Глава 25. межкультурная парамагия

Представим себе, что мы были бы способны охватить взглядом многие времена и многие культуры. Представим себе также, что при этом мы бы задались вопросом: Что делает человек, у которого есть проблема? Что делает человек, который зашел в тупик, из которого он не в состоянии выбраться самостоятельно? Что делает человек, который хочет изменить свою жизнь? Что бы мы ответили на эти вопросы? Он обращается к семейному врачу? Он пытается собственноручно разрешить свою проблему? Он ведет долгие эмоциональные беседы со своими друзьями? Он прибегает к терапии? Нет, если мы охватим взором многие времена и многие культуры, мы выясним, что в подобной ситуации человек начинает вести поиск. Он отправляется к священнику или знахарю, потому что именно они способны обращаться к божествам, демонам, душам предков либо иным могущественным духовным сущностям. Тот, кто намерен круто переменить свою жизнь, ищет — с транскультурной или трансвременной точки зрения - магические способы разрешения своих проблем. Он даже предпринимает попытки с помощью священника обратиться к божествам. Наше нынешнее время и наша собственная культура, определяемая христианством, при пристальном наблюдении оказываются одними из немногих, в которых подобной традиции нет. Глобальный паттерн заключается в том, что человек рассказывает о своей проблеме, священник, знахарь, колдун или шаман совершает определенный ритуал, и проблема разрешается. Маг управляет, приспосабливает, усмиряет либо стимулирует космическую энергию духовных существ. И это способствует тому, что больной выздоравливает, безработный находит работу, предприятие вновь получает большие заказы, семейные скандалы улаживаются, на не имеющий спроса дом находится покупатель, подросток начинает находить общий язык со своими родителями и т. д.

Магия, иными словами, направленная на результат коммуникация с божествами, духами и иными нематериальными сущностями, играет во всемирном масштабе главную роль, когда речь идет о целенаправленном изменении. НЛП исходит при этом из того, что мы можем лучше оценить картину мира на основании ее практических результатов, а не с помощью ее с трудом поддающегося определению истинного содержания. И если карта не является территорией, то карта с божествами и духами, в принципе, ничем не хуже и не лучше научно-материалистической карты, в которой все определяется теорией в движении. С точки зрения НЛП, атомы, электроны и молекулы, по сути, являются не «более реальными», чем души предков, демоны или духи. Следовательно, НЛП не имеет принципиальных возражений против модели мира, в которой присутствуют духовные сущности. Что же происходит в том случае, если кто-то верит в то, что подобные сущности определяют все человеческие удачи и несчастья? Не отказывается ли тем самым человек от индивидуального самоопределения, которое предлагает ему научная картина мира? В этом случае мы снова можем применить прагматическое тестирование. Вопрос теста сформулирован следующим образом: Что происходит, когда кто-то претворяет на практике определенную идею? Или, как выразил это Пейрс (основоположник прагматизма): «Чтобы определить значение идеи, необходимо исследовать, какие последствия будет иметь ее претворение на практике; в противном случае, никогда не будет положен конец бесплодным спорам». С прагматической точки зрения, божества и духи ничуть не хуже и не лучше, чем биохимия и механика, выступающие в роли вершителей судеб, предоставляя желаемые возможности. Если кто-то верит в то, что он способен улучшить свою судьбу, обращаясь к духовным сущностям, это создает мыслительные возможности, которых у него, вероятно, могло бы и не быть, если бы он верил в то, что его судьбу определяют биохимические процессы в его головном мозге. Это относится к духовной картине мира, но также и к естественнонаучной картине мира. Пациент в депрессивном состоянии, который вверяет свою судьбу фармацевтической науке и с надеждой глотает новейшие антидепрессанты, может тем самым создавать ценные мыслительные возможности. Однако если мы сравним веру в божеств и духов с материалистической картиной мира, мы увидим, что многосторонняя панорама человекоподобных духовных существ позволяет получить больший обзор, большее число вариантов и больше контроля, чем абстрактные законы природы естественнонаучной картины мира, исключительно благодаря тому факту, что люди, как правило, обладают более богатой внутренней репрезентацией других людей, чем атомов, черных дыр и нейтринов. Элементы естественного окружения первобытного человека, такие как другие люди, животные, растения, деревья, ветер, облака, море, огонь и ландшафты, являлись в то время еще более сильными метафорами для необъяснимого. В этом заключается психологическое преимущество магической картины мира по сравнению с естественнонаучной картиной мира.





