Максимальное количество баллов -12 баллов

Отметка «2» - менее 6 баллов

Отметка «3» - 7-8 баллов при условии соблюдения безопасных условий труда

Отметка «4» - 9-10 баллов

Отметка «5» - 11-12 баллов

Тема 2.15 Механизмы двигателя

Лабораторная работа № 21

Тема: Диагностирование состояния механизмов двигателя с помощью компрессометра

Цель работы: Изучить порядок проведения диагностики механизмов двигателя с помощью компрессометра.

Оборудование: двигатели автомобиля ВАЗ-21114, компрессометр.

Время выполнения задания:90 минут

Место проведения:Лаборатория ТО и ремонта автомобилей

Задание:

1) Пройти инструктаж на рабочем месте и расписаться в журнале;

2) Ознакомиться с устройством компрессометра;

3) Изучить правила пользования и порядок работы с компрессометром;

4) Провести измерения компрессии в цилиндрах диагностируемого двигателя;

5) Выполнить диагностику механизмов двигателя согласно инструкционно-технологической карте (Приложение №1);

6) Составить отчёт о проделанной работе (Приложение №2).

Теоретические сведения

Назначение и устройство компрессометра

Компрессометр предназначен для измерения давления, развиваемого в цилиндре двигателя в конце такта сжатия (компрессии). Измерение компрессии в цилиндрах является наиболее простым и дешёвым, а потому широко распространённым способом диагностирования двигателя.

Компрессометр (рис. 1.1) представляет собой манометр 1 с обратным клапаном 4, который соединяется со свечным отверстием с помощью резинового шланга 5 с наконечником 6. Он позволяет измерить конечную величину давления, а также наглядно оценить динамику его нарастания в течение нескольких оборотов коленчатого вала, что является важной информацией для опытного механика.

Максимальное количество баллов -12 баллов - student2.ru

Основные способы измерения компрессии

Для измерения компрессии прибор заворачивают вместо свечи зажигания у бензинового двигателя или свечи накаливания у дизеля.

При измерении компрессии следует соблюдать несколько условий:

- двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры;

- желательно отключить подачу топлива в цилиндры (отключив бензонасос,

форсунки или другим способом), особенно, если есть вероятность обогащения смеси;

- необходимо вывернуть свечи во всех цилиндрах;

- аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а стартер исправен.

Измерение компрессии можно выполнять как при полностью открытой, так и закрытой дроссельной заслонке. Каждый из этих способов определяет «свои» дефекты.

Если заслонка полностью закрыта, то в цилиндры поступает малое количество воздуха. Максимальное давление в цилиндре оказывается невелико (порядка 0,6…0,8 МПа) из-за малого давления в коллекторе (0,05…0,06 МПа вместо 0,1 МПа при полностью открытом дросселе). Утечки при закрытой заслонке также оказываются малы из-за малого перепада давления, но даже при этом соизмеримы с поступлением воздуха. Вследствие этого величина компрессии в цилиндре оказывается очень чувствительной к утечкам – даже из-за незначительной причины давление падает сразу в несколько раз.

При полностью открытом дросселе этого не происходит. Значительное увеличение количества поступившего в цилиндры воздуха приводит и к росту компрессии, однако утечки, несмотря на их небольшой рост, становятся значительно меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия даже при серьёзных дефектах может ещё не упасть до недопустимого уровня (например, до 0,8…0,9 МПа у бензинового двигателя).

Исходя из особенностей различных вариантов измерения компрессии, можно дать некоторые рекомендации по их использованию (см. табл. 1.1)

Дефекты и неисправности бензинового двигателя, выявляемые измерением компрессии

Максимальное количество баллов -12 баллов - student2.ru

Максимальное количество баллов -12 баллов - student2.ru

Измерения компрессии с полностью открытой заслонкой позволяют обнаружить:

- поломки и прогары поршней;

- зависание (закоксовывание) колец в канавках поршня;

- деформации или прогар клапанов;

- серьёзные повреждения (задиры) поверхности цилиндра.

Измеряя компрессию с закрытой заслонкой, удаётся определить:

- не вполне удовлетворительное прилегание клапана к седлу;

- зависание клапана (из-за неправильной сборки механизма привода клапана с гидротолкателем);

- дефекты профиля кулачка распределительного вала в конструкциях с гидротолкателем (например, износ, биение тыльной стороны кулачка).

Порядок выполнения работы:

  1. Внеаудиторная подготовка к работе в лаборатории;
  2. Подготовить двигатель к замерам;
  3. Провести измерения компрессии;
  4. Заполнить отчёт о проделанной работе.



Приложение № 1

  ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Диагностирование состояния механизмов двигателя с помощью компрессометра»  
 
 
№ п/п Содержание операции Инструмент, материалы  
1. Прогреть двигатель до рабочей температуры Руками  
2. Вывернуть свечи зажигания Свечной ключ  
3. Отключить систему зажигания, сняв разъём с датчика-распределителя зажигания Руками  
4. Отключить, если это возможно, подачу топлива Руками  
5. Соединить штуцер компрессометра со свечным отверстием первого цилиндра Руками  
6. Полностью выжать педаль акселератора и прокрутить коленчатый вал стартером до тех пор, пока показания компрессометра не стабилизируются Руками  
7. Повторить измерения для остальных цилиндров Руками  
8. После измерений компрессии с полностью открытой дроссельной заслонкой провести аналогичные измерения с закрытой дроссельной заслонкой Руками  

 
 
Приложение № 2

Отчёт по лабораторной работе:

Измерение компрессии по цилиндрам, МПа
С открытой заслонкой С закрытой заслонкой
1 2 3 4 1 2 3 4
               

Заключение: (возможные неисправности и их признаки).

Критерии оценки

№ п/п э Содержание Критерии оценки Максимальный балл за выполнение
1. Прогреть двигатель до рабочей температуры А)соблюдение технологии
2.   Вывернуть свечи зажигания А)правильность выбора и использования инструмента согласно инструкционно-технологической карты  
Б)соблюдение технологии
В)соблюдение безопасных условий труда при работе
3. Отключить систему зажигания А)соблюдение технологии
4. Отключить, если это возможно, подачу топлива А)соблюдение технологии
5. Соединить штуцер компрессометра со свечным отверстием первого цилиндра А)соблюдение технологии
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе
6. Полностью выжать педаль акселератора и прокрутить коленчатый вал стартером до тех пор, пока показания компрессометра не стабилизируются     А) соблюдение технологии    
7. Повторить измерения для остальных цилиндров А)соблюдение технологии  
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе
8. После измерений компрессии с полностью открытой дроссельной заслонкой провести аналогичные измерения с закрытой дроссельной заслонкой А)соблюдение технологии  
Б)соблюдение безопасных условий труда при работе

Наши рекомендации