Технология изготовления художественных изделий из стекла.
Сегодня художественная обработка стекла производится с помощью горелки, температура которой достигает 1800 градусов (температура для работы со стеклом 800-1200 градусов в зависимости от используемого стекла). В этих условиях стекло приобретает необходимое для работы состояние, и в руках высококвалифицированных художников превращается в произведения искусства. Прозрачное и цветное стекло может быть в форме монолитных стержней, трубок и плоских листов (стеклодротов). Хотя в данной технике и используется прием выдувания (при работе с полыми трубками) художник, в основном, моделирует предметы путем вытягивания, собирания, изгибания и сплавления монолитных стеклянных стержней. В работе применяется преимущественно боросиликатное стекло, которое удачно совмещает в себе как достоинства кварцевого (имея весьма низкий коэффициент термического расширения и соответственно склонность к термическому шоку), так и преимущества известково-натриевого стекла, обладая весьма широкой цветовой палитрой. Боросиликатное стекло различных цветов может смешиваться друг с другом, производя новые оттенки. Цветовой гаммой можно манипулировать, используя различные пропорции газа и кислорода (меняя химию пламени), а также изменением температуры пламени.
Впервые появилась возможность включать многие традиционные итальянские техники, такие как "филигранная нить" и "миллефиори" (от итал. mille fiori - тысяча цветов) в область фигуративной скульптуры. Каждая фигурка из стекла изготавливается вручную. Процесс создания стеклоизделий очень сложный, кропотливый и даже в определённой степени опасный. В его основе лежит интуитивный ручной труд мастера, творческий подход и наработанный годами опыт.
Для создания изделий используется цветное кварцевое стекло. Чтобы заставить его плавиться и подчиняться рукам мастера, нужна температура в несколько тысяч градусов. В работе мастер использует кислородно-газовую горелку. Температура пламени такой горелки превышает 2000-2500 градусов, иначе кварц не размягчить, поэтому работать приходится в специальных темных очках или маске сварщика. Кварцевое стекло застывает мгновенно, поэтому весь рабочий процесс проходит в пламени горелки. Мастер нагревает кончик стеклодрота в пламени горелки. Доводит его до пластичного состояния. Для разукрашивания (узора) нужна стеклянная крошка, в которую опускается разогретое стекло. Крошка прилипает, после этого мастер снова подносит дрот к пламени и плавит крошку и, вот получается узор. Затем нам нужно придать стеклу нужную форму. Для этого используются специальные инструменты, пинцеты, спицы и т.д. При необходи-мости используются несколько стеклодротов. Каждая фигурка выполняется полностью вручную. Таким образом, размер и цвет фигурок может варьироваться от изделия к изделию. Затем готовые изделия из художественного стекла проходят вторичный обжиг в специальных печах. Эта процедура необходима для того, чтобы со временем стеклянное изделие не треснуло.
В зависимости от сложности изделия из стекла и опыта мастера на изготовления одной фигурки из стекла уходит от 20 минут до нескольких часов. Сегодня художники создают удивительные по красоте и сложности бусины, фигурки сказочных персонажей, героев мультфильмов, обладающих определенным характером. В искусстве стеклопластики представлен весь разнообразный мир флоры и фауны: фигурки диких и домашних животных, птиц, рыб, экзотические растения, а также небольшие композиции из растений и животных. Несмотря на небольшие размеры, фигурки точно передают физиологические особенности того или иного животного, его характер и даже эмоции. Мастер должен обладать умением чувствовать стекло, представлять формы, выстраивать в голове объемные изоб
ражения будущего творения. Художники, изготавливающие фигурки из стекла, - люди творческие и талантливые. Каждый образ, создаваемый автором, индивидуален и неповторим.
Хрусталь. Отличительные особенности, виды художественных изделий.
Греческим словом «krystallos» («кристалл») назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления.
Виды хрусталя.
Выделяют следующие разновидности хрусталя:
- Горный хрусталь – это природный кварц;
- Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
- Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
- Богемский хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.
Свойства хрусталя.
От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства. Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон. Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы. Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета – добавляют кадмий или соединения золота, для розового – кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца. В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана. Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.
Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой – неглубокий матовый рисунок, огранкой – широкая полированная грань, резьбой – глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. «алмазная грань»), шлифовкой. После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.
Производство хрусталя.Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта – это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла. Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек. У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой. После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40 – 50 градусов. Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изде-лия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла. Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода. После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют, и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают. Уже около трех веков хрусталь продолжает быть одним из самых излюбленных материалов для художников из-за уникальных оптических качеств хрусталя. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.