Эффективно наблюдать и слушать

Бэндлер считает, что НЛП до 95 процентов информации получает и до 5 процентов передает. Однако получение этой информации не всегда представляет собой длительный и напряженный процесс. Иногда клиент рассказывает достаточно уже в своей самой первой фразе: «Мне бы очень хотелось сходить куда-нибудь с дочерью своего шефа...». Эта фраза содержит в себе достаточно информации для того, чтобы дать клиенту следующее задание: «Представь себе визуально, используя этот стул, ту часть твоей личности, которая ответственна за то, что ты еще никогда никуда не ходил с дочерью своего шефа. Проверь, может ли эта часть разговаривать, и спроси у нее, что именно она делает для того, чтобы помешать тебе сходить куда-нибудь с дочерью твоего шефа».

Как же именно было осуществлено это вмешательство? НЛ-программист услышал в высказывании клиента отпадение в форме непроизнесенного «но».

Он услышал: «Мне бы очень хотелось сходить куда-нибудь с дочерью своего шефа, НО... я этого не делаю, я сдерживаю себя, что-то мне мешает... и т. д.» И, принимая во внимание это отпадение, было логично спросить у клиента о том, о чем он умолчал. Это ситуация, которая указывает на внутренний конфликт, а именно, конфликт между частью, которая хочет куда-нибудь сходить и частью, которая этому мешает. Отпадение касается именно этой последней части. И если такая часть на самом деле существует, значит она, по сути, имеет позитивное намерение. Знание намерения дает ключ к возможному изменению поведения. Таким образом, после единственного высказывания клиента может быть немедленно осуществлено соответствующее вмешательство. Однако это вмешательство вместе с тем нацелено на получение более подробной информации, а именно, определения позитивного намерения противодействующей части.

НЛ-программисты стремятся к такой форме анализа проблемы, которая нацелена на понимание процесса. Проблемы воспринимаются как поведение. Клиент «делает» свою проблему, и вопрос заключается в том: Как? При этом резонно задать дополнительный вопрос: Что является стартовым сигналом для клиента, чтобы он начал «делать» свою проблему? С чего она начинается? Какая последовательность мыслительных этапов приводит к возникновению отрицательных явлений? И как клиент узнает, что наступило время перестать «делать» свою проблему?

Хотя исследование отличительных черт подобного процесса представляет определенный интерес, само по себе оно не является целью; речь в этом случае прежде всего идет о том, чтобы перекинуть как можно более прямой мост к эффективным вмешательствам. При этом избыток информации может приводить к путанице и пустой трате времени.

Краткосрочная терапия работает быстро не только потому, что при этом осуществляется интенсивное вмешательство, но и благодаря правильному использованию предоставленной клиентом информации. Способность распознавать языковые паттерны и способность подмечать невербальное поведение являются теми ключевыми навыками, благодаря которым информация клиента становится пригодной и полезной.

ЧТО И КОГДА ДЕЛАТЬ?

Книга Сердце разума Коннирае и Стива Андреас строится на цепочке проблемных ситуаций. Главы, которые имеют к этому отношение, они озаглавили: преодоление волнения, испытываемого перед выходом на сцену; обучение составлению слов по буквам; стать более независимым в отношениях; излечивание от потрясений; устранение аллергических реакций; умение творчески реагировать на критику; фобии, потрясения и жестокое обращение; преодоление чувства скорби; природные стратегии правильного питания; разрешение внутренних конфликтов; избавление от чувства стыда и чувства вины; позитивная мотивация; принятие решений; как бороться с напастями; близость, безопасность и сила; природные целительные способности твоего организма; знать, чего ты хочешь. Сердце разума можно считать книгой, содержащей определенный вид диагностики НЛП. Эта диагностика основывается на используемых самими авторами категориях. Это одна из наиболее практических книг по НЛП из тех, которые когда-либо были написаны (Andreas & Andreas 1989).

