Использование способностей к самодиагностике

Гипнотерапевт Харри Тен Дам описывает случай лечения страха выступать перед публикой (Ten Dam 1993). При этом вначале он рекомендует всевозможную литературу по диагностике. DSM III причисляет подобный страх к социальным фобиям. Однако другие специалисты спорят с таким названием, социальная фобия, так как вполне может быть, что страх выступать перед публикой является фобией для единственной и только конкретно этой ситуации.

Наиболее интересным в данной статье Тен Дама является то, что, порекомендовав читателям различную литературу в области диагностики, он переходит к вопросам, являющимся предметом всеобщего обсуждения. Он использует так называемые вопросы LeCron. С помощью этих вопросов он обращается к подсознанию клиента с тем, чтобы посредством сигналов да/нет определить, в чем именно заключается проблема. Иными словами, психодиагностика в данном случае лишь позволяет перевести «страх выступать перед публикой» в менее специфическую формулировку «социальная фобия». Однако, исходя из этого, опытный гипнотерапевт, которым является Тен Дам, способен перейти к совершенно иной форме диагностики, а именно, к «самодиагностике». Способность клиента к самодиагностике, находящаяся у него в подсознании, должна выполнять свою собственную работу. И в данном примере ей это отлично удается. Помимо всего прочего, выясняется, что большую роль играет «идентификация». (Отец клиента тоже был очень застенчивым). Другой диагностической техникой, которую использует Тен Дам, является «аффективный мост» (трансформационный поиск, исходя из ощущений). Тем самым он вытаскивает из подсознания давнее переживание с сексуальными компонентами. После соответствующего воздействия на них терапия дает хороший результат. Важно заметить, что ни в одной из диагностических моделей, рекомендованных Тен Дамом, нет упоминания ни об (идентификации, ни о сексуальных потрясениях. Поэтому основным посылом данной статьи является следующее: отложите DSM III в долгий ящик и осведомитесь насчет диагноза у подсознания клиента.

Больное тело можно перкутировать и пальпировать. Всевозможные анализы дают возможность получить информацию, которая позволяет узнать о пациенте гораздо больше, чем он может сообщить о себе сам. Но когда речь заходит о психических проблемах, все обстоит иначе. Иногда клиент может продемонстрировать поведение, свидетельствующее об имеющихся у него проблемах, однако часто он способен лишь рассказать о них. Очень жаль, что мы не можем подключить монитор к мозгу человека, на котором появится перечень его мыслительных программ, в которых имеются нарушения. Пока не можем... (В настоящее время с помощью анализа EEG мы можем причислить пациента к определенной психиатрической категории).

До тех пор, пока все не станет делать компьютер, необходимая информация будет поступать благодаря коммуникации между специалистом по оказанию помощи и клиентом. Техника коммуникации специалиста по оказанию помощи становится определяющей для успешного определения структуры причин, симптомов и последствий. К счастью, специалист по оказанию помощи не одинок в этом деле. Часто его надежным союзником становится способность клиента к самодиагностике. Психика человека оснащена специальными средствами для исследования своих собственных проблем. Успех исследования проблемы прежде всего зависит от того, насколько эффективным специалист по оказанию помощи может сделать использование способности к самодиагностике. Во-первых, ему необходимо построить раппорт с той частью своего клиента, в которой сосредоточена эта способность к самодиагностике. Во-вторых, при помощи наводящих вопросов он должен привести эту способность к информации, которая чаще всего находится на уровне подсознания.

Мы вполне можем предположить, что сознание является самым главным инструментом способности к самодиагностике. Проблемы проявляются в сознании автоматически. То, как это происходит, может варьироваться от внезапного «пробуждения» до постеленного, шаг за шагом, анализа мыслительных процессов.

На стадии исследования практически каждой известной нам формы психотерапии мы можем наблюдать, как терапевт посредством техник постановки вопросов старается направить сознание клиента на осмысление аспектов проблемы. Прекрасным примером этого может служить стандартный вопрос НЛП: «Что тебе мешает?». Он настойчиво подводит клиента к блокирующим мыслям. То есть, при помощи вопросов, подобных вопросам «метамодели» («Как X может сделать так, чтобы произошло Y? Что пойдет не так, если...»), HЛ-программист добивается максимально эффективного использования способности клиента к самодиагностике.

Наши рекомендации