Рентабельные и фундаментальные паттерны

А теперь вернемся к магии и ее межкультурному моделированию. Магические ритуалы являются духовными рабочими паттернами. Магия так же стара, как и само человечество, и уже поэтому достойна изучения. Люди всегда стремились влиять на свою судьбу посредством магического контакта с божествами, духами, душами предков, демонами, природными силами, космической энергией и другими могущественными, мистическими, невидимыми силами. По сути, сами обстоятельства складывались так, что в их картине мира имелось место для подобного рода сил. Если тебе хочется, чтобы тебе помогли духовные существа, ты должен будешь, по крайней мере, предположить их космологическое местопребывание. По большому счету, космологическим фундаментом магии является убеждение в том, что существует другая реальность, в которой все «обычные» события имеют своего двойника. Живая сила, которая в зависимости от культуры имеет различные названия (например, аксе, мана или прана), образует связь между «другой» и «обычной» реальностью. Духовные существа являются носителями этой силы. Колдун, шаман или знахарь могут направлять, затормаживать или стимулировать эту энергию на благо клиента через свой контакт с духовными существами.

Схема магической космологии
Непосредственно воспринимаемая реальность
Другая, невидимая реальность
Соответствующее событие Х’
Духовные существа
Энергия (Аксе и т.д.)
Люди
Событие

Впрочем, парамаги занимаются поиском не любого духовного рабочего паттерна, а прежде всего рентабельных духовных рабочих паттернов. Иными словами, они ищут ритуалы, которые способны работать и демонстрируют благоприятное соотношение между затратами и результатом. Рентабельность фольклорных магических пережитков в нашей собственной западной культуре минимальна. Мы еще продолжаем стучать по дереву, но не ожидаем от этого многого... Поэтому мы обращаемся к другим культурам. Кроме того, мы отдаем предпочтение фундаментальным паттернам, одним словом, тем ритуалам, которые: (а) существуют на протяжении многих веков, и (б) используются во множестве различных культур. Такие паттерны мы называем межкультурными и межвременными.

Неандертальцы наносят магические символы для удачной охоты (рисунок Victor Lazarro)
рентабельные и фундаментальные паттерны - student2.ru

Примером фундаментального паттерна является исполнение танца или барабанная дробь с целью вызова измененногосостояния сознания и установления контакта в измененном состоянии сознания с духами или божествами. Данный паттерн можно обнаружить во множестве культур по всему миру. Можно предположить, что он использовался еще первобытным человеком. Само явление магического ритуала, как мы уже замечали выше, существовало практически во все времена и во всех культурах.

ПАРАМАГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Парамагический цикл, иными словами, процедура межкультурного моделирования может быть подразделена на шесть перечисленных ниже стадий. (В интересах международной стандартизации мы приводим здесь английские названия).

Participation (Участие)

Representation (Представление)

Pattern Definition (Определение паттерна)

Contrastive Analysis (Сравнительный анализ)

Technique Formulation (Формулировка техники)

Tailoring (Приспосабливание)

1. Участие

НЛП-парамаг стремится установить контакт со специалистами по магическим ритуалам из другой культуры (de «source culture»). Он старается приобрести как можно больше практического опыта, то есть, он принимает активное участие в ритуалах. Менее желательной альтернативой личного участия является изучение антропологических материалов и просмотр видеозаписей.

Приведем пример. Мы (Яаап Холландер и Брюс Таненбаум) моделируем «Jogo de Buzios» религии Кандомбле в Бразилии. Это оракул, при котором жрец Кандомбле кидает на скатерть четырнадцать ракушек. По тому, как они падают, он считывает послания божеств. Мы проиллюстрируем шесть стадий парамагического процесса на примере моделирования нами данного оракула. Для большей краткости мы приводим описание только одной части полученных нами данных.

Первый этап (участие) заключается в том, что мы отправляемся в Рио де Жанейро и там устанавливаем контакт с одним из жрецов Кандомбле. Мы представляемся ему «клиентами», и он бросает для нас de Buzios. В дальнейшем мы стараемся как можно чаще наблюдать за его действиями, когда он занимается предсказаниями для других людей.