Однако на семинарах по НЛП первоочередное внимание уделяется обучению техникам. При этом вопрос типологии проблем остается в стороне. Однако на каждом семинаре обязательно поднимается вопрос: Когда именно необходимо использовать данную технику? Многие преподаватели НЛП советуют при работе с любым клиентом просто начать с определенной техники, чтобы затем в зависимости от результата продолжать импровизацию дальше. При этом на передний план выходит пресуппозиция НЛП «Не существует неудач, существует только обратная связь». Данная установка способствует верным действиям. Например, вы начинаете с «Круга Совершенства» (см. Словарь терминов). Закончив использование данной техники, если при этом еще остается необходимость в дополнительных ресурсах, или выявлены экологические препятствия, вы переходите к следующей технике. Интересно при этом то, что вы замечаете, как одни и те же техники позволяют разрешать различные проблемы. Фобия, к примеру, может исчезнуть благодаря шестишаговому рефреймингу, хотя эта техника и была разработана для изменения поведения. Такой метод работы, основанный на импровизации, позволяет достичь большей гибкости. Благодаря этому терапия становится творческой, непринужденной и экспериментальной.

ОБЗОР НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕРА

Техника НЛП представляет собой некое средство передвижения, с помощью которого человек через использование ресурса перемещается от проблемы к Цели. По большому счету, существует четыре способа поиска ресурсов, если при этом мы опираемся на модель изменения НЛП.

Я Непосредственный поиск, исходя из цели: Что мне необходимо? При осуществлении непосредственного поиска ресурса встает вопрос: Что тебе необходимо для достижения этой цели? Отыщи примеры репрезентаций того, что тебе необходимо, и «переведи» их таким образом, чтобы их можно было использовать в нынешней ситуации,

2.Поиск, исходя из препятствия: Что тебе мешает?

Поиск может также осуществляться на основании препятствий, а не целей. В этом случае встает вопрос: Что мешает тебе достичь этой цели? (Или: Что тебе до сих пор мешало?) И что тебе необходимо, чтобы преодолеть это препятствие? Препятствие может иметь отношение к:

(а) прошлому (причина нынешнего состояния в то же самое время препятствует нахождению ресурсов, с помощью которых могло бы быть изменено нынешнее состояние),

(б) настоящему (реакции на нынешнее состояние препятствуют нахождению или использованию ресурсов), или

(в) будущему (ожидания относительно результата достижения цели препятствуют использованию ресурсов).

3.Поиск, исходя из причины:

Другой стороной медали препятствия является причина нынешнего состояния. При этом встает вопрос: Как случилось так, что стала возможной нынешняя ситуация? Что стало причиной нынешнего состояния, и что необходимо для устранения этой причины?

Нынешнее сотояние
Ресурс
Желаемое сотояние
Сравнение
Причина
Препятствие
Стратегии поиска ресурсов

4. Поиск, исходя из сравнения: В чем заключается различие, создающее различие?

Четвертым и последним в данной модели способом поиска ресурсов является сравнение нынешнего состояния с желаемым состоянием. При этом встает следующий вопрос: Что именно тебе необходимо, и что именно обстоит по-другому в настоящий момент? Основной смысл заключен в слове «именно»: в чем именно заключается различие, создающее различие? Если ты достигнешь того, что хочешь достичь, что ты будешь думать, ощущать, делать по-другому?

ТЕХНИКИ

В процессе семинаров по НЛП проводится обучение следующим техникам изменения:

— «Круг Совершенства»

— перенос субмодальностей одного контекста на другой контекст

— перенос ресурсов

— объединение двух якорей

— Изменение Личностной Истории

— стратегия Бейтсона для перекрестного опыления

— стратегия «Мне любопытно» для подключения неосознанных процессов

— генератор нового поведения

— стратегия линий обтекания, изменения или моделирования

— шестишаговый рефрейминг

— техника внутри-снаружи

— переговоры между двумя частями

— визуально-кинестетическая диссоциация (паттерн быстрого лечения фобий).

