Кинетический транс как общая форма техники

Кинетический транс можно рассматривать как технику, но также и как форму техники. Форма техники представляет собой рабочую форму, в которой может быть объединено множество различных техник. К примеру, в НЛП разделяют пространственные и гипнотические формы техник. При пространственной форме клиент в процессе работы занимает различные места в помещении (например, на линии жизни). При гипнотической форме клиент продолжает сидеть на стуле, концентрируется на своем внутреннем впечатлениями и выполняет вербальные указания терапевта. Практически все техники НЛП могут быть оформлены при помощи кинетического транса. Особые свойства кинетического транса способствуют при этом: (а) появлению измененного состояния сознания, в котором легче вызвать особые переживания, (б) как более сильному осознанию сопутствующей эмоции (внутреннего состояния), так и возможному погашению эмоции, и (в) «органичному», иными словами произвольно ассоциирующемуся с соответствующим переживанием, заякорению.

Кинетический транс, как и любая другая форма техник, имеет свои сильные и слабые стороны. Некоторыми сильными сторонами являются следующие; (а) простое достижение измененного состояния сознания, (б) интенсивная физическая — а, следовательно, неврологическая - сопричастность с темой, (с) органичное якорение, и (г) основывающееся на физиологических процессах ощущение удовлетворения после сеанса. Среди слабых пунктов можно назвать следующие: (а) ограниченный контроль терапевта над протекаюшим процессом, (б) необходимое физическое напряжение, которое может быть рискованным для людей в плохом физическом состоянии (например, для людей с заболеваниями сердца), (в) требуемое помещение, которое при кинетическом трансе должно быть более просторным, чем при других формах техник. Иными словами, кинетический транс является увлекательной и эффективной, но наряду с тем несколько непредсказуемой и утомительной формой техники.

2 Terpsichore Трансовая Терапия(ТТТ)

Техника ТТТ, которая ранее также была подробно описана, представляет собой особую разновидность применения кинетического транса, которую ее основатель, Дэвид Аксгейн, описывает как форму невербальной групповой терапии. В ТТТ большое время (45 минут) отводится танцу. В результате появляются симптомы сильной усталости — в том числе и в центральной нервной системе — что приводит к появлению неожиданных ассоциаций. В процессе ТТТ - как и в процессе «обычного» кинетического транса - наблюдаются практически все гипнотические явления, известные в западной гипнотерапии.

3.Социальный танец очищения

При социальном танце очищения также используется кинетический транс, как правило, его медитативный вариант. Другими словами, социальный танец очищения представляет собой работу с социальной панорамой, формой техники которой является кинетический транс. Практически каждая важная жизненная цель имеет социальный компонент, иными словами, хотя другие люди в принципе и не определяют, достигнет ли кто-то своих целей, практически всегда находятся те, кто способен при этом помочь или помешать. Безразличие и/или агрессия в отношении не оказанной помощи или активное противодействие со стороны других людей могут мешать человеку при взятии на себя ответственности за осуществление своих целей. Танцующий мысленно видит вокруг себя свою социальную панораму, иными словами, он представляет себе, что видит вокруг себя всех, кто представляет важность в отношении его цели. При этом разные люди с различными чувственными качествами будут занимать различные места в мысленной репрезентации танцующего. Кто-то будет находиться близко, кто-то очень далеко; кто-то будет большим, а кто-то маленьким; кто-то будет находиться высоко, а кто-то низко и т. д. Танцующий концентрируется на своей социальной панораме и на своих ощущениях по отношению к людям из своей социальной панорамы. Он танцует с теми людьми, с которыми ему еще предстоит бороться или что-либо решать. Иногда это танец примирения, иногда это танец борьбы. Оформляя эмоции в движении и соединяя их с различными людьми, танцующий выражает всю гамму своих чувств и оказывает на них воздействие. Это воздействие представляет собой психологическое очищение, которое предшествует другим, более интенсивным составляющим парамагического ритуала.

4.Духовная панорама

Техника духовной панорамы уже была описана в начале настоящей главы.

5.Паттерны оракула

Мы сформулировали различные, достаточно широкие паттерны оракула, которые избирательно используем в процессе семинаров по парамагии. Как мы уже сообщали раньше, мы приняли решение сохранять данные паттерны в тайне.

6.«Операторы реальности»

Любое субъективное переживание имеет сенсорные характеристики не зависимо от того, идет ли речь о воспоминании о бутерброде с сыром или о возвышенных мыслях о божественном в человеке. Любая мысль состоит из комбинации внутренних образов, звуков, чувств, ощущений, цветов и запахов. Цвета могут быть блеклыми или яркими, звуки могут быть высокими или низкими, чувства могут быть слабыми или сильными, ощущения могут быть теплыми или холодными, запахи могут быть свежими или затхлыми, вкус может быть сладким или кислым и т. д. Кроме того существуют десятки нюансов.

