Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет

Оригиналы для набора акцидентных работ можно подразделить на две группы: оригиналы издательской акциденции и оригиналы акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Все оригиналы книжно-журнальной (издательской) акциденции оформляют художники издательств.

Оригиналы издательской акциденции полностью размечены, т.е. строки текста сгруппированы по смыслу и отделены друг от друга, определен композиционный центр и указана соподчиненность главных и второстепенных оформительских элементов. Дополнительно часто указывается цвет печатной бумаги и печатных красок.

Оригиналы для набора акциденции малых форм обычно не размечены для набора, оригиналы афишно-плакатных работ частично размечены, т.е. указан общий формат набора, кегль и гарнитура шрифта и группировка текстовых строк.

Набирать акциденцию, пользуясь только оригиналом, даже правильно размеченным, очень трудно, поэтому возникает необходимость составления эскиза или макета. Часто для сложных акцидентных работ оригинал изготовляют после утверждения эскиза. В эскизе зрительно воплощается образ оформления акцидентной формы, при этом необходимо учитывать возможности полиграфической базы, чтобы художественные достоинства оформления акцидентной работы не были потеряны.

Эскизы делятся на три вида:

1. эскиз, передающий общее решение оформления и примерную схему композиции без уточнения места и размеров ее составных элементов;

2. эскиз, композиционно оформленный, с указанием размеров, места и тональности каждого элемента, но без точной прорисовки деталей изображения;

3. эскиз-оригинал, полностью подготовленный для набора.

Эскиз первого вида используется для набора акциденции малых форм и афишно-плакатной продукции. Он может быть изготовлен художником или наборщиком. Делается предварительный набросок членения и размещения текста оригинала, линеек, орнамента и иллюстраций. Текст на эскизе имеет вид прямоугольника без прорисовки или с частичной прорисовкой главных строк.

Эскиз второго вида используется для простых титулов и обложек. Поиски правильного композиционного построения ведутся разными путями, например при помощи подвижных изобразительных элементов. Для этого рисуют строки (штрихами), по кеглю и формату, равные строкам будущего текста, а затем вырезают их по контуру. Передвигая эти строки на полосе выбранного формата, определяют их место и уточняют размеры. Другие элементы композиции рисуют на отдельных полосах.

Более точный прием компоновки - рисование отдельных элементов композиции на прозрачных пленках, а затем совмещение их в определенном формате, часто на цветных и декорированных фонах с использованием различных рамок. Это позволяет выбрать наилучший композиционный прием и уточнить место и размеры отдельных элементов композиции.

Многострочную композицию начинают строить сверху, при этом фиксируют только высоту наборных строк (кегль с учетом размера кегельной площадки), затем определяют верхнее и нижнее поля и высоту всей композиции приводят в соответствие с форматом. В некоторых случаях удобнее делать подвижными не композиционные элементы, а формат полосы и страницы, для чего вырезают рамку соответствующего формата, при помощи которой определяют расположение элементов на странице и размеры полей.

Приемы построения эскизов второго вида могут использоваться на мониторах автоматизированных рабочих мест - КИС.

При комбинированном оформлении акцидентных работ используют как рисованный, так и наборный шрифты. В таких эскизах рисуют крупные главные строки (будущие фотоформы), а второстепенные элементы намечают к набору. Основное внимание при проектировании комбинированного оформления акциденции необходимо обращать на органическое сочетание рисованных и наборных шрифтов.

Наборная строка на эскизе может быть изображена отдельными буквами или в виде прямоугольного контура соответствующего размера и цвета. Чтобы не было значительного расхождения длины проектируемой и наборной строк, формат набора строк рассчитывается исходя из количества букв в строке (с учетом пробелов) и уточненной ширины букв определенной гарнитуры и кегля. При проектировании набора вразрядку добавляется размер разрядки.

Цветовое решение эскиза должно быть по возможности точным. При уточнении или изменении цветового тона можно не делать нового эскиза, а цветной образец приложить к оригиналу. Для большей наглядности на эскизе передается не только цвет ткани или обложечной бумаги, но и ее фактура.

