Ведение к системе репрезентации

Многие техники НЛП основываются на том, что человек в определенный момент мысленно вызывает у себя ощущение, формирует образ, прислушивается к своему внутреннему голосу и т. д. В этом случае мы, как правило, даем прямые инструкции в духе: «Попытайся определить, что ты чувствуешь в Данный момент», — или: «Что ты мысленно видишь?». При этом сигналы Доступа позволяют увидеть, какую систему чувств использует человек. Следовательно, мы можем проверить, та ли это система, на которую мы были наделены. Но можно работать и в другом направлении: когда мы поощряем кого-то к вызову определенных сигналов доступа, это приводит его к использованию соответствующей системы.

Вербальное ведение

Мы можем привести кого-то к определенной системе репрезентации вербальным путем, используя соответствующие предикаты. Например, если мы хотим вызвать какое-нибудь чувство, мы говорим: «Попытайся определить, что ты чувствуешь, мысленно погрузись в свои эмоции. Что ты испытываешь в настоящий момент?».

Невербальное ведение

Невербальное ведение к определенной системе репрезентации заключается помимо всего прочего в том, что мы указываем и смотрим в направлении соответствующих сигналов доступа. При этом мы также можем дышать и разговаривать в соответствующей манере. Например, если мы хотим вызвать какое- то чувство, мы говорим медленно, низким тоном; «Погрузись в это чувство». При этом мы смотрим вниз и глубоко дышим.

ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ СИСТЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ:
КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОНА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ?

По неосознанным невербальным реакциям человека мы можем определить, какую систему сенсорной репрезентаций он использует в данный момент. Наблюдая на протяжении некоторого времени за различными мыслительными процессами, мы можем установить, какая система репрезентации является предпочитаемой в данной ситуации, а иногда даже определить предпочитаемую систему поиска. Как же мы можем воспользоваться подобной возможностью? Ниже мы приводим несколько примеров практического применения.

1.Помощь в поиске

Когда мы у кого-нибудь о чем-то спрашиваем, часто он говорит: «Понятия не имею», или «Я этого не знаю», — а мы при этом отчетливо видим сигналы доступа. Когда кто-то, к примеру, говорит: «Я этого не знаю», — и при этом у него наблюдаются кинестетические сигналы доступа, мы можем ему сказать: «Постарайся сконцентрироваться на своих ощущениях, что ты сейчас чувствуешь?» Часто это помогает ему быстрее найти правильный ответ.

2.Сравнение и использование в качестве ресурса

Мы можем сравнить предпочитаемую систему репрезентации и систему поиска одного состояния с предпочитаемой системой репрезентации и системой поиска другого состояния. Представьте себе, что кому-то иногда что-то удается, а иногда нет. Это «что-то», в принципе, может быть любой способностью человека: способность сохранять чувство уверенности в своих силах, способность формулировать стратегические задачи, способность заинтересовывать работников, способность понимать клиентов и т. п. Следовательно, мы можем проверить, существует ли разница между предпочитаемой системой репрезентации и системой поиска, которые человек использует, когда ему что-то удается, и сенсорными системами в той ситуации, когда ему это не удается. Таким образом, мы можем обнаружить, что терапевт прекрасно понимает переживания определенного клиента, если, используя метод аудиального поиска, он отыскивает визуальное изображение подобных переживаний в своей собственной жизни. Может случится так, что он не сможет понимать того же самого клиента, если забудет прибегнуть к аудиальному поиску и не обнаружит визуального изображения. Это может дать терапевту важные рычаги для достижения лучшего понимания своих клиентов. При этом, говоря о точках соприкосновения, необходимо заметить, что, во-первых, иногда стратегия может быть даже важнее, чем предпочитаемая система (см. раздел «Стратегии» далее в настоящей главе). Во-вторых, могут существовать обоснованные причины, по которым данный терапевт в процессе работы с одним клиентом забывает прибегнуть аудиальному поиску, а с другим — нет.

3. Моделирование

Если мы изучаем способности того, кто умеет делать то, что нам бы тоже хотелось уметь делать — и, возможно, впоследствии передать этот опыт другим людям — мы, помимо всего прочего, можем посмотреть, какая система является у него предпочитаемой в различных важных ситуациях. Представим себе, что мы хотим осуществить моделирование блестящего физиотерапевта в том, что касается его способа диагностики физической проблемы одного из его пациентов. В этом случае мы, вероятно, обнаружим, что в тот момент, когда он предварительно беседует со своим пациентом, его предпочитаемая система будет визуальной: сначала он мысленно представляет себе проблему в организме пациента. Возможно, он даже мысленно создает визуальные образы на основании того, как жалоба клиента связана с общей жизненной ситуацией пациента. Затем он, к примеру, делает клиенту массаж и при этом переключается на кинестетическую систему. Обладая совершенными кинестетическими способностями, он чувствует, что происходит в теле пациента. Если бы мы обнаружили подобный паттерн (методику) у нескольких талантливых физиотерапевтов, то впоследствии могли бы обучать этому студентов, изучающих физиотерапию.

