Удаленность и обратный перевод

Степень, в которой могут быть пересечены границы области предмета, называем степенью удаленности. Чем меньше у кого-то может быть обнаружено субмодальностей соответствия между областью предмета и областью метафоры, тем больше удаленность.

Чем выше удаленность, чем сложнее перевести метафору обратно в область предмета. Этот обратный перевод является вынужденным шагом для того, чтобы проблема могла быть разрешена при помощи метафоры. Однако при этом необходимо заметить, что способность клиента выражать словами обратный перевод представляет собой нечто иное, чем его способность к обратному переводу. Иными словами, кто-то может весьма успешно перевести весьма удаленную метафору обратно в область предмета своей проблемы, не будучи способным при этом четко выразить словами, как именно это произошло. Часто при осуществлении обратного перевода речь идет о визуальном и кинестетическом воздействии, при котором «языковой» (вербальный) элемент остается в тени. Изменения в субмодальностях репрезентации проблемы при этом часто образуют единственный показатель успеха.

Однако метафора может быть и слишком близкой. Это происходит в том случае, когда между областью предмета и областью метафоры существуют слишком большие соответствия. В случае со слишком близко расположенной метафорой (лежащей на поверхности) наш мозг вынужден заниматься «поиском различий», однако при этом не располагает достаточно большой сферой поиска. Обратный перевод является при этом легко осуществимым, однако не может служить хорошим средством для увеличения сферы поиска.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСРЕДСТВОМ МЕТАФОРЫ

Попросите клиента кратко (в течение минуты) рассказать о своей проблеме.

НЛ-программист помогает перевести данную проблему в подходящую (универсальную) область метафоры. Например: «Как бы все это происходило в саду? Что можно сказать насчет садовника, и чего хочет владелец сада?». Или: «Как бы все это происходило в зоопарке? Что можно сказать о зверях? Какие у них клетки, что делают смотрители, чего хотят посетители?». Или: «Как бы это происходило в открытом море? Что можно сказать о корабле? Что делает капитан, чего хочет рулевой?».

Некоторая помощь со стороны НЛ-программиста является при этом желательной, однако должна носить характер «первого хода»: как только выяснится, что клиент хочет перейти в другую область метафоры, это немедленно происходит. НЛ -программист должен предоставить клиенту возможность выполнить большую часть творческой работы.

3.НЛ-программист наблюдает за тем, как все больше предметов переводится в область метафоры.

4. Как только клиент располагает достаточным материалом для того, чтобы продолжать фантазировать в форме метафоры, НЛ-программист останавливает перевод. Теперь речь идет о том, чтобы развивать метафору дальше. Для этого НЛ-программист пресекает все попытки выражения в терминах области предмета и позволяет клиенту использовать выражения исключительно в терминах области метафоры. Существенным моментом при этом является то, чтобы клиент пока не осуществлял обратного перевода. На это НЛ-программист должен обратить особое внимание.

5.Как только НЛ-программист отмечает, что «сфера разрешения проблемы» достигнута, можно переходить к обратному переводу. «Что бы это могло означать для твоей проблемы?», - такой вопрос может быть стартовым для начала осуществления обратного перевода.

6.Эффективным завершением подобной работы могли бы быть подстройка к будущему и тестирование экологии. Возвращение к метафоре должно быть обязательно поощрено, так как клиент часто делает следующие шаги к метафоре, после того как что-то уже было переведено обратно.

МЕТАФОРА-РЕЦЕПТ

Данный рабочий паттерн (техника) служит для придумывания метафор с целью разрешения проблем. При этом НЛ-программисту необходимо время, чтобы сочинить историю на основании информации, которую ему удалось получить от клиента.

1. Выслушайте рассказ клиента о его проблеме. Постарайтесь запомнить как можно больше информации и перейдите на некоторое время в какое-нибудь (спокойное) место, чтобы придумать метафору.

2.Переведите проблему в другое временное пространство и в другое место (например, средние века, замок).

3.Выберите главное действующее лицо, с которым клиент мог бы себя идентифицировать (например, придворный).

4.Переведите проблему клиента в проблему главного действующего лица, в другом временном пространстве и в другом месте (придворный в средние века в замке, влюбленный в барышню).

5.Заострите проблему (барышня несчастна, однако не отвечает придворному взаимностью).

6.Выберите лицо, играющее роль ресурса; это тот, кто может способствовать разрешению проблемы (например, колдун короля).

7.Пофантазируйте относительно взаимоотношений главного действующего лица и лица, играющего роль ресурса (колдун короля, пребывавший до сих пор в угнетенном состоянии, безудержно хохочет над придворным, и его депрессии как не бывало: колдун дает возможность придворному загадать любое желание).

8.Главное действующее лицо вашей истории разрешает свою проблему с помощью лица, играющего роль ресурса (барышня отвечает придворному взаимностью).

9.Расскажите эту историю клиенту.

Наши рекомендации