Наблюдение за специалистом и сравнение его с собой

Создание наброска

НЛП-программист готов приступить к работе над экологически ответственным проектом моделирования. Прежде чем начать наблюдение за специалистом, необходимо сделать предварительный набросок. НЛ-программист делает примерный набросок того, из чего, на его взгляд, состоит желаемая способность. Этот набросок впоследствии будет служить своеобразной «вешалкой» на которую можно будет «вешать» результаты наблюдения. Чтобы создать набросок, модельер может подразделить желаемую способность на две части, а эти части, в свою очередь, тоже подразделить на две части.

Желаемая способность
Основная часть 2
Основная часть 1
Часть В
Часть А
Часть Б
Часть Г
Подразделение для создания наброска

Наблюдение за тем, как ты сам это делаешь (или будешь делать)

Вторым способом сбора предварительной информации, необходимой для определения основополагающих моментов перед началом наблюдения, является установление того, как НЛ-программист сам может использовать желаемую способность. Он начинает моделировать самого себя. Это происходит при помощи ассоциации с сенсорными переживаниями того момента, когда он пробовал использовать желаемую способность. Как именно это происходило? Каким был результат? Проделав это, HJI-программист получает возможность четко выявить различия между собой и специалистом.

Выбор специалиста

После этого можно приступать к поиску специалиста. Вопрос при этом звучит следующим образом: «Кто обладает этой способностью и умеет исключительно хорошо ее использовать?» Теперь НЛ-программисту необходимо определить критерии понятия «исключительно хорошее использование». Если речь идет о «продаже ценных бумаг», критериями в данном случае будут: годовой оборот в гульденах и, возможно, процент удовлетворенных клиентов (к призеру, процент клиентов, обратившихся повторно). Если речь идет о «стрельбе из пистолета вслепую», критерии в этом случае будут еще более простыми: исключительно хорошим стрелком вслепую является, как правило, тот, кто обладает самой высокой средней суммой очков. Однако зачастую критерии являются не столь явными и не столь легко измеримыми. Кого, к примеру, можно считать превосходным специалистом по работе с безработными, не имеющими работы на протяжении длительного времени? Можно считать им того, кто старается сделать все возможное, чтобы эти люди (снова) нашли работу? Или речь в этом случае идет о том, кто прежде всего стремится помочь этим людям психологически? И что именно означает выражение получить работу»? Является ли оно удовлетворительным критерием, если кто-то получил хоть какую-то работу? Или критерий является удовлетворительным в том случае, если по прошествии двух лет этот человек все еще работает на этом месте? С какими людьми приходится иметь дело специалисту по работе с безработными? И сколько из них нашли свой путь без помощи специалиста? Или сколько из них нашли общение с подобным специалистом настолько приятным, что вообще перестали думать о работе? Если имеются определенные статистические данные, их исследование представляется весьма интересным. Однако часто НЛ-программист не располагает никакими статистическими данными или цифрами. В таком случае, как правило, лучше всего прислушаться к мнению коллег. Кого они считают наиболее компетентным в данном вопросе? Кроме того, важно выяснить: речь идет о том, кто действительно умеет делать что-то исключительно хорошо или о том, кто умеет всего лишь исключительно хорошо разглагольствовать о своих успехах? Как бы то ни было, моделирующий исследует действия специалиста и подготавливается к моделированию его способностей. Практически каждый, с кем удалось установить хороший раппорт, согласится на это; специалистам часто бывает тоже весьма приятно участвовать в подобной процедуре.

Наблюдение за специалистом и беседа с ним

Теперь НЛ-программист наблюдает за специалистом в действии. Если речь идет о стрельбе из пистолета, НЛ-программист встает рядом со стрелком на дороге. Если речь идет о продажах по телефону, он берет трубку параллельного телефона и слушает разговор специалиста. Если речь идет о спортивных тренировках, он находится рядом с тренером в спортивном зале. После этого в разговоре со специалистом он старается как можно лучше и подробней о том, что думает и что чувствует специалист в процессе использований желаемой способности. Во время наблюдения НЛ-программисту предоставляется хорошая возможность увидеть, какую систему репрезентации специалист использует в данный момент, либо услышать, какая метапрограмма проявляется чаще всего. Однако если речь идет, к примеру, о субмодальностях или фокусе восприятии (на что специалист обращает свое внимание?), то необходимую информацию можно получить только в процессе беседы со специалистом. Если нет возможности увидеть специалиста в процессе его работы, что происходит довольно редко — в этом случае можно пойти по второму пути, попросить специалиста ассоциироваться с тем моментом в прошлом когда он имел возможность оптимально использовать желаемую способность и таким образом получить необходимую информацию.