4.Построение раппорта

Мы имеем возможность поддерживать раппорт с клиентом, настраиваясь на его предпочитаемую систему репрезентации. Мы можем это делать, используя в своей речи предикаты из соответствующей системы (те же самые предикаты которые использует он). К примеру, мы говорим: «Послушай, Клаас, я думаю, что эта история будет тебе интересной», — если у него предпочитаемая аудиальная система, или мы говорим: «Хорошо, Клаас, у меня такое чувство, что ты хочешь мне помочь», если его предпочитаемая система является кинестетической.

Кроме того, мы можем настроить на его предпочитаемую систему тон и ритм своего голоса, свое дыхание, свое поведение и жесты.

5. Проверка критериев

В коммуникации и работе по изменению большое значение придается знанию того, что кто-то считает для себя важным, или говоря языком НЛП - тому, что является для кого-то наиболее ценным критерием. Как правило, критерии представляют собой такие абстрактные понятия как свобода, безопасность, контакт, гуманность, любовь, сознательность, благоразумие, сила, эффективность и т. п. Часто один единственный вопрос позволяет нам сформулировать наиболее важные критерии. Но что эти слова означают для каждого конкретного человека? Если мы знаем, с помощью какой системы он пытается определить, выполняется ли определенный критерий, на основании этого мы можем сделать соответствующие выводы. Для кого-то свобода является открытым, сильным чувством (предпочитаемая система — кинестетическая); другой видит в свободе множество конкретных возможностей (предпочитаемая система — визуальная); для третьего свобода означает, что он может сказать самому себе тоном, который ему нравится «Я могу делать все, что хочу» (предпочитаемая система — аудиальная). Систему, которую кто-то обычно использует в том случае, когда хочет проверить свои критерии, называют референтной системой.

РАСПОЗНАВАНИЕ ПАТТЕРНА

Мы привели описание нескольких способов работы с предпочитаемой, системой. Однако с помощью сигналов доступа мы можем сделать гораздо больше, нежели просто определить предпочитаемую систему воспроизведения. Наше мышление представляет собой ряд сенсорных переживаний, которые мы у себя вызываем. Во множестве переживаний можно попробовать обнаружить паттерны. Ранее мы уже приводили определение «паттерна» как структуры повторяющегося набора элементов с определенными свойствами. Если говорить о сенсорных переживаниях, то паттерн в этом случае представляет собой набор переживаний с сенсорными свойствами: визуальными, аудиальными или кинестетическими, вызванными из памяти или сконструированными. Какие же паттерны мы можем обнаружить в системах репрезентации? Чтобы проиллюстрировать это на примере, попробуем ответить на вопрос: «Как консультант организации дает свои заключения?». Определенному консультанту организации необходимо использовать паттерн вижу-чувствую, чтобы дать оценку организации. Сначала он создает визуальное воспроизведение организации, чтобы впоследствии проверить, появляется ли у него приятное ощущение, связанное с этим внутренним образом. При этом он повторно использует субпаттерн, чтобы проверить, сохраняется ли у него это приятное ощущение или нет. Возможно, ему придется мысленно изменять этот визуальный образ до тех пор, пока у него не появится приятное ощущение. Изменение образа он переводит в слова: заключение. Следовательно, он использует паттерн вижу-чувствую-вижу-чувствую и т. д. Этот паттерн называется в НЛП стратегией. Консультант организации, который использует подобную стратегию, придет к другим заключениям, нежели консультант организации, который использует, к примеру, паттерн слышу-чувствую-слышу-чувствую.

ГЛАВА 14. СТРАТЕГИИ

Стратегия — это паттерн (повторяющаяся структура) использования нами сенсорных систем. Большое значение стратегий заключается в том, что от них в значительной мере зависят наши личные возможности или отсутствие у нас возможностей.

Чтобы уметь определять внутреннюю стратегию, нам необходимы две вещи: (а) мы должны уметь отличать друг от друга используемые сенсорные системы (как правило, на основании невербальных сигналов доступа), и (б) мы должны уметь в целом распознавать паттерны сигналов доступа.

Стратегия подобна инструменту, изготовленному из материалов пяти видов. Комбинируя друг с другом различными способами пять различных материалов, можно изготовить бесчисленное множество различных инструментов.

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ

При проведении анализа стратегии необходимо использовать следующие шага, которые заимствованы из модели ТОТЕ для целенаправленной работы.

1. Начало работы

Как узнать, что необходимо начать работу со стратегией?

Как узнать, что наступило подходящее время для начала работы?

Каковы стимулы для начала действия стратегии?

2. Критерий

К чему стремится человек во время использования стратегии?

Чего он может достичь с помощью стратегии?

3. Тестирование (эквивалентность критерия)

Как он узнает, что работа завершена?

Какие стимулы позволяют остановить действие стратегии?

Как он узнает, что он реализовал критерий?

АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ: ПРИМЕР

Если снова взглянуть на стратегию консультанта организации которого мы приводили в качестве примера, то мы придем к следующим вопросам и ответам на них:

— Как он узнает, что необходимо начать размышлять над заключением?

Он получил соответствующее задание и собрал необходимую информацию. Он поговорил с десятком людей, он перечитал годовые отчеты и брошюры, он изучил состояние рынка, конкуренцию на нем и т. д. Теперь у него появилось ясное ощущение — информации достаточно,

Он закончил предыдущую стратегию (стратегию сбора информации) и теперь переходит к стратегии подготовки заключения. Появившееся у него ощущение подсказывает ему, что настало время для начала действий данной стратегии.

— К чему он стремится, используя стратегию?

Он хочет сделать заключение, которое позволит ему мысленно увидеть (сформировать визуальный образ), что организация движется в верном направлении, что для этого будет существовать стимул. Важнейший критерий - стимул.

— Как он узнает, что работа завершена? Как он узнает, что сделал стимулирующее заключение? Иными словами, как он узнает, что реализовал свой критерий?

Представим себе, что образы изменения стали ясными, что консультант сумел четко сформулировать их словами, и что образы и слова вызывают у него чувство удовлетворения. Теперь он знает, что пришло время закончить действие стратегии. Однако работа над заключением еще не завершена. Возможно, теперь консультант перейдет к своей стратегии написания доклада или к своей стратегии влияния на ключевые фигуры в организации. Вся работа по консультированию организации состоит из множества различных стратегий.

— В каких системах воспроизведения осуществляются различные этапы стратегии?

В стратегии работы над заключением речь идет об этапах, связанных с внутренними процессами. При этом внешнее восприятие больше не использовалась. Если бы мы занялись анализом другой стратегии, например, стратегии сбора информации, в этом случае внешнее восприятие могло бы играть более важную роль.

В разделе о распознавании паттерна, который был приведен выше в настоящей главе, мы уже имели возможность увидеть, что стратегия этого консультанта организации состоит из визуального (смотреть) и кинестетического (чувствовать) этапов, поочередно сменяющих друг друга. Кинестетический этап можно рассмотреть более подробно. Речь в данном случае идет не об одном ощущении, а о сравнении двух ощущений: консультант определяет, в полной ли мере ощущение, которое появилось у него при создании визуального образа, соответствует приятному ощущению, которое он считает стандартным.

Для визуального этапа мы также можем привести некоторые уточнения. Последние визуальные этапы также сравниваются друг с другом: консультант сравнивает созданный5 им образ организации с тем образом организации, который мог быть (или должен был быть). Возможно, он даже обнаружит несколько промежуточных этапов, которые в совокупности формируют процесс изменения.

Наконец, стратегия «отшлифовывается» на аудиальном этапе: формулируется заключение. Здесь тоже можно выделить определенный вид субстратегии: паттерн слышу-вижу-чувствую. На основании своих образов консультант проверяет различные вербальные формулировки до тех пор, пока у него не появится приятное ощущение.

— Как этапы связаны друг с другом?

Консультант начинает работу с визуального образа организации. В какой момент ему необходимо перейти к кинестетическому этапу? Какой стимул способствует переходу от визуальной системы к кинестетической? По мере того как образ становится более ясным, он чувствует все более отчетливо, настал нужный момент или нет. Следовательно, переход от визуального этапа к кинестетическому осуществляется последовательно — через синестезию. Как же он снова перейдет от ощущения к образу?

Если выяснится, что появившееся у него чувство недостаточно благоприятно, он возвращается к образу и полностью концентрируется на нем. Следовательно, переход от кинестетического этапа к визуальному происходит произвольно. Речь в этом случае идет о конгруэнтной реакции: недостаточно хорошо - заново.

Впрочем, связь между визуальным и кинестетическим этапами лучше всего может быть выражена цикличностью ТОТЕ. При этом речь идет о суб-ТОТЕ общей ТОТЕ стратегии.

Тестированием в этом случае является ощущение, критерием является то, на сколько благоприятно это ощущение. Подобная суб-ТОТЕ проявляется в процессе формулирования заключения с помощью слов. При этом объектом тестирования снова является ощущение.

СУБМОДАЛЬНОСТИ В СТРАТЕГИИ

В рамках выявления стратегии мы можем, как мы уже упоминали выше, привести более подробные разъяснения сенсорных характеристик отдельных этапов стратегии. В вышеназванном примере с консультантом организации мы уже видели, что субмодальности играют большую роль в установлении связи между одним этапом и остальными этапами: переход к ощущениям осуществляется в тот момент, как только образ становится достаточно ясным.

Таким образом, в рамках каждой сенсорной модальности мы можем выявить дополнительные различия, которые называются субмодалъностями. Эти субмодальности могут оказывать большое влияние на результат образа мышления. Так, консультант организации, который видит структуру организации с расстояния в сто метров, придет к иному заключению, чем его коллега, который субъективно находится в центре изображения структуры.

Наши рекомендации