Паттерны в терапии ноцебо и польза парамагии ноцебо

Давайте посмотрим на воспроизведение предварительных результатов нашего исследования паттернов в терапии ноцебо.

Моделирование терапии ноцебо представляет собой гораздо более трудную задачу, чем моделирование эффектов плацебо. Это объясняется тем, что «специалисты» гораздо более неохотно соглашаются на разговор о своих действиях, а эксперименты с вызовом эффектов ноцебо являются неэтичными. Литература в данной области также весьма скудна; серьезного изучения этой темы явно недостаточно, поэтому нам приходится часто обращаться к материалам анекдотов. При этом выясняется, что НЛП твердо нацелено на успех. Было бы целесообразным найти понятия, с помощью которых мы бы могли получить доступ к терапии ноцебо.

Так называемая парамагия, которая возникла в IEP, направлена прежде всего на моделирование паттернов плацебо в (экзотической) магической коммуникации, с целью сделать ее пригодной в рамках нашей культуры (см. главу 25, «Межкультурная парамагия»). Как мы обнаружили, моделирование магических паттернов ноцебо может иметь большое профилактическое значение. Даже понятие «черная магия» — психологические практики, нацеленные на то, чтобы нанести вред другим людям — может быть полезным в тех ситуациях, где непреднамеренно наносится ущерб, в терапии ноцебо. Так, транс можно рассматривать, как естественную реакцию на страх. Кроме того, транс тесно связан с внушаемостью. Индукция сильного страха может привести к внушаемости и покорности. Магические ритуалы могут включать в себя элементы, вызывающие чувство страха: кровь, оружие, крики, маски и огонь. Вызываемая при этом внушаемость может приводить как к эффектам плацебо, так и к эффектам ноцебо. Парамагия ноцебо может помочь нам разобраться с явлениями подобного рода. Изложенные ниже паттерны ноцебо частично возникли из парамагии.

ПАТТЕРН HOЦEБO 1:
НАНОСЯЩИЕ ВРЕД УБЕЖДЕНИЯ ТЕРАПЕВТА

Медюси-антропологи Гил, Фаллер Торрей и Клейнман видят в культурном соответствии между пациентом и целителем одно из условий успешной терапии. При этом под эффектами ноцебо они подразумевают такие случаи, когда врач и пациент совершенно не понимают друг друга.

Терапия ноцебо, неудача вследствие неверных действий, возникает прежде всего под воздействием существующих у целителя убеждений относительно заболевания и излечения. Вера в целебные свойства кровопускания может привести к смерти пациента от потери крови; вера в нейролептики приводит к превращению человека в зомби. Вера в одержимость дьяволом может завершиться ритуальным убийством.

Неудачи также тесно связаны с общей жизненной философией целителя. Что представляет собой его собственная теория познания? Верит он, к примеру, в абсолютные истины? В материализм? В дуализм? В эклектицизм? Насколько сильна его собственная вера в успех? Верит ли он в непогрешимость своей собственной системы? В этом случае ответственность за неудачу терапевтического вмешательства будет полностью возложена на пациента.

Шкала убеждений относительно заболевания и излечения настолько широка, что не всегда существует возможность выявить убеждения, ставшие причиной терапии ноцебо. Чтобы обнаружить убеждения, вызвавшие эффект ноцебо, необходимо прежде всего определить рамку ориентации.

1.Ориентация по информационной рамке терапевта

Совокупность систем человека относительно болезни, лечения и диагноза называем его убеждениями относительно здоровья. При этом встает вопрос: Как смоделировать такой комплекс систем, как информационная рамка терапевта? Как можно выявить структуру его убеждений относительно здоровья? В качестве основных отправных пунктов мы выбрали три нижеследующих

(а) убеждения относительно причин болезни;

(б) убеждения относительно причин выздоровления; и

(в) убеждения относительно диагнозов.

Используемое дальнейшее подразделение убеждений относительно здоровья возникло на основе подразделения так называемой «локации целебной силы»: Как целитель (или пациент) верит в то, что за выздоровлением, заболеванием или диагнозом стоит определенная сила (способность)? В социальной психологии это явление называют «атрибутом» целительной силы, силы вызывающей заболевание, или инстанции, отвечающей за диагноз. Мы выделяем четыре подобных убеждения:

(а) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к диагностике заключены в пациенте;

(б) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к диагностике заключены в целителе (или злоумышленнике в случае заболевания);

(в) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к диагностике заключены в сверхъестественных инстанциях, таких, как божества и духи;

(г) целительная сила, вызывающая заболевание сила и способность к диагностике заключены в (медицинской) технологии.

