Перенимание способности, устранение возможных препятствий

Ассоциация

Получение каждой новой порции информации позволяет моделирующему войти в мир переживаний специалиста. Если он, к примеру, обнаружил определенную стратегию, он сражу ее перенимает: он вызывает у себя те же самые сенсорные репрезентации, следующие в том же самом порядке. Если в примере со способностью «чувствовать себя как дома в незнакомой компании» специалист создает образы контактов, которые становятся все более приятными, моделирующий делает то же самое, настолько хорошо, насколько ему это удается. Проделывая это самостоятельно, он часто сталкивается с новыми вопросами, возникающими у него к специалисту. Отожествив убеждение специалиста, он старается взглянуть на мир его глазами. Если он, к примеру, обнаружил что специалист верит в то, что организациям нужны люди, доверяющие своей собственной точке зрения, в следующий раз он старается донести этот исходный пункт слушателям курсов. Одним словом, он делает то, что делает специалист, он думает так, как думает специалист, он испытывает те же самые чувства, которые испытывает специалист, он обращает внимание на те же самые вещи вокруг себя, он двигается и дышит в той же самой манере, он использует те же самые жесты и прилагает все усилия для того, чтобы считать важным и верить в то же самое, что считает важным и во что верит специалист. Как правило, у НЛ-программиста существует множество возможностей применения на практике своих новых смоделированных способностей. К примеру, если он смоделировал способность «успешно проводить презентации», у него имеется предостаточно возможностей использовать эту способность в процессе презентации.

Сравнение структуры опыта
перенимание способности, устранение возможных препятствий - student2.ru перенимание способности, устранение возможных препятствий - student2.ru
Сходства Различия
НЛ-программист
Специалист

Сравнение специалиста с собой

Сначала моделирующий сделал предварительный набросок желаемой способности и проверил, как он сам может ее использовать (или мог бы использовать) Теперь, когда он понаблюдал за специалистом и побеседовал с ним, он сравнивает себя со специалистом. Каковы различия, отличающие его от специалиста? Что специалист делает иначе? Благодаря тому, что специалист является другим человеком, он делает иначе сто вещей, которые не имеют отношения к конечному результату. Какие же элементы являются функционально значимыми при использовании желаемой способности? В данный момент НЛ-программист перенял у специалиста столько вещей, что начинает фиксировать подобные результаты. Это свидетельствует о том, что он, несомненно перенял у специалиста самые существенные элементы. Теперь у него имеются два способа репрезентации желаемой способности: а) то, что он делает сам если он делает это так, как это делает специалист, и б) то, как он делал это прежде. Он может осуществить эти репрезентации одну за другой (иными словами, поочередно ассоциировать себя с тем, как он делает это сейчас, и с тем, как он делал это прежде) и сравнить их друг с другом. Например, он может представить себе, что проводит презентацию так, как ее проводит специалист, а затем представить себе, как бы он сделал это раньше, и в заключение сравнить эти две репрезентации друг с другом. Систематически проделывая подобную работу, можно сравнивать структуру собственного опыта по каждому из элементов со структурой опыта специалиста. Каковы различия в поведении, каковы различия в состоянии и т. д.

Устранение возможных препятствий

Еще остается нечто, что мешает НЛ-программисту действовать так, как действует специалист? Вполне возможно, что НЛ-программист еще просто недостаточно знает о том, как специалист использует желаемую способность. Возможно, он упустил что-то существенное. Ему не удается использовать желаемую способность, хотя, он, как ему кажется, все делает так же, как и специалист. В этом случае ему необходимо вновь обратиться к специалисту, чтобы собрать больше информации. Может случиться так, что он знает, как ему необходимо структурировать собственный опыт, но это ему не удается. В этом случае для устранения препятствий можно обратиться к НЛП. Так я сам (Я. X.) когда-то моделировал одного человека, который умел ловко обращаться с группой при помощи выразительных пауз и театральных выражений. Когда наступил такой момент, когда я знал уже вполне достаточно для того, чтобы повторить его действия, мой раппорт со специалистом внезапно ухудшился. Я стал испытывать к нему неприязнь. Создавалось впечатление, что я «в определенной степени» не хотел уметь делать то, что умел делать он. Какая-то часть меня находила подобное обращение с группой «наглым», «высокомерным» и «неуместным». Мне было необходимо сперва договориться с этой частью, прежде чем перенимать - в приемлемой для меня форме - эту способность. Таким образом, НЛ-программист сталкивается с множеством различных препятствий. И чем яснее становится, что он перенимает определенную способность, тем большее сопротивление начинают оказывать те его части, которые с чем-то не согласны.

