «Технология» начинается с вводного урока интегративного курса «Технология в жизни человека». Далее содержание развёртывается как углубление в сущность понятий в ходе освоения доступных и посильных младшим школьникам трудовых операций и знаний, реализуемых в ходе решения системы учебных задач по разделам программы, выделенным в соответствии с типами технологий, существующих в современном обществе.
Такое распределение содержания курса дает ребёнку возможность понять, зачем и куда он движется в учебном процессе, осваивать учебный материал сознательно, применять индуктивные и дедуктивные методы постижения новых знаний. Это способствует формированию теоретического мышления, помогает ребёнку обобщать практический опыт, накапливать представления о технологиях в типы, классы, способствует переносу полученных знаний и способов действий на новые объекты труда и в новые условия и обстоятельства, и таким образом, позволяет самостоятельно продвигаться в изучаемой области знаний.