По мере того как вы обучаетесь этим техникам, все более насущным становится следующий вопрос: Какую технику когда использовать? В психотерапии это называют «определением показания»: если психотерапевт определяет показание к поведенческой терапия, это означает, что он считает поведенческую терапию подходящим методом для соответствующего клиента. Как мы уже установили ранее, в психотерапии и психиатрии зачастую практически отсутствует прямая связь между диагнозом и лечением. В НЛП эта связь прямая, насколько это возможно. Принцип НЛП в отношении определения показания является прагматическим: к диагностике прибегают только в том случае, если она позволяет получить представление о том, как впоследствии может быть достигнута цель. На практике это означает, что определению показания НЛ-программист придает второстепенное значение. В самом начале работы он, как правило, задает клиенту прямые вопросы о том, что ему, по его мнению, необходимо, а затем при помощи простых техник старается вызвать у него то, что ему необходимо, либо избавить его от того, что ему мешает. Если это ему удается, это означает, что работа с клиентом увенчалась успехом, я необходимость в определении показания вообще отпадает.

Представьте себе велосипедиста, который спрашивает у вас, как попасть в определенное место. Вы объясняете ему, как туда проехать, и полагаете, что он туда доберется. При этом вам не придет в голову начать массировать ему ноги или смазывать цепь. К последнему вы можете прибегнуть лишь в том случае, если иначе он не сможет добраться до нужного места: он, к примеру знает, как туда ехать, но цепь его велосипеда нуждается в смазке, или его физические силы истощены до такой степени, что он не может держать руль или он не в состоянии прочесть названия улиц. Определение показания осуществляется в НЛП, исходя из препятствий, которые мешают поиску ресурсов. Причины же в этой связи представляются в виде препятствий определенного рода, а именно, препятствий, которые возникли в прошлом, либо препятствий, которые находятся на высоком абстрактном уровне.

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

Ниже приводится описание конкретного случая. Случай описан в телеграфном стиле, иными словами, из него было удалено все, что не имеет непосредственного отношения к процессу определения показания.

Прежде всего осуществляется проверка цели на предмет ее соответствия условиям, предъявляемым к форме целей. Затем определяется структура нынешнего состояния и структура желаемого состояния. После этого осуществляется так называемое двенадцатикратное разделение, иными словами, приводится описание всевозможных предполагаемых препятствий; иными словами, выявляются возможные ответы на вопрос: «Что тебе мешает, чтобы...», или «Почему происходит так, что...». Впоследствии называются техники, которые лучше всего подходят для устранения выявленного препятствия.

Первое описание

Клиент описывает свою проблему: «Я страшно волнуюсь, когда должен выступать перед группой людей».

От проблемы к цели

HJI-программист констатирует, что это формулировка проблемы, а не цели. Следовательно, он задает вопрос:

В(опрос): «Что бы тебе хотелось ощущать вместо волнения?»

О(ответ): «Мне бы хотелось ощущать спокойствие, чтобы более ясно излагать свои мысли».

Проверка цели на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым к форме целей

Теперь у клиента и НЛ-программиста есть цель. Он приступает к проверке того, отвечает ли данная цель требованиям, предъявляемым к форме целей.

— Сформулирована ли цель позитивно? задает НЛ-программист себе вопрос. Бели ответ положительный, предпринимать больше ничего не нужно.

 
 
Целевое состояние
Результаты
Требования, предъявляемые к форме цели
Требования, предъявляемые к форме целей

— Является ли цель проверяемой?

Полученная информация еще не является достаточной, поэтому НЛ-программист продолжает задавать вопросы:

В: «Как ты узнаешь, что достиг поставленной цели?»

О: «Как только я начну ощущать спокойствие во время выступления перед руководством».

Данная формулировка дает достаточно информации для того, чтобы можно было ее проверить, однако слово «спокойствие» нуждается в уточнении.

В: «Что именно ты подразумеваешь под словом спокойствие?

О: «Ну, просто ощущение расслабленности во всем теле».

— НЛ-программист переходит к следующему требованию, предъявляемому к форме целей. Находится ли цель под контролем клиента? спрашивает он себя. Да, по большому счету, это так. Ведь речь идет о личных ощущениях клиента. Напряжение и расслабление — это те ощущения, на которые человек может влиять самостоятельно.