Чаще всего мы сталкиваемся со смешанными формами этих четырех убеждений. Данную модель, которую мы называем «локацией целебной силы», можно воспроизвести при помощи перекрещенных осей. Из точки «ноль» расходятся в разные стороны четыре измерения. На практике каждому специалисту по оказанию помощи в каждом измерении присуждаются очки от 0 до 10.

Мы проделываем это трижды, один раз в отношении целительной силы, один раз в отношении вызывающей заболевание силы и один раз в отношении диагностической способности.

Примеры

Сейчас мы приведем несколько примеров использования анализа убеждений относительно здоровья при помощи четырех измерений «локации целебной силы».

Беатрис занимается кинезиологией («touch for health»). Она верит в то, «по выздоровление наступает благодаря силе, сосредоточенной в пациенте (7). Ее задача заключается в том, чтобы высвободить потоки энергии; значение своей «интуиции» она оценивает достаточно высоко (8). По ее мнению, заболевание возникает из-за того, что энергия пациента оказывается блокированной. Она считает, что вызывающая заболевание сила сосредоточена преимущественно в самом пациенте (9). Диагнозы она ставит посредством так называемых мышечных тестов. Она ставит вопросы и сравнивает при этом мышечное напряжение, чтобы впоследствии интерпретировать его в качестве сигналов да/нет. Однако она придерживается мнения, что проводить мышечное тестирование можно и при помощи своих собственных мышц. Диагностической способности она отводит место как в самой себе (7), так и у пациента (7), равно как и у сверхъестественного существа, благодаря которому индивидуумы соединены друг с другом (8). Однако при этом является важной и сама техника проведения мышечных тестов (9).

Средний HJI-программист поместит целительную силу в клиента (ресурсы) (10). Однако вместе с тем он знает, что хорошему HJI- программисту удается активизировать ресурсы у клиента, следовательно, некоторую часть целительной силы он дает целителю (7). Последнее мотивирует его прилагать все силы для достижения хорошего результата. Во всяком случае, тот, кто всю целительную силу приписывает клиенту, полагает, что его собственные действия не имеют большого значения. Сверхъестественные силы не играют у HJI-программистов никакой роли (0); однако если у клиента имеются на этот счет свои убеждения, НЛ-программист будет относится к ним с уважением. НЛ-программист верит в свою технологию (7): рабочие паттерны и техники коммуникации. Однако все эти техники необходимы ему. Для того, чтобы активизировать способности, которыми располагает клиент.

НЛ-программист верит в способности клиента к самостоятельной диагностике (9) и старается активно их использовать. Он побуждает клиента исследовать имеющиеся у него проблемы, задавая ему наводящие вопросы. Информация, полученная таким способом, соединяется со сведениями, полученными в результате наблюдения. Способность осуществлять наблюдение и ставить верные вопросы является, по мнению НЛ-программистов, составной частью технологии (8).

паттерны в терапии ноцебо и польза парамагии ноцебо - student2.ru

Пим - врач, придерживающийся весьма традиционных взглядов. Он объясняет появление заболевания нарушением функционирования органов и физиологических процессов. Это те части пациента, на которые он смотрит механистически-технологически (технология 9), и над которыми у самого пациента нет контроля (2). По его мнению, причиной заболевания в некоторой степени являются такие факторы, как питание, окружающая среда и социальные условия. Вызывающую заболевание силу он частично помещает в самого пациента (6), налагая на него ответственность за неправильное питание или недостаточную физическую активность. Психику пациента он считает ответственной за состояние его здоровья и, соответственно, выздоровление, лишь в весьма незначительной степени. Он не исключает того, что мозг может быть органом, вызывающим функциональные нарушения. Влиянию на здоровье психических и социальных факторов он уделяет очень мало внимания. Излечение он приписывает использованию им или его коллегами верной технологии (9). Правильное питание, равно как и покой, по его мнению, могут способствовать ускорению процесса выздоровления. Как считает Пим, способность к диагностике находится в нем самом (клиническая точка зрения; 8) и в его наборе необходимых инструментов (8).