Реальность и вымысел также отличаются друг от друга прежде всего посредством этих сенсорных характеристик. Отделяя «настоящее» от «ненастоящего» с помощью чувственных характеристик (субмодальностей), человек может делать свои впечатления «настоящими» или «ненастоящими». Весьма распространенной в НЛП техникой является перенос субмодальностей. При этом одно переживание сравнивается с другим. К примеру, впечатление о «чем-то, что считается важным» сравнивается с впечатлением о «чем-то, что считается важным» и т. д. (При этом обращается внимание на различие в чувственных характеристиках). Затем во впечатление, которое должно быть изменено, вносятся субмодальности желательного впечатления.

Техника «Операторы реальности» основывается на тех же самых принципах. Для осуществления данной техники сначала необходимо определить, какие субмодальности во впечатлении могут сделать что-либо «настоящим». Как мы уже отмечали в начале настоящей главы: «критические» субмодальности «настоящего» различны у разных людей. Если кто-то считает что-либо «настоящим», так как это является многоцветным, подвижным и вызывает определенные ощущения, то же самое он будет считать «ненастоящим», если до будет черно/белым, застывшим и не будет вызывать никаких ощущений. Хотя индивидуальные различия и существуют, мы, основываясь на своем практическом опыте, можем с достаточной надежностью предсказать, какие чувственные характеристики определяют у большинства людей «настоящее» и «ненастоящее». В начале настоящей главы мы привели обзор этих общих «критических» субмодальностей.

Добавляя субмодальности действительности в свои впечатления, пользователь парамагии может эти впечатления буквально «осуществить» или «реализовать». Например, если у кого-то был благоприятный контакт с духовными сущностями, по прошествии какого-то времени он может сделать этот контакт «еще более реальным», чем это было первоначально. При этом он мысленно возвращается к соответствующему впечатлению и добавляет в него субмодальности «реального». Впоследствии его центральная нервная система будет стремиться реагировать таким образом, словно эти впечатления имели место на самом деле. Однако если у кого-то есть какое-либо впечатление, которое является для него неблагоприятным, и с которым он по каким-то причинам хочет «расстаться», он может сделать все наоборот. Он добавляет в это впечатление субмодальности «нереального» или «ненастоящего». Таким образом, человек получает возможность задним числом решать, хочет ли он оставить парамагические впечатления или нет. Это дает пользователю парамагии большую степень свободы при использовании альтернативных «действительностей», которые он по желанию может делать «недействительными».

7.Контакт с предками

Большинство людей в нашей культуре — в отличие от представителей многих других культур - имеют весьма расплывчатое представление о своих предках.

Паттерн чувственного воспроизведения предков и коммуникации с данным воспроизведением можно обнаружить во многих временах и культурах. Парамагическая техника «контакт с предками» заключается в том, что пользователь парамагии входит в состояние легкого гипнотического транса и совершает путешествие в прошлое, чтобы увидеть или услышать одною из своих предков. Если это удается, он заводит беседу с предком. Эта беседа протекает в той же манере, в какой в НЛП осуществляется коммуникация с частями. Содержание беседы может затрагивать цель, которую пользователь парамагии поставил перед собой перед началом семинара.

8. Трансличность

Слово «трансличность» представляет собой комбинацию слов «трансендерен» (преодолевать) и «личность». Целью техники «трансличность» является осознание личности. Речь в этом случае идет о широкой форме техники «личность как ресурс» (Hollander 1993), которая помимо всего прочего использует кинетический транс в качестве формы техники. Данная техника предполагает наличие способности входить в состояние кинетического транса. В серии семи видов относительно непродолжительного кинетического транса участник отожествляет себя поочередно с:

(а) далеким предком;

(б) собственным родителем;

(в) тремя фазами своей жизни (детство, зрелость и старость);

(г) собственным ребенком (если у участника нет биологического ребенка, это может быть «психологический» ребенок), и

(д) далекими потомками в будущем.

Эти семь видов кинетического транса распределены в пространственном отношении, другими словами, они предполагают использование линии жизни, начиная от предков и заканчивая потомками. Двигательный транс (танец) прерывается непродолжительными паузами для отдыха. После того как участник завершил данную стадию трансов, он приступает ко второй стадии, отожествляя себя с далеким предком, причем на этот раз он исполняет один танец без пауз, проходя через семь отожествлений. Это танец, при котором участник постепенно продвигается вперед по линии жизни. На третьей стадии участник еще раз проходит в танце через все отожествления, но на этот раз еще быстрее, так что остается один простой двигательный паттерн. Этот двигательный паттерн является символом его «трансличности». Впоследствии он может быть переведен в аудио или визуальные символы. Вместе эти три вида символов — танец, слова и образы — создают якоря чьей-то трансличности. Эти якоря могут быть использованы как общий паттерн в проблемных ситуациях.