— Следующее требование, предъявляемое к форме целей. Является ли контекст, в рамках которого должна быть достигнута цель, достаточно ясным.

Нет, разумеется, нет. Что именно означает «выступление перед руководством»? В этой связи HJI-программист задает следующий вопрос:

В: «О какой именно ситуации идет речь? Что представляет собой выступление перед руководством?»

О: «Речь прежде всего идет о самых высших уровнях нашей организации».

Однако это не проясняет ситуацию до конца, поэтому НЛ-програм ставит вопрос метамодели:

В: «Какие именно высшие уровни ты имеешь в виду?»

О: «Собрание правления и две группы управления, членом которых являюсь».

— И последнее требование, предъявляемое к форме целей: Является ли цель экологически ответственной?

Этого я, собственно, никогда не знаю, если только не произведу проверку (хотя, и в этом случае никогда нельзя знать наверняка...). Поэтому НЛ-программист спрашивает:

В: «Что бы изменилось в твоей жизни, если бы ты научился спокойно выступать с докладом перед этими группами?».

О: «Я бы стал чувствовать себя гораздо лучше. Я бы стал лучше справляться со своими обязанностями. Я думаю, что смог бы пойти дальше».

Подобный ответ производит впечатление, однако что именно означает фраза «пойти дальше»?

В: «Что ты подразумеваешь под выражением «пойти дальше?».

О: «Я имею в виду, что мог бы быстрее продвигаться по службе».

Теперь НЛ-программист задает вопрос о возможных негативных последствиях, связанных с быстрым продвижением по служебной лестнице, чтобы еще раз протестировать экологию.

В: «Что могло бы измениться в худшую сторону, если бы ты начал быстро продвигаться по службе?»

О: «Мне, разумеется, пришлось бы работать более напряженно, потому что моя ответственность постоянно бы повышалась. Когда переходишь на определенный уровень, от тебя всегда ожидают, что ты будешь работать с удвоенной энергией. Что могло бы измениться в худшую сторону? Возможно, от этого пострадает моя личная жизнь».

НЛ-программист приходит к выводу, что пока все еще нет полной ясности относительно экологичности цели:

В: «Ты мог бы видоизменить свою цель таким образом, чтобы у тебя оставалось больше времени для своей семьи? Постарайся воссоздать достаточно полный образ».

О: «В этом случае мне придется провести четкие разграничения. В пятницу ровно в три часа я отправляюсь домой, даже если работа еще не завершена. Я слышу, как я говорю себе: «Наступило время для семьи». Да, я думаю, что смогу это проконтролировать».

У НЛ-программиста все еще нет полной уверенности.

В: «Представь себе, что тебе еще необходимо решить очень важные вопросы. Дела, которые не могут подождать. Что ты будешь делать в этом случае?».

О: «Я все равно отправлюсь домой. Потому что если я не поддерживаю хороших отношений, к примеру, со своими детьми, моя работа от этого тоже только пострадает».

Хорошо, думает НЛ-программист, никогда нельзя знать наверняка, какими будут последствия изменения, но мы, по крайней мере, об этом подумали...

«Заполнение» структуры желаемого состояния

Теперь НЛ-программист может приступать к поиску ресурсов. Однако он услышал от клиента, что тот борется с этой проблемой уже на протяжении многих лет. Поэтому он принимает решение вначале более подробно рассмотреть желаемое состояние и нынешнее состояние. Какие манеры поведения, ощущения и мысли необходимы клиенту для достижения его цели? При этом принимаются во внимание только те ответы, которые НЛ-программист получил от клиента после проведения необходимой работы с метамоделью.

Нынешнее сотояние
Ресурс
Модель изменения с выявленным желаемым состоянием
эффективно наблюдать и слушать - student2.ru

— Внешнее поведение в желаемом состоянии выглядит следующим образом: «Я говорю медленно и четко. Я использую спокойные, плавные жесты. Я дышу в своем обычном темпе. Я смотрю на людей. Если мне задают вопрос, я повторяю его, прежде чем дать на него ответ...».

