Методика обучения тактике нападения в баскетболе

Обучение индивидуальным тактическим действиям

Нападение — основная функция команды в процессе игры. От планирования, организации и реализации атакующих действий зависит результативность и в решающей степени конечный ре­зультат спортивного поединка.

Тактика нападения многообразна. Чем шире арсенал тактиче­ских знаний, умений и навыков отдельных игроков и команды в целом, тем больше возможностей выбрать и рационально постро­ить тактику игры против конкретного соперника, добиться жела­емой победы над ним.

Обучение основам тактики нападения предполагает освоение за­нимающимися базовых индивидуальных, групповых и командных дей­ствий в необходимом объеме.

Каждый игрок на площадке должен уметь ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать в рамках избранной его командой тактики ведения игры. Для этого необходимы умения постоянно контролировать складывающую­ся на площадке ситуацию, быстро анализировать ее, мгновенно принимать оптимальные решения и незамедлительно действо­вать.

Уровень индивидуального тактического мастерства игроков оп­ределяет результат коллективных действий.

В соответствии с принятой классификацией тактики баскетбо­ла среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока без мяча и с мячом (см. рис. 37, с. 148).

Действия игрока без мяча

Теоретические предпосылки.

Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобож­дение от опеки защитника и выход на удобную позицию для по­лучения мяча либо для овладения отскоком мяча при неудачном броске партнера.

С их помощью можно также совершить отвлекающий маневр — выход для отвлечения внимания обороняющихся от мяча. Тем самым можно освободить для партнера участок площадки и со­здать ему выгодную ситуацию для обыгрыша соперника «один в

Вдин».Прежде чем изучать схемы игровых ситуаций и уп­ражнений для обучения, рас­смотрите условные обозначе­ния (рис. 39).

Выход для получения мяча производится по ходу разви­тия атаки. Он осуществляется перед соперником или за его спиной.

Учитывая характер измене­ния направления передвиже­ний на площадке, выделяют несколько вариантов выхода на свободное место. Это — V-образный выход (рис. 40), S-образный выход (дас. 41), пет-

леобразный выход (рис. 42) и круговой выход (рис. 43).

Выход производится с места и в движении с помощью при­емов перемещений и финтов.

Для осуществления выхода с места нападающий предваритель­но выбирает такую исходную позицию, которая обеспечивает хо­роший зрительный контроль над игровой ситуацией и одновре­менно затрудняет его защитнику. Далее за счет вышагивания в сторону, противоположную планируемому выходу, игрок сбли­жается с соперником и, резко изменив направление своего дви­жения с помощью скрестного шага, освобождается от его опеки. Возможно выполнение и других финтов с использованием пово­рота или повторного вышагивания. Эффективность данного тех­нико-тактического действия зависит от правдоподобности избран-

методика обучения тактике нападения в баскетболе - student2.ru

       
  методика обучения тактике нападения в баскетболе - student2.ru
    методика обучения тактике нападения в баскетболе - student2.ru
 

методика обучения тактике нападения в баскетболе - student2.ru

методика обучения тактике нападения в баскетболе - student2.ru

ного обманного движения, неожиданности начала ухода, быстро­ты и своевременности самого выхода.

Выход в движении производят благодаря изменению темпа бега или направления передвижений. Здесь используется так называе­мый «рваный бег» либо сочетание повторных финтов в одном или в разных направлениях.

Выход для овладения отскоком мяча осуществляется в заверша­ющей фазе атаки при борьбе на щите противника после неудач­ного броска партнера. Успешность этого технико-тактического действия без мяча определяется как описанными выше способа­ми обыгрыша защитника, так и прогностическими способностя­ми нападающего, его умением быстро и точно определить вероят­ное направление и дальность отскока.

Согласно статистическим данным, определены зоны возмож­ного отскока мяча при неточных бросках в зависимости от место­расположения атакующего игрока и направления совершаемого им броска относительно корзины (см. рис. 36, с. 142).

Так, при бросках из зон 1 и 5 мяч при отскоке окажется в этих же зонах с очень большой степенью вероятности (до 95 %). При­чем в более половины случаев мяч перелетит на дальнюю сторону площадки (т. е. при броске из зоны 1 отскочит взону 5 и наобо­рот).

При бросках из зон 2 и 4 выявлена та же тенденция: 70 % от­скочивших мячей возвращаются в эти же зоны приблизительно с той же вероятностью попадания на дальнюю сторону площадки. И наконец, броски из зоны 3 дают около 50 % отскоков в эту же зону, а вероятность рассеивания мячей в зоны 2, 3 и 4 составляет более 90 %.

Помимо направления отскока мяча может изменяться и его дальность. В зависимости от удаленности броска от корзины, не­которых биомеханических характеристик совершаемого броско-

вого движения, траектории полета мяча отскок может быть ближ­ним, средним и дальним.

Следовательно, результативность выхода для овладения отско­ком обусловлена, прежде всего, быстротой оценки условий и стилем исполнения броска. Первостепенное значение имеют также напо­ристость и агрессивность действий нападающего при борьбе за выгодную позицию под щитом соперников. Способы же освобож­дения от опеки защитника остаются идентичными действиям при выходе для получения мяча от партнера: V-образный выход, S-образный выход, петлеобразный выход и круговой выход. Зна­чительно уменьшается лишь амплитуда маневрирования. А сигна­лом для начала обыгрыша защитника служит момент подготовки броска партнером (1) или непосредственно выпуск мяча (2). В слу­чае (1) нападающий стремится сблизиться с опекуном и благода­ря финту с последующим уходом первым устремится в точку предполагаемого отскока, оставив его за спиной. В случае (2) на­падающий, избегая блокирующих действий защитника, чаще всего отступает от него на полшага (разрывает дистанцию), чтобы тут . же совершить стремительное зашагивание или забегание к щиту изанять выигрышную позицию. При этом он должен прийти в ус­тойчивое положение и быть готовым к физическому давлению в спину со стороны соперника. Поэтому располагаться нужно на расставленных, оптимально согнутых ногах, заряженных на мощ­ное выталкивание, с поднятыми на высоту плеч руками и вы­ставленными в сторону локтями с целью овладеть отскочившим мячом в высшей точке его полета. Эффективное выполнение дан­ного технико-тактического действия сопровождается подбором идобиванием мяча в корзину либо его откидкой партнеру для продолжения атаки.

Выигрыш «чужого щита» во многом определяет конечный ре­зультат игрового соперничества. Этому компоненту спортивного мастерства уделяют значительное внимание при подготовке ква­лифицированных баскетболистов.

Передвижения баскетболиста в нападении должны носить ос­мысленный характер. Бесцельная, хаотичная смена позиций не при­несет стабильного успеха. Своевременность и рациональность — ос­новные слагаемые результативной «игры без мяча». Искусству пере­движений и освобождения от опеки соперников необходимо обу­чать с первых же занятий баскетболом.

Наши рекомендации