Перенос ресурса от одного контекста к другому

Основываясь на том факте, что мы способны осуществлять «якорение» своих внутренних состояний, нам предоставляется возможность использовать эту способность для непосредственного применения модели изменения: «Проблема плюс ресурс равно цель».

Желаемое состояние
Нынешнее состояние
Ресурс
Модель изменения

В случае использования модели изменения необходимо сначала обнаружить ресурс, имеющий отношение к существующей проблеме. После этого на ресурс ставят якорь и соединяют его с якорем, запускающим проблему (триггером).

Иными словами, естественный «якорь», который первоначально способствовал возникновению проблемы (триггер), с помощью другого якоря соединяется с ресурсным состоянием так, чтобы этот инициирующий якорь (триггер) впоследствии вызывал не проблему, а ресурсное состояние — либо при менее благоприятных условиях — вызывал ресурсное состояние вместе с проблемой. В принципе, данная техника — благодаря общей формулировке — может использоваться для проблемы любого рода. Однако в случае наличия особых препятствий, таких как сильные эмоции или мощная диссоциация, возникает необходимость в специальном «пригонке» данного рабочего паттерна.

Добавление ресурса осуществляется следующим образом:

1. Исследуйте проблемную ситуацию

Каковы переживания клиента, и в каком контексте он испытывает эти переживания?

В тот момент, когда наличие у него проблемы проявляется наиболее отчетливо:

— Что он думает?

— Что он чувствует?

— Что он делает?

Предоставьте клиенту возможность на некоторое время погрузиться в эти ощущения посредством ассоциаций. К примеру, скажите ему: «Постарайся снова полностью погрузиться в эти ощущения». Понаблюдайте за его невербальными реакциями и сохраните их в памяти

2.Отыщите «инициирующий якорь» («триггер»), вызывающий неприятные переживания

Какие внешние проявления (в данном контексте) имели место непосредственно перед тем, как у клиента начинали появляться неприятные переживания? Что явилось стимулом, вызвавшим неприятное переживание, тяжелые мысли либо нервозное поведение? Этот стимул мы и называем «инициирующим якорем» (триггером).

3.Отыщите ресурс и заякорите его

Помогите клиенту отыскать подходящий ресурс, имеющий отношение к его проблеме. Что было бы ему необходимо в данной ситуации, чтобы он мог действовать лучше? В главе 8 мы говорили о различных способах поиска ресурса Вопрос: «Что тебе необходимо?» является самым простым из них. Однако вам могут пригодиться и остальные способы. Речь может идти как об обычных ресурсах, таких как уверенность в себе или настойчивость, так и о специфичных ресурсах.

Когда клиент обнаружит ресурс, помогите ему ассоциироваться с ситуацией, в которой он успешно использовал данный ресурс. Закрепите ресурс на якорь, иными словами, присоедините к необходимому ресурсу определенное прикосновение, высказывание и/или визуально воспринимаемый жест.

4.Присоедините ресурс к инициирующему якорю (триггеру)

Позвольте клиенту вернуться к изначальной проблемной ситуации. Позвольте ему снова получить переживание инициирующего якоря (триггера).

Активизируйте ресурс-якорь непосредственно перед тем, как клиент получит переживание, запускаемое инициирующим якорем. Добавьте к этому подходящее вербальное внушение: «Вернись к своей ситуации, однако при этом захвати с собой данный ресурс». Доволен ли клиент своей новой возможностью выбора в проблемной ситуации (которая, возможно, теперь уже не представляется ему столь сложной)?

Если это не так, можно прибегнуть к усилению ресурсного переживания. Либо попробовать присоединить к тому же самому якорю несколько дополнительных (других) ресурсов. Может так случиться, что найденный ресурс не окажется ресурсом, так как не будет способствовать — или будет не в полной мере способствовать — разрешению проблемы.

5.Проверьте, может ли теперь клиент обходиться без якоря.

На данном этапе встает следующий вопрос: «Прочно ли ресурс соединен с инициирующим якорем?».

Не используйте ресурс-якорь.

Позвольте клиенту мысленно снова вернуться к проблемной ситуации. Проверьте (наблюдая за невербальными реакциями), вызывает ли теперь инициирующий якорь нужный ресурс.

Контекст проблемы Произвольный ресурс
Состояние проблемы
Контекст ресурса
Состояние ресурса
Контекст проблемы Произвольный ресурс
Состояние ресурса
перенос ресурса от одного контекста к другому - student2.ru перенос ресурса от одного контекста к другому - student2.ru
Добавление ресурса

Если это так, то у клиента проявится невербальная реакция, которая вызывалась ресурсным якорем. Невербальная реакция, которая сопровождала проблемную ситуацию на первом этапе, в этом случае уже больше не возникнет.

Если же необходимый результат не достигнут, следует вернуться к этапу 4 (если существует необходимость в присоединении) либо к этапу 3 (если необходимы другие ресурсы, больше ресурсов или более сильные ресурсы).