— Эмоциональное (внутреннее) состояние в желаемом состоянии выглядит следующим образом:

«Я чувствую себя расслабленным и нахожусь в хорошем расположении духа ощущаю тепло в области живота и желудка Я чувствую себя достаточно легким и подвижным. Я дышу полной грудью».

— Внутренняя репрезентация в желаемом состоянии выглядит следующим образом

«Я мысленно представляю себе схему, содержащую перечень вопросов, которые я должен затронуть в своем выступлении. Я мысленно погружаюсь в свои переживания о том, о чем буду говорить. Я представляю себе, как моим слушателям все становится понятно».

— Критерии, ценности и убеждения.

«Все, о чем я говорю, ясно и понятно. Нет необходимости в том, чтобы все присутствующие были во всем со мной согласными. Главное, чтобы они поняли, что я имею в виду. Кроме того, мне хочется быть компетентным. Я хочу быть компетентным руководителем. Почему? Потому что у меня есть идеи относительно того, как улучшить работу этой организации...».

«Заполнение» структуры нынешнего состояния

Как только НЛ-программист собрал всю информацию относительно желаемого состояния, он приступает к изучению нынешнего состояния клиента. Ниже мы приводим только ответы без вопросов.

— Внешнее поведение в нынешнем состоянии выглядит следующим образом:

«Я говорю тихо и взволнованно. Я делаю неловкие, неуверенные жесты. Я дышу часто и не глубоко. Я избегаю смотреть в глаза присутствующим. Я покрываюсь потом, а мои руки трясутся».

— Эмоциональное (внутреннее) состояние в нынешнем состоянии выглядит следующим образом:

«Я чувствую сильное напряжение. Я испытываю чувство страха. Меня охватывает сильное волнение, по телу пробегает дрожь. У меня такое ощущение, словно моя грудная клетка сильно перетянута. У меня неприятные ощущения в животе и желудке».

— Внутренняя репрезентация в нынешнем состоянии выглядит следующим образом:

«Я думаю: «Все плохо!!! Я вижу, как на лицах слушателей появляется непонимание и неодобрение. Я мысленно вижу, как они сочувственно качают головами. Я мысленно представляю себе каждый вопрос, который хотел затронуть в своем докладе, однако у меня отсутствует общая картина выступления».

— Критерии, ценности и убеждения.

«Мне бы очень хотелось быть понятным и компетентным, но мне это не удается».

Возможные варианты

Что отвечает клиент на вопрос относительно препятствий? Обращаем ваше внимание на то, что ниже приводятся различные варианты ответов на вопрос относительно препятствий. Различные ответы являются показаниями для использования других техник НЛП. Вопрос остается неизменным: «Что мешает тебе делать, чувствовать и думать об этом так, как тебе хочется?» Иными словами: «Что мешает тебе достичь этой цели?» Некоторые ответы имеют отношение к настоящему (внутренние и внешние обстоятельства настоящего момента), Другие относятся к прошлому (причины нынешнего состояния). Препятствия, которые имеют отношение к будущему, уже рассматривались, когда производилось тестирование экологии (требования, предъявляемые к форме целей). Ниже мы приводим описание двенадцати различных возможных ответов и техник, соответствующих структуре переживания, в котором ответы находят свое выражение.

Вариант 1: Отсутствующие поведенческие навыки

Представим себе, что на вопрос «Что тебе мешает» клиент отвечает: «Я просто никогда не обучался тому, чтобы выступать с докладом. Я никогда не проходил специальной подготовки. Я не знаю, как это правильно делать. Конечно, я наблюдал за выступлениями других людей, но это всегда касалось совершенно иных ситуаций и совершенно иных предметов обсуждения. С чего начать свое выступление? И как реагировать, если станут критиковать те вопросы, которые ты еще вообще не поднимал?»