Гипнотическое преобразование ритуала часто познают различные магические ритуалы непосредственно на ценном опыте. Благодаря этому, наряду со сформулированной впоследствии структурой сущности ритуала, они располагают большим числом чувственных деталей, на которых основывается анализ этой сущности, и при помощи которых эта структура может быть впоследствии «заполнена». При выполнении техники «гипнотическое преобразование ритуала» происходит целенаправленное явленное использование данной информации. Ведущий семинара вызывает (вербальным путем) у участников состояние легкого гипнотического транса. После этого он предлагает участникам испытать определенный специфический ритуал, в котором он сам когда-то принимал участие. Находясь в состоянии транса, участники представляют себе, что принимают участие в данном ритуале. Ведущий семинара помогает им при этом, приводя описание большого числа чувственных деталей впечатления от ритуала

10. Техника «Дух медведя»

Как мы уже отмечали раньше, мы проводим различие между одержимым трансом и визионарным трансом. Обобщая, можно сказать, что одержимый транс вызывается - чаще у женщин, чем у мужчин - с помощью ритмичных звуков и танцев, в то время как визионарный транс — чаще у мужчин, чем у женщин - вызывается с помощью ритмичных звуков, не сопровождаемых танцами, и иногда с использованием галлюциногенных препаратов. В одержимом трансе душа покидает тело и отправляется странствовать, в то время как в тело танцующего вселяются духовные существа. В визионарном трансе душа или дух тоже покидает тело, но в данном случае он совершает путешествие в другую реальность, где устанавливает контакт с духовными существами.

Целью техники «Дух медведя» является вызов визионарного транса. Данная техника была разработана Фелиситас Гудман (1990) и предполагает использование одной из примерно двадцати пяти поз тела, взятых из описаний различных ритуалов в литературе по этнографии. Фелиситас Гудман обнаружила, что когда люди принимают соответствующую позу и на протяжении примерно 15 минут слышат звуки барабана: (а) они входят в состояние транса, и (б) впечатления, которые появляются у них в состоянии транса, зависят от пришлой ими позы.

При осуществлении техники «Дух медведя» пользователь встает прямо, сжимает кулаки, складывает руки на животе выше пупка и запрокидывает голову назад, как показано на рисунке. На семинарах по парамагии участники получают задание «отправить свой дух или свою душу в путешествие». После идущий семинара в течение примерно 15 минут бьет в барабан. В состоянии транса, в которое входят участники, часто происходит так, что они встречаются с медведем или каким-нибудь другим крупным животным, и у них появляется ощущение, что они «открываются», и в них входит энергия или целительные вещества. Техника «Дух медведя» очень проста в выполнении и является транскультурной и трансвременной.

Фигурки людей в «позе медведя» из различных культур (Из: Goodman 1990).
Кинетический транс как общая форма техники - student2.ru

Поза медведя на современном семинаре, посвящённом трансу (Из: Berkowitz & Goodman, не датировано )
Кинетический транс как общая форма техники - student2.ru

ДУХОВНОСТЬ В НЛП

В последних разработках НЛП наблюдается стремление к достижению большей духовности. То же самое происходит и в парамагии. Когда в семидесятые годы возникло НЛП, основное внимание уделялось возможностям. НЛП было моделью, которая помогала пользователю быстрее и лучше чему-то научиться. В восьмидесятые годы при освещении целенаправленной коммуникации произошел постепенный переход на следующий логический уровень, а именно, уровень убеждений. При этом речь уже шла не столько о том, «как» (возможность), сколько о том, «почему» (убеждения). Связь между убеждениями, возможностями и поведением становится все более очевидной. В начале девяностых годов Роберт Дилтс предложил свою иерархию логических уровней (Dilts 1993). Данная иерархия является конкретным отражением абстрактного понятия «logical levels» Грегори Бейтсона.

Дилтс различает следующие уровни:

6. Миссия (Духовность)

5. Личностное своеобразие

4. Убеждения и ценности

3. Способности.

2. Поведение.

1. Окружение.

Исходя из того, что определение логических уровней предполагает, что более высокий уровень организовывает более низкий уровень, духовности в этой иерархии отводится самое главное место.

