Основные элементы печатных символов
Рисунок знаков шрифта имеет свои стилевые особенности, которые сложились исторически. Они условно определяют назначение шрифта для видов литературы (художественная, научная) и по роли шрифта в издании (текст, заголовок и другие элементы издания).
На рис. 6 показаны основные графические элементы буквы: основные штрихи, соединительные штрихи — вспомогательные линии, связывающие основные штрихи, засечки — элементы завершающие основные штрихи, внутрибуквенный просвет — расстояние между основными штрихами, выносные элементы.
Каждый элемент знака служит для облегчения его опознавания и содействует ускорению и улучшению условий чтения. Кроме того, форма этих элементов делает шрифт по-своему красивым, улучшает «архитектуру» отдельных знаков, всего алфавита, страницы текста.
Рис. 6. Параметры и элементы очка знаков шрифта
А – очко литеры (Face of Character).
B – кегельная площадка (Em-Square).
C – кегль (Size).
D – линия шрифта (Baseline).
E – высота (рост) прописного знака (Cap-height).
F – высота (рост) строчного знака (x-height).
G – межбуквенный просвет (Letterspace).
H – полуапрош (Side bearing).
I – интерлиньяж (Linespace).
1. oсновной штрих (Stem).
2. соединительный штрих (Hairline).
3. засечка, сериф (Serif).
4. верхний выносной элемент (Ascender).
5. нижний выносной элемент (Descender).
6. наплыв (Stress).
7. внутрибуквенный просвет (Counter).
8. овал (Oval).
9. полуовал (Bowl).
10. концевой элемент (Terminal).
11. каплевидный элемент (Ball).
12. точка (Dot).
13. диакритический знак, акцент (Accent).
Главными элементами символов и букв являются основные
и соединительные штрихи. В некоторых буквах эти элементы узнаются легко, а в некоторых (в первую очередь в буквах округлой формы) они не так бросаются в глаза, однако все равно присутствуют.
Выносные элементы могут различаться по размеру, а диакритические знаки могут находиться на разном расстоянии от самого символа. Эти факторы влияют на минимальное расстояние между строками – если оно слишком мало, выносные элементы в соседних строках могут «зацепиться» друг за друга, что затрудняет беглое чтение, потому что форму буквы труднее узнать. В зависимости от формы и размера выносных элементов и диакритических знаков иногда необходимо увеличить расстояние между строками.
Хотя может показаться, что такой мелкий элемент, как засечки, не играет особой роли в восприятии шрифта, на самом деле это один из важнейших его признаков. Засечки определяют категорию шрифта - с засечками или рубленый.
Художники даже различают шрифты с засечками по их форме и степени выступа. Засечки могут быть как хорошо заметными, так и едва оформленными, в этом случае шрифт занимает промежуточное положение между шрифтами с засечками и рублеными.
Выделяют также линии шрифта: они проходят по нижней границе символов и отдельно по верхним границам строчных и заглавных букв; выносные элементы и диакритические знаки за эти линии обычно выходят. Такие воображаемые линии используются при расчетах расстояния между строками, при компоновке текста и иллюстраций или других элементов оформления.
Основные характеристики шрифта
Существует множество различно оформленных шрифтов, которые помимо языковых признаков имеют еще и художественные особенности. Шрифт является носителем информации и основное его назначение – это передача содержания издания.
Основными характеристиками шрифта являются:
1. гарнитура, то есть собственно внешний вид шрифта;
2. начертание, то есть вариант шрифта (наклонный и т. д.);
3. кегль, то есть размер букв и символов.
Гарнитура шрифта
Рисунок шрифта является произведением графического искусства и отличается особенностями начертания основных и вспомогательных элементов, формирующих знак.
Шрифт по рисунку классифицируется по двум признакам:
a) контрастность штриха – т.е. соотношение толщины основных и соединительных штрихов букв.
b) Наличие и форма засечек – дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи букв.
По рисунку шрифты делятся на 6 основных и одну дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры, которым присваиваются наименования (например, Bukvarnaya, Times, Arial и т.д.).
Гарнитура – это совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.
Гарнитура – это самое общее описание используемого шрифта, поскольку в зависимости от выбранного размера кегля и варианта начертания восприятие текста может сильно меняться. Шрифт выбранной гарнитуры может использоваться для основного текста книги, для выделений в тексте, для заголовков и оформления названия книги – и все это только за счет смены размера и начертания символов (рис. 7).