Разновидность препятствия

У клиента нет навыков соответствующего поведения. Он просто никогда не обучался необходимым навыкам. Следовательно, его проблема находится на уровне способностей; это так называемая «как?»-про6лема.

Возможные действия

Речь идет о том, чтобы обучить клиента необходимым навыкам.

— Рамка «как будто» (Представь себе, что ты умеешь это делать. Что ты будешь делать в этом случае?)

— Перенос ресурсов: Когда тебе удавалось успешно сделать нечто подобное?

— Генератор нового поведения.

— Моделирование; наблюдение за специалистом в этом деле и перенимание его поведения.

— Рекомендация клиенту прослушать курс лекций на тему «эффективное выступление перед публикой».

Вариант 2: Отсутствующая мыслительная стратегия

Представим себе, что на вопрос «Что тебе мешает» клиент отвечает: «Материал, который я собираюсь излагать, достаточно сложный. При этом я должен преподнести его таким образом, чтобы все присутствующие все поняли и правильно отреагировали. Все это слишком сложно. Мне трудно удержать все это в памяти. Когда я приступаю к изложению одного вопроса, я забываю обо всех остальных и наоборот».

В: «Тебе когда-нибудь удавалось успешно справиться с чем-то подобным?».

О: «Нет».

Разновидность препятствия

У клиента отсутствует хорошая, так сказать, эффективная стратегия изложения материала. Это тоже пример «как?»-проблемы, проблемы на уровне способностей. Только в данном случае акцент делается не на поведение, а на стратегию. При этом не смогут помочь учебные программы, ориентированные на поведение. Если бы у клиента имелась стратегия изложения материала, он бы, вероятно, сумел его правильно преподнести. Однако эта стратегия у него отсутствует. Он никогда не обучался владению подобной стратегией.

Возможные действия

— Улучшение или усовершенствование имеющейся у клиента стратегии.

— Перенос эффективной организационной стратегии, которой клиент обладает в другом контексте.

— Моделирование стратегии изложения материала (в подобной сфере).

— Разработка хорошей организационной стратегии, подходящей клиенту.

Вариант 3: Мешающая стратегия

В: «Как происходит так, что тебе не удаются публичные выступления с докладом?».

О: «Когда я начинаю, все идет еще не так плохо. Но когда в определенный момент я замечаю, что кому-то это не интересно, или кто-то зевает, или кто-то переговаривается с соседом, я думаю: «Ай! У меня не получается заинтересовать их! Я не способен это сделать!! Я не могу быть хорошим докладчиком!» Потом я мысленно представляю себе свои прошлые неудачи. Потом я начинаю заикаться и теряю суть, и мое выступление заканчивается провалом».

Разновидность препятствия

Клиент использует неблагоприятную, мешающую стратегию: Ve→Ad→Vr→K. Ve (он обращает свое внимание на поведение, которое могло бы свидетельствовать об отсутствии интереса)' Ad (на основании этот он делает отрицательные выводы относительно: (а) своего нынешнего выступления, (6) своих выступлений в целом, и (в) своей личности в роли докладчика)' Vr (это наводит его на мысли о его прежних неудачах)' К (тем самым он еще больше погружается в негативное эмоциональное состояние, и это влияет на его поведение таким образом, что он делает реальностью то, чего он боялся: ему действительно не удается хорошо выступить)' Ve (при этом у слушателей, возможно, тоже начинает проявляться негативная реакция, тем самым стратегия подпитывает саму себя, и все продолжается по кругу).

Возможные действия

— Изменение «критических» субмодальностей стратегии и тем самым изменение всей стратегии.

— Изменение «критического» этапа стратегии.

— Перенос более подходящей стратегии из другого контекста.

— Моделирование более подходящей стратегии.

— Заякорение совершенно иного продолжения в начале стратегии (Ve).

— Использование якорей, например, посредством «Круга Совершенства», для вызова другого эмоционального состояния, в котором осуществление мешающей стратегии становится затруднительным.