КОЛЛАПС ЯКОРЕЙ

Рабочий паттерн, центральное место в котором занимают якоря, называют коллапсом двух якорей, на английском языке — collapsing anchors. При этом сначала необходимо определить ощущение (внутреннее состояние), которое мешает клиенту действовать по своему желанию. Впрочем, данный паттерн не подходит для работы с одолевающими клиента эмоциями. При наличии сильных эмоций рекомендуется использовать визуально-кинестетические техники диссоциации (см. главу 1.1). Коллапс якорей подходит прежде всего для «нейтрализации» переживания, проявляющегося не слишком сильно. Это ощущение заякоряется. После этого отыскивается переживание с противоположным ощущением, и это состояние закрепляется на другом якоре. Затем оба якоря одновременно активизируются. Клиент при этом чаще всего испытывает ощущение сумятицы. Создается впечатление, что у него произошло «смешивание» двух эмоций. Через некоторое время (как правило, через несколько минут) ощущение сумятицы исчезает, и эмоция ресурса одерживает верх.

Почему побеждает положительная эмоция? Почему негативная эмоция сдает позиции? По всей видимости, тому есть две причины. Во-первых, НЛ-программист стремится использовать в качестве ресурсной эмоцию, сила которой по меньшей мере равняется силе охватившей клиента негативной эмоции. Во-вторых, люди, если у них есть выбор, склонны, даже совершенно неосознанно, отдавать предпочтение положительной эмоции, а не неприятному ощущению. Впрочем, коллапс якорей может также использоваться для соединения образов и звуков. При этом человек заякоряет, с одной стороны, например, тыкву, а с другой стороны, своего начальника. Оба якоря одновременно активизируются, и он ожидает, какая же комбинация этих образов в результате возникнет. Или, к примеру, он соединяет образ своего соседа с образом быка, в результате чего получает минотавра.

Сосед и бык объединены в минотавтра
перенос ресурса от одного контекста к другому - student2.ru

Коллапс двух якорей, как правило, используется в качестве рабочего паттерна для разрешения какой-либо проблемы. При этом иногда коллапс двух якорей может использоваться для «смягчения» негативных эмоций, сопровождающих проблему, чтобы облегчить применение других техник. Паттерн (техника) действует следующим образом:

1.Опишите проблемную ситуацию

Клиент рассказывает о ситуации, в которой он «зашел в тупик», «имеет слишком мало возможностей выбора», «не может нормально действовать», «чувствует себя некомфортно» и т. д.

Позвольте клиенту снова погрузиться в данную ситуацию посредством ассоциирования с ней.

Закрепите якорь номер 1 («негативный» якорь).

2.Определите ощущения в проблемной ситуации

Попросите клиента описать неприятное ощущение (которое негативно либо каким-либо иным образом сказывается на внутреннем состоянии). «Какое определение ты можешь дать этому ощущению?»

3.Определите противоположное ощущение

«Какое ощущение является противоположным этому неприятному, создающему затруднения ощущению?».

4.Заякорите это противоположное («положительное») ощущение

Когда, в какой ситуации (контексте) у клиента отчетливо проявлялось противоположное (положительное) ощущение?

Теперь позвольте клиенту погрузиться в воспоминания об этой ситуации, ассоциируйте его с ней.

Закрепите якорь номер 2 («положительный» якорь).

3.Активизируйте оба якоря, пока не произойдет их коллапс

Попросите клиента дышать более глубоко и спокойно ждать, как будет разворачиваться ситуация.

Теперь активизируйте одновременно положительный и негативный якорь. Удерживайте оба якоря до тех пор, пока они не образуют заметную на невербальном уровне связку, либо пока не утихнет эмоциональное смятение, а нейтральное или положительное ощущение не займет ведущее положение.

Если этого не произошло (либо не произошло в достаточной мере), необходимо вернуться к этапу 3 и усилить положительный якорь. Теперь продолжайте работать с паттерном дальше.

4.Тестирование

Попросите клиента снова мысленно вернуться к изначальной проблемной ситуации.

Не используйте при этом якоря! Это и есть тестирование. Что теперь испытывает клиент?

Определите, является ли теперь невербальная реакция клиента «положительной».

Усиление заякоренного ресурса может осуществляться тремя способами:

(а) Усиление при помощи непосредственной просьбы

Попросите клиента вернуться к ресурсному переживание (воспоминанию с положительной эмоцией). Когда он полностью ассоциируется с данной ситуацией, произнесите следующее: «Усиль свои ощущения. Создай на их основе сильное переживание. Сделай свои эмоции по возможности более сильными!» и наблюдайте за тем, как клиент будет это делать. Как только заметите отчетливую невербальную реакцию, (снова) закрепите якорь.

(б) Усиление посредством субмодальностей

НЛ-программист исследует вместе с клиентом субмодальности заякоренного впечатления. После этого попросите клиента изменять субмодальности до тех пор, пока у него не появится более сильное переживание (более сильная эмоция).

Возможно, его движения станут при этом более быстрыми, а мимика более отчетливой и т. д. НЛ-программист в этой ситуации пытается определить паттерн (совокупность) субмодальностей, который оптимально способствует усилению впечатления у данного конкретного клиента. В главе 8 («Ресурсы») мы приводим описание этой возможности наряду с другими.

перенос ресурса от одного контекста к другому - student2.ru

(в) «Нанизывание»на якорь

В английском языке это понятие обозначается сложно переводимым выражением stacking the anchor. Смысл этого выражения заключается в том, что НЛ-программист просит клиента вернуться к нескольким различным ситуациям, каждая из которых сопровождалась одной и той же эмоцией. Он закрепляет каждое из этих переживаний на одном и том же якоре. Следовательно, все выглядит так, словно осуществляется «нанизывание на якорь» нескольких переживание.

Наши рекомендации