В качестве первой организационной рамки у НЛ-программиста, осуществляющего моделирование, имеется предварительный набросок и модель того, как он сам это делает. В процессе наблюдения за специалистом НЛ-программист обращает внимание на его физиологию, на его манеру держаться, а также на сигналы доступа сенсорных репрезентативных систем (движения глаз, дыхание, тон голоса и т. д.). Кроме того, он обращает внимание на перемены в его внутреннем (эмоциональном) состоянии. Во время беседы он дополняет эти данные информацией об убеждениях, субмодальностях и других вещах, которые не заметны непосредственно. В процессе разговора большое значение имеют также бессознательные невербальные реакции специалиста. Даже если он не может рассказать, что именно он делает, зачастую это можно «считать» с его неосознанных невербальных реакций (и прежде всего, его сигналов доступа). Часто во время беседы возникает полезное взаимодействие: НЛ-программист помогает специалисту (лучше) осознать его собственный метод; благодаря этому специалист получает возможность более доступно и понятно рассказать НЛ-программисту, что именно он делает. Нередко в результате осуществленного моделирования специалист начинает еще лучше использовать желаемую способность либо получает возможность лучше контролировать ее использование. Практически всегда между моделирующим | моделируемым возникает очень хороший раппорт. В качестве первоначальной классификационной схемы при осуществлении наблюдения и беседе со специалистом НЛ-программист может использовать структуру внутреннего опыта. Об этом пойдет речь в следующих параграфах.

(а) Внутреннее состояние

Сначала НЛ-программист определяет необходимое внутреннее состояние. Каково требуемое состояние для данной желаемой способности? Как чувствует себя специалист, каково его общее настроение в те моменты, когда ему удается максимально использовать желаемую способность? Это настроение, эту внутреннюю эмоцию моделирующий использует в качестве ориентировочного при его дальнейшем наблюдении. Необходимое внутреннее состояние является для моделирующего своеобразным маяком в море наблюдения. Если является угроза потери ориентиров, он возвращается к тому моменту, когда специалиста отчетливо наблюдалось соответствующее состояние.

(б) Внешнее поведение

При наблюдении специалиста в действии моделирующий обращает внимание на его общее поведение и, прежде всего, на: его манеру держаться, его жесты, его дыхание, определенные интонации, его сигналы доступа и т. д. Одним из наиболее эффективных способов сбора информации относительно внутренних стратегий и настроений является очень точное подражание аспектам поведения подобного рода (выше названное «интуитивным перениманием»), HJI- программист не только мысленно представляет себя специалистом, но и стремится максимально точно повторить его поведение.

Структура субъективного опыта
наблюдение за специалистом и сравнение его с собой - student2.ru

(в) Внутренняя репрезентация

Следующий вопрос звучит: Как специалист вызывает у себя данное состояние? Какую стратегию он при этом использует, и каковы важнейшие субмодальности этих стратегий? (см. главу 14, «Стратегии»). Часто внутренняя стратегия эксперта является явной и заметной (на основании его сигналов доступа) в процессе его работы. Иногда стратегия может быть выявлена уже в процессе беседы, когда специалист повторно ассоциирует себя с воспоминанием об определенных моментах, когда НЛ-программист наблюдал за ним.