Подобные препятствия могут быть устранены при помощи различных техник НЛП.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ И ОБРАТНЫЕ ПРИМЕРЫ

Наблюдение за другими специалистами

Итак, желаемая способность смоделирована. НЛ-программист умеет делать то, что умеет делать специалист, делая это, разумеется, в своей собственной, неповторимой манере; он достигает аналогичных результатов. Но что именно смоделировал НЛ-программист? Вполне возможно, что он - наряду с тем, что необходимо для желаемой способности — перенял у специалиста что-то лишнее и ненужное. Возьмем, к примеру, наш предыдущий случай, «чувствовать себя как дома в незнакомой компании». У специалиста были выявлены две стратегии, стратегия ориентации и стратегия создания позитивных ожиданий. Стратегия ориентации кажется излишней. От нее нет никакого вреда, но, в действительности, в ней нет и никакой необходимости. Используя только вторую стратегию (нарастающие позитивные ожидания), можно прекрасно научиться чувствовать себя как дома в незнакомой компании.

Для того, чтобы отфильтровывать подобные лишние элементы, НЛ-программист может использовать три различных пути:

(а) удалить элементы и проверить, не отражается ли это на работе модели;

(б) смоделировать других специалистов и сравнить их с первоначальным специалистом;

(в) смоделировать обратные примеры.

Когда НЛ-программист смотрит на других специалистов, у него сразу же возникает вопрос: Действует ли этот специалист подобным образом, или же он делает все совершенно иначе? Как известно, все дороги ведут в Рим. Могут существовать абсолютно несхожие альтернативные способы успешного проведения презентаций, умения чувствовать себя как дома в незнакомой компании и т.д. Если выясняется, что второй специалист действует совершенно иначе, он может быть использован для создания второй модели. Таким образом, НЛ-программист может предложить своей целевой группе различные способы обучения желаемой способности. Зачастую речь может идти о несколько ином варианте желаемой способности, которая имеет несколько иное применение. Если же второй специалист действует подобно первому специалисту, то возникает следующий вопрос. «Что они делают одинаково?».

Что общего в структуре их внутреннего опыта? Эти элементы, очевидно имеют существенное значение.

Наблюдение за обратными примерами

Вторым способом выявления существенных элементов в случайных вариациях является моделирование обратных примеров. Обратным примером является тот, кто не обладает желаемой способностью либо обладает ею в весьма незначительной степени. Идеальным обратным примером может служить тот кто во всех отношениях похож на специалиста, но при этом не обладает желаемой способностью. В этом случае возникает следующий вопрос: Что специалист делает иначе, чем обратный пример? В этом, очевидно, и заключается различие являющееся определяющим для обладания или необладания желаемой способностью. В свете вышеизложенных принципов идеальная составляющая модели НЛП должна обладать следующими четырьмя качествами:

(а) если ты это делаешь, тебе это удается;

(б) если ты от этого избавляешься, тебе это больше не удается;

(в) это умеют делать несколько специалистов;

(г) обратные примеры этого делать не умеют.

СОЗДАНИЕ ТЕХНИК НЛП

Сравнение целевой группы со специалистом(ами)

Кому моделирующий хочет передать желаемую способность? Вполне возможно, что он уже решил это на первоначальных этапах работы. Если же он этого еще не сделал, теперь он приступает к моделированию членов целевой группы, в то время как те пробуют использовать желаемую способность. При этом актуальным является вопрос: Что они делают иначе, чем это делает(ют) специалисты)? То, что они делают так же, как это делает специалист, им осваивать не нужно.