Таким образом, НЛП не возражает против божеств и духов в качестве организующих принципов. Однако НЛП признает за данными духовными существами другое местожительство, в отличие от того, куда их традиционно помешают. В соответствии с традиционной космологией, которой эти духовные существа обязаны своим происхождением, они пребывают на небе, в царстве мертвых, в «другой реальности» и т. д. В соответствии с НЛП, божества и духи живут в нашем собственном субъективном опыте. Духовные сущности находятся в нашей собственной био-психо-социальной системе. Иными словами, божества и духи являются продуктом нашего собственного головного мозга нашего собственного организма, наших собственных отношений с другими людьми и нашего собственного соприкосновения с одной или несколькими культурами. Небо и преисподняя находятся в нашей центральной нервной системе. Мифология и магия возникают благодаря мифологическим и магическим структурам в субъективном опыте человека. В НЛП и в парамагии «другая реальность» традиционной космологии становится «обращением внутрь».

Схема взаимоотношений между внутренней, внешней и «другой» реальностью
Традиционная картина мира
Прагматическая картина мира
Другая реальность
Внутренняя реальность
Внешняя реальность
Внутренняя реальность
Внешняя реальность
Другая реальность

Магия возникает тогда, когда кто-то думает, чувствует и действует на магический манер. Данная точка зрения имеет различные выводы. Одним из них является то, что иногда это приводит нас к конфликту с истинными верующими, отожествляющими себя с мыслью, что другой мир является «объективно реальным» или «очевидно настоящим». НЛП находится в «напряженных отношениях» с различными формами религиозного фундаментализма, как местного, так и чужеземного.

Другим представляющим для нас интерес выводом, исходя из точки зрения о том, что божества находятся в нашей нервной системе, является то, что магия может быть смоделирована, подобно любому другому человеческому опыту. При этом принимается во внимание и переносится опыт магических ритуалов. И это именно то, чем занимается парамагия. Парамагия представляет собой моделирование полезных магических ритуалов. Парамагия обращается к колдунам, священникам, медиумам, знахарям, шаманам и им подобным с классическим вопросом: Как они это делают? Парамагия рассматривает способности этих людей буквально как способности человека, которые, при наличии желания и определенных усилий, могут быть переняты другими людьми. Что же это означает на практике? Как правило, парамаг устанавливает контакт в какой-нибудь далекой стране с местными специалистами, применяющими магические ритуалы, с целью моделирования их способностей. Зачем же ему отправляться так далеко? Теоретически, можно было бы моделировать и местных нидерландских магов, однако магические ритуалы на нашей земле под влиянием христианства свелись к фольклору. Хотя остатки наших собственных нидерландских ритуалов еще можно обнаружить повсюду вокруг нас. Вспомните пасхальное дерево с его птицами и кроликами, или яйца, которые мы едим на Пасху: характерные отголоски древних ритуалов плодородия. Или посмотрите на голову лошади, которую мы обнаруживаем на наружных стенах крестьянских построек: символ защиты от «ночной кобылы». Почему мы чокаемся бокалами с пожеланием здоровья? Когда-то это делали для того, чтобы изгнать из питья злых духов. Как возникли спекюлаасы (фигурные пряники к празднику Синтерклаас)? Эти пряники — в форме сердечек, животных, венцов и людей — являются отголосками древних времен жертвоприношений. Почему мы «стучим, чтобы не сглазить» по дереву? Вероятно, когда-то это было ритуалом, с помощью которого болезни и страдания передавались духу(ам) дерева (De Joode 1977). Подобный фольклор свидетельствует о множестве магических ритуалов, которые когда-то признавались нашей собственной культурой, а также об относительно коротком промежутке времени, прошедшем с момента их исчезновения. Однако если сегодня нам захочется исследовать еще существующие магические ритуалы, нам придется обратиться к другим — скорее всего, не христианским — культурам. Следовательно, мы отправимся в Бразилию, чтобы увидеть за работой священников Кандомбле, или в Марокко, чтобы понаблюдать за действиями танцоров Гнава (Gnawa), или в индейскую резервацию в Неваде, чтобы принять участие в ритуалах знахаря Шошоне (Shoshone).

