Дискуссия 5: в нлп отсутствует нечто ошутимое

Наташа: «Мне не достает в НЛП чувства, эмоции. НЛП слишком ментальное, слишком бесстрастное, слишком отстраненное, слишком механистичное».

Джон: «Да, я часто слышу фразы о том, что в НЛП отсутствует что-то весьма существенное. «Мне недостает в НЛП..» В зависимости от человека, это может быть все, что угодно, например: «Мне не достает в НЛП.., божественной милости... более глубоких эмоций... настоящего человеческого контакта… вдохновения... духовного аспекта».

Треес: «То, что в модели НЛП не признаются эмоции, это совершеннейшая неправда. Однако НЛП имеет свою собственную точку зрения на эмоции которая иногда приходит в столкновение с другими представлениями.

Многие люди, к примеру, рассматривают эмоции как нечто, что ты «имеешь»: у меня страх, злость, раздражение. И когда у тебя есть подобная эмоция, и если это неприятная эмоция, речь идет о том, чтобы от нее избавиться. Как же можно избавиться от злости? Ее можно разрядить, выразить, игнорировать. Как правило, думают именно так. Но НЛ-программисты рассматривают эмоции не как вещи, которые ты имеешь, а как результат того, что ты делаешь. Эмоции не падают с неба, а являются результатом чьих-то мыслительных процессов. Эмоции ты производишь сам. При этом важным вопросом является, как ты это делаешь? Потому что, если ты знаешь, как ты это делаешь, в этом часто скрывается ответ на вопрос, что ты можешь делать иначе, чтобы чувствовать себя хорошо».

Наташа: «Почему же тогда у меня такое ощущение, что НЛП недостает эмоционального аспекта?».

Джон: «Возможно, это как-то связано с относительно невысоким интересом, который НЛП проявляет к выражению эмоций. Во многих современных формах терапии выражение эмоций рассматривается как важнейший исцеляющий процесс. Эта идея — исцеляющий эффект эмоциональной экспрессии - распространяется психотерапией среди целых групп населения и представляется социальной нормой».

Треес: «Да, это так. Эмоция часто считается чем-то, что ты имеешь, а также чем-то, что ты имеешь в ограниченном количестве. Считается, что в определенном травмирующем впечатлении находится «определенное количество эмоционального груза». Лучше всего полностью «разгрузить» этот груз, думают многие люди».

Джон: «В НЛП мы рассматриваем эмоции как результат того, что необходимые ресурсы еще не найдены. Как только человек обнаруживает ресурсы, эмоция становится лишней и исчезает. Следовательно, после обнаружения необходимых ресурсов исчезает то, что необходимо «разгрузить». Тем, кто не является НЛ-программистом, трудно принять идею, что в случае обнаружения ресурсов никакой «разгрузки» не требуется. Даже когда они видят клиента, который выглядит счастливым после нахождения ресурсов, они продолжают задаваться вопросом: Где же теперь эта эмоция?».

Наташа: «Значит вы так объясняете мое ощущение, что НЛП так мало внимания уделяет эмоциям. Мне нужно будет еще над этим подумать... Звучит логично, но я пока не знаю, так ли это на самом деле. По моему, НЛП все же немножко боится сильных эмоций!».

Джон: «Возможно, ведь для нас это не так привычно, как для большинства биоэнергетиков».

Треес: «НЛП рассматривает выражение эмоций для достижения терапевтического эффекта как нечто второстепенное. В то же время мы признаем большое значение эмоций. Ведь эмоции занимают прочное место в мыслительной программе, которой необходимы ресурсы».

Джон: «Односторонний акцент на выражение эмоций, как правило, основывается на убеждении, что это чуть ли не единственное, что мы можем делать с эмоциями. Однако НЛП исходит из того, что каждый человек может контролировать свои эмоции. Что их можно изменять, и, следовательно, мы несем за них ответственность. Опираясь на эту точку зрения, НЛП неодобрительно относится к длительному и повторяемому выражению эмоций, которое не является адекватным и оправданным. В этом случае НЛ-программист — вероятно, быстрее, чем другие терапевты и тренеры - скажет: Утри-ка свои слезы, и давай посмотрим, что ты думаешь, что тебя так огорчает».