Рис. 7. Варианты одной гарнитуры
Шрифты различных гарнитур могут сильно отличаться друг от друга по начертанию. Собственно, они должны сильно различаться, однако некоторые гарнитуры фактически дублируют друг друга: одна и та же идея может быть реализована разными фирмами-производителями шрифтов под разными названиями, иногда с незначительными изменениями, иногда – с максимальной точностью.
Каждая буква шрифта состоит из основных (вертикальных) штрихова, соединительных штрихов б, а в отдельных шрифтах имеются засечки В(рис. 8).
Толщина основных и соединительных штрихов является основным признаком, характеризующих рисунок шрифта. В зависимости от соотношения толщины основных и дополнительных штрихов, а также от формы засечек, полиграфические шрифты делятся на шесть основных групп (рис. 8).
Рис. 8. Основные различия рисунков шрифтов на примере
одной буквы
В соответствии с Российским стандартом ГОСТ существуют следующие 6 групп основных шрифтов:
I. Группа рубленых шрифтов - не имеет засечек и контраста (рис. 4). Современные рубленые шрифты основаны на рисунках шрифтов без засечек, появившихся в начале 19 века в Англии. Эти шрифты часто называют гротесковыми.
Например, гарнитура «Букварная» -
http://www.gosthelp.ru/gost/gost37268.html
II. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками – включает гарнитуры шрифтов с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек) (рис. 4).
Например, гарнитура «Октябрьская» -http://www.gosthelp.ru/gost/gost26747.html
III. Группа медиевальных шрифтов – включает шрифты с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов по форме близкой к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв (рис. 4).
Например, гарнитуры «Лазурского», «Литературная» -
http://www.gosthelp.ru/gost/gost26664.html
IV. Группа обыкновенных шрифтов – включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, которые сединяются с основными штрихами под прямым углом (рис. 4).
Например, гарнитуры «Бодони», «Обыкновенная» -
http://www.gosthelp.ru/gost/gost26805.html
V. Группа брусковых шрифтов – включает шрифты с малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом (рис.4).
Например, гарнитуры «Балтика», «Брусковая» -
http://www.gosthelp.ru/gost/gost17777.html
VI. Группа новых малоконтрастных шрифтов – включает шрифты с малоконтрастными штрихами и с длинными утолщенными засечками с небольшими закруглениями (рис. 4).
Например, гарнитуры «Школьная», «Журнальная», «Академическая» -
http://www.gosthelp.ru/gost/gost17844.html
Группа дополнительных шрифтов – включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличается от шрифтов шести основных групп. В эту группу входят декоративные, имитационные и образные шрифты, которые относятся к разряду рисованных шрифтов.
Образцы гарнитур шрифтов с учетом компьютерных, история их разработки и особенности построения характерных букв ряда гарнитур можно посмотреть по ссылке http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook337/01/part-012.htm#i1152.
В соответствии с IBM Classification все шрифты подразделяются на следующие группы:
I. шрифты с засечками (Oldstile serifs), например Academy, Baltica, SchoolBook. Times New Roman;
II. шрифты без засечек:
- рубленые (Sans serifs), например Text Book, Helvetica, Arial Narrow, Pragmatica;
- брусковые (Clarendon serifs), например Baltica, Courier;
III. имитационные (Scrypts) и декоративные (Ornamentals), например Lazurski, Decor, Corrida, Parsek.
Систематизацией и разработкой новых гарнитур шрифта для компьютерного набора занимается фирма «ПараГраф» Полиграфмаш. Многие гарнитуры использованы при разработке и изготовлении шрифтовых программ для компьютерного набора, созданы и новые, например, на фирме «ПараГраф», такие как: Арбат, Декор, Энциклопедия - 4), Гранит, Ижица, Кудряшевская энциклопедическая рубленая, Лидия, Мысль.
Все шрифты, изготовляемые фирмой «ПараГраф», выполнены в соответствии с действующими полиграфическими стандартами и лицензированы. Шрифты поставляются в форматах Adobe Type I (для компьютерных платформ IBM и Макинтош) и True Type (работа в среде Windows).
Кроме шрифтов, указанные предприятия изготавливают шрифтовые комплекты для сложного математического набора, газетные украшение и линейки, специальные знаки: математические, технические, химические, картографические, топографические, словарные, астрономические, биологические, фонетические, готические и шрифтовые комплекты для набора шахматно-шашечных диаграмм.
Могут быть изготовлены шрифтокомплекты для набора изданий на любых языках народов мира.