Именно поэтому мы говорим о межкультурной парамагии. Мы моделируем ритуал в одной культуре и впоследствии переводим его в другую культуру. Межкультурная парамагия является формой межкультурного моделирования, межкультурное моделирование, в свою очередь, является средством, применяемым НЛП.

Место наших прагматических техник в НЛП
Нейро-лингвистическое программирование
Моделирование
Другие аспекты
Межкультурное моделирование
Другое моделирование
Межкультурная парамагия
Другая парамагия
Наши техники
Другие техники

Струнный инструмент и кастаньеты Гнава (Gnawa)
глава 25. межкультурная парамагия - student2.ru

Лучше всего наблюдать за современными магами «в действии», принимая активное участие в их ритуалах. На основании непосредственного опыта, наблюдений и воздействий мы формулируем паттерны в: (а) убеждениях, (б) внутренних стратегиях, и (в) конкретном поведении как самого священника/мага так и верующего/клиента. Исходя из собственной психологической перспективы, мы выявляем паттерны в структуре его субъективного переживания и определяем, как эти паттерны связаны с теми результатами, которых они достигают. Эти паттерны мы впоследствии переводим в парамагические техники, которые могут быть использованы в нашей собственной культуре. Парамагические техники представляют собой особую разновидность техник НЛП. При этом важно учитывать, что парамагия перенимает структуру (принципы), но не конкретную форму. Ритуальное поведение не может быть необоснованно переведено в другой культурный контекст. Принципам стараются придать новую форму, подходящую «принимающей» культуре. Парамагия переводит магические принципы. Это нечто иное, чем имитирование или перенимание магического поведения.

КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР

Когда мы моделируем магические ритуалы, к какой разновидности техник мы в конце концов приходим? В каком отношении парамагия представляет собой нечто иное, чем имитирование ритуалов? Позвольте нам привести конкретный пример. Для этого мы приведем описание подобной прагматической техники НЛП, а именно наш «перевод» ритуала Гнава. Гнава — это мистическое направление в исламе. Находясь в Марокко, мы (Яаап Холландер и Брюс Таненбаум) приняли участие в их «Дьердебе», ритуале, который длится от заката до рассвета, и в процессе которого участники при помощи ритмических танцев, быстрых ритмов кастаньет и медленной, монотонной мелодии струнного инструмента входят в состояние экстатического транса. В состоянии транса они «наполняются» духовными сущностями (духами). При этом, с точки зрения их системы верований, они черпают духовную энергию, которую они используют, к примеру, при лечении серьезных заболеваний.

Мы соединили наши наблюдения за ритуалом Гнава с аспектами двух Афро-Бразильских ритуалов: ритуала Кандомбле, при котором одновременно вызывается множество божеств (Orixa's), и ритуала Умбанда, в процессе которого участники входят в состояние транса и дают советы заинтересованным верующим. Соединение этих трех различных ритуалов — после многократных изменений и испытаний — привело к появлению прагматической техники

Оракулы на основе экстатической ассоциации в духовной панораме (KiTr- Ex/SpirPan/Orc-S+О>03).

Данная техника имеет следующие основные составляющие: (а) кинестетический транс (экстатический вариант), (б) ассоциация с духовным существом, и (в) оракулы на основе духовного существа.

Эта техника осуществляется следующим образом.