Наташа: «Да, мне это кажется таким странным. Таким холодным, таким отстраненным. А если ты хочешь коснуться чьей-то руки, ты не можешь этого сделать, потому что это может стать кинестетическим якорем несчастья».

Джон: «С другой стороны, вероятно, сами НЛ - программисты зачастую виноваты в возникновении непонимания. Довольно часто происходит так, что НЛ-программисты слишком мало внимания уделяют своим собственным ощущениям и дают слишком мало такой возможности своему клиенту. Это вовсе неплохо, давать клиенту возможность выразить свои эмоции и поддерживать его с помощью хорошего раппорта. Создается впечатление, что НЛ- программисты иногда боятся, что это помешает общему результату. Человеческие горести универсальны. Жизнь бесчестна и жестока. То, что мы можем целенаправленно изменять свою ситуацию, не означает, что сейчас она не причиняет боли. На этом пространстве — человеческих страданий - раппорт может быть построен на глубоком уровне, если НЛ-программист настраивается на клиента, проявляя при этом восприимчивость и сострадание. Тем критикам, которые считают НЛП недостаточно эмоциональным, важно осознать, что это только первый шаг. А НЛ - программистам хорошо бы осознать, что этот первый шаг редко может быть пропущен».

Герард: «Полностью согласен!».

Маайке: «На мой взгляд, НЛП недостает духовности».

Джон: «То, что ты так считаешь, происходит из-за неверного представления о том, на что претендует НЛП. НЛП означает не более, чем набор моделей для их практического применения. Однако тот, кто ищет в НЛП «новое спасительное учение», «жизненную философию», религию или жизненное Убеждение, остается недовольным. Выбор НЛП не нужно сравнивать с выбором спутника жизни. НЛП — не более, чем набор концепций и техник, которые люди могут использовать наряду со своими собственными методами и Жизненными убеждениями».

Маайке: «Значит я верно заметил насчет духовности!».

Джон: «Но мы считаем ее чрезвычайно важной; она занимает самое верхнее место в нашем списке! Я имею в виду иерархию логических уровней. Следовательно, мы задаем тот же самый вопрос, который задавали в связи с эмоциями: если духовность настолько явно представлена в модели НЛП, почему же тогда люди часто не замечают ее в НЛП? Ответ, вероятно, связан с тем фактом, что НЛП в какой-то степени считает духовность важным уровнем в коммуникации и изменении, а духовные впечатления считает важными ресурсами, но при этом не привязывается к определенным убеждениям в этой области. В отношении духовности НЛП занимает метапозицию. Духовность рассматривается как субъективный опыт, обладающий определенными характерными субмодальностями. Такая мета точка зрения тревожит многих, кто придерживается определенных убеждений в этой сфере, будь то вера в магию и другие миры, будь то католическая вера, будь то вера в двенадцать высших уровней универсальной мудрости. Для верующего его вера — не вера, а объективная реальность. Поэтому, если НЛ-программист говорит, что у него есть интересное убеждение на духовном уровне, стратегию которого он собирается проанализировать, он чувствует себя недооцененным в широте замысла и универсальной человеческой важности своих убеждений. К этому еще нужно добавить, что вера в определенную содержательную форму духовности, как правило, привносит вместе с собой социально-общественные преимущества, и прежде всего в том случае, если верующий отводит себе в ней главное место учителя, шамана, священника, эксперта. Жрец Кандомбле, который успешно использует заклинания духов, проявляет немного интереса к НЛ-программисту, который считает его стратегию интересной. Что же еще сказать по поводу этой критики? НЛП придерживается мета точки зрения на духовные убеждения подобно тому, как мы придерживаемся прагматической мета точки зрения на все убеждения. Это автоматически приводит НЛП к конфликту с теми, кто глубоко убежден в абсолютной истинности определенных духовных воззрений. С другой стороны, НЛ-программисты, вероятно, могут снять подобную напряженность, если станут считаться с тем, что убеждения в отношении верований являются легко ранимыми».

Наши рекомендации