Вариант 4: Неблагоприятная личная линия времени

Представим себе, что клиент говорит: «У меня всегда были трудности с планированием. Когда я занимаюсь составлением плана, я всегда сталкиваюсь с проблемами. Я просто забываю, что должно произойти дальше. Кроме того, у меня появляется ощущение, словно у меня еще масса времени в запасе. А потом внезапно оказывается, что у меня его больше нет; Я должен выступать с докладом, но я совершенно к этому не готов, и все заканчивается провалом».

Разновидность препятствия

Неблагоприятная (для планирования и подготовки к выступлению) личная линия времени. В этом случае необходимо наличие большей диссоциации и более ясной репрезентации будущих выступлений.

Возможные действия

— Изменение личных линий времени.

Представим себе, что клиент говорит: «Когда я чувствую себя так, как я чувствую себя в подобных ситуациях, у меня ничего не получается. У меня появляется такое ощущение, словно я иду на бойню. Разумеется, это вполне логично, учитывая мои отрицательные впечатления, связанные с подобными ситуациями. И прежде всего напряжение. Я чувствую такое напряжение, что не могу сосредоточиться, и все заканчивается неудачей. Попробуй-ка быть компетентным, когда стоишь перед публикой, дрожа от волнения и заикаясь от страха».

Разновидность препятствия

Мешающее внутреннее состояние. Эмоциональное состояние настолько сильное, что блокирует имеющиеся у клиента способности. При этом проблема частично связана со стратегией (стоять перед публикой, дрожа от волнения, значит быть некомпетентным), однако основной акцент приходится на эмоции.

Возможные действия

— Перенос ресурса (улучшение внутреннего состояния).

— «Круг Совершенства».

— Коллапс якорей: объединение данного состояния с по меньшей мере таким же сильным положительным состоянием.

— Цепочки якорей (прежде всего в том случае, если переход из нынешнего состояния к желаемому эмоциональному состоянию не может быть осуществлен в один этап).

Вариант 6: Непонятная эмоция/поведение

«Я и сам ничего не понимаю. Во всех других ситуациях я могу спокойно и четко излагать свои мысли. Я меня это получается просто замечательно. Но когда я стою перед публикой, у меня внезапно появляется ощущение опасности. И тогда я часто думаю: С чем это может быть связано?! Но я действительно это ощущаю...».

Разновидность препятствия

В данном случае — как и в предыдущем варианте — у клиента присутствует мешающее ощущение, но его причина не поддается объяснению. Клиент не может объяснить, почему он испытывает подобное ощущение. Это ощущение не соответствует его самовосприятию.

Возможные действия

— Изменение Личностной Истории.

Вариант 7. Подавляющие эмоции

Представим себе, что клиент отвечает: «Как только я начинаю думать о собрании, меня тут же охватывает паника. Как только я встречаю где-нибудь слово «планирование», мое сердце уходит в пятки. В этом случае мне срочно требуется что-нибудь выпить, чтобы снять напряжение».

Разновидность препятствия

В этом случае речь снова идет о мешающих эмоциях, но на этот раз исключительно сильных и подавляющих. Подобные сильные эмоции, вероятно, имеют психотравматическую предысторию, поэтому обращаться с ними нужно внимательно и осторожно. При работе над данной проблемой на поверхность может выйти целая волна эмоций, сбивающих клиента с толку и расшатывающих его нервную систему. Само по себе это не является проблемой, однако подобная работа требует от НЛ-программиста хорошей подготовки.

Возможные действия

— Тройная диссоциация.

— Паттерн быстрого лечения фобий.

— Возможное направление к (психо)терапевту.

Вариант 8: Несогласованность

«Как правило, я не подготовлен или слабо подготовлен к подобному выступлению. Каждый раз я даю себе слово основательно подготовиться к следующему выступлению, но этого никогда не происходит. У меня постоянно находятся другие неотложные дела. Но иногда у меня создается впечатление, что мне этого просто не хочется. Все это так странно, иногда я кладу свои бумаги у двери, чтобы взять их домой, а потом я о них просто забываю».