После одобрения эскиза создается оригинал, для чего размеченные и тщательно прорисованные на отдельных листах шрифтовые строки точно переводят на оригинал. Затем оригинал выполняют в цвете. Эскизы и оригиналы акцидентных работ выполняют в натуральную величину. Оригиналы многоцветных изображений можно выполнять на одном листе, если не предусматривается смешение красок при печати. Если же предполагается печатный процесс с наложением красок одна на другую, то для каждой краски изготовляется свой оригинал либо вручную, либо фотографическим способом, либо на настольно-издательских системах.

Ручное деление оригинала производится при помощи кальки. При фотографическом способе с многоцветного оригинала (или эскиза) получают несколько вялых диапозитивов по числу красок, на каждом из которых черной тушью прорисовывают выделяемый цвет. Остальные части изображения, которые планируется воспроизводить другими цветами, удаляются с диапозитивов ослабляющим раствором.

На эскизе, по которому предполагается набирать текст сложных и комбинированных обложек, в соответствии с выбранными размерами размещаются все элементы композиции, а на полях указываются их размеры (включая и размеры пробелов между ними) в полиграфической системе измерений, название гарнитуры и кегль шрифта.

Для более сложных акцидентных работ необходимо составление макета. Макет - это модель будущей акциденции. Все элементы композиции должны быть того же кегля и начертания, что и в готовом издании. Строки должны быть точно сгруппированы и расположены на странице оригинала с учетом всех пробелов и отбивок.

Макеты подразделяются на графические и выклейные. При изготовлении графического макета текст точно расчленяют на строки, размещают по своим местам и выписывают (главные строки полностью, а второстепенные - частично), вычерчивают рисунок линеек, орнамента, вклеивают ксерокопии, распечатку иллюстраций или оттиски, указывают отбивки и цвет предполагаемой печатной краски.

Выклейной макет изготовляют для наиболее сложных акцидентных работ. Для выклейного макета используют распечатки (копии, оттиски) всех наборных и изобразительных элементов. Часто используют распечатки, предназначенные для первой корректуры.

В настоящее время макетирование акцидентных полос чаще выполняется с использованием монитора КИС.

ТЕСТЫ

1. Способ кодирования речи человека специальными символами, это:

· видеоинформация

· числовая информация

· текстовая информация

· звуковая информация

· графическая и изобразительная информации

2.Все шрифты классифицируются по основным признакам:

· внешний вид шрифта _____

· вариант шрифта (прямой, наклонный, курсивный и т.д.) ___

· размер символов _____

A. начертание

B. рисунок

C. кегль

3. В соответствии с российским стандартом существуют 6 групп основных шрифтов:

Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет - student2.ru

· группа рубленых шрифтов _____

· группа шрифтов с едва наметившимися засечками _____

· группа медиевальных шрифтов _____

· группа обыкновенных шрифтов _____

· группа брусковых шрифтов _____

· группа малоконтрастных шрифтов _____

A. I

B. II

C. III

D. IV

E. V

F. VI

4. Шрифт по рисунку классифицируется по следующим признакам:

· соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв ______

· по дополнительным элементам, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи букв ______

A. контрастность шрифта

B. наличие и форма засечек

C. размер кегля

5. По начертанию очка шрифты подразделяются по трём основным признакам:

· по соотношению толщины основного штриха к внутрибуквенному просвету _____

· по наклону основных штрихов шрифта _____

· по соотношению между шириной и высотой очка _____

A. по плотности очка

B. по насыщенности очка

C. по положению очка

6. Тексты любого вида печатного издания можно разделить на следующие:

· текст, который используется для раскрытия основного содержания произведения _____

· текст заголовков, предисловий, подписей под рисунками, примечаний, формул, таблиц и т.п. _____

· текст, который помогает читателю пользоваться произведением (оглавление, колонтитулы, колонцифры, выходные данные, предметные указатели и т.п.) _____