Некоторые специалисты по оказанию помощи полагают, что целительная сила заключена в них самих, а вызывающая заболевание сила находится в пациенте. При этом в случае выздоровления пациента они приписывают себе все лавры, а в случае усугубления болезни возлагают вину на самого пациента.

Другие целители приписывают вызывающую заболевание силу одним сверхъестественным явлениям, а целительную силу другим сверхъестественным явлениям. Целителю же при этом отводится роль медиума, осуществляющего коммуникацию с этими силами. Ни сам целитель, ни пациент не несут полной ответственности. Терапевтические убеждения такого целителя находятся в рамках космологии, в которой сверхъестественные инстанции играют всеобъемлющую роль. Так, жрец Кандомбле или сибирский шаман приписывают причину возникновения проблемы духам. Эти невидимые силы, по их мнению, недовольны пациентом и посылают ему болезнь. Жрец/шаман погружается в состояние транса и отправляется в царство духов, либо сами духи вселяются в него. В мире духов существуют такие духи, которые наделены диагностическими способностями; с такими духами у жреца/шамана, как правило, установлены особые личные отношения. Эти духи сообщают жрецу/шаману, пребывающему в состоянии транса в чем заключается ошибка пациента, и что ему необходимо предпринять для восстановления отношений с вызывающими заболевание духами. Если пациент выполняет то, что от него требуется, вызывающие заболевание духи превращаются в исцеляющих духов. Когда люди с различными убеждениями относительно здоровья, приписывающие целительной силе различное расположение, участвуют в дискуссии относительно оказания помощи, их мнения, как правило, диаметрально расходятся. Успехи целителей, придерживающихся иных терапевтических убеждений, в лучшем случае называют «невероятными», но чаще считают шарлатанством. При этом необходимо заметить, что чем больше внимания терапевт уделяет личной целительной силе пациента и его способности к решению проблем, стремится направить их, активизировать и увеличить, тем меньшее значение придается магическому воздействию. При этом факторы плацебо и ноцебо приходят на смену магическим заклинаниям.

2. Целители, склонные к ноцебо

Информационная рамка специалиста по оказанию помощи определяет, насколько велико число внушений ноцебо, которые он использует в своей практике.

Эту гипотезу сложно проверить, однако общее впечатление заключается том, что существуют две категории специалистов по оказанию помощи большей степени склонных к ноцебо. Это означает, что из-за своей информационной рамки они защищены от внушений ноцебо менее, чем остальные специалисты по оказанию помощи:

(а) врачи, отдающие предпочтение технологии (три высоких очка присуждены технологии, три низких очка присуждены пациенту);

(б) целители, приписывающие свою собственную целительную силу своим паранормальным способностям (три очень высоких очка присуждены сверхъестественным явлениям, иногда высокие очки могут быть присуждены самому целителю, в то время как технологии и пациенту присуждены низкие очки).

Холизм и спиритуализм представляют собой термины, используемые многими альтернативными целителями с целью показать, что они не видят никаких дуалистических различий между телом и духом. Это то, в чем состоит их основное расхождение с традиционной медициной. Однако большинство людей осознает, что в способности души исцелять тело заключаются определенные ограничения; перелом кости лучше заживет после операции, чем в результате духовного воздействия, хотя хорошее расположение духа, определенно, может помочь. При остром аппендиците тоже не стоит обращаться к природному целителю. Существует еще множество примеров, когда технологическое воздействие является гораздо более предпочтительным и целесообразным, чем схоластический, природный, гомеопатический или духовный подход.

Когда критикуют традиционную медицину, постоянно указывают на механистический, технологический способ воздействия на пациентов: пациент представляется в виде набора химических реактивов либо аппарата с неисправностями. Подобная критика звучит настолько часто, что приводить ее здесь было бы излишним. То, что у многих врачей превалирует технологический подход, исторически вполне объяснимо; функционированию тела в традиционной медицине всегда уделялось основное внимание. Но когда тот же самый подход пытались использовать применительно к душе, это никогда не удавалось.