Другой интерпретацией духовности в НЛП является «изменение глубинного ядра личности» Коннирае Андреас (1994). В этой интерпретации основной упор делается на проблему (нежелательное поведение, нежелательное ощущение или нежелательные мысли). Затем — как это принято в НЛП - проводятся переговоры с той частью, которая несет ответственность за проблему. Постепенно задаются наводящие вопросы с целью выявления позитивных намерений этой части. Так возникает иерархия позитивных намерений. Такая иерархия может выглядеть следующим образом: Я курю. Почему соответствующая часть хочет, чтобы я курил? Потому что таким образом я себя вознаграждаю. Почему эта часть хочет меня вознаградить? Потому что у меня маленькая зарплата. Чего же хочет эта часть? Чтобы я больше получал. Почему она хочет, чтобы я больше получал? Потому что тогда я буду доволен. Почему эта часть хочет, чтобы я был доволен? Когда я доволен, у меня появляется ощущение «покоя». Последнее намерение в этой цепи является так называемым «ключевым состоянием». При «изменение глубинного ядра личности» предполагается, что ключевые состояния не могут быть достигнуты стремлением к чему-то или борьбой за что-то. Ключевые состояния являются именно состояниями, а не формами поведения или возможностями. Чтобы испытать ключевое состояние, в него можно просто войти. Можно предположить следующее: У тебя есть ключевое состояние, которого ты хочешь достичь, так как оно проистекает из твоего собственного внутреннего мира переживаний. «Изменение глубинного ядра личности» включает в себя весьма широкую и подробную процедуру выявления сердцевинных состояний, их вызова, стабилизации и освобождения жизни клиента от их влияния. Многие положительные ключевые состояния представляют собой состояния мира, согласия, принятия, любви, жизни, преданности и т. д.

Духовность
Личностное своеобразие
Убеждения и способности
Способности
Поведение
Окружение

Как парамагия, так и интерпретации Дилтса и Андреас связаны с духовностью. Как же парамагия относится к двум другим интерпретациям духовности, существующим в НЛП? Примерно так же, как в средние века народная религиозность относилась к мистическим традициям в монастырях. И то, и другое имеет отношение к духовным вещам, и то, и другое стремится к состоянию мира, любви и согласия. По сравнению с двумя другими интерпретациями, парамагия добивается этого другим путем. Этот путь имеет следующие отличительные особенности: (а) основную роль играют физические ощущения, (б) акцент на измененные состояния сознания (транс), (в) «человеческая» наружность духовных сил, и (г) больше непосредственной связи с конкретной целью. Впрочем, это не означает, что в двух других интерпретациях эти факторы не играют никакой роли. Просто в других интерпретациях эти факторы менее ярко выражены. Иными словами, парамагия является более примитивной, в большей степени физической интерпретацией, направленной не только на духовность, но и на прямое действие с целью осуществления конкретного изменения в жизни человека.

Кинетический транс как общая форма техники - student2.ru

ГЛАВА 26. КРИТИКА НЛП

НЛП пополняет свои ряды все большим числом сторонников, добивается все новых результатов, получающих высокую оценку. Но в адрес НЛП звучит и критика. Критические голоса свидетельствуют как о некотором непонимании, так и о серьезных этических разногласиях. И было бы безответственным с точки зрения экологии просто ловко парировать эту критику и стараться ее заглушить. На критику НЛП можно просто ответить фразой: «Все новое встречает сопротивление». Однако самым главным вопросом является при этом: О чем свидетельствует критическое отношение? Способствует ли оно дальнейшему развитию? Или оно проливает свет на ошибки или слабые звенья?

Для настоящей главы мы отобрали несколько критических точек зрения, с которыми в прошлые годы нам приходилось сталкиваться наиболее часто. Чтобы сделать содержание данной главы более читабельным, мы решили изложить материал в форме дискуссий.

ДИСКУССИЯ 1: ТРЮКИ

Жанет: «Теперь везде только и слышно о семинарах по НЛП, повсюду встречаешь его горячих сторонников. Мне кажется, это происходит из-за того, что существует несколько трюков НЛП, которые позволяют набирать очки среди тех людей, кто этих трюков не знает. Джон, а что ты думаешь об этом как преподаватель НЛП?»

Джон: «НЛП очень просто добивается некоторых вещей, используя при этом весьма действенные техники. Тот, кому удается ими овладеть, может немедленно достичь успеха. Я могу сказать одно: Тот, кто считает НЛП упрощенным, ничего в нем не понимает. Так я полагаю. Потому что, по моему мнению, за этой простотой скрывается наиболее софистическая из всех существующих модель для осуществления коммуникации и изменения. Другой стороной этого является дидактика Преподаватели НЛП, которые холст научить людей действительно профессиональной работе с НЛП, должны наминать на своих занятиях с самого простого. Если в самом начале занятий материал кажется тебе слишком сложным, это сбивает тебя с толку. Просто» в канале работы иногда создает такое впечатление, что все НЛП состоит из простых трюков. Но, как правило, это впечатление быстро проходит. К примеру, когда слушатели курсов, сталкиваются, с такими понятиями, как «работа с логическими уровнями» или «реимпринтинг на линии жизни».

Наши рекомендации