2. Представление

Поддерживая контакт с носителем культуры и собирая необходимую информацию, парамаг осуществляет воспроизведение ритуала. Преимуществом повторяемого непосредственного участия в ритуале является богатое, более детальное чувственное переживание. Если позже возникнут какие-нибудь вопросы, парамаг всегда может обратиться к своему прежнему состоянию. По сути, данное переживание является субъективным. Различные парамаги сохранят в памяти различные воспоминания, мысли и ощущения, связанные с одним и тем же ритуалом.

Приведем пример. Мы запечатлели в своей памяти (или на видео) некоторые живые, красочные впечатления от оракула Результаты оракула мы испытали на себе. Мы познакомились с темной («ноцебо») стороной предсказаний, когда жрец попробовал подчинить себе одного из нас. Он пытался сделать это, утверждая, что у его подруги рак кишечника, и что избавиться от него можно только в том случае, если в его храме будет совершено достаточное жертвоприношение. Нам пришлось применить все свои гипнотерапевтические способности, чтобы эмоционально освободиться от воздействия данного внушения. Однако мы обнаружили и положительную сторону предсказания. Наша духовная панорама пополнилась некоторыми новыми привлекательными афро-бразильскими божествами, и мы стали использовать оракулы в своей собственной жизни.

Впоследствии мы ознакомились с некоторой литературой по антропологии обнаружили, что оракул Buzios берет свое начало из культуры Yoruba в Нигерии и похож на Chinese I Tjing (китайский оракул). Существует двести вариантов расположения ракушек, которые соответствуют такому же количеству стихотворений из Odu-Ifa, книги, в которой изложена мифология Yoruba (Goodman 1988; Eleburuinon 1989; Eleburuinon 1993).

3. Определение паттерна

При определении паттерна встает вопрос: Что при этом постоянно повторяется? При воспроизведении ритуала парамаг занимается поиском существенных паттернов. Что делается, думается и ощущается постоянно одинаково? Каковы важнейшие элементы ритуала? Каковы их важнейшие характеристики, и как различные элементы связаны друг с другом? Иными словами, что представляет собой структура ритуала?

Приведем пример. Что представляет собой существенный паттерн оракула Jogo de Buzios? Мы обнаружили шесть важных элементов, из которых мы - в целях краткости — приведем описание двух.

(а) Всеохватывающая модель. Жрец имеет модель мира, важную роль в которой играют невидимые существа. При помощи данной модели он способен объяснить все, заходит ли речь о физическом заболевании или об общественных связях Клиент разделяет данную модель вместе со жрецом.

(б) Избирательное воспоминание. Клиент запоминает предсказания жреца иначе, чем они были сделаны на самом деле. Если жрец сказал: «У тебя семья в Сан Паулу», и потом: «Кто-то в твоей семье серьезно заболеет», и у шурина клиента в Сан Паулу случается сердечный приступ, клиент сохраняет в памяти такую интерпретацию слов жреца: «У твоего шурина в Сан Паулу случится сердечный приступ». Тем самым происходит значительное повышение авторитета жреца. «Неверные» предсказания обычно забываются: жрец об этом больше не говорит, а клиент об этом больше не думает. Оба эти элемента (всеохватывающая модель и корректировка памяти) усиливают друг друга. Так как клиент верит в то, что посредством оракула с ним говорило божество, он начинает еще более активно выискивать то, что совпадает с предсказанием. И наоборот, так как клиент сам способствует правильности предсказания, происходит повышение достоверности оракула.

4.Сравнительный анализ

Парамаг сравнивает обнаруженные паттерны с тем, что происходит в его собственной культуре. Что они делают иначе в культуре-первоисточнике, чем делают в принимающей культуре (de «destination culture»)? В различии между двумя культурами заключается ценность для принимающей культуры.

Приведем пример. В нашей культуре мы тоже встречаем предсказателей от биржевых аналитиков до «Madame Miracula» на ярмарке. Если мы сравним биржевого аналитика и Madame Miracula с жрецом Кандомбле, мы сразу же заметим, что у первых отсутствует всеохватывающая рамка жреца Кандомбле. У Madame Miracula есть идея о том, что она обладает унаследованным «даром», однако она не связывает это с невидимыми духами и божествами. Биржевой аналитик ссылается на таинственные нематериальные силы, такие как «экономические закономерности», «международные тенденции» и «новая компьютерная технология». А авторитет «дара» или компьютера во много раз меньше, чем авторитет божественного. Биржевой аналитик и предсказательница питают глубокое уважение к любой форме предсказания. При этом они могут рассчитывать на некоторые избирательные воспоминания у своих клиентов. Инвесторы стремятся в какой-то мере забыть об убытках, но хорошо помнят о высоких экономических показателях. Однако предсказательница и биржевой аналитик не могут рассчитывать на подобные избирательные воспоминания в течение длительного времени, как это делает жрец Кандомбле.