«Анти-дуалистическая» установка НЛП: «Тело и душа принадлежат к одной и той же кибернетической системе, изменения в одном означают изменения в другом», исполняет роль по предотвращению эффектов ноцебо. Тот, кто работает в сфере здравоохранения и не может принять эту точку зрения, относится к группе тех, кто склонен к ноцебо. Тот, кто не принимает данную установку в связи с тем, что в ней слишком мало «духовного», тоже относится к группе тех, кто склонен к ноцебо.

Паранормальное

Обнаружение в себе паранормальных способностей способно избавить некоторых людей от бесцветного существования. В принципе, такое может произойти с каждым. Однако для людей с относительно низким статусом, без образования, без работы, подобное открытие становится весьма заманчивым. Ведь это позволяет им достичь больших социальных высот, если они начинают следовать своему «призванию» или развивать свои «способности». Свобода и положение часто побеждаются паранормальными способностями, такими, как способность исцелять при помощи притч, прикосновений рук, гипноза или использования трав. От культуры целителя зависит, в какой степени его положение связано с возможностью осуществлять коммуникацию с потусторонними существами (умершими, предками) и возможностью осуществлять внешнее сенсорное восприятие (более ясно видеть, более ясно слышать или более ясно чувствовать, использовать телепатию).

То, в какой степени кто-то может вызывать эффекты ноцебо, тесно связано с его методом работы. Например, гипноз без установления контакта, без постановки диагноза или использования дальнейших внушений, по всей видимости, относится к терапии, вызывающей эффекты ноцебо. То же самое можно сказать о тех случаях, когда пациенту выписывают бездейственные с точки зрения фармакологии средства, такие, как многие гомеопатические препараты и некоторые травы.

Склонными к ноцебо являются также те практики, при которых целитель просто дает время способности человека к самоизлечению, чтобы та могла активизироваться самостоятельно. В качестве примера можно привести шамана, который на протяжении трех часов что-то поет и бормочет над пациентом, тем самым вынуждая его активизировать его иммунную систему. Если шаман при этом не дает дальнейших (негативных) внушений, вызванный эффект ноцебо будет небольшим. Однако по мере того как активность действий шамана увеличивается, он ставит диагнозы, делает массаж, использует внушения, назначает фармакологические средства и проводит операции, вероятность возникновения эффектов ноцебо и ятрогенных заболеваний повышается. Если целитель проделывает все это, исходя из идеи о своих паранормальных способностях, его действия лишаются рациональной оценки: никто не смеет ему возражать, так как он, например, считает, что «знает изнутри, что нужно Делать». Кроме того, это исключает возможность дискуссии. Тот же, кто все- таки пытается что-то возразить, обвиняется в нахождении в «низкой» стадии эволюционного развития и получает презрительное прозвище «мыслитель».

Установка НЛП: «Если кто-то в мире что-то умеет, другой может этому бучиться», помогает представить паранормальные способности в виде приобретенных навыков. Навыков, которые человек, обладающий паранормальными способностями, сумел развить в себе в большей степени, чем остальные люди Однако тому, кто большую часть своей личности связывает с «паранормальными способностями», принять данную установку очень непросто. Тог, кто н в состоянии принять эту установку, относится к группе целителей, склонных к ноцебо.

Как показывает наш опыт, НЛ-программист, который придерживается мнения, что паранормальные способности являются результатом работы очень разумных диссоциированных частей, частей, которые человек не может связать с собой из-за недостаточно позитивной самооценки, не пользуется большой популярностью у соответствующих целителей.

ПАТТЕРН HOЦEБO 2:
НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ ДИАГНОЗЫ

Постановка диагноза является важной задачей целителя (см. главу 24, «Диагностика»). Такие вещи, как юношеские прыщи или перелом ноги, мы можем определять самостоятельно. Однако существует множество физических недостатков, о которых люди без специального образования ничего не знают. В этом случае им приходится обращаться к специалистам. У кого же из нас хватит мужества возразить специалисту, появившемуся у нашей кровати и заявившего, что у нас рак? Научное медицинское знание не является предметом дискуссии; только врачи могут оспаривать диагнозы друг друга.

