Проведение фокус-дегустации. Сенсорный swot-анализ конкурентных продуктов
Фокус-дегустация заключается в приглашении небольшой группы людей из состава целевой аудитории, отобранной по специальным критериям (квотам), на дегустацию, во время которой ведущим модератором-дегустатором вместе с опробованием продукта проводится дискуссия по заранее созданному сценарию.
В ходе дегустации и дискуссии модератор-дегустатор «фокусирует» участников на органолептических нюансах и особенностях пищевого продукта, интересующих исследователей, с целью получения глубинной информации на заданные темы.
Далее по полученным данным формируется панель дескрипторов, строятся графические ароматические, вкусовые, текстурные и другие профили продукта-новинки.
При моделировании беседы и дегустации очень важна правильная интерпретация понятий, высказанных не подготовленными потребителями-покупателями. Для проведения глубинного интервью с потребителями необходима разработка четких и ясных описательных терминов, интуитивно понятных как потребителям, так и специалистам.
Известно, что описательные характеристики, используемые специалистами-дегустаторами, сильно отличаются от словесных описаний рядового потребителя. Для фокус-дегустации желательно представить продукт-провокатор, выдав его за разрабатываемый продукт. В этом случае общение с потребителем будет более эффективным.
Опыт работы показывает, что вопросы типа "Как вы представляете себе напиток для малышей?" или "Каким должен быть шоколад для мужчин?" не дают необходимых объективных ответов. Ответы, полученные на основе стереотипных сравнений с имеющимися на рынке продуктами, чаще всего являются поверхностными и малоинформативными.
На фокус-дегустацию необходимо представить несколько вариантов (3-10) конкурентных вашему продукту-новинке продуктов. Дегустация должна проводиться с соблюдением принципов дегустационного анализа, закрытым способом (без объявления названия продукта и производителя), все образцы кодируются трехзначным шифром.
Респонденты оценивают продукты по 5-балльным гедоническим шкалам желательности основных признаков: внешний вид, аромат, вкуc и т.д.
Рисунок 2 – Оценка предложенных продуктов на фокус-дегустации |
После заполнения дегустационных листов проведите беседу об органолептических характеристиках представленных образцов, их слабых и сильных сторонах. Сенсорный SWOT-анализ представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сенсорный SWOT-анализ |
Третий этап методики разработки новых продуктов подразумевает построение панели дескрипторов. Для сбора информации и проведения анализа проводится ряд фокус-дегустаций.
На четвертом этапе определяется значимость дескрипторов путем их ранжирования потребителем от наиболее значимого к наименее значимому. Далее выстраивается комплексный графический портрет «идеального продукта», отвечающий всем требованиям покупателей и обладающий максимальной конкурентоспособностью по отношению к продуктам-конкурентам. Комплексный «идеальный портрет» продукта может быть сформирован из нескольких «подобразов» – это вкусовой профиль, ароматический профиль, эмоциональный (гедонический) профиль, профиль внешнего вида. Портрет «идеального продукта» является эталоном при моделировании рецептуры продукта-новинки. Под «идеальным продуктом» понимается продукт, отвечающий всем требованиям целевой группы потребителей, востребованность которого гарантирована.