1. Духовная панорама

Для начала пользователь (чаще всего называемый в парамагии «танцором») охватывает взглядом свою личную духовную панораму. Он мысленно создает панорамный обзор всех божеств, духов, природных явлений, предков, космической энергии и других нематериальных сущностей, которые играют в его жизни определенную роль. Сперва он представляет себе, что видит этих сущностей над собой, потом он представляет себе, что видит их вокруг себя. Сам он находится в центре этой панорамы. Подобное «опускание вниз» само по себе является большим изменением в сенсорных качествах (субмодальностях) духовной панорамы человека. Это изменение нацелено на достижение равноценного контакта. Впрочем, данное вмешательство немедленно способствует интеграции между картинами мира земледельца, предполагающими наличие неравноправных отношений с божествами, и культурами охотников, поддерживающими равноправные отношения со своими божествами. По мере того, как человек все чаще работает с данной разновидностью техник, его духовная панорама, как правило, все больше пополняется. Это означает обнаружение новых ресурсов.

2. Осуществление

Впоследствии танцор делает сущности в своей духовной панораме «настоящими». Возможно, это звучит странно, однако он делает это, стараясь посредством сенсорных характеристик (субмодальностей) сделать их по возможности более похожими на настоящих существ. Для этого ему необходимо прежде всего знать, какие субмодальности делают что-то в его опыте «настоящим». Критические субмодальности настоящего различны у каждого человека. Возможно, кто-то воспринимает что-то как «настоящее», если это представляется ему многоцветным, подвижным и ощутимым, в то время как то же самое воспринимается им как «ненастоящее» или как «фантазию», если это является черно-белым, неподвижным и неощутимым. Хотя и существуют индивидуальные различия, на основании своего практического опыта мы можем предсказать, что «настоящее» и «ненастоящее» различаются большинством людей следующим образом:

— Настоящее: четкие цвета.

Ненастоящее: блеклые или черно-белые цвета.

— Настоящее: подвижный визуальный образ.

Ненастоящее: неподвижный визуальный образ.

— Настоящее: четкая кинестетическая репрезентация (соприкосновение)

Ненастоящее: незначительная кинестетическая репрезентация либо ее отсутствие.

— Настоящее: ощущение движения.

Ненастоящее: опущение неподвижности.

— Настоящее: близко.

Ненастоящее: далеко.

— Настоящее: ощутимый запах.

Ненастоящее: слабый запах либо отсутствие запаха.

глава 25. межкультурная парамагия - student2.ru

Варьируя субмодальности настоящего и ненастоящего, танцор может буквально «осуществлять» или «оживлять» духовных существ в своей духовной панораме. При желании он также может сделать обратное. Техника осуществления дает танцору власть над духами. Если духовные существа делают что- то, что ему не нравится, он может снова сделать их «ненастоящими». Подобная работа с субмодальностями (не)реальности дает пользователю свободу и защиту при проведении экспериментов с парамагическими паттернами.

3. Экстатический транс

На третьем этапе работы с паттерном пользователь входит в состояние экстатического транса. Вероятно, для большинства читателей вхождение в экстатический транс представляется чем-то невероятным. Однако принципы этой процедуры в действительности весьма просты. Танцор просто вызывает в своем теле слабое спонтанное движение. Это происходит на уровне подсознания. Требованиями при этом являются простота и повторяемость. Это должно быть простое движение, которое можно легко повторять десятки раз. Танцор при осуществлении данной техники работает вместе с «auxilar», помощником или сопровождающим, который при необходимости помогает ему. Как только он начинает совершать движения, auxilar начинает в такт этого движения бить в барабан. Танцор повторяет свое движение в такт звуков барабана, что способствует возникновению раппорта: танцор подстраивает свои движения под звуки барабана и наоборот. Как только устанавливается раппорт, auxilar усиливает темп; он бьет в барабан все быстрее и быстрее. Танцор танцует, совершая одно и тоже движение, все быстрее и активней. Это приводит к возникновению кинетического (двигательного) транса, в котором проявляются все гипнотические признаки, известные западной гипнотерапии. (Далее в настоящей главе мы снова вернемся к этой теме).