Создание техники(техник)

После этого НЛ-программист приступает к созданию техник либо к отшлифовке техник, которые он создал в процессе предыдущей работы. Как мы создаем технику? Мы думаем о существенных элементах желаемой способности и представляем себе, как мы можем научить этому кого-нибудь другого. С чего необходимо начать? Что необходимо сделать для того, чтобы создать необходимые условия? Как способствовать фактическому использованию желаемой способности? Как устранить множество возникающих препятствий? Формулирование техники на основе вопросов подобного рода представляет собой творческий процесс.

Проверка техник на предмет соответствия условиям, предъявляемым к их форме

Если техника уже сформулирована, НЛ-программист может проверить ее при помощи следующих критериев:

— Цели и критерии техники являются в целом четкими и ясными.

— Техника предоставляет структуру (как) вместо содержания (что).

— Последовательность этапов является функциональной.

— Техника что-то привносит в стандартные методы НЛП. 0 Критерии и действия на каждом этапе являются четкими и понятными.

— Учтены возможные препятствия, которые могут возникнуть у целевой группы.

— Инструкции являются понятными (для целевой группы).

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

Вышеназванный контрольный лист разработан в Институте Эклектической Психологии (IEP) на основе опытов с техниками, которые были разработаны слушателями курсов за прошедшие годы. Ставя нижеуказанные вопросы, НЛ-программист получает возможность вывести более точную формулировку своей техники.

А Условия, предъявляемые к форме техники в целом

— Критерии и действия техники в целом являются четкими и понятными

В терминах ТОТЕ техника представляет собой действие на пути к достижению цели.

1.Цель: Какова цель техники в целом? К чему техника должна привести пользователя?

2.Доказательство: Откуда пользователь знает, что цель достигнута? Откуда вы (как НЛ-программист) это знаете?

3.Действие: В чем, по существу, заключается способ достижения цели с помощью данной техники?

— Последовательность этапов является функциональной

4.Какой этап является самым важным?

5.Какова связь между самым важным этапом и остальными этапами?

Например: подготовка, поддержка, соединение, оценка, стабилизация, настройка и т. п.

— Техника что-то привносит в стандартные методы НЛП

6. Является ли данная техника чем-то большим, чем просто следование стандартным методам НЛП?

Делает ли данная техника значительно больше, чем постановка цели в виде достижения определенной способности, проверка соответствия условиям, предъявляемым к ее форме, и в общем смысле поиск ресурсов и устранение препятствий (как должен делать каждый хорошо подготовленный НЛ-программист, когда кто-то приходит к нему с подобной целью, даже если он никогда прежде не моделировал данную желаемую способность)?

В. Условия, предъявляемые к форме каждого отдельного этапа техники

— Критерии и действия этапа являются четкими и понятными

1.Цель: Какова цель данного этапа?

2.Доказательство: Откуда пользователь знает, что данная цель достигнута? Откуда вы (как НЛ-программист) это знаете?

3.Действие: Какие изменения должны произойти на данном этапе:

(а) язык (слова, разговор с самим собой);

(б) репрезентация (<VAKO/G>, стратегия, субмодальности);

(в) физиология (внешнее поведение, манера держаться и т. д.).

— Препятствия учтены

4.Какие препятствия, на твой взгляд, могут возникнуть у целевой группы?

5.Что ты предпримешь для их устранения?

— Этап предоставляет структуру (как) вместо содержания (что)

6.Привносит ли данный этап что-то в то, как специалист думает и действует, вместо изменения содержания, иными словами, вместо изменения того, что он думает или делает?

— Инструкции являются понятными (для целевой группы)

Является ли смысл инструкций понятным целевой группе (без дополнительных пояснений)?

Наши рекомендации