(г) Стратегия

Предлагаем вашему вниманию пример моделирования стратегии: как-то я (Я. X.) моделировал того, кто обладал способностью моментально чувствовать себя как дома в любой незнакомой компании. Важными при этом оказались две стратегии. Первой была стратегия ориентации. Когда этот человек сидел в незнакомой компании, он прежде всего извлекал из памяти образы помещения и здания, в котором он находился (Vr). На основании этих образов он создавал представление о целом, физических границах и входах (Vc). Это целое он мысленно прочувствовал (К). Таким образом, его стратегию ориентации мы можем отобразить при помощи следующей формулы: Vr → Vc → К. Вторая стратегия касалась создания позитивных ожиданий. При этом он начинал с воспоминания об одном из незнакомых людей, который с ним разговаривал (Vr/Ar). Он старался в новой ситуации пообщаться с каждым из присутствующих, чтобы впоследствии иметь возможность воспользоваться этим материалом. Затем он создавал цепочку образов, в которой контакт в каждом образе становился все более непринужденным и доверительным (Vc → Vc → Vc). Благодаря этому у него появлялось приятное ощущение (К). Это способствовало созданию эмоциональной основы для позитивного высказывания относительно его места в данной ситуации, например: «Это место тоже мое» (Ad). Стратегию ожидания этого человека мы можем записать следующим образом: Vr/Ar → Vc/ Vc/ Vc/K+ → m Ad. При помощи этих двух стратегий мы смогли выявить важную часть его способности чувствовать себя как дома в незнакомом месте. (Более подробно рабочий паттерн (процесс) моделирования стратегии см. в главе 14, «Стратегии»).

(д) ТОТЕ-анализ

Модельер обращает внимание на аспекты ТОТЕ глобальной стратегии, используемой специалистом. (Более подробно рабочий паттерн (процесс) описан в разделе «совместное обучение» в главе 7, «Цели»). Важнейшими вопросами при этом являются следующие:

— Вход

Как специалист понимает, что нужно начинать?

На что он обращает внимание?

— Тестирование

Что является для него самым важным в данный момент?

Откуда он знает, что критерий исполняется или, наоборот, не исполняется?

— Действие

Что он делает внутренне?

Внутреннее состояние: какое эмоциональное состояние он у себя вызывает, и как он это делает?

Внутренняя репрезентация: какие сенсорные системы, стратегии и субмодальности он использует?

— Выход

Как он понимает, что может завершать работу?

Что он при этом делает?

Иными словами, на что специалист обращает внимание в ситуации вокруг себя? И как он оценивает то, что он видит, слышит и чувствует? Что происходит вокруг него, и что он делает внутренне? Один специалист по обучению менеджменту, которого мы однажды моделировали, к примеру, обращал внимание на такие действия обучаемых, как «делать записи», «смотреть на часы» и «хихикать». Делать много записей и мало смотреть на часы означало для него «внимательная группа». Часто смотреть на часы и хихикать означало для него: «Осторожно, им это не интересно».

(е) Метапрограммы и стили классификации

Какие метапрограммы и стили классификации являются самыми важными для желаемой способности? Какие комбинации метапрограмм можно выявить в мышлении специалиста? К примеру, специалист по обучению менеджменту, о котором мы говорили выше, никогда сразу не ставил перед собой позитивные цели. Он всегда начинал с метапрограммы «избегать», при этом он на очень низком абстрактном уровне обрисовывал те трудности, с которыми придется столкнуться участникам обучения, если они не усвоят то, чему должны научиться. Таким образом, он часто начинал свое обучение с оглашения тревожных цифр относительно состояния конкуренции на соответствующем предприятии. Когда впоследствии я пробовал сделать то же самое в процессе моделирования, оказалось, что получить подобную информацию гораздо проще, чем я ожидал. К примеру, ознакомившись со списком с процентными Данными, я смог вычислить, что определенный кредит в банке, который составил 30.000 гульденов за весь срок погашения, обошелся мне дороже, чем у конкурентов! Впоследствии мой специалист нашел решение этой проблемы, но сначала он сместил абстрактный уровень от специфического к глобальному.

К примеру, проблема заключалась в следующем: у нас на несколько процентов дороже, чем у других. Тогда в качестве решения специалист предложил - будьте дружелюбными и приветливыми! Следовательно, его глобальную оценку мы можем описать в метапрограммах как: сначала специфическое /избежать, затем глобальное/достичь.

(ж) Критерии, ценности и убеждения

Последним аспектом в исследовании являются ценности и убеждения, поддерживающие способность специалиста. Перенимание убеждений само по себе не является достаточным для получения желаемой способности, хотя часто утверждают обратное. Убеждение: «У меня все хорошо, и я многое могу», - само по себе не является достаточным для проведения хорошей терапии или успешного обучения. Способность человека представляет собой динамическое сочетание стратегий, эмоций, манер поведения, реакций тела, фильтров восприятия, метапрограмм, оценок и убеждений; соединение всех этих элементов образует способность. Участники «мотивационных» семинаров часто убеждаются в этом к своему разочарованию: их «взбодренная» мотивация стремительно падает, как только они обнаруживают, что в ее основе не лежат никакие новые способности.