Одна участница так описывает свои впечатления от кинетического транса, имевшего место в несколько ином контексте: 4Сначала я нервничаю, испытываю неуверенность... потом я внезапно я испытываю беспокойство. Я ощущаю свою цель, я танцую и становлюсь своей целью. Затем я думаю о том, что препятствует достижению моей цели. Вижу перед собой то, что мне мешает: вещи, люди. Устраиваю дуэль, рассматриваю это препятствие в качестве противника. Ощущаю, насколько сильно сопротивление достижению моей цели. Ощущаю силу, с помощью которой могу устранить это препятствие посредством танца. По мере того, как я все глубже погружаюсь в свою борьбу — и это сравнимо с состоянием транса — мое тело, мое препятствие и пространство становятся единым целым. Между тем у меня больше нет абсолютно никакого представления относительно того, как я выгляжу. Как только я это констатирую, я замечаю, что мне больше нет до этого никакою дела. Мои ноги топают, как ноги солдат, мое тело ощущает себя войском, которое, конечно, стремится победить... Я ощущаю себя индейцем, танцующим вокруг своего тотема, колдуньей, магом, располагающим всеми необходимыми элементами! В процессе танца препятствие исчезает. Ха, победа, танец — это победа! (...) Внезапно все это заканчивается... Я снова ощущаю пол под ногами, удивленно оглядываю зал, людей... Ну, вы это видели? Мне бы нужно смеяться, но я чувствую себя немного застигну, той врасплох. Это указывает на то, что это индивидуальный процесс, во время которого происходит очень интенсивная работа. Я чувствую себя великолепно. Уффф, жарко!» (Тег Laan 1994).

4. Духовные ассоциации

Пребывая в состоянии транса, танцор/пользователь вновь охватывает взглядом свою духовную панораму и ждет, пока не проявится одна из сущностей. С этой сущностью он некоторое время танцует. Он просит эту сущность дать ему совет насчет его цели. И в заключение он входит в соответствующую сущность (ассоциациируется) — если она является экологически ответственной. Он становится одним целым с этой сущностью. Он отожествляет себя с ней. Он танцует, совершая движения этой сущности, он дышит так, как дышит эта сущность, он смотрит глазами этой сущности и т. д. Некоторые участники боятся отожествлять себя с какой-либо сущностью, особенно, если они незадолго до этого посмотрели по телевизору или по видео фильм «Изгоняющий дьявола» («De Exorcist») или что-то в этом роде. В нашей картине мира это страх перед тем, что живет в нашей собственной нервной системе, в нашей собственной био-психо-социальной системе. Вполне возможно, что подобное упражнение может помочь участнику преодолеть этот барьер.

5 Ассоциация-оракул

Находясь в подобном духовно-ассоциированном состоянии — в состоянии сущности — танцор дает советы остальным участникам. Каждый танцор получает по меньшей мере три совета. Один от своей «собственной» сущности, с которой он танцевал, и два от других сущностей, которые обращаются к нему в образе двух других участников.

Одна из участниц описывает данный оракул следующим образом: «Теперь ты можешь, если тебе захочется, подойти к тому, кому ты бы хотел что-то сказать... что-то позитивное, дать какой-нибудь хороший совет! Мое внимание произвольно переключается на кого-то и я направляюсь туда. Другой участник говорит: «Ээ, да, мне бы, вообще-то, хотелось подойти к кому-то другому». «Можно ли мне что-то тебе сказать?», спрашиваю я. Я ощущаю определенный страх у другого человека. Я забываю, что хотела сказать, и обращаюсь к нему: «Тебе бы не стоило так сильно бояться» Боже мой, ты должен меня услышать, думаю я. Ты не можешь этою сделать! Но в тот момент, когда я хочу сказать «простите, замечаю к своему большому удивлению, что другой человек пребывает в состоянии радостного изумления. Большинство наблюдений — какк (выяснилось впоследствии во время обсуждения — были сделаны интуитивно и четко осознаны. (...) Неужели парамагия усилила интуицию?» (Тег Laan 1994).

6. Диссоциация

В следующем танце пользователь/танцор отделяет себя от той сущности, с которой он себя ассоциировал. Это не экстатический, а медитативный танец. Ритм барабанной дроби становится медленным, а танцор начинает совершать осознанные движения. Он выходит из образа сущности и снова становится самим собой. А сущность вновь занимает свое место в духовной панораме танцора. Танцор оценивает все, что с ним произошло. Что является общим фактором в различных советах, которые он получил? В чем заключается суть различных информационных посылов?