5. Формулировка техники

На основании важнейших различий между культурой-первоисточником и принимающей культурой дается формулировка техники. Парамагическая техника должна отвечать тем же самым требованиям, предъявляемым к форме, что и любая другая техника НЛП, а именно: (а) цель техники ясная и четкая, как пользователь узнает, что цель достигнута, и как именно техника позволяет достичь поставленной цели, (б) последовательность этапов является функциональной, и (в) техника привносит что-то в стандартное НЛП (более подробную информацию о требованиях, предъявляемых к форме техник, см. в главе 20, «Моделирование»).

Приведем пример. Руководствуясь вышеназванными опытами и соображениями, мы привели описание состоящего из шести этапов паттерна предсказаний. Фактически, наши опыты с Jogo de Buzios помогли нам подразделить оракулы на четыре различных вида:

(а) Оракулы ассоциации. В этом случае предсказатель отожествляет себя с духом или божеством. Например: советы медиумов Умбанда.

(б) «Оракулы путешествия». В этом случае предсказатель отправляется в путешествие по внутреннему, духовному пространству и общается там с духами. Например: диагнозы и предсказания шаманов,

(в) Случайные оракулы. В этом случае предсказатель использует «случайные» конфигураций предметов, на основании которых считывает информацию. Примеры: Jogo de Buzios и карты Таро.

(Г) Физические оракулы. В этом случае предсказатель использует физический признак или физическую реакцию клиента, на основании чего считывает информацию. Примеры: хиромантия и графология.

Несмотря на все различия, результаты всех этих оракулов основываются одних и тех же принципах. Однако мы причислили эти принципы к тайному парамагическому знанию. На то у нас имеются две причины. Во-первых, наличие в религиозной или социальной системе «тайного знания» является важнейшим фактором плацебо. Люди с большим вниманием и уважением оросятся к информации, которая является тайной, чем к информации, которая является легко доступной. Во-вторых, наша парамагическая система предсказаний вероятно, благодаря сочетанию элементов из различных культур - сила весьма сильной в том, что касается результатов, достигаемых клиентами предсказателей. Мы несем ответственность за то, чтобы это знание было достойно только тем, кто способен быть экологически ответственным.

6. Приспосабливание

Приспосабливание означает, что парамагическая техника получает такую формулировку, которая в полной мере согласуется с гипотезами в принимающей культуре, или — в негативном смысле — что для принимающей культуры она является непонятной, смешной, неэффективной или даже парной.

Приведем пример. Одним из способов приспосабливания предсказаний к нашей собственной культуре является выдвижение на передний план понятия «прокладывание каналов бессознательных процессов». Мы исходим из того, то люди знают и чувствуют гораздо больше, чем они подозревают. Мы видим и представляем предсказания не только как вмешательство богов, но и способ активизации и осмысления бессознательных процессов. Так как жители Западной Европы, как правило, не верят в духов, но верят в «бессознательное», это делает предсказания в нашей культуре гораздо более эффективными. Вторым способом приспосабливания различных парамагических техник к нашей культуре является утаивание их от широкой общественности. Тем самым мы предотвращаем злоупотребления. Поэтому в качестве одной из форм приспосабливания мы рассматриваем сохранение некоторых парамагических техник НЛП втайне от широкой публики.

Впрочем, важным является не столько максимально полное приспосабливание, сколько предотвращение непонимания и нанесения вреда. Из-за того что у участников нет готовых рамок для размещения предложенных переживаний, возникает психологическое пространство для нового опыта. Данный аспект парамагии согласуется с тем, что Эриксон и Росси в своей модели индукции транса и гипнотерапии «Depotentiating Habitual Frameworks and Belief Systems» называют: ослабление привычных для человека рамок и убеждений (Erickson en Rossi 1979). Человека отвлекают от осознанных мыслей, при этом не могут наблюдаться стандартные реакции. В подобной ситуации скрытые присутствующие паттерны реакции и ассоциации получают шанс стать осознанными и управлять поведением.

Наши рекомендации