Почему нл-программисты считают экологичность воздействие настолько важным?

Хороший специалист при желании может способствовать более глубокому погружению своего клиента в проблему. Насколько слабо психика человека защищена от негативных влияний родителей, братьев и сестер, начальников и партнеров, настолько слабо она способна противостоять влиянию пусть даже доброжелательных, но неумелых терапевтов, преподавателей или консультантов.

Преподаватели во время своих уроков могут нанести своим ученикам вред различного рода; они могут научить их ложным вещам, например, навязывая им на уроке пагубные идеологические установки. Кроме того, преподаватели могут брать на себя функции модели с негативным влиянием перед действием которой ученики оказываются беззащитными на протяжении длительного времени и не имеют возможности избежать этого влияния. Множество травмирующих случаев происходит по воле учителей; учителя и воспитатели стоят на втором месте после родителей в списке «психотерапевтических злодеев».

Консультанты также могут способствовать попаданию человека в, что называется, «из огня да в полымя»; иногда предприятия разоряются и закрываются именно после того, как в команду работников вводят консультанта.

Терапевты могут способствовать появлению у человека неуправляемых воспоминаний. Кроме того, терапевтическое воздействие; иногда приводит к появлению у клиента убеждений, польза которых для него представляется весьма сомнительной. Одни симптомы могут заменяться другими, еще более неблагоприятными симптомами, и чье-то самовосприятие может в результате значительно пострадать. А неумелое терапевтическое воздействие, основанное на внушении, может способствовать возникновению у человека серьезных заболеваний или появлению чувства страха, противостоять которым ему бывает очень трудно.

Большинство терапевтов знают это, однако предпочитают ограничиваться критическими замечаниями в адрес своих коллег: чаще всего представителей других школ или обладателей другого статуса.

Таким образом, одним из самых актуальных на сегодняшний день является вопрос: «Как сделать работу с НЛП максимально безопасной для клиента?»

КАК РАБОТАТЬ «ЭКОЛОГИЧНО»?

Как работать так, чтобы происходящие изменения не приводили к появлению новых проблем и гармонично взаимодействовали с личностью клиента? Как позаботиться о том, чтобы работа над изменением не могла нанести вреда другому человеку и его окружению не только сейчас, но и по прошествии длительного времени?

Чтобы это стало возможным, необходимо уметь распознавать определенные опасности и стремиться сводить их к минимуму. К подобным опасностям можно отнести следующие:

1. Нежелательная замена симптома

Профессионал, работающий правильно с точки зрения экологии, избегает того, чтобы решение одной проблемы становилось началом другой проблемы. (Как, например, в том случае, когда тот, кто благодаря терапии бросил курить, после этого начинает страдать от обжорства).

2. Вызов из памяти травмирующих воспоминаний, пути воздействия на которые еще не найдены.

Терапевты, приверженцы направлений, делающих ставку на эмоциональную разгрузку, проявляют стремление к вызову у клиента травмирующих воспоминаний. Это зачастую приводит к проблемам, особенно, если клиент, имея эмоциональную брешь, где-то на полпути вынужден покинуть кабинет терапевта, так как подходит очередь другого клиента.

НЛ-программист должен действовать с большой осторожностью. Если клиент, прошедший концентрационный лагерь, испытывает трудности, связанные с воспоминаниями об этом событии, НЛ-программист рассматривает трудности в качестве самозащиты клиента.

Подобная самозащита необходима до того момента, пока клиент не будет располагать достаточными ресурсами (психические силы) для разрешения проблемы. До этого момента с точки зрения экологии вызывать эти напоминании нецелесообразно.

3.Введение в картину мира клиента идей, вступающих в конфликт с его собственными.

Клиент, имеющий проблемы, открыт дли того,кто способен оказать ему помощь. Если же человек, взявшийся ему помочь, пытается навязать ему религиозные, философские либо политические идеи, которые совершенно не вписываются в его собственную картину мира, это может стать причиной возникновения новых проблем.

4. Трата времени на достижение терапевтических целей, которые в конечном итоге нанесут клиенту вред.

Желания, с которыми поди приходи к терапевту, иногда могут иметь для них нежелательные последствия; и бывает очень досадно, если это обнаруживается только после некоторого количества терапевтических стансов (см. примеры 1 и 2),

5.Вред, нанесенный самовосприятию клиента.

Если терапевт постоянно акцентирует внимание клиента на его слабостях, недостатках, страхах и логических ошибках, это способствует снижению веры клиента в свои силы и понижению его самооценки. Вследствие этого клиент может начать чувствовать «собственную беспомощность».

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Оказывается, специалисты в области терапии систематически усиливают то сопротивление, которое их клиенты оказывают возможным изменениям. Они делают это, так как полагают, что причиной подобного сопротивления является бессознательное предвосхищение пагубных последствий того или иного изменения. Иными словами, они полагают, что их клиенты знают (на уровне подсознания), какой вред может нанести им определенное изменение. Проявляющееся сопротивление указывает на возможные опасности; следовательно к подобным сигналам нужно обязательно прислушиваться. Специалист, оказывающий помощь клиенту с соблюдением требований экологии, должен поощрять и усиливать сопротивление; именно это часто способствует тому, что клиент перестает сопротивляться. Однако часто клиенты из вежливости предпочитают не сопротивляться действиям терапевта. Это своего рода манера поведения страуса. Большинство из них стремятся к максимальному взаимодействию, и благодаря этому с легкостью минуют свои собственные внутренние попытки противодействия. Если терапевт начинает открыто указывать клиенту на его протест, в этом случае сопротивление со стороны клиента может проявиться в полной силе. «Итак, теперь мне бы хотелось услышать все «за и против», которые ты можешь привести. Подумай над этим. Чем больше ты их приведешь, тем лучше. Я с удовольствием их выслушаю».