Если с ним произошло что-то, в экологичности чего он сомневается, у него есть возможность теперь, задним числом, это «де-реализовать», выявив субмодальности «ненастоящего» и тем самым избавиться от этого. С помощью данной парамагической техники суть некоторых магических ритуалов из Марокко и Бразилии — в определенном масштабе — была перенесена на нашу западноевропейскую культуру. У нас — на семинарах по парамагии - эта суть была подвергнута проверке при помощи теста «выплывет или утонет», которой подвергаются большинство техник НЛП, другими словами: если они дают удовлетворительные результаты, они остаются, если нет, они сами по себе исчезают, лишившись поддержки парамагии.

МАГИЯ И РЕЛИГИЯ

Слово «парамагия» представляет собой комбинацию слов «прагматизм» и «магия». Прагматизм — это философское течение, самым известным представителем которого является психолог из Северной Америки Уильям Джеймс. Прагматизм провозглашает, что польза важнее, чем истина. Прагматизм представляет «истину» как особую разновидность «добра». Как «добро» не является неизменным и непреложным, так и «правда» зависит от личности момента и ситуации. Основным вопросом, при помощи которого парамагия проверяет идеи, является не вопрос: Это правда?, а вопрос: Каковы последствия? Что произойдет, если определенная идея будет претворена в жизнь? Отсюда и слоган: Если это работает, значит это верно. Таким образом, прагматизм налагает на каждого человека ответственность за самостоятельный выбор того во что ему хочется верить. Речь в данном случае не идет о том, чтобы верить в то, что является верным, речь идет о последствиях. Если убеждение А приводит к отрицательным последствиям, а убеждение Б - к положительным, то Б является лучшим убеждением. НЛП дополняет суть прагматизма, примеру, предлагая конкретные, изучаемые процедуры для изменения убеждений. Вопрос, который задает парамагия, звучит следующим образом: Как полезные магические ритуалы могут быть переведены из других культур в нашу собственную культуру?

Согласно словарю, магия является «искусством использовать в своих целях тайные природные силы (или духов)». В свете данного определения для среднего человека едва ли существует различие между религией и магией Большинство людей, которые обращаются к священнику или шаману, видят в этом не форму искусства, а явное средство помощи. Магия практически всегда связана с богослужением и мифологией. Воббермин (в Ранде 1956) говорит об этом: «Великое множество всевозможных (...) явлений указывают на близость религии и магии. Магия нигде не встречается без религии. А религия без магии существует только в христианстве».

В антропологии называют различные критерии, позволяющие отделить магию от религии. Так, религия является «обязательной», а магия «добровольной» (Durkheim, in Goodman 1988). Или магия используется для того, чтобы соединить знание и контроль, а религия нет (Malinovski, in Goodman 1988). По сути, на рубеже прошлого и нынешнего веков имел место этноцентрический период, когда «наше» богослужение являлось религией, в то время как «их» богослужение состояло из магии и суеверия. Ни один из этих критериев не вышел за рамки антропологии. Как говорит антрополог Хаммонд (1970): «Различие между магией и религией, идет ли речь о двух частях или о полярности, не является продуманным (...) То, что это различие [в антропологической теории] привело исключительно к путанице, лишь усиливает наше убеждение в том, что абстракция базируется на неверной интерпретации». Или, как говорит Эберле (in Randa 1956): «Там, где картина мира, скрытая за магическим действием, находит выражение в мифических историях и фантазиях, между магией и мифом тоже существует тесная связь (...) Переход между религией, мифом и магией гораздо более плавный, чем систематическое «или-или».

Вероятно, мы можем сказать, что магия является практическим применением религии, направленным на достижение конкретных результатов. Вероятно, мы можем называть религию все более «магической» по мере того, как в рамках религии: (а) сильнее, (6) чаще, и/или (в) более прямо стремятся к практической пользе.

«Люди на земле» как система

Одна из гипотез НЛП заключается в том, что люди располагают всеми ресурсами для осуществления желаемого изменения. Данная гипотеза позаимствована из работы американского психиатра и гипнотерапевета Милтона X. Эриксона, который увидел в бессознательном место накопления мыслительных возможностей (Hollander, Derks en Meijer 1990). Он рассматривал гипнотерапию как способ помочь клиенту найти, отобрать и использовать уже имеющиеся в его подсознании запасы.

