Обзорная модель 6: рабочее пространство нлп
Шестой обзорной моделью, о которой мы ведем речь, является наиболее сложная и взыскательная модель. Ее называют «рабочим пространством ШШ» или «The Unified Field Theory of NLP» (в нидерландском языке: единая теория поля). Рабочее пространство НЛП является моделью, которая стремиться сделать для НЛП то, что Эйнштейн сделал для физики: соединить друг с другом во многом различные — в случае Эйнштейна физические - явления, сделав их частью большого теоретического единого целого. Теоретической подоплекой данной модели является модель SOAR Модель SOAR подробно освещается в главе 7, «Цели» (см. также Приложение Б, «Модель SOAR»).
Рабочее пространство НЛП представляет собой трехмерное пространство со следующими осями:
— Отношения.
— Структура.
— Изменение.
1. Ось отношений
На оси отношений мы различаем три позиции восприятия, другими словами, три различные перспективы, исходя из которых мы рассматриваем коммуникацию между нами и другими человеком:
1.Первая позиция (я сам)
Смотрим на коммуникацию и прислушиваемся к ней с точки зрения нас самих.
2.Вторая позиция (другой человек)
Смотрим на взаимодействие и прислушиваемся к ней с точки зрения другого человека (на расстоянии от нас самих). Ставим себя на место другого человека и воспринимаем контакт так, как, на наш взгляд, воспринимает его он.
3. Третья позиция (отношения)
На расстоянии как от нас самих, так и от другого человека смотрим на взаимодействие и прислушиваемся к нему.
Рабочее пространство НЛП (I): оси и операторы |
Структура |
Развитие Изменение |
Отношения |
Время |
Воспроизведение |
Физиология |
Язык |
Каждая из этих трех позиций восприятия предлагает свой собственный взгляд на то, что происходит в процессе взаимодействия между нами и другим человеком. Занимая попеременно эти три позиции восприятия, мы получаем многостороннюю перспективу.
2. Ось изменения
Процесс изменения — или развитие — помещается в рабочем пространстве НЛП на линию времени, которая может быть разделена на прошлое, настоящее и будущее. Если мы делаем это в терминах модели изменения — то есть, заключаем модель изменения во временные рамки — то на оси изменения мы можем выделить следующие аспекты:
— Причины в прошлом.
— Нынешнее состояние.
— Ресурсы и препятствия.
— Целевое состояние.
— Результаты достижения целевого состояния в будущем.
3. Ось структуры
Первые две оси (отношения и изменение) образуют вместе горизонтальную плоскость, на которой можно занять по меньшей мере восемнадцать различных позиций:
— первая позиция
— вторая позиция
— третья позиция
скомбинированных с
— причинами в прошлом
— нынешним состоянием
— ресурсами
— препятствиями
— целью
— результатами достижения цели.
Если кто-то говорит: «Мои родители должны были понять, что я с этим не справлюсь», то в этом случае речь идет о его впечатлении — воспроизведении — причины (в прошлом) в третьей позиции. Если кто-то говорит: «Благодаря этой реорганизации клиенты смогут увидеть, на что способно предприятие», в этом случае речь идет о впечатлении, связанном с результатами (в будущем), во второй позиции.
В третьем измерении рабочего пространства НЛП, оси структуры, эти впечатления рассматриваются более подробно и разбиваются на категории с соблюдением иерархии следующих логических уровней:
— Духовность.
— Личность.
— Убеждение.
— Возможность.
— Поведение.
— Окружение.
Это верхний край, так называемый осознанный анализ. Когда мы смещаем структуры вниз, мы выходим на неосознанное.
Если кто-то говорит: «Мои родители должны были понять, что я с этим не справлюсь», в этом случае речь идет об убеждениях. Если кто-то говорит. «Они увидят, что мы на что-то способны», в этом случае речь идет о возможностях. Если кто-то говорит: «Мне кажется, что я ощущаю сопротивление, когда думаю о том, чего мне хочется», в этом случае речь идет о неосознанных реакциях (противодействующие части).
«Операторы»
Любое впечатление человека может быть помещено в какое-либо место в рабочем пространстве НЛП. Люди перемещаются с одной позиции на другую, изменяя своих операторов, иным словом, изменяя (а) свои воспроизведения, (б) свой язык, и (в) свою физиологию.
Если кто-то говорит: «Мои родители должны были это понять», скорее всего при этом у него возникает диссоциированный образ. Если же он ассоциирует себя с этим образом, он автоматически переходит на другую позицию на оси отношений.