Движения глаз как сигналы доступа

НЛП выделяет шесть направлений, в которых люди перемещают свои глаза, когда занимаются поиском информации в пределах своего внутреннего опыта. При сигналах доступа, следовательно, и при движениях глаз, речь всегда идет о внутренней информации, а не о внешнем восприятии. За движениями глаз, как правило, легче наблюдать в тот момент, когда мы задаем кому-то вопрос, на который ему не нужно отвечать немедленно. Однако за движениями глаз можно наблюдать и при любой другой форме осознанной мыслительной активности. НЛП четко разделяет движения глаз, представляющие собой сигналы доступа, и движения глаз, используемые для внешнего восприятия.

Схема движений глаз
движения глаз как сигналы доступа - student2.ru движения глаз как сигналы доступа - student2.ru движения глаз как сигналы доступа - student2.ru движения глаз как сигналы доступа - student2.ru движения глаз как сигналы доступа - student2.ru движения глаз как сигналы доступа - student2.ru
Вк (Vc) Визуальная конструкция
Ак (Ac) Аудиальная конструкция
Вв (Vr) Визуальное воспоминание
Ав (Ar) Аудиальное воспоминание
Ад (Ad) Аудиально-дигитальное
Vc
Vr
Ac
Ar
K
Ad
К (K) Кинестетическое переживание

Шесть направлений движений глаз включают в себя:

— Систему визуальной репрезентации.

— Систему аудиальной репрезентации.

— Систему кинестетической репрезентации.

— В случае визуальной репрезентации — различие между вызванной из памяти визуальной репрезентацией и сконструированной визуальной репрезентацией. Другими словами, воспроизводится репрезентация, которая однажды была воспринята, или из различных аспектов других переживаний создастся (конструируется) новая репрезентация?

— В случае аудиальной репрезентации — различие между вызванной из памяти аудиальной репрезентацией и сконструированной аудиальной репрезентацией.

— Разговор с самим собой (аудиально-дигитальный): разговор, происходящий в твоей голове.

При наблюдении за движениями глаз важно учитывать следующие моменты:

— Движения глаз различаются у людей по степени продолжительности и интенсивности.

— Движения глаз заметны только в состоянии бодрствования. Во время гипнотического транса движения глаз практически не заметны либо вообще не заметны; в этом случае глаза неподвижны (зафиксированы).

— Не следует повторно искать однажды найденную информацию. Если мы будем дважды задавать один и тот же вопрос, мы чаще всего не сможем наблюдать искомые движения глаз.

— Вопрос, который буквально предполагает использование в ответе аудиальных воспоминаний, не обязательно будет немедленно сопровождаться аудиальными движениями глаз. Если мы спросим у кого-то: «Как звучит твоя любимая пластинка?», — то может случится так, что сначала он мысленно представит себе обложки своих пластинок, а затем, используя свои ощущения, будет пытаться определить, какую из них он считает самой любимой. В этом случае мы, по сути, сначала будем наблюдать не аудиальные сигналы доступа, а визуальные и кинестетические сигналы. Возможно, после этого он мысленно прослушает свою любимую пластинку, и при этом мы будем наблюдать аудиальные сигналы доступа.

На что мы можем рассчитывать, задавая аудиальный вопрос, предполагающий наличие мысленного поиска, так это, по большому счету, на то, что в общем паттерне сигналов доступа отчетливо проявятся аудиальные каналы. Это свидетельствует прежде всего о том, насколько тяжело экспериментально доказать наличие связи между движениями глаз и сенсорными репрезентациями.

У того, кто является явным или скрытым левшой, за движениями глаз необходимо наблюдать, используя принцип зеркального отражения по вертикали. Иногда это правило действует для всех движений глаз, иногда только для кинестетических и аудиально-дигитальных.

Обучение наблюдению за сигналами доступа

Как же научиться наблюдению за сигналами доступа? Для этого нужно просто рассматривать их, как одну из составляющих чьей-то коммуникации. Все, что кто-то говорит, он сопровождает сигналами доступа. Благодаря этому появляется возможность осуществления многократного наблюдения, основанного на распознавании паттерна (определенного шаблона). Когда кто-то рассказывает об определенном переживании, на протяжении своего рассказа он может несколько раз начинать рассказывать сначала, уходить в сторону, забывая о сути, обмениваться репликами и комментариями со своим собеседником и т. д. И если при этом он рассказывает о переживании не спонтанно, то его, как правило, нетрудно вернуть к сути рассказа при помощи вопроса: «Ты рассказывал о X, и что же было дальше?» или «...что еще ты хотел об этом сказать?». Каждый раз, когда он будет возвращаться к рассказу о своем переживании, мы сможем заново наблюдать за его сигналами доступа и тем самым получим возможность определить используемый паттерн (шаблон).



Наши рекомендации