Для существования подобной гипотезы в отношении ресурсов имеется твердая нейрофизиологическая основа. Биологические механизмы в человеческом головном мозге протекают — к примеру, по сравнению с электронными компьютерами — достаточно медленно. Однако мозг является гигантским приспособлением, обладающим к тому же необычайно эффективной программой. Программирование, которое делает наш мозг настолько эффективным поддерживается прежде всего за счет параллельного функционирования, иными словами, благодаря тому, что множество различных, отличающихся друг от друга частей нашего головного мозга одновременно выполняют различные задачи. Это, помимо всего прочего, приводит к тому, что одна часть мозга может содержать информацию, которая в случае необходимости может пригодиться другой его части. Выражаясь компьютерным языком, можно сказать следующее: проблема возникла в одной директории, в то время как ее разрешение нужно искать в другой директории. Индивидуальная, личная работа по изменению рассматривается в НЛП в качестве переноса мыслительных ресурсов с одной части личности на другую.

Ресурс
Часть 2
Личность
Часть 1
Изменение, как перенос ресурса

НЛП прежде всего представляет собой изучение субъективного опыта, исследует, какие элементы мы можем распознать в нашем внутреннем переживании, и как эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Нас интересует, что человек мысленно слышит, видит и чувствует, и как именно он это делает. А также как он двигается, что он говорит самому себе, как он это говорит, и из каких предположений и обобщений он при этом исходит. Комбинация этих элементов (называемая в НЛП структурой субъективного опыта) определяет то, как человек себя чувствует и ведет. Моделирование исключительных способностей человека, иными словами, кодирование и подготовка способностей к переносу, основывается на принципе переноса ресурсов. Только в этом случае ресурсы переносятся с одного человека на другого, а не с одной тети на другую, как это происходит при осуществлении целенаправленного изменения.

Ресурс
Человек 2
Общество, группа
Человек 1
Моделирование, как перенос ресурса

Если мы еще больше увеличим систему, в рамках которой осуществляется перенос ресурсов, мы придем к межкультурному моделированию. Если рассматривать «людей на земле» как одну большую систему, то культуры в данной системе будут являться самыми большими составными частями. Культуры тоже обладают специфическими ресурсами, как части или люди. Межкультурная парамагия представляет собой моделирование на уровне культур. Внутри целого «люди на земле» в определенной его части присутствуют магические ресурсы, в которых нуждаются другие части системы. Рассматривая «люди на земле» как одну систему и переводя эту идею в практическое действие, тем самым мы поддерживаем идеологию «глобального мышления». Подобно тому, как на индивидуальном уровне мы исходим из того, что ресурсы, которые кому-то необходимы, находятся в какой-то части его мозга, мы исходить из того, что ресурсы, в которых мы сегодня нуждаемся в Европе обнаружены и действуют в Африке, Америке или Азии. И наоборот, подобный культурный ресурс имеет форму социального обычая, роли личности, искусства, мифа, традиции воспитания или магического ритуала.

Ресурс
Культура 2
Люди на Земле
Культура 1
Межкультурное моделирование как перенос ресурса

Наше время, время перехода от двадцатого к двадцать первому веку, предлагает уникальные возможности для межкультурного обмена. У нас есть больше, чем когда-либо прежде, доступа к различным частям «люди на земле» как системы. Во-первых, в наше время, благодаря стремительному сокращению расстояний, существует возможность установления чувственного контакта с большой частью различных культур. Во-вторых, сегодня у нас есть более полный, чем когда-либо прежде, обзор культур, которые существовали на протяжении человеческого развития (Houston 1993). В-третьих, у представителей традиционных культур (как индейцы в Северной Америке и аборигены в Австралии) возрождается сильное позитивное отношение к своей собственной культуре. Вместе эти три явления образуют благоприятный общий контекст для работы парамагии. Или, как говорит Джин Хоустон (1993): «Мы, поистине, живем в пору жатвы в отношении мировых культур и истории планеты».