A. Справочно-вспомогательный текст

B. Основной текст

C. Дополнительный текст

7. Способ кодирования количественной меры объектов и их свойств специальными символами (разными системами счисления), это:

o графическая и изобразительная информация

o текстовая информация

o звуковая информация

o числовая информация

o видеоинформация

8. Абзацный отступ применяется для того, чтобы визуально выделить начало абзаца и позволить читателю легко ориентироваться в тексте. Согласно правилам типографики, абзац оформляется тремя основными способами:

Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет - student2.ru

· обычным абзацным отступом _____

· без отступа _____

· обратным абзацным отступом _____

A. 1

B. 2

C. 3

9. Основными составными частями книжного издания (с точки зрения дизайна и верстки) являются:

· специальная "упаковка" для издания, надежно прячущая внутри его страницы _____

· развороты между переплетом и собственно страницами книги _____

· страница в начале книги, на которой размещены основные сведения об издании _____

· обязательная информация, к которой относятся: имена авторов, составителей, специальные библиотечные индексы для каталогизации, номер ISBN, информация об авторских правах и т.п. _____

· содержит информацию о разделах произведения (частях, главах) и указываются номера странице являются часть произведения, к ним относятся: предисловие, послесловие, комментарии ______

A. Вспомогательные разделы

B. Оглавление

C. Титульный лист

D. Обложка/переплет

E. Форзацы

F. Выходные сведения

10. Информация, предназначенная для полиграфического воспроизведения делится на:

o Текстовую

o Изобразительную

o Звуковую

o Числовую

o графическую

11. К текстовой информации относятся:

o Текст

o числовые данные

o таблицы

o формулы

o графики

o формулы

o диаграммы

12. К изобразительной и графической информации относятся:

o текст

o числовые данные

o таблицы

o формулы

o графики

o иллюстрации

o диаграммы

13. Информация, содержащаяся в текстовых или изобразительных оригиналах может быть представлена в форме:

o аналоговой

o цифровой

o текстовой

14. Если в качестве текстовых или изобразительных оригиналов используется цифоровой носитель, то информация представлена в:

o цифровом виде

o аналоговом виде

o текстовом виде

o изобразительном виде

15. Если текстовые или изобразительные оригинале представлены на материальном носителе - бумаге, то информация представлена в:

o цифровом виде

o аналоговом виде

o текстовом виде

o изобразительном виде

16. Размер кегля шрифта определяется в:

o в пунктах

o в миллиметрах

o в квадратах

17. Величина шрифта в наборе выражается:

o в кеглях

o в миллиметрах

o в квадратах

18.Любая буква, цифра или знак наборного алфавита носит название:

o символ

o литера

o кегль

19.Размер символа измеряется в соответствии с определенным для него типом единицы измерения и определяется:

o от вершины выступающего над символом выносного элемента до конца нижнего выносного элемента

o высотой прописного символа

o высотой строчного символа

20.Системы измерений, используемые в полиграфии:

o метрическая система измерений

o издательско-полиграфическая система измерений

o метрическая и издательско-полиграфическая системы измерений

21. Типографская система измерений Пика (Pica) применяется:

o в Великобритании, Америке и в большинстве стран мира, кроме континентальной Европы и России

o в большинстве стран континентальной Европы и в России

o ничего из указанного

22. Типографскую систему измерений Дидо (Didot) применяют:

o в Великобритании, Америке и в большинстве стран мира, кроме континентальной Европы и России

o в большинстве стран континентальной Европы и в России

o ничего из указанного

23.Шрифт - это:

o полный набор символов одинакового размера и начертания

o полный набор символов различного размера и начертания

o полный набор символов одинакового размера

o полный набор символов одинакового начертания

24.Капительные буквы - это буквы, которые:

o имеют размеры строчных букв, а начертание прописных

o имеют размеры прописных букв, а начертание строчных

o имеют размер и начертание прописных букв

o имеют размер и начертание строчных букв

25.В соответствии с классификацией IBM все компьютерные шрифты подразделяются на следующие группы:

o шрифты с засечками

o шрифты без засечек

o шрифты брусковые

o шрифты декоративные

o шрифты обыкновенные

26.В зависимости от вида печатного издания различают верстку:

o книжную

o журнальную

o газетную

o акцидентную

o литературную

27.Характер верстки книжно-журнальных изданий зависит от группы сложности. Существуют следующие группы сложности верстки: (отметить лишнее)

o верстка простого (сплошного) текста

o верстка текста с нешрифтовыми выделениями, таблицами, формулами

o иллюстрационная верстка

o верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка

o сложная верстка текста с выделениями, таблицами, формулами, иллюстрациями с подписью, многоколонная верстка и дополнительные композиционные выделения

28.Все печатные издания подразделяются на следующие основные виды: (отметить лишнее)

o книжные

o журнальные

o газетные

o акциденция

o календари

o альбомы

o репродукции, открытки

o изобразительные

o литературные

29.Формат издания обозначается:

o шириной и длиной печатного листа и долей листа (т.е. количеством страниц на одном печатном листе)

o площадью запечатываемой части страницы издания

o вариантом оформления

30.Формат наборной полосы - это:

o площадь запечатываемой части страницы издания

o ширина и длина бумажного листа

o вариант оформления

31.При выборе шрифтового оформления издания следует руководствоваться свойствами шрифтов, которые определяются их рисунком, начертанием и размером. Важнейшими из этих свойств являются: (отметить лишнее)

o удобочитаемость

o экономичность

o технологичность

o художественные достоинства

o производительность

32.Обеспечение хорошего восприятия текста и высокой скорости чтения, называют:

o удобочитаемостью

o экономичностью

o технологичностью

33.Удобочитаемыми считаются следующие виды шрифтов (для основного текста):

o шрифты с засечками

o шрифты, имеющие средний контраст, т.е. небольшую разницу между толщиной основных и соединительных штрихов

o шрифты без засечек

34.Экономичность шрифта увеличивается при выполнении следующих условий:

o используется шрифт с более мелким очком

o используются шрифты узких начертаний

o при уменьшении кегля шрифта

o при увеличении кегля шрифта

o используются шрифты курсивных начертаний

35.Художественные достоинства гарнитуры определяются:

o соответствием её рисунка виду и характеру оформляемого издания

o обеспечением хорошего восприятия текста и высокой скорости чтения

36.Соблюдение правил типографики при вёрстке различных видов печатных изданий обеспечивает:

o единство стилевого оформления

o художественную целостность издания

o технологичность издания

37. Единообразие верстки - это:

o одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы

o одинаковый характер верстки отдельных полос издания

o различный характер верстки

38.Типографика предусматривает несколько вариантов оформления выделений в тексте. Выделение за счет увеличенного межбуквенного расстояния - это:

o выделение разрядкой

o выделение вывороткой

o выделение капителью

o выделение кеглем

39.Типографика предусматривает несколько вариантов оформления выделений в тексте. Выделение, при котором, например, белые символы будут на черном фоне (прямоугольнике) - это:

o выделение кеглем

o выделение вывороткой

o выделение капителью

o выделение разрядкой

40. Развороты между переплетом и собственно страницами книги, это:

o форзацы

o переплеты

o титульные листы

41. Страница в начале книги, на которой размещены основные сведения об издании, (в различных вариантах оформления), это:

o титульный лист

o форзац

o переплет

o обложка

42.Обязательная информация, которая должна быть в любом издании, оформление которой регламентируется определёнными нормативными документами, правилами и отличается для изданий различной направленности (детских, научных, публицистических), это:

o выходные сведения

o титульный лист

o оглавление

o выходные сведения

43.Заголовок, помещенный в верхней части новой страницы печатного издания, выделенный размером, начертанием, (возможно дополнительными декоративными элементами), называется:

o заголовок-шапка

o шмуцтитул

o заголовок в спусковом пробеле

44.Заголовок, набранный отличным от основного текста шрифтом и помещенный в оборку текста, то есть обтекаемый текстом с трёх сторон (используются в учебной литературе), называется:

o форточка

o фонарик

o скрытый в тексте заголовок

45. Форзацы могут быть только у изданий в переплёте.

o Верно

o Неверно

46. Выделение, при котором, светлые символы располагаются на темном фоне-прямоугольнике, называется:

o выворотка

o разрядка

o капитель

47. Какой вариант использования знаков правильный?

Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет - student2.ru

· 1 вариант:

o правильно

o Не правильно

o Не знаю

· 2 вариант

o правильно

o Не правильно

o Не знаю

48.Выделение за счет увеличенного расстояния между буквами называется:

o разрядкой

o капителью

o курсивом

49. Короткая горизонтальная черта, используемая при переносе, при написании сложных слов, это:

o дефис

o минус

o тире

50. Горизонтальная черта средней длины (точнее, длиной в обычную цифру), используемая в математических примерах, при указании интервала значений или дат, это:

o дефис

o минус

o тире

51. Выключка текста по формату издания:

o при наборе строка выравнивается по всей ширине блока текста

o при наборе строка выравнивается влево, оставляя свободное пространство справа

o при наборе строка выравнивается вправо, оставляя свободное пространство слева

52. Увеличенное межстрочное расстояние между последней строкой одного абзаца и первой строкой следующего абзаца, это:

o отступы между абзацами

o интерлиньяж

o абзацный отступ

53. По правилам типографики считается, что количество строк при отрыве заголовка от текста раздела должно быть не менее:

Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет - student2.ru

o 1

o 2

o 3

54. Верстка, при которой совпадают строки на обеих сторонах бумаги так, что при печати на тонкой бумаге между строками не виден текст оборотной страницы, это:

o приводная верстка

o единообразная верстка

o типичная верстка

55.Создание дополнительных отступов слева и справа от абзаца, и сужение поля набора, это:

o втяжки

o абзацные отступы

o выключка

56.Основными параметрами абзаца являются:

o гарнитура шрифта

o начертание шрифта

o кегль шрифта

o интерлиньяж

o величина абзацного отступа

o тип выключки

o текст

o слово

o абзац

57. Особенности верстки печатных изданий с иллюстрациями

Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет - student2.ru

o открытая верстка крупных иллюстраций _____

o открытая верстка мелких иллюстраций _____

o закрытая верстка _____

o верстка с выходом на поле _____

A. а

B. б

C. в

D. г

58. Важными элементами внутренних полос газетного и журнального изданий являются:

o номер текущей страницы _____

o область над текстовым полем, в котором располагается информация о книге (имя автора, название произведения, части, главы, параграфа и т. д.) _____

A. заголовок

B. колонтитул

C. колонцифра

59. Существуют несколько видов верстки с иллюстрациями:

o изображение большого размера размещается вверху (внизу) страницы на всю ширину полосы или меньшего размера - в углах страницы _____

o иллюстрация зажата между строками текста, расположенными сверху и снизу _____

o изображение, обтекаемое текстом с трех сторон _____

o иллюстрация располагается между колонками текста и ни одной стороной не выходит к полям _____

o иллюстрация заполняет поле до конца страницы _____

A. глухая верстка

B. верстка под обрез

C. закрытая верстка

D. открытая верстка

E. верстка в оборку

60.Основными частями газеты являются:

o первая (титульная) полоса, на которой размещаются название газеты, и/или анонсы других материалов номера

o последняя полоса, на которой размещаются выходные данные газеты, информация об издательстве, типографии и т.п.

o внутренняя полоса

o выходная полоса

61.Заголовок статьи в газетной и журнальной верстке размещается:

o по ширине на все колонки статьи

o независимо от ширины колонок статьи

62. На рисунке 1 представлена схема правильногопродолжения текста при разрыве колонки иллюстрацией

Особенности оригиналов акциденции. Эскиз. Макет - student2.ru

o Верно

o Неверно

Наши рекомендации