Следовательно, перед нами встают следующие вопросы: (а) что специалист считает важным? (б) что он считает самым важным из этого? и (в) во что он верит? Какие ценности являются для него первоочередными в тот момент, когда он использует желаемую способность? Часто это могут быть ценности, которые являются важными для специалиста и во многих других контекстах. Как правило, особый интерес представляет исследование иерархии критериев. Когда я, например, моделировал «умение проводить увлекательные презентации», у соответствующего специалиста важной ценностью оказалось «влияние на участников презентации». Когда я спросил у него: «При каких обстоятельствах вы были бы готовы отказаться от «влияния?» — он сказал «Если бы это стало мешать людям доверять своему собственному мнению». Эта вторая ценность, «доверие своему собственному мнению», оказалась для него более важной, чем «влияние». Эта ценность позволила лучше понять его внутренние процессы. И перенимание этой ценности позволило мне легче обучиться желаемой способности, чем перенимание ценности «влияние».

Ценности являются частью систем убеждения. Во что верит специалист, когда речь идет о желаемой способности? И еще более важный вопрос: во что он верит, что касается ценностей, которые играют при этом важную роль? Каковы переживания, на которых он основывает свое убеждение?

Вопрос, который может привести моделирующего от ценностей к остальным аспектам данной системы, звучит следующим образом: «Откуда он это знает?» или «На чем он это основывает?». В вышеназванном примере. «Откуда он знает, что людям важно доверять своему собственному мнению?». Часто специалист может ответить, что это «может быть так только однажды» или, что он «так считал только один раз». При этом особое мастерство заключается в том, чтобы выявить, на основании какого именно жизненного опыта он делает подобный вывод.

Признак «Факт»
Значение «Заключение»
Откуда ты это знаешь? Почему ты так считаешь? На чем ты основываешь своё мнение?
Что это для тебя означает? Что это говорит об … Что ты из этого заключил?
От явления к значению и наоборот

Приведем еще один пример. Другой ценностью моего специалиста было: «Давать четкие инструкции». Когда я исследовал это убеждение, я выявил следующее. Он принимал активное участие в военных действиях во Вьетнаме Его практический опыт сформировал важную основу для этой ценности. Когда ты инструктируешь новобранцев, обучая их прыгать с парашютом, ты даешь им четкие инструкции. Разумеется, ты не скажешь им: «Кто я такой что бы говорить тебе, что ты должен делать? Решай сам, за какой шнур ты должен потянуть».

Поиск повторяющихся паттернов (шаблонов)

При моделировании речь идет о распознавании паттерна (шаблона, модели). Специалист делает сто вещей одновременно. Это — разумеется, для опытного наблюдателя — целые океаны информации, в которой начинающий моделирующий иногда теряет ориентиры. Вопрос относительно паттерна (модели) звучит следующим образом: Что специалист делает все время одинаково? Каковы повторяющиеся элементы в его поведении и его мышлении? НЛ-программист несколько раз наблюдает за специалистом в процессе его работы и беседует с ним о его эмоциях, его внутренней репрезентации и его убеждениях. Что при этом постоянно повторяется? Для обнаружения паттернов (шаблонов) необходимо повторное наблюдение. Однако не всегда это вызывает необходимость проведения нескольких сеансов моделирования. Специалист часто демонстрирует свои паттерны (шаблоны) несколько раз в течение короткого промежутка времени. К примеру, специалист по проведению презентаций делает это на протяжении одного вечера, возможно, десять или двадцать раз. Кроме того, люди склонны мысленно проделывать то, о чем они говорят. Если кто-то рассказывает о том, как он создает интерьер, он, как правило, мысленно проделывает это. Его стратегию разработки проекта и части его поведения можно неоднократно наблюдать в процессе беседы. Однако недостатком при этом является то, что в процессе беседы одновременно проявляются по меньшей мере две вещи. Наряду со стратегией разработки проекта используется также стратегия воспоминаний. Часто становится практически невозможно разобрать, где именно какая стратегия.

Наши рекомендации