Если мы знаем, что сегодня подходящее время для переноса культурных ресурсов в рамках системы, которую мы называем «люди на земле», то встает вопрос: Для чего нам это нужно? Мы переносим ресурсы для того, чтобы разрешить проблемы или достичь цели. Какие проблемы и цели стоят перед нами в наше время? Иными словами, как обстоят дела с людьми на земле, и к чему мы стремимся? Наш анализ нынешних проблем человечества как единого целого является односторонним и ограниченным. Однако вкратце мы можем установить, что человечество в настоящий момент прежде всего столкнулось с предательством технологии. Становится все более ясно, что за технический прогресс мы платим цену (в виде негативных побочных явлений), которая выходит за пределы первоначальной «сметы». Иногда даже настолько, что встает вопрос, можно ли еще вести речь о «прогрессе». Список побочных отрицательных явлений длинный. Медицинская технология, которая - если нам повезло — продлевает нашу жизнь, приводит также к перенаселению и голоду. Достижения естественных наук, дающие нам поистине сказочный выбор предметов потребления, позволяют также производить современное эффективное оружие массового уничтожения. Механизация сельского хозяйства и промышленности позволяет достичь изобилия и низкой стоимости предметов потребления, но приводит к массовой безработице. Материальное богатство, которым мы владеем, являясь западной элитой, ведет к перерасходу, загрязнению окружающей среды и появлению все большей пропасти между бедностью и богатством, сопровождаемой социальной напряженностью. Информационная технология, предоставляющая нам информацию, точно также предоставляет информацию диктаторам и секретным службам полицейских государств. И так далее, и тому подобное. Технология приносит пользу за высокую цену. Кроме того, к этому нужно добавить особые проблемы. У нас еще нет полной уверенности насчет взаимодействия между этими проблемами. Безработица плюс богатая элита плюс загрязнение окружающей среды плюс размывание ответственности вместе создают превосходный рецепт для криминалитета. Одним словом, нынешнее состояние системы «люди на земле» характеризуется новыми возможностями, но, одновременно с тем, множеством новых проблем, которые грозят захлестнуть нас.

В чем же заключается решение? Технологическое решение — проблем, вызванных той же самой технологией — влечет за собой все новые проблемы. Приведем пример. Высокое потребление приводит к быстрому промышленному загрязнению поверхности воды (De Boer 1991). Поэтому строятся водоочистные сооружения. Водоочистные сооружения потребляют много энергии и производят ядовитый ил. Для уничтожения ядовитого ила создают сжигающие печи. Эти печи также потребляют энергию. Кроме того они загрязняют воздух, который и так уже достаточно загрязнен отходами энергии, затрачиваемой водоочистными сооружениями и печами сгорания. Следовательно, в результате мы имеем чистую воду, но сильно загрязненный воздух. Технологическое решение создает новые проблемы.

Только всеохватывающее изменение мышления может позволить осуществить необходимые политические и экономические изменения, а также изменения в поведении. Парамагия представляет большую ценность для системы «люди на земле» в той мере, в какой она осуществляет эти изменения. В свете вышесказанного, в каком направлении мы хотим переместить эти ценности и убеждения? Нам бы хотелось увидеть три взаимозависимых изменения мышления:

— Экологическое сознание и связь.

— Множественные описания действительности.

— Гибкость в отношении собственного достоинства и удовлетворения потребностей.

1. Экологическое сознание и связь

Любое индивидуальное поведение и любая индивидуальная ценность оказывают влияние на большую систему, частью которой является индивидуум. Описанные выше проблемы возникают помимо всего прочего из-за того, что индивидуумы не вполне осознают и/или не в достаточной степени ощущает свою связь с большими системами. Тот, кто: (а) на эмоциональном уровне ощущает связь с окружающими его лесами, и (б) ясно осознает пагубное воздействие на эти леса выхлопных газов, будет интуитивно стремиться наезжать меньше километров на своем автомобиле. Данный пример можно дополнить десятками других.

2. Множественное описание действительности

Упрямство, спортивное соревнование и война поддерживаются односторонним описанием действительности.

Наши рекомендации