Разновидность препятствия

В какой-то мере клиенту этого хочется, в какой-то нет. Он несогласован: одна его часть противится подготовке, препятствует подготовке и, возможно, самому выступлению.

Возможные действия

— Коммуникация с частью.

— Шестишаговый рефрейминг.

Вариант 9: Внутренний конфликт

«Я выполняю эту работу на протяжении многих лет, но мне этого никогда не хотелось. Когда я был молод, я представлял себе свою жизнь совершенно иной. Я думал: Я позанимаюсь этим некоторое время, до тех пор, пока не накоплю достаточно денег и не пойму, чего мне в действительности хочется. Но мне так и не удалось ничего изменить. И теперь я часто думаю: На что я, собственно, трачу свое время? Неужели это все?».

Разновидность препятствия

Внутренний конфликт. Одна часть хочет выполнять работу, а другая часть протестует: эта работа стала символом несбывшихся надежд. Данная ситуация похожа на предыдущий вариант (несогласованность), но в случае несогласованности большая часть выступает за работу, а меньшая (но сильная) выступает против. В случае же внутреннего конфликта обе стороны примерно одинаково сильны; их соотношение примерно 50/50.

Возможные действия

— Переговоры между двумя частями.

— Коммуникация с частями.

Вариант 10: Проблемы взаимоотношений

«Проблема заключается прежде всего в том, что я ужасно злюсь на этих людей. Я работаю, прилагая все свои усилия, а эти господа с толстыми сигарами во рту оценивают, достаточно ли хорошо то, что я сделал. Они сами-то когда-нибудь делали что-то подобное? Они получили свои должности благодаря своим связям, а не потому, что на что-то способны... Если мои идеи окажутся толковыми, они станут считать их своими собственными. Если же меня постигнет неудача, им не будет до этого никакого дела, ведь это был мой проект...».

Разновидность препятствия

Речь в данном случае идет о проблемах взаимоотношений.

Возможные действия

— Техника «внутри-снаружи».

— Переговоры с начальством/коллегами.

— Возможная постановка новой цели (другая работа?).

— Нахождение обратной связи на основе позитивных намерений.

Вариант 11: Проблемы, связанные с окружением

«На моей работе мы сейчас переезжаем на другое место. Поэтому я не могу найти свои бумаги, а мой компьютер подключен к сети, которая уже три недели бастует. Поэтому я не знаю, о чем именно должен говорить на своем выступлении».

Разновидность препятствия

Проблемы с окружением. У клиента нет возможности подготовиться. При этом возникает вопрос, связано ли это каким-то образом с его субъективным восприятием? Хотя: почему с подобной проблемой он обращается к HJI- программисту? Почему он не идет с ней к своему начальнику? Возможно, паттерн заключается в том, что существует необходимость в изменении...

Возможные действия

— Новые целевые установки: Что тебе нужно для того, чтобы осуществить необходимые изменения в своем окружении?

— Стимулирование гибкости (ТОТЕ с множеством различных операций).

— Вопрос: В какой степени ты склонен приписывать проблемы, связанные с окружением, своим собственным психическим затруднениям?

Вариант 12: Неблагоприятная система убеждений

«В данной ситуации никто не сможет выступить успешно. Это просто невозможно. А если бы это даже и было возможным, у меня бы это все равно никогда не получилось, потому что я не умею гладко говорить. Кроме того, я не настолько хорошо знаю этот материал, чтобы излагать его с такой уверенностью...».

Разновидность препятствия

Неблагоприятные убеждения как в отношении самой возможности (это вообще невозможно), так и в отношении своих собственных способностей (я этого не могу, и я никогда не смогу этому научиться, потому что у меня такая натура, я не умею гладко говорить), а кроме того в отношении вопроса о том, заслуживает ли он этого (я не заслуживаю успеха, так как знаю недостаточно).

Возможные действия

— Ряд вербальных рефреймингов.

— Техники изменения убеждений, как, например, «Рефрейминг на линии жизни» или Реипринтинг».

эффективно наблюдать и слушать - student2.ru

Наши рекомендации