Не всегда клиент способен сформулировать свои возражения, а порой вообще их не осознает: сопротивление может быть устранено. Подавленное сопротивление часто проявляется в форме невербальных реакций: клиент отрицательно покачивает головой, вздыхает, плотно смыкает веки либо взглядом заставляет уйти от обсуждения данного вопроса. Опытный HJI-программист должен сразу заметить подобные сигналы.

Иногда сопротивление проявляется в виде едва заметных произвольных сигналов тела клиента, которые он начинает ощущать, как только получает задание проследить за ними: «Понаблюдай, нет ли у тебя ощущения, что что- то в тебе протестует».

Клиент может также почувствовать что-то в области живота «Что бы могло означать это ощущение в твоем животе?». Таким образом, даже слабые сигналы тела, причиной которых является внутренний протест, могут стать источником информации о вероятных новых проблемах.

Пример 1

Йенни входит в мой кабинет с желанием «научиться быть непреклонной и беспристрастной». Является ли это желание для нее экологичным? Что произойдет с Йенни, если она научится быть непреклонной и беспристрастной? С какими трудностями она при этом столкнется? Не станет ли это причиной ссор и сможет ли она с этим справиться? Не собьется ли она со своего пути? Захочет ли она этого?

На эти вопросы я не могу дать ответы самостоятельно. Я могу лишь вымазать предположение, что «возможно, не каждый будет доволен своей жесткостью». Чтобы проверить терапевтическую цель Йенни на предмет экологии, я не должен стараться самостоятельно давать ответы на эти вопросы. Эти ответы должны прийти от самой Йенни, когда я серьезно и настойчиво попрошу ее подумать о возможных отрицательных последствиях жесткости. «Что изменится в худшую сторону, когда ты станешь такой? Представь себе, что ты ведешь себя так везде и со всеми. Чего ты при этом лишишься?».

Подобные вопросы активизируют у Йенни ресурсы внутренней защиты. Части ее личности, которые еще не задумывались о возможных негативных последствиях жесткости, в этот момент начинают пробуждаться и могут повлиять на весь процесс.

Пример 2

- Йерун, тебе бы хотелось научиться следовать своим чувствам, не так ли?

- Да.

- Представь себе, что отныне ты во всем следуешь своим чувствам, что в таком случае изменится в худшую сторону?

- Ну... в этом случае я превращусь в некое животное, которое делает только то, что в данный момент приходит ему в голову...

- Хорошо, Йерун, возможно, нам стоит попытаться определить, как именно ты хочешь использовать свои чувства, чтобы не уподобиться животному.

Пример 3

- Петра, постарайся вспомнить, что твой двоюродный брат сделал тогда с тобой?

- Я не знаю... У меня появилось ощущение холода.

- Что бы могло означать это ощущение?

- Я не знаю, я на самом деле не...

- О чем могло бы поведать это ощущение холода, если бы оно могло говорить?

- Может быть, что я не хочу этого знать.

- Что бы пошло не так, если бы ты это знала?

- Я думаю, что тогда я стану смешной.

- Хорошо, давай договоримся, что ты не будешь пытаться вспомнить об этом до тех пор, пока часть тебя, которая полагает, что ты еще к этому не готова, не будет знать наверняка, что ты с этим справишься.

- Хорошо.

Если защита психики человека сама не срабатывает, ее необходимо стимулировать. Проверка экологии представляет собой технику активизирования возможностей самозащиты. Для проведения подобного тестирования мы ждем использовать следующие вопросы:

«Приемлемо ли это изменение для того, кем ты являешься?»

«Есть ли такие части твоей личности, которые протестуют про этого изменения?»,

«Приемлемо ли это изменение для того, кем ты был раньше - ребенка в тебе?»,

«Будет ли это изменение приемлемо для тебя в будущем, не будет ли оно иметь для тебя негативных последствий?»,

«Не столкнется ли это изменение с сопротивлением со стороны других людей?»,

«Будет ли это изменение приемлемым для твоего окружения?».

Данные вопросы экологического тестирования могут быть усилены при помощи использования таких универсальных количественных, как «всегда» «везде», «все». Однако наряду с применением специальных «техник, основанных на постановке вопросов», НЛ-программист должен также использовать в процессе своей работы так называемое «экологичное отношение». НЛ-программист должен выработать такой стиль работы, при котором экологичность являлась бы чем-то само собой разумеющимся. Такой стиль работы состоит из определенных установок НЛП:

1.Любое поведение имеет положительное намерение и явилось когда-то лучшим выбором, который был у человека.

2.Карта не является территорией.

3.Сопротивление является следствием ограничений консультанта. Последний сам вызывает сопротивление в результате отсутствия у него гибкости.

НЛ-программист должен знать, что изменение начинается при появлении сопротивления. «Если ты не ощущаешь сопротивления», — считает Роберт Дилтс, — «значит ты просто даешь совет. Как только появляется сопротивление, это означает начало «настоящей» работы НЛП».

Наши рекомендации