Нечто подобное действует и в отношении диагнозов, поставленных паранормальным путем. Ведь кто посмеет возразить божествам? По нашему мнению, паранормальные диагнозы являются частью практики магического лечения, в наибольшей степени способствующей возникновению эффектов ноцебо. Ведь паранормальная диагностика часто имеет дело с заболеваниями, определить которые очень сложно. Подобные заболевания, которые не признаются и не распознаются медицинской наукой и сопровождаются неопределенными жалобами, лишены возможности проведения в их отношении диагностической контрольной экспертизы. Иными словами, если вам не нравится паранормальный диагноз, вы не можете обратиться к «обычному» врачу, чтобы он мог оспорить данный диагноз. Единственное, что вы можете сделать в этом случае, это обратиться к другому целителю, обладающему паранормальными способностями, которому вы верите больше, чем первому.

Если мы, НЛ-программисты, задумываемся о статусе диагноза, мы должны исходить из того, что этот статус определяется субмодальностями, в которых клиент воспроизводит для себя свой диагноз. Только обнаружив критические субмодальности статуса диагноза, мы можем поставить антидиагноз. Устраняя пагубные убеждения ноцебо, внушенные пациенту другими специалистами по оказанию помощи, мы, Н Л-программисты, вносим важный вклад дело поддержания здоровья людей.

Структура предсказания

Целитель, обладающий паранормальными способностями, при постановке диагноза часто использует тот или иной «оракул»: он оперирует информацией, которая не подлежит обсуждению, так как ей приписывается сверхъестественное происхождение. Оракулов бы не было в природе, если бы из них нельзя было извлечь выгоду. Полученная при помощи оракула информация может способствовать использованию других стратегий поиска при осуществлении поиска ресурсов. В то же время оракулы способны вызывать эффекты ноцебо. Поэтому в рамках парамагии мы причисляем предсказание к «тайному знанию». «Я вижу женщину с мужчиной, но это не ее муж...», «Я вижу ребенка на могиле, этот ребенок не ты...», «Я вижу пожар, дом сгорел, от него остался только остов...» Эффект от подобных высказываний определяется реакцией клиента; если клиент чувствует себя бессильным и обескураженным, значит мы имеем дело с негативными внушениями. Если клиент начинает мыслить и действовать позитивно, в этом случае речь может идти о внушениях плацебо.

Мысль о том, что паранормальные (природные) способы лечения, по своему определению, являются безобидными, так как не предполагают использование ядовитых веществ и калечащих операций, неверна. Вероятность возникновения эффектов ноцебо в альтернативной медицине, возможно, даже еще более велика, чем в традиционной медицине. Это связано с большим числом негативных внушений, имеющих место в альтернативных методах лечения.

В каждой культуре мы сталкиваемся с предсказателями. Все они предоставляют своим клиентам информацию. Существенным при этом является то, что подобная информация возвышается над любыми сомнениями, и что оракула невозможно привлечь к ответственности за ее содержание. Информация, полученная от оракула с использованием кофейной гущи, карт, костей или внутренностей животного, часто не имеет никакой рациональной связи с пациентом: информация поступает, словно «из воздуха».

Другие формы оракулов предполагают использование управляемых неосознанными частями личности «определителей выбора». В гипнотерапии мы говорим при этом об идеомоторных сигналах, таких, как мышечные тесты, сигналы пальцев и т. п.

У предсказателей всегда имеется два состояния: их повседневное состояние и их состояние медиума. Находясь в своем обычном состоянии, они являются простыми людьми, а находясь в состоянии медиума, они являются людьми, обладающими необычными информационными каналами. Переход из своего повседневного состояния в состояние медиума они, как правило сопровождают различными ритуалами: часто они располагаются в специальных помещениях, переодеваются в специальные одежды и зачастую погружаются в состояние транса. Состояние медиума заякоряется с местом, запахом свечой, напитком, одеянием и т. п.

Очень часто информация, полученная предсказателем, пребывающим в состоянии медиума, должна быть расшифрована клиенту. При этом существует вероятность появления внушений ноцебо в процессе ее интерпретации. Впрочем, то же самое можно сказать об астрологах и предсказателях по картам Таро; им всегда приходится интерпретировать свою информацию.

Большое значение имеет умение различать предсказателей по их навыкам в области установления раппорта и по их способности интерпретировать невербальные сигналы клиента. Некоторые предсказатели поддерживают сильный раппорт со способностью клиента к самостоятельной диагностике и благодаря этому ставят очень точные диагнозы. Однако клиент видит в предсказателе не отражение своей собственной мудрости, а волшебный источник знания. Как правило, оракулы отличаются очень высоким общим развитием, благодаря чему они способны прекрасно разбираться в проблемах людей. Житейская мудрость, навыки в области установления раппорта и способность к верной интерпретации неосознанных сигналов да/нет (сигналов, указывающих «совпало» или «не совпало») являются неотъемлемыми составляющими успешной работы предсказателя, наряду со всевозможными приемами отвлекания внимания клиента или погружения себя в состояние транса.

ПАТТЕРН HOЦEБO 3:
МАГИ, НЕ ОСОЗНАЮЩИЕ ПЛАЦЕБО

Мы выделяем два типа магов:

(а) маги, не осознающие плацебо: они сами верят в свои магические силы и, следовательно, не понимают, что вызывают эффекты плацебо;

(б) маги, осознающие плацебо.

Приведем пример. Филиппинский психический хирург, который внушает пациенту, что голыми руками делает ему внутриполостную операцию, после которой не остается никакой раны, никогда не будет магом, не осознающим эффект плацебо, потому что он прекрасно понимает, что при помощи своих фокусов вызывает у пациентов сильные эффекты плацебо. Эффекты плацебо такие хирурги часто приписывают силе Бога. Очевидно, что целительную силу эти хирурги приписывают не пациенту, а высшим силам. Принимая во внимание тот факт, что фокус силы хирурга всегда является тайной, можно предположить, что его ассистент, который не посвящен в эту тайну, представляет собой мага, не осознающего плацебо. Он может искренне верить в подобные операции.

Маги, не осознающие плацебо, как правило, являются весьма конгруэнтными в своей коммуникации, однако они могут реально помочь только тем людям, которые верят в подобный вид магии. У магов, сознающих плацебо, часто возникают проблемы с конгруэнтностью, однако они способны настраиваться на различные информационные рамки. Благодаря тому, что они осознают, что основную работу должна выполнять способность пациента к самоизлечению, они гораздо реже сталкиваются со случаями возникновения эффектов ноцебо.

Маги, не осознающие плацебо, которые используют оракулы, ставят диагнозы и прибегают к внушениям, относятся к группе целителей, склонных к ноцебо.

ПАТТЕРН HOЦEБO 4:
АВТОРИТЕТ И ЭФФЕКТ HOЦEБO

Представьте себе, что крестьянин-продавец молока на углу улицы смотрит на ваши руки и говорит: «Белые точки на ногтях свидетельствуют о нехватке извести: пейте больше молока, госпожа». Вполне возможно, что после этого в течение нескольких недель вы будете покупать молока на пол-литра больше. Однако, возможно, вы спросите у него: «А откуда вы это знаете? Ведь вы же не доктор!».

На следующий день вы приходите на осмотр к своему домашнему доктору, и тот говорит: «Все неплохо. Однако стоит подумать о здоровой пище: свежие овощи и молоко». Вернувшись домой, вы решаете последовать его совету, но при этом вы знаете, что придерживаться такого питания будет очень непрост.

Вы на приеме у врача-онколога. Он смотрит на вас из-за своего рабочего стола Вы осознаете, что многих людей, которые еще в прошлом году сидели на вашем стуле, уже нет в живых. Врач вздыхает. «Пока еще нельзя сказать ничего определенно», говорит он. «Через три месяца я проведу повторное тестирование. А пока пейте побольше молока.. И не нужно обращаться к диетам Мурмана или к гомеопатии: пустая трата денег». К счастью, дома есть пол- литровый пакет молока, думаете вы.

Наконец, вы отправляетесь к одному предсказателю. Все лабораторные тесты показали отрицательный результат: врачи заявили, что вы совершенно здоровы. К сожалению, вы все еще ощущаете подавленность и усталость. Поэтому вы и идете к этому человеку. Вы много о нем наслышаны — в это просто невозможно поверить! Он за один раз нашел пропавшего ребенка, указав место на карте с помощью намагниченной струны. А эта история с женщиной, у которой постоянно были жалобы на здоровье, а врачи у нее ничего не находили. Этот человек поставил ей точный диагноз только по одной ее фотографии. А теперь она стала мамой! И вот вы почти пришли; ваше сердце 6ещено колотится в груди. Вдруг этот человек увидит, что у вас рак, или что завтра вы попадете под трамвай? Кто знает, что именно вы от него услышите, вы унаследуете два миллиона или станете жертвой преступления!

«Садитесь и расслабьтесь», говорит предсказатель. В его комнате множество таинственных предметов. На стене развешаны открытки людей, когорт благодарят его за его фантастическую помощь. Он пристально на вас смотру и говорит, что получает свое знание благодаря духу средневекового монаха: «Невероятно, но это правда». И вот этот предсказатель рассказывает вам, что сначала он сам в это не верил, но в конце концов ему пришлось признать, духи способны входить в контакт с некоторыми смертными. «И я являюсь одним из них. Не спрашивайте меня, как именно это происходит, но это так. От судьбы не уйдешь», говорит он, усмехаясь.

Предсказатель погружается в состояние транса. Он устанавливает контакт с другим миром. Он призывает дух монаха на помощь, и тот является. Предсказатель говорит совершенно другим голосом. Он постанывает, его плечи подрагивают. Внезапно звучит следующее: «Твоя смерть боится материнской белой жидкости. Если хочешь жить в струящемся свете вечного космического источника... пей ее!» Даже если вы знаете, что тот крестьянин-продавец молока является братом предсказателя, вы не сможете сразу же связать этот факт с данным контекстом. И что вы будете делать, придя домой? Правильно! Пить молоко!

Чем выше статус и положение человека, использующего внушения, тем большее влияние эти внушения способны оказывать. Следовательно, человек, обладающий большим авторитетом и влиянием, может нанести больше вреда Врачи занимают в нашем обществе высокое социальное положение, и поэтому их высказывания могут вызывать как сильные эффекты плацебо, та и сильные эффекты ноцебо. Однако не все признают высокий статус врачей. Ведь статус врача прежде всего зависит от самого пациента. Авторитет — вещь субъективная. Авторитет целителя может возрастать благодаря средствам массовой информации, другим авторитетным лицам и т. д.

Авторитет врача зависит от субмодальностей репрезентации, которое создает относительно него пациент, при этом главную роль играют критические субмодальности. (См. главы 15, «Субмодальности», и 19, «Социальная панорама»).

Внутренние конфликты, которые могут возникать при проведении диагностических контрольных экспертиз, очень трудно устранять третьим лицам (НЛ-программистам). Дать нужное направление может при этом оценка того, какой диагноз обладает самым сильным потенциалом плацебо. Однако это всегда непросто, когда третья сторона берет на себя ответственность за высказывания относительно диагноза, сделанные другой стороной.

ПАТТЕРН HOЦEБO 5:
ВЫЗОВ СОСТОЯНИЯ БЕССИЛИЯ

Если диагноз поставлен не самим пациентом — поставлен ли он академической научной медициной или паранормальным путем — пациент не в состоянии оказать сопротивление содержащимся в нем внушениям ноцебо. Представьте себе, что будет делать пациент, если услышит от весьма уважаемого врача, что его случай безнадежен, или что у него таинственный смертельный вирус? И какова будет реакция пациента, если целитель скажет ему, что он сам повинен в своем заболевании, или что причиной его нищеты является гнев Бога? Пациенту больше ничего не останется, как поверить в это, И даже если он в это не поверит, это все равно прочно засядет в его голову. Ему придется постоянно размышлять над достоверностью подобных высказываний. Пациент окажется совершенно бессильным. Помочь ему в этом случае сможет лишь контрольная экспертиза, другой врач или маг.

Именно подобное состояние бессилия является типичным признаком возникновения эффектов ноцебо. Когда пациент чувствует себя бессильным, он прекращает поиск ресурсов и любую деятельность по поддержанию здоровья» Если могущественный целитель, случайно или намеренно, внушает своему пациенту, что тот не в состоянии самостоятельно контролировать процесс своего выздоровления, это приводит к ослаблению ресурсов пациента и его способности к самоизлечению.

ПАТТЕРН HOЦEБO 6:
ОСЛАБЛЕНИЕ УБЕЖДЕНИЙ КЛИЕНТА, ПРИ КОТОРОМ НЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НИЧЕГО ВЗАМЕН

Ослабление системы убеждений клиента является в рамках гипнотерапии Эриксона одним из первоочередных этапов терапевтического воздействия. Речь при этом идет о том, чтобы убеждения клиента, мешающие ему осуществлять необходимые изменения, потеряли свою достоверность. Учитывая тот факт, что многие психические проблемы существуют благодаря убеждениям клиента, весьма логично предположить, что устранение данных убеждений поможет расчистить путь для изменений. Однако наряду с пагубными убеждениями могут быть «обезоружены» и убеждения, придающие силы. При этом необходимо учитывать, что каждое ослабленное убеждение, на замену которому не пришло новое, способствует появлению у клиента неуверенности в себе. Эриксон верно подметил, что самые большие изменения происходят в случае появления неуверенности. Однако если вызванная терапевтом неуверенность не используется для развития более совершенных альтернативных способов мышления, это приводит к возникновению эффекта ноцебо.

Когда люди обнаруживают ошибочность одного из своих убеждений, это как правило, приводит к появлению у них тотальной неуверенности в себе. Сам по себе подобный эффект является логичным. Ведь если одно убеждение оказывается ошибочным, почему другие убеждения, сформированные при помощи тех же самых стратегий, тоже не могут оказаться неверными?

Один целитель призывает: «Никому не верьте! Не верьте гомеопатам! Не верьте докторам! Не верьте психиатрам! Не верьте аптекарям! Не верьте своей семье! Не верьте самим себе! Но поверьте мне. Ваше заболевание не поддается лечению, и в конце концов вы умрете. И с эти ничего не поделаешь. Однако если вы хотите, вы можете выбросить деньги на ветер, обратившись к шарлатанам. Но лучше вам их сохранить, тогда у вас, по крайней мере, останется что-то на похороны».

Другой целитель заявляет: «Послушайте, если вы действительно любите свою семью, вы должны позаботиться о том, чтобы ваши близкие не тешили себя напрасной надеждой».

Еще один целитель говорит: «Ученые все еще не могут согласиться с существованием реинкарнации. Однако она существует, и доказательства этого мы встречаем повсюду. Мой собственный опыт работы с клиентами с использованием терапии, основанной на идее инкарнации, развеял мои последние сомнения. И это помогло мне научиться лучше понимать проблемы таких людей, как вы Психиатры и психологи ничего не понимают в проблемах людей, подобных вам. Но я вам расскажу, что с вами произошло. Я помогу вам решить вашу проблему!».

ПАТТЕРН НОЦЕБО 7:
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВОСХВАЛЕНИЕМ ЦЕЛИТЕЛЯ

Внушения ноцебо очень часто являются следствием недостаточной силы техники внушения: многие специалисты по оказанию помощи едва ли осознают, как именно воздействуют на пациента их слова. Наиболее осторожным должен быть тот, кто имеет большое влияние на своего клиента. Как уже говорилось выше, речь при этом идет не о самооценке терапевта, а о том авторитете, которым пользуется терапевт у нуждающегося в помощи клиента.

При этом наблюдается тенденция, при которой клиенты склонны верить в то, что обратились к самому лучшему целителю. Ведь их шансы на выздоровление значительно повышаются, если их терапевт является самым лучшим. Хотя подобный авторитет целителя может в значительной мере способствовать появлению устойчивого эффекта плацебо, с другой стороны, он может стать причиной возникновения сильных эффектов ноцебо.

Терапевты, имеющие представление о данных процессах, осознают, насколько велика их ответственность при использовании внушений и ослаблении убеждений их клиентов. Для целителя важно понимать, что клиент значительно выигрывает благодаря своей вере в исцеление, но что основной причиной большого авторитета целителя среди его пациентов является их желание излечиться, а не объективная оценка его компетентности.

Представьте себе, что клиент, обращаясь к простому аспиранту, постоянно говорит ему «Вы», «господин» и «доктор» и интересуется, соответствуют ли действительности его жалобы: «У меня озноб, такое возможно?» А затем настаивает: «Вы должны сказать, что мне делать!», и вопрошает: «Вы можете это вылечить?» Что делать в этом случае аспиранту? С одной стороны, он осознает, что это лесть, но, с другой стороны, он прекрасно понимает, что его пассивность не приведет к успеху терапии. И тогда его авторитет значительно снизится. Вполне возможно, что на каждом углу начнут трубить, что он плохой врач, что он вообще еще не доктор!

ПАТТЕРН HOЦEБO 8:
ОШИБОЧНОЕ САМОМНЕНИЕ

Восхваление целителя пациентами может привести к резкому повышению самомнения и самонадеянности